Академизм (от фр. academisme) – направление в европейской живописи XVI-XIX вв. Базировалось на следовании догмам классического искусства.
Представители академизма определяли этот стиль как живопись, созданную в традициях античного искусства и искусства эпохи Возрождения, только более усовершенствованную.
Работающие в стиле академизма художники огромное внимание уделяли классическому рисунку, а также умению грамотно построить композицию и перспективу. Для академизма характерно идеализации образа, скрупулезная проработка деталей и виртуозное исполнение при общей поверхностности замысла.
Среди первых живописцев – приверженцев данного направления живописи можно назвать итальянских мастеров братьев Лодовико Карраччи (1555-1618 гг.), Агостино Карраччи (1557-1602 г.), Аннибале Карраччи (1560-1609 гг.). Братья создали в Болонье школу живописи – «Академию вступивших на правильный путь (Academia degli Incamminati), ставшую центром художественного образования.
Преподаватели Академии брали за основу обучения наблюдение за природой, подражание великим Микеланджело, Рафаэлю, Тициану, Корреджо и др. Произведения самих художников, хоть и имели свой стиль, весьма напоминали знаменитые шедевры. Например, во фресках Лодовико Карраччи, написанных им для собора Санкт-Микеле-ин-Боско, очевидно подражание Карреджо и Пармиджанино.
Дальнейшее распространение академизма связано также с работой французской Королевской академии живописи и скульптуры, открытой в 1648 году в Париже, и с российской «Академией трех знатнейших художеств», которая с 1757 года работала в Петербурге. Система обучения, которая бралась за основу в каждой из трёх академий, основывалась на достижениях художников античной эпохи и эпохи Возрождения; стиль, присущий произведениям мастеров этих эпох, был признан идеальным. Сам термин «академизм» говорил о связи с античной культурой (Платоновская Академия – школа, организованная Платоном в 380-х гг. до н.э. вблизи Афин на месте захоронения мифического героя Академа).
Лидером европейского академизма называют французского живописца Жана Энгра (1780-1867 гг.). Работы Энгра в основном связаны с мифологической темой и историей античности. Обращение к мифологии и античности означало для художника восхищение идеальной безупречностью силы, красоты и чистоты образов. Художник заявлял, что развитие живописи, достигнув кульминации при Рафаэле, далее начало деградировать, и его, Энгра, задача – вернуть его на уровень, достигнутый в эпоху Возрождения.
Примеры самых известных работ Жана Энгра - «Большая одалиска” (1814 г.), «Апофеоз Гомера» (1827 г.), «Жанна д'Арк на коронации Карла VII» (1854 г.).
Другие представители европейского академизма в живописи - Уильям Бугро, Шарль Барг, Шарль Глэйр (Франция), Луиджи Муссини (Италия). Произведения академистов отличались поверхностным замыслом, но характеризовались виртуозным уровнем исполнения.
Русский академизм, при общем сходстве с европейским, имел целый ряд своих национальных особенностей. Основными чертами русского академизма конца XVIII-начала XIX века были: возвышенная тематика, избыточность форм, помпезность. Кроме библейских сюжетов, парадных портретов, салонных пейзажей, в России весьма распространенным явлением было изображение сцен из «боярского быта», портретов девушек в кокошниках и сарафанах и т.д. Российская академическая живопись во 2-ой половине XIX века содержала все больше элементов реализма и романтизма.
Ярким представителем российского академизма был Карл Брюллов (1799-1852 гг.). Придерживаясь в целом академического направления, живописец однако сумел расширить сюжетные рамки творчества далеко за пределы академизма. Чувство гармонии и радостного принятия жизни (полотно «Всадница», 1832 г.) сменилось ощущением тревожности, интересом к сильным страстям. В своем главном произведении «Последний день Помпеи» (1830-33 гг.) живописец во многом нарушает академические традиции, используя насыщенный колорит и напряженный драматический сюжет.
Среди известных представителей академизма в России – Ф. А. Бруни (1799-1885 гг.), А. А. Иванов (1775-1848 гг.), Г. И. Семирадский (1843-1902 г.), П. В. Басин (1793-1877 гг.).
Как направление живописи, академизм можно толковать неоднозначно. С одной стороны, он помогал сохранять и закреплять традиции старой художественной школы, учил бережному отношению к наследию прошлого. Академическая система образования содействовала формированию национальных художественных школ и воспитанию новых поколений талантливых художников – и в этом смысле ее можно было до определенного времени считать прогрессивным явлением.
С другой стороны, академизм содержал в себе опасность отрыва от современности, формирования застывшего, консервативного искусства, препятствующего развитию новых тенденций и течений. Уже с середины XIX в. система ценностей академизма, ориентированная на идеальные представления о прекрасном и далекая от реальности, стала явно противоречить развитию живого искусства. Это вызывало опасения, а затем и открытые протесты со стороны прогрессивно настроенных живописцев-новаторов.
Сам термин «академизм» приобрел негативное звучание, обозначая совокупность устаревших догм. Под ударами художников-реалистов (и русских передвижников, и зарубежных оппозиционно настроенных живописцев) академизм прекратил свое существование. Отчасти это направление живописи сохранилось в конце XIX и в XX веке в некоторых странах, в основном в формах неоклассицизма.
В последнее время в европейских странах, России и США наблюдается возвращение интереса к академической живописи XIX века и к ее развитию в XX веке. Современные вариации на тему академизма наблюдаются в произведениях таких российских живописцев, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай Третьяков и др.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.