История современной польской графики во многом связана с именами мастеров старшего поколения, творчество которых влилось в художественную жизнь новой Польши. К ним относится и Тадеуш Кулисевич.
Кулисевич родился в небольшом польском городке Калише в семье слесаря. Окончив местную гимназию, он намеревался стать летчиком и даже некоторое время служил в авиации, но все же любовь к искусству взяла верх. В 1923 году, после непродолжительного пребывания в познанской Школе декоративного и изобразительного искусства, Кулисевич поступил в варшавскую Школу изящных искусств, где стал заниматься у крупнейшего графика того времени В. Скочиляса и живописца М. Котарбиньского.
Вскоре Кулисевич, продолжая начинания В. Скочиляса, обратился к «гуралыцине» — изображению жизни горцев. В 1927 году он впервые выехал в Шлем-барк — небольшое горское село на Подгале. Здесь, вслед за первыми гравюрами на дереве — «Женщина- с четками» и «Старый хозяин» — Кулисевич создал цикл ксилографии «Шлем-
барк» (1931). Затем поочередно появились циклы «Бацувка» (1932), «Мефодий» (1934), «Деревня в горах» (1936).
Графические листы Кулисевича обладают большой выразительностью. Молодой художник правдиво, без прикрас изображал жизнь горцев. Это не были слащаво фальшивые картинки деревенского быта, какие писала популярная в ту пору художница З. Стрыеньская и ее подражатели. Нет, глядя на гравюры Кулисевича, зритель видел образы крестьян, придавленных постоянной нуждой, забитых и невежественных. Они воспринимались как гневный обличительный документ против буржуазно-помещичьей Польши. Появление этих листов было значительным событием в художественной жизни страны. Они сделали имя Кулисевича известным и за пределами его родины.
Кулисевич не только занимался ксилографией, но также много рисовал, пользуясь разнообразной техникой. В довоенные годы он чаше всего рисовал карандашом, иногда сангиной, сепией, тушью. Рисунки его отличались высоким мастерством. Для довоенного периода творчества Кулисевича наиболее типичны шлембарковские рисунки, имеющие в большинстве случаев характер этюдов («Сидящий человек», «Девушка в плахте» и др.).
Множество досок с гравюрами Кулисевича и огромное количество его рисунков погибло во время войны. Они сгорели в огне пожаров Варшавского восстания. Сам художник, прожив несколько лет в Кракове, в 1945 году возвратился в Варшаву.
Разрушенная Варшава произвела на Кулисевича неизгладимое впечатление. Отдавая дань уважения героическому городу, художник решил запечатлеть его для потомков. Так появился цикл из 100 рисунков, носящий общее название «Варшава. 1945» (1945— 1946), — взволнованный, полный драматизма рассказ художника об ужасах войны, о варварстве фашистов.
В 1946 году Кулисевич занял пост профессора-преподавателя графики в варшавской Академии изящных искусств. Он совершил ряд творческих поездок за границу. Однако все летние месяцы Кулисевич снова ежегодно проводил на Подгале. Здесь он создал циклы новых произведений. Гравюру на дереве он сменил на рисунок. В своих новых работах художник отошел от трагизма раннего «Шлембарка» и цикла «Варшава. 1945». Настроение шлембарскнх рисунков стало иным. Кулисевич стремился теперь запечатлеть жизнь новой деревни — деревни народной Польши. К циклу этих рисунков («Шлембарк», .1950—1954) по силе своего эмоционального воздействия примыкает серия «Солдаты мира и революции» (1950— 1951), в которой особенно выделяется портрет Ф. Э. Дзержинского, поражающий меткостью характеристики.
Позднее в художественной манере Кулисевича появились экспрессионистические черты. Это сказалось в цикле его рисунков к «Кавказскому меловому кругу» Б. Брехта (1955), в циклах «Индия» (1956), «Мексика» (1957— 1960). За ними последовали такие работы, как «Венецианская лагуна» (1958 и 1961), «Бразилия» (1963). Постепенно у Кулисевича живописность стала вытеснять графические приемы, цвет и пятно сменяют линию и штрих. Кулисевич — участник многих международных художественных выставок. В 1966 году он был удостоен звания почетного члена Флорентийской Академии художеств в связи с ее 400-летием.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.