Вильгельм фон Каульбах был едва ли не самым прославленным из немецких художников середины XIX века. Он был членом всех возможных академий, кавалером всевозможных орденов, работал он только по заказам королей. Его искусство одобрял Гегель, его слава гремела по всей Германии; он казался образцовым художником, таким, каким вообще должен быть художник — создатель «большого стиля».
По прошествии времени творчество Каульбаха подверглось значительной переоценке: стала ясной холодная рассудочность его монументальных работ, их академическая вылощенность, и в то же время обнаружились иные стороны его творчества — его мастерство как рисовальщика, за которое он получил в XX веке прозвище «Генрих Гейне графики».
Творческая деятельность Каульбаха связана главным образом с Мюнхеном. В 1826 году молодой художник перебирается из Дюссельдорфа, где он учился, в столицу Баварии. Здесь он сразу попал в странную, несколько возбужденную атмосферу. Король Людвиг I Баварский мечтал создать из Мюнхена «новые Афины»; город спешно, почти судорожно перестраивался. Строили много и быстро: музеи, триумфальные арки, концертные залы; строили без определенной художественной и культурной традиции, подражая самым различным образцам, главным образом классике и Ренессансу. Разностильная, эклектичная архитектура обильно украшалась живописью: фресками покрывалось все свободное пространство стен, даже иногда наружные стены. Живопись была целиком подчинена архитектуре — все живое, личное, интимное изгонялось беспощадно. Шедевром художника считалась даже не сама фреска, а огромный картон, по которому ученики делали росписи, часто не имея понятия об общем цветовом замысле. В этой лихорадочной обстановке Каульбах с его колоссальной работоспособностью оказался незаменимым. Он принимает участие во всех монументальных работах, пишет исторические, мифологические, аллегорические композиции. В них он целиком отдается рисунку, почти не обращая внимания на цвет. Композиция, принесшая ему славу,— «Битва гуннов» (1839) — представляет собой огромное панно, написанное почти монохромно: коричневым по коричневому.
Своего апогея стиль Каульбаха достигает в росписях Нового музея в Берлине, представлявших собой шесть гигантских композиций, над которыми он работал в 1847—1865 годах. Размеры этих росписей, сотни персонажей, их населяющих, производят оглушительное впечатление.
В 1850 году Каульбах делает эскизы для фресок новой пинакотеки в Мюнхене. В этих работах раскрывается неожиданная грань его таланта — склонность к сатире. Поборники «большого стиля» ополчились на эти фрески. Их называли «увеличенными карикатурами», «бестактностью в большом формате», жалели короля, заплатившего 20 тысяч талеров, чтобы быть осмеянным. Действительно, эти фрески, изображающие художественную жизнь Баварии, полны иронии и довольно-таки ядовитого юмора. Комическая битва классиков и романтиков, гротескные фигуры педантов, преувеличенная радость «свободных художников» по поводу получения письма от короля — все это выходило за рамки претенциозной монументальности.
Но наиболее ярко сатирический дар Каульбаха (а некоторые исследователи считают, что это и было его истинным призванием) проявился в большой серии иллюстраций к «Рейнеке-Лису» Гете (1840 -1846). Несколько тяжеловесная фантазия художника породила массу невероятных и чрезвычайно убедительных персонажей. Тут и царь-лев, и волк Изергим, и сам Рейнеке-Лис - лукавый плут, неистощимый на выдумки и озорные проделки. Серия выдержана в традиции басни, больше того - простонародного анекдота, шванка, с его грубоватыми и беспощадными насмешками над власть имущими. Недаром «Рейнеке-Лис» вызнал такое восхищение В. В. Стасова, уловившего и этих рисунках живую демократическую основу.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.