В первой трети XIX столетия бытовой жанр в русском изобразительном искусстве приобрел новые черты, все более проникаясь демократическими настроениями. Именно в это время впервые в России появился живописец, который сознательно избрал бытовой жанр основной областью своего творчества. Его звали Алексей Гаврилович Венецианов.
Венецианов родился в Москве в небогатой купеческой семье. Уже взрослым человеком он приехал в Петербург, чтобы заниматься искусством. Его учителем стал художник В. Л. Боровиковский. Перенимая опыт этого тонкого портретиста, Венецианов копировал в Эрмитаже картины старых мастеров, главным образом итальянцев XVII века и испанца Мурильо.
Одним из первых наиболее примечательных произведений Венецианова следует признать его «Автопортрет» (1811), на котором художник изобразил себя с палитрой и кистью в руках. Почти одновременно им был написан большой портрет инспектора Академии художеств К. И. Головачевского.
К той же поре относится и группа рисунков Венецианова, посвященных жизни города. Эти рисунки («Сенной рынок», «Порт» и др.) можно расценивать, как попытку дать изобразительный очерк жизни Петербурга.
На события 1812 года художник откликнулся воспроизведенными в офорте и раскрашенными от руки карикатурами социально-бытового характера, обличающими французоманию русского дворянства.
Подъем национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 года, плодотворно сказался на развитии творчества Венецианова. Подвиг народа, поднявшегося на борьбу с наполеоновскими захватчиками, укрепил интерес художника к простому русскому человеку, его бытовому окружению. Основой тематики произведений Венецианова становится жизнь крепостных крестьян.
Оставив Петербург, Венецианов поселился в принадлежавшей ему деревне Сафонково (ныне Калининской области). Там художник создал лучшие свои произведения — галерею крестьянских образов, исполненных большого человеческого достоинства, духовной и физической красоты (1820-е— 1830-е гг.). Венецианов пишет крестьян в их обычном окружении, за повседневным трудом. Он создает тип многофигурной жанровой картины, в которой большую роль играет пейзаж или интерьер. Пейзажные фоны на полотнах Венецианова глубоко национальны. Он по праву считается родоначальником русского лирического пейзажа.
Наиболее известны картины Венецианова «Гумно» и «Жницы» (1820-е гг.), «Утро помещицы» (1823), «Захарка» (1825), «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» (конец 1820-х — начало 1830-х гг.).
Утверждая положительную этическую и эстетическую сущность образа русского крестьянина, Венецианов не избежал идиллической трактовки крестьянской темы, что особенно проявилось в его работах конца 1830-х—1840-х годов.
Еще в 1820-х годах попытка Венецианова стать академическим преподавателем потерпела неудачу. Со временем он сам организовал художественную школу, где обучалось свыше семидесяти учеников, в большинстве своем крепостных, ремесленников, мещан. Вся педагогическая деятельность Венецианова по сути своей была враждебна Академии. Его школа явилась первым художественным учебным заведением в России, где в основу образования ставилась работа с натуры, изучение реальной действительности.
Наиболее последовательными и одаренными «венециановцами» были Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, А. А. Алексеев, Е. Ф. Крендовский, А. Г. Денисов, Л. К. Плахов, С. К. Зарянко, Г. В. Сорока. Эти художники расширили круг жанровых мотивов своего учителя, внимательно и любовно изображая современную им русскую жизнь и русскую природу.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.