Есть у Владимира Маковского картина, изображающая бесприютных бедняков, которые, стоя на морозе, выжидают, когда освободится для них место в ночлежке. В центре этой картины поражает своей выразительностью фигура замерзающего старика, дающего прикурить какому-то оборванцу. Под мышкой у старика папка, на голове видавшая виды шляпа, лицо благородное, интеллигентное. Он бледен, нос его покраснел, закоченевшие голые ноги выглядывают из растоптанных ботинок. Старик этот не кто иной, как Алексей Кондратьевич Саврасов, проведший последние годы жизни в нищете, одиночестве, скитаясь по трущобам. Алкоголизм — тяжкий недуг, которым страдали в царской России многие талантливые люди, привел Саврасова в отделение для бедных 2-й Градской московской больницы, где он и умер.
Таков был финал биографии Саврасова — художника исключительно тонкого лирического дарования.
Саврасов родился в Москве, в семье мелкого торговца. Стремление юноши посвятить себя искусству привело к столкновению с отцом. Саврасов вынужден был переселиться из родительского дома к художнику А. Зыкову и начал посещать Московское училище живописи и ваяния. Его учителем и воспитателем стал К. Рабус — человек глубоко гуманный и высоко образованный. Позднее, после смерти Рабуса, Саврасов явился его преемником на должности педагога и руководителя пейзажного класса.
В творческой биографии Саврасова многое до сих пор остается неясным. Есть периоды, от которых до нас не дошло ни одной или почти, ни одной работы.
Первым крупным произведением Саврасова была картина «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851), в которой молодой художник благодаря своей зоркости сумел придать романтически трактованному образу природы большую жизненную убедительность.
Известно, что в 1849, еще, будучи воспитанником Училища, а затем в 1852 годах Саврасов совершил путешествие на юг России. Несколько работ, привезенных им из второй поездки, были экспонированы на выставке 1853 года в Училище живописи и ваяния. Саврасова заметили. «Пейзажи г. Саврасова «Две степи» и «Вид Киева», — писал в журнале «Москвитянин» скульптор Н. Рамазанов,— дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу... Самобытность его (Саврасова — М. О.) таланта несомненна, да и можно надеяться, что он не впадет ни в какие подражания, столь недостойные прямого дарования».
Каждое новое произведение Саврасова было шагом вперед по пути правдивого изображения природы. Уже картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854) свидетельствовала, что художник ищет красоту и поэзию в обыденных, повседневных мотивах. Полотна «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859) и «Сельский вид» (1867) завершили первый период творчества Саврасова — период поисков своего самобытного языка.
К концу 60-х годов Саврасов вырос в зрелого мастера, глубоко национальные творения которого не уступали по своим художественным достоинствам лучшим образцам европейской пейзажной живописи. Наиболее значительное его произведение этой поры — картина «Лосиный остров» (1869). Позднее, побывав на Волге, Саврасов создает такие замечательные пейзажи, как «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871). Эпические и в то же время интимные, эти пейзажи, воспевающие величие и могущество русской природы, по духу своему близки гражданской лирике русских поэтов-демократов, в частности, поэзии Н. А. Некрасова.
В 1871 году на 1-й Передвижной выставке Саврасов показал свое подлинно классическое произведение «Грачи прилетели», написанное на основе этюдов, сделанных в селе Молвитино, Костромской губернии. Уже современники отмечали удивительную красоту и высокую одухотворенность этой картины. Вот что писал о ней И. Левитан: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане грачи,— и только. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».
Семидесятые годы были годами расцвета творчества Саврасова. В этот период, помимо названных картин, художник создает такие превосходные пейзажи, как «Дорога в лесу» (1871), «Проселок» (1873), «Радуга» (1875) и многие другие.
Саврасов явился основоположником русской демократической пейзажной живописи. Лучшие творения этого замечательного художника оказали большое, плодотворное воздействие на последующих пейзажистов.
Будучи членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, Саврасов активно участвовал в деятельности этого объединения, разделяя взгляды передвижников на задачи и цели искусства.
С 1857 по 1882 год Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния. Своим ученикам, в числе которых были И. Левитан и С. Светославский, он прививал страстную любовь к родной природе. «Чувствуйте и изучайте», — говорил он им.
Начиная с 80-х годов жизнь Саврасова, по выражению Левитана, «была беспросветна и трагична». Измученный тяжелым недугом, он лишь в отдельных пейзажах поднимался до уровня своего прежнего таланта.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.