В ту пору в Петербургской Академии художеств единственно достойными признавались картины на мифологические, библейские и гораздо реже, собственно исторические темы. В классе композиции подобные картины воспитанники Академии «сочиняли», руководствуясь готовыми образцами. Пренебрежение к натуре, бездумное заучивание шаблонных приемов отрицательно сказывалось на художественном качестве ученических работ. Подобное положение дел не могло удовлетворять прогрессивно настроенных молодых художников. В результате в Академии сложилась обстановка, когда, по выражению И. Е. Репина, «профессоров ученики боялись как начальства и не знали как художников». И лишь когда речь заходила о Павле Петровиче Чистякове, суровый осуждающий тон сменялся на восторженный. Чистяков не был идейным вождём молодежи, таким, каким был, скажем, И. Н. Крамской, но в вопросах, связанных с воспитанием художников, в вопросах изучения природы и творческого освоения опыта великих мастеров прошлого авторитет его был непререкаем. О громадной пользе уроков Чистякова в один голос говорят по-разному смотревшие на задачи искусства — И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель.
Павлу Чистякову, семнадцатилетнему сыну крестьянина, нелегко было поступить в Академию. Под руководством П. В. Васина Чистяков быстро усвоил систему приемов академического мастерства. Его рисунки студенческих лет отличаются ясностью формы. Но не меньшее значение чем занято» в Академии имело для него знакомство с произведениями А. А. Иванова, которого он считал лучшим русским художником. В 1860 году Чистяков получил золотую медаль за историческую композицию «Патриарх Гермоген в темнице, отказывающийся подписать грамоту о сдаче Москвы полякам», а на следующий год — Большую золотую медаль за полотно «Великая княгиня Софья Витовтовна, срывающая пояс с Василия Косого на свадьбе Василия Темного». О последней работе В. В. Стасов писал впоследствии, разбирая ее наряду с картинами на эту же тему К. Ф. Гуна и В. В. Верещагина, соучеников Чистякова: «Какой громадный успех имели тогда эти картины! Как они тогда казались «историчны» и талантливы! И в самом деле: как было не радоваться на них, когда они являлись заменять сюжеты из учебников «классической, древности».
Но наряду с этим художника привлекла и жанровая живопись. Как пенсионер Академии он побывал в Париже и несколько лет прожил в Риме. Там он исполнил ряд этюдов и портретов. Когда в 1870 году Чистяков возвратился на родину, его работы были весьма высоко оценены в художественной среде. За эти жанровые произведения — «Каменотес», «Чучара», «Римский нищий», «Дети-нищие» — ему было присуждено звание академика.
Среди более поздних работ Чистякова выделяется острой психологической характеристикой историческое полотно «Боярин» (1876). Чистяков написал ряд портретов, был хорошим рисовальщиком («Натурщик», 1858). И все-таки значение его собственных произведений несоизмеримо с его педагогической деятельностью. Впервые он начал преподавать, еще сам, будучи студентом, в школе Общества поощрения художников. В 1872 году его пригласили в Академию. Но лишь через двадцать лет ему присвоили звание профессора. Академическое начальство было недовольно теми методами преподавания, которых придерживался Чистяков. В 1912 году Чистяков по болезни оставил Академию.
Противник академической рутины, Чистяков был твердо убежден, что мастерство художника должно основываться на глубоком изучении натуры: «Я всю жизнь читал великую книгу природы: черпать все из себя, не обращаясь к родной природе, — учил Чистяков, — значит останавливаться или падать. Художник должен все изучить, познать на деле и сохранить свежесть восприятия».
В основу своего педагогического метода Чистяков положил лучшие традиции академической школы, дополнив ее достижениями А. Г. Венецианова и А. А. Иванова, внеся свои, подсказанные практикой коррективы.
Девизом Чистякова было: «Идея подчиняет технику». Основой основ изобразительного искусства он считал строгую школу рисунка. Он начинал обучение с простейших постановок и затем последовательно переходил ко все более сложным. Но сам характер рисунка, по мнению мастера, должен определяться особенностями конкретной модели. Продолжая классические традиции Академии, Чистяков требовал от своих воспитанников внимательнейшего изучения анатомии, дающей знание строения живой формы. Он восставал против того, что «учеников в натурном классе приучали вместо мускулов, костей и пр. одни пятна видеть и изображать». Немало внимания уделял Чистяков и вопросам композиции, колорита. «Цвет в картине должен помогать содержанию, а не блистать глупо-хвастливо», — говорил он своим ученикам. Он призы вал молодых художников не забывать о целостности каждого произведения и вместе с тем помнить о верности природе. Однако, придавая такое большое значение работе с натуры, Чистяков чувствовал, что здесь художник может впасть в натурализм. Ведь «легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографии... если не умеешь охватить общее».
Чистяков справедливо и не без гордости мог писать: «Я всех обучил, начиная с 1871 года». Этот замечательный педагог воспитал не только поколение Репина, Сурикова и Васнецова, но и поколение Врубеля, Серова, Нестерова.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.