Порой эпоху немецкого Возрождения в специальной литературе характеризуют как время Дюрера. Если брать общее тяготение искусства той поры к реализму, многостороннему и полному показу действительности, то такое определение не вызывает возражений. Но оно несправедливо с той точки зрения, что XVI век — период общего большого подъема немецкого изобразительного искусства и расцвета творчества плеяды нескольких мастеров мирового масштаба. Среди них одно из первых мест должно быть отведено Луке (Лукасу) Кранаху Старшему.
Лука Кранах Старший был лучшим живописцем Саксонии. (В раздробленной на отдельные земли и княжества Германии была велика и обособленность отдельных школ в искусстве.) В Саксонии он работал с 22 лет. Родом же Кранах Старший был из Верхней Франконии, из мало чем примечательного небольшого города Кронаха. С 1500 года он жил в Вене, перед этим предварительно побывав в Мюнхене. В 1501 году Кранах появляется в Виттенберге при дворе саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, покровительствовавшего изящным искусствам. Вероятно, молодой художник был хорошо знаком и с работами нюренбергских мастеров, и с картинами, так называемой дунайской школы. В Виттенберге на него произвели впечатление работы художника Барбари, однако уже в первых, дошедших до нас работах Лука Кранах Старший предстает перед нами как самостоятельно мыслящий и талантливый живописец.
Фридрих Мудрый назначил Кранаха придворным художником. На этой должности мастер числился и при преемниках курфюрста. Тот, кто когда-либо читал повести Гофмана из жизни средневековых ремесленников, скажем, «Мастер Иоганн Вахт», легко себе представит фон творчества Кранаха. Он быстро стал весьма богатым человеком, у него была собственная большая мастерская, где работало много подмастерьев и учеников. Его даже выбирали бургомистром — так уважаем, он был горожанами. При этом личность Луки Кранаха Старшего трудно до конца понять вне его дружбы с Лютером, поддержки им сторонников Лютера в их борьбе. Наконец, нельзя не учитывать и того, что Виттенберг не был каким-нибудь захудалым ремесленным центром. Это старый университетский город, с напряженной духовной жизнью.
Работы Кранаха первых лет его пребывания в Виттенберге говорят о влечении к сказочному и фантастическому. Среди них — и гравюры на библейские сюжеты, и гравюры, посвященные охотам, рыцарским турнирам, и такие картины, как «Отдых на пути в Египет» (1504). Художник тщательно и с любовью исполняет многочисленные детали. Линейный строй его работ сложен и прихотлив. В них очевидно акцентирование декоративных моментов, ясно читается уважение к искусству готики. Поражает редкое тогда внимание к жизни природы. Пейзаж уже сознательно включается в эмоциональную структуру произведения.
Где-то около 1510 года, после ряда разнонаправленных по своим устремлениям работ — то декоративного характера, то подчеркнуто драматических, наступает в творчестве Луки Кранаха период, когда его творческие установки действительно заметно сближаются с идеями дюреровского искусства. Это произошло под влиянием итальянского искусства, привлекшего его своей близостью природе и высочайшим мастерством. Находящаяся в ленинградском Эрмитаже «Венера» (1509) написана им явно под впечатлением от итальянцев, хотя сама трактовка темы весьма своеобразна. Сходна с ней и «Мадонна с младенцем» в собрании московского Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В ней очевидно стремление к пластичности объемов, плавности линий, к единству и сдержанному благородству колорита, хотя пристрастие к ювелирной проработке деталей и излишняя утонченность выдают школу немецкого средневековья.
В эти годы начинает по-настоящему формироваться и Лука Кранах-портретист. На протяжении всей своей жизни он писал портреты, очень многообразные по приемам и задачам, в них решаемым, например — великолепные парадные торжественные портреты. Один из них, украшающий Дрезденскую галерею — «Портрет герцога Генриха Благочестивого Саксонского и его супруги Катарины Мекленбургской» (1514). И здесь, как и в прочих портретах такого рода, роскошь аксессуаров, золото и пышность костюмов сочетаются с тонкой портретной характеристикой.
Лука Кранах является автором целого ряда портретов, знаменующих новую эпоху в немецком портретном искусстве, таких, как поразительные по психологической точности и глубине портреты отца Лютера (1530), гравированный портрет самого Лютера (1520) и автопортрет 1550 года. Обычно портреты эти внешне очень просты. Выполнены они в строгой, скорее линейно-графической, чем живописной манере. Предельная точность Луки Кранаха переходит уже в иное качество и иное измерение. Он чрезвычайно внимателен к внутренней жизни портретируемого, честен, порой до беспощадности. Он не только документально запечатлевает облик заказчика, но и анализирует последовательно его характер.
В 1520-е годы в творчестве Луки Кранаха намечается резкий перелом. Казалось бы, мастер уже твердо был намерен идти по пути, намеченному великими итальянцами, но он неожиданно начинает работать в 'ином духе. Нередко произведения Луки Кранаха, сделанные в последние десятилетия его жизни, связывают с маньеризмом. Другие пытаются оспаривать это. Но как бы то ни было, Кранах уже иной. Его любимой моделью становится изысканная — почти до жеманства — женщина, с косо поставленными глазами и манерно изгибающимися линиями силуэта. Не отказываясь вовсе от достижений предшествующих лет, он вновь усиливает декоративное начало в своей живописи. Он создает мир, в котором действие развивается по особым законам, где все рафинированно, утонченно. Изыскан цветовой и линейный строй, картина напоминает собой драгоценную, почти ювелирно сработанную вещь. Тем не менее, в ней достаточно сильно эмоциональное начало, хотя и скрытое за кажущейся порой рациональной системой приемов, которые варьируются из полотна в полотно. Образцы маньеристического творчества Луки Кранаха Старшего есть и в наших музеях — ив Москве, и в Ленинграде. В числе наиболее известных работ этого же плана — многочисленные «Венеры»", «Аполлон и Диана» (1530) в Берлине, «Суд Париса» (1529) в нью-йоркском музее Метрополитен.
Последователи и ученики Луки Кранаха Старшего выхолостили его стиль. Существует много работ из мастерской Кранаха, на которых, хотя они и помечены его знаком (крылатой змеей), лежит печать холодного ремесленничества. Только его сын Лука Кранах Младший сумел занять достойное место в истории искусств.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.