«Стать звонким вестником добра! — эта юношеская строчка из сборника Велимира Хлебникова «Творения» на долгое время окрасила жизнь Петра Митурича и как бы предопределила короткую, но проникновенную дружбу двух художников. Напряженная жизнь поэта, его философские взгляды наложили печать на творчество художника. Их союз в течение — всего лишь — трех месяцев, трагическое угасание поэта обогатили его нового друга небывалым мудрым содержанием, строгостью к себе, деятельным вдохновением. А ведь к этим годам на счету тридцатипятилетнего художника было участие в нескольких выставках, сотрудничество во многих журналах, в том числе в «Голосе жизни» и «Аполлоне», выполнение скульптурных украшений и стенных росписей в Киеве, оформление зданий Петрограда к 1-й годовщине Октября, иллюстрации детских книг и создание плакатов, работа над архитектурными проектами. Но смерть Хлебникова как будто по-новому выстроила внутреннюю жизнь художника. Его рисунок стал визионерски точным, классически строгим, окрасился скорбью. В рисунках «Речка в деревне Санталово», «Больной Велимир Хлебников», «Велимир Хлебников на смертном одре» (все 1922 г.) — скупость содержания экономит силы художника, углубляет и одухотворяет изображенное. Они аскетичны, возвышенны. В портретах Хлебникова горькие чувства художника преображаются в торжественную хвалу своему другу, поэту, поэтам вообще. Художник заставляет нас включиться в напряженную атмосферу своих душевных состояний. Здесь Митурич, закончивший в Петербургской Академии художеств класс батальной живописи Н. С. Самокиша, предстает тонким лириком. Излюбленная техника Митурича — тушь, перо — обрела в этих рисунках всю полноту своих достоинств. Благородная глубина черного цвета, рядом с которым белизна листа выглядит кристальной, дает впечатление разреженности, сияющей чистоты воздуха. К середине 20-х годов сузился сюжетный круг работ Митурича. Художник ограничил себя пейзажами и портретами. Его интересуют отдельные, «одинокие» объекты: малый уголок пейзажа, дерево, ветка («Москва-река», 1924; «Тропинка в лесу. Хвалынск» 1926; «Дубы», 1927). Лицо первостепенно в его портретах, жесты нейтральны, формы тела обобщены («Портрет сына», 1943; «Портрет Н. Л. Степановой», 1946).
Взгляд Митурича обладает магической остротой. В единичных объектах художник вскрывает мощную энергию: яростно взвихриваются, клубятся линии — силовые потоки космоса. А рядом можно увидеть рисунки, в которых отразилось иное состояние — мир и покой («Зима. Малоярославец», 1948).
Его живописи свойственны эпические настроения. Величавые панорамы гор «походили на работу строгой мысли» — это фраза Хлебникова не раз вспоминалась Митуричу на Кавказе.
Митурич работал только с натуры. Предметы его внимания, самые простые и безыскусственные, вызывают к себе уважение, повышенный интерес своим достоинством, значительностью. В них есть и пронзительность новизны. Ритм в его работах то экспрессивный, торопящийся, то спокойный, созерцательный («Деревце», «Цветы», «Сосна», «Яблоня», 1940-е гг.). А вот целая череда заборчиков, каждый со своей историей, характером («Заборчик. Звенигород», 1935; «Сухое дерево», 1955).
Взгляд Митурича на природу бывает, как у инженера, рациональным. Глядя на полет птицы, он, возможно, вспоминал слова Леонардо да Винчи: «Птица есть инструмент, действующий на основании математических законов». Больше того, художник-профессионал, Митурич отдавал много сил конструированию. Он повторил попытку, сделанную четыреста лет назад Леонардо по созданию орнитоптера, получил ряд патентов. Это было типично для Советской России 20-х годов — многие художники были одновременно и техниками, инженерами, изобретателями. Как будто сбывалось пророчество В. Хлебникова, верившего в приход людей будущего — «будетлян-изобретателей», призванных заменить «приобретателей». И Митурич обратился к природе, чтобы перенять ее совершенную структуру, чтобы «оприродить» машину.
Жажда высоты, мечты о полете проникают и в рисунки художника («В саду», 1924; «Виноградники. Судак», 1939; «Деревце», 1940; «Комнатные цветы», 1948). Кажется, что они сделаны в особо разряженной атмосфере, где воздух напряжен, звонок. Воздух, кажется, не только облегчает видимый мир, но и творит его, материализуя предметы, деревья, цветы, лица…
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г., изд-во "Советский художник"
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.