Песни, подобные этой, отличались локаничностыо и рельефностью музыкальной мысли, делавшими их удобными для запоминания. Кроме того, простота мелодического рисунка позволяла легко «полифонизировать» песню, то есть предоставляла исполнителям возможность собственного творчества, что, по словам Д. Недельковича, вызывало особый творческий подъем, ощущение непосредственного участия в коллективном выражении революционных чувств и идей. Именно благодаря этим качествам песни находили быстрое распространение в различных областях страны, передавались из поколения в поколение и сохранили свое значение по сей день.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Рассматривая тенденции в искусстве прошлого, которые так или иначе воздействовали на сложение социалистического искусства в югославянских областях, объединившихся в 1918 г. в единое государство, надо помнить о глубоких корнях демократических, народных традиций в культуре населявших их народов.
В силу исторических условий в новое время, когда борьба с иноземным игом и сохранение национальной самобытности стали важнейшим делом этих народов, обращение к собственным традициям, верность им сыграли поистине колоссальную роль. Сами же художественные традиции, пройдя сквозь призму народного самосознания в период освободительной борьбы, окрашивались в демократические тона.
Искусство времен независимости стало для народов нынешней Югославии истоками духовной культуры. В обращении к ним все прогрессивное искусство XIX—XX вв. неизменно черпало живительные импульсы демократизма и народности (так, творчество прекрасного мастера XIII в. Радована вдохновляло крупнейшего югославского скульптора XX в. Ивана Мештровича).
Щедрое и плодотворное воздействие национальная традиция могла оказывать потому, что речь идет о памятниках очень высокого художественного уровня. Достаточно напомнить блистательный эпизод Далматинского Возрождения (XV — начало XVI в.), работы Юрия Далматинца, архитектора и скульптора, или живописца Николы Божидаровича. Сербия, входившая в круг восточно-христианской культуры, внесла в нее неповторимый вклад своими фресковыми росписями XII—XIII вв. (в Нерези, Сопочанах, Мелешеве). В свою очередь Словения породила близкое к центральной европейской художественной проблематике своего времени творчество даровитых живописцев Янеза Люблянского и Винценца из Каства.
Все это естественно предопределяло несомненную общность в развитии отдельных национальных культур на югославянских землях, которая проявлялась и в XIX в., в пору, когда основные процессы, протекавшие в сфере изобразительных искусств, вели к сложению национального искусства нового времени, к преодолению провинциальной замкнутости и отсталости и включению в общий поток европейского искусства.
Однако процессы эти в различных национальных областях развивались во многом в несхожих социально-политических условиях, опирались на имевшие свои существенные отличия культурно-художественные традиции; тем более, что отдельные юго-славянские земли входили в систему различных государственных объединений.
Поэтому, говоря о художественном творчестве в Сербии, Хорватии, Словении, на протяжении почти всего XIX столетия приходится рассматривать их как отдельные очаги искусства. Правда, нельзя упускать из виду того, что в последние десятилетия начиная с 90-х годов происходил и процесс активного сближения художественных культур названных областей, а мечта о всеславянском единстве всегда была одним из наиболее действенных импульсов их общественного и культурного развития.
Заслуживает упоминания тот факт, что сербские и македонские живописцы (как монументалисты, так и художники икон) работали в России в XIV в. и внесли в русское искусство серьезный вклад. См.: Алешина Л. С, Яворская Н. В. Искусство Югославии, М., 1966, с. 47.
В аспекте изучаемой темы наибольший интерес представляет творческая практика Сербии, Хорватии и Словении.
Отмеченные тенденции к самоопределению и самоосознанию средствами искусства проявились, как отмечалось, с особой силой в 1890—1900 гг. Не случайно именно эти годы дали первый стремительный подъем искусства уже в новых, общеевропейских формах. Доказательством тому может служить творчество И. Мештровича и многие другие факты из области разных видов искусства.
Вторая половина XIX в. была временем собирания сил. При этом для истории сложения демократических, социально заостренных форм искусства часто не столько важны отдельные произведения, отдельные факты художественной жизни, сколько само движение культуры, возникновение новых общественных функций искусства.
Среди различных художественных направлений, существовавших в Сербии XIX в., наибольшее значение для развития демократических устремлений искусства имел романтизм. Именно романтизм — и как мировоззренческая категория, и как стилевая форма — был наиболее органичен для искусства страны, поздно добившейся независимости, проходившей этап активного самоутверждения. В прозе, поэзии и в изобразительном искусстве он пустил глубокие корни, напоминая те художественные явления, которые имели место в Польше и Венгрии, где высшие достижения в области искусства связаны в XIX в. именно с романтическим направлением.
В живописи романтические тенденции проявились полнее всего в портрете, пейзаже и исторической композиции. При этом речь идет не об академическом, салонном варианте романтизма, с которым часто приходится встречаться, например, в венгерском и хорватском искусстве; в Сербии романтизм уже при своем возникновении был окрашен в революционно-действенные тона, впрямую соприкасаясь с патриотической программой прогрессивных партий того времени.
Сербский романтизм, развивавшийся в стране, где проблемы национального освобождения оставались жгучими на протяжении всей второй половины века, был прочно связан с целым комплексом демократических воззрений. Он продолжил на свой лад идеи сербского просветительства, призывая понять и прославить свое прошлое, зримо воплотить его в образах, доступных народу, что необходимо подчеркнуть особо.
Ярким воплощением подобных тенденций было творчество Джуры Якшича (1832—1878). Жизнь его целиком была посвящена патриотическому служению: он был деятельным членом «Омладины». Однако не только локально сербские задачи формировали его талант. Якшич впитал идеалы «весны народов», отблеск революционных событий лежит на всем его литературном и художественном творчестве, придавая ему более всеобщий и глубокий смысл.
События 1848 г. застали Якшича в Венгрии, где он учился и где вплотную соприкоснулся с революционной деятельностью передовых венгерских кругов. Не случайно в его творчестве так отчетливо проступают созвучия с революционной поэзией его современника и сверстника Шандора Петёфи. Как живописец Якшич чаще всего обращался к портрету (в том числе и к портрету историческому) и исторической картине. Но он избирал темой своих произведений и события освободительного движения, свидетелем и участником которых был сам. Его темпераментная живопись, с типичными для романтизма цветовыми контрастами, с динамизмом изобразительной стилистики, относится к лучшим страницам истории сербского художественного творчества XIX в. Свои исторические композиции Якшич никогда не трактует в стиле салонного академизма. Для него характерна попытка создать как бы живое видение прошлого, он дал серию исторических картин и портретов, на которых, в сценах, исполненных драматизма, появляются князь Лазар, князь Милан и другие герои национальной истории.
Демократизм Якшича словно бы прирожденный. И, безусловно, идеалы 1848 г. с их широчайшим идейно-художественным резонансом сыграли здесь не последнюю роль. Они предопределили, в частности, то тяготение к поискам национальной эпики, воплощающей самую суть истории сербского народа, которую можно ощутить в лучших работах Якшича. Народность его картин заключена именно в слитности их образов с народным представлением об истории, с памятью о героях, песни о которых слагаются и хранятся в сердце народа, с духом противостояния злу и насилию. Поэтому Якшич и создает в своей картине «На страже» (1876—1878) типизированный образ национального героя — борца за освобождение, равно близкий прошлому и настоящему, своего рода «Безымянного Героя» национальной истории. Именно таков часовой из названной картины — образ обобщенный, вобравший в себя силу и стойкость, духовную энергию непокорившегося народа. Этот неусыпный страж внутренне близок и современникам Якшича, сербским деятелям национального Освобождения, которые, по его словам, «встают перед ним как живые». И название картины, и образ главного героя глубоко символичны. Искусство Сербии никогда еще не знало такой смысловой концентрированности, не знало оно и такого живописного широкого письма, насыщенных тонов, резких цветовых и световых контрастов. Справедливо утверждение М. Йовановича о том, что «эпоха романтизма» в сербской живописи означает, в сущности, то же самое, что «эпоха Джуры Якшича».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.