Рихард Лауда (1873—1929), выступивший одновременно с Мыслбеком, отметил новый этап в развитии жанровой картины, посвященной крестьянской тематике. В отличие от Упрки он воспринимал жизнь деревни более прозаически. Изображая крестьянок за уборкой картофеля («Копка картофеля», 1910) или очисткой поля от камней («Сбор камней», 1908) он дает в согбенных фигурах собирательный образ тяжелого, но не принижающего человека труда. Хорошо владея искусством выразительного силуэта и цветовой плоскости, Лауда удачно запечатлел на холсте движение человека, занятого изнурительной работой — в сильном напряжении и естественной красоте. В картине «Ледорубы» (1913) он передавал в темных силуэтах фигур на снегу уверенную поступь людей с топорами и баграми на плечах, словно строем идущих солдат. В этой картине трудовые люди наделены большим внутренним достоинством и представлены не разобщенно, а в некоем единстве, придающем им внушительную силу. В развитии прогрессивных художественных тенденций особую роль сыграл пейзаж, представленный целой школой художников во главе с Антонином Славичеком (1870—1910), выдающимся живописцем, самобытно и ярко претворившим в своем творчестве принципы импрессионизма. В пейзаже, издавно служившем для Чехии одной из важнейших форм воплощения идей национально-освободительного движения, усиливается лирико-поэтическое начало. Одновременно с этим решаются проблемы пленэра и импрессионизма. Чрезвычайно важным было то, что развитие импрессионизма в чешском пейзаже сопровождалось углублением и усложнением его идейного содержания. Пейзаж более непосредственно и живо стал выражать настроения, мечты, романтические порывы, представления о прекрасном — весь идейно-образный комплекс, сложившийся у передовой интеллигенции под знаком неудовлетворенности жизнью и неприятия буржуазной действительности. Чешский пейзаж рубежа веков пронизан духом внутренней независимости художника от рабской буржуазной морали, осознания глубокой связи с жизнью и судьбами народа. Это можно прежде всего сказать о таком крупном представителе национального искусства, как А. Славичек.
Для Славичека характерны поиски широких и сложных обобщений в пейзаже; от непосредственного этюда, любимого импрессионистами, он неизменно переходит к эпическому воспеванию чешской земли. Пейзаж «Июньский день» (1898—1899) с его необъятными просторами и далями становится едва ли не образом всей чешской земли. Поэт обычного пейзажа, Славичек опирается в работе не только на живое впечатление, но и на знание жизни людей, истории края и литературы о нем. Его произведение становится сложным синтезом впечатлений и размышлений о жизни. Это, в частности, относится к пейзажам таборского края (1902), в которых, кажется, живет дух гуситов.
По мере творческого развития усиливается социальное звучание произведений Славичека, что проявляется в пейзажах Чешско-Моравской возвышенности (1903—1905). Славичек создает глубоко психологический «портрет» сурового края бедных ткачей, ведущих постоянную борьбу с каменистой землей. Самый значительный из этих пейзажей «У нас в Каменичках» (1904) дает представление о суровой реальности. Создавая правдивую картину природы и одновременно ее монументальный образ, Славичек поведал и о трудной судьбе людей, и о их величии и мужестве.
Славичек вошел в историю искусства как знаток современного города. В ряде пейзажей он показывает Прагу без прикрас — в серых буднях, сумерках, дождях, тесноте и скученности застроек. В 1908—1909 гг. он пишет промышленные пейзажи — изображение Кладненского металлургического предприятия. Подобный пейзаж создает и Зденка Браунерова (1858—1934). Драматическим диссонансом врывается в серию ее тихих старопражских уголков монументальный и суровый пейзаж-ноктюрн «Кладно» (офорт с акватинтой, 1905—1906), предвосхитив графические пейзажи 1920-х годов у одного из ведущих мастеров «социального искусства» В. Силовского. В этих произведениях рабочий как бы присутствует за кадром — это сообщает пейзажу могучую выразительность и совершенно новую, напряженную динамичность.
Символизм был для Чехии значительным явлением. Внутренние противоречия выявились в нем еще в 90-е годы, когда его представители предприняли попытки объединиться на базе различных обществ или журналов. Сложный процесс размежевания проходил и в изобразительном искусстве. И здесь можно выделить явления прогрессивного и декадентского, упадочнического содержания. Художники, связанные с передовыми тенденциями в символизме, не бежали от жизни и выражали протест против буржуазной действительности активно, хотя и не всегда в формах открытого обличения.
Один из самых тонких и проникновенных лирических талантов своей эпохи, прекрасный колорист Ян Прейслер (1872— 1918) хорошо передал в своем искусстве мечты о лучшем, смутную тревогу, неудовлетворенность существующим. В основе его искусства лежало стремление к светлому, поэтическому, поиски идеалов прекрасного. Прейслер глубоко чувствовал, что эти идеалы противоречат тому, что его окружало (об этом он вполне определенно сообщал в одном из писем). На искусство он смотрел как на средство преображения жизни с помощью красоты. Неудивительно, что он жадно искал монументальных форм искусства, много сил отдал монументально-декоративным росписям, плакату, иллюстрации. Им владело желание сделать искусство духовно содержательным. Творчество Прейслера несло в себе представление о человеке, способном к мечте и живущем среди прекрасной природы. Этот идеал жизненной гармонии подчас получал истолкование в произведении, близком по своей поэтике к сказке или мифу («Весна», 1900; «Картина из большого цикла», 1901—1902), нередко обретал жизненно-конкретное воплощение («Весна», 1906). Картины весеннего пробуждения, особенно любимые Прейслером в ранние годы творчества, сменялись выражением глубокой меланхолии и разочарования (серия полотен «Черное озеро», 1904). Искусство художника, безусловно, ценно своим стремлением к прекрасному, возвышенному, утверждением гуманистического идеала, поисками поэтического. Прейслер, так же как Славичек, выступил наследником и продолжателем традиции, уходящей корнями в глубокое прошлое и получившей полное раскрытие у Й. Манеса.
Характерно, что героями Прейслера были не только средневековые рыцари и заколдованные принцессы, но гораздо чаще встречается у него городской юноша, собирательный тип своей эпохи, наделенный художником сложной внутренней жизнью. Изобразив в плакате Хозяйственно-промышленной и ремесленной выставки в Бероуне (1899) рабочего в крепком рукопожатии с крестьянином, Прейслер внес лепту в разработку образов и символики социалистического искусства.
Прейслер сыграл большую роль в дальнейшем развитии чешского искусства; в 1913—1918 гг. у него учились художники, выступившие в 20-е годы с программой реалистического искусства и прогрессивных идейных устремлений.
Поэтическая структура чешского символизма складывалась также в искусстве Макса Швабинского (1873—1962), что можно заметить в ряде ранних произведений художника, в том числе в монументальной композиции «Бедный край» (1900). Творчество этого художника, так же как и многих других, не ограничивалось одним стилистическим направлением или одним жанром искусства. Во всем многообразии явлений следует выделить искусство портрета. Швабинский уделял большое внимание образу человека. Он возродил лучшие традиции портрета в Чехии, вывел это искусство из состояния упадка, определил новые пути его развития.
В 90-е годы была заложена основа портретной галереи Швабинского, пополнявшаяся им в течение всей жизни. Она включала образы передовых деятелей чешской культуры, науки и политической мысли (Сметана, Дворжак, Чех, Алеш, Палацкий, Ригер), крестьян (Ирса и др.), родственников, друзей и знакомых художника. Швабинский с успехом разработал тип интимного камерного портрета и умел создать правдивое и психологически глубокое представление о человеке. Швабинского следует поставить в один ряд с передовыми деятелями мировой культуры, воплотившими гуманистические идеалы.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.