Подобно Гейне, Бюхнер оказался по крайней мере на голову выше самых радикальных умов немецкой бюргерской оппозиции. Его наследие невелико: две завершенные драмы — «Смерть Дантона» и «Леоне и Лена», незаконченный «Войцек», а также незавершенная новелла о Якобе Ленце. Но роль Бюхнера в развитии прогрессивного немецкого искусства, в том числе и социалистического, огромна. Драматургия Бюхнера поражает не только значительностью и новаторством в постановке острейших социальных проблем, но и методом их решения. Намного опережая развитие немецкой так называемой характерной драмы, Бюхнер создает великолепный образец современной психологической драматургии, особенно в «Войцеке». «Смерть Дантона» сыграла исключительную роль в становлении революционной исторической драмы.
Автор знаменитого воззвания «Гессенский сельский вестник» с его призывом «Мир хижинам, война дворцам!» отчетливо видел
и понимал положение Германии тех лет: «Материальный гнет, который довлеет над большей частью Германии, столь же печален и достоин поношения, как и духовный; и с моей точки зрения будет огорчительно не то, что иной либерал не имеет права публиковать свои мысли, а то, что многие тысячи семейств не в состоянии смазать картофель жиром». Бюхнеровские пьесы отчетливо раскрывают непреложные истины: право власть имущих предполагает бесправие угнетенных, мораль угнетателей — мораль не для угнетенных, а противоречие между богатеем и нищим предполагает кардинально разный характер мышления.
Бюхнер не разделял идеалистически обоснованного исторического оптимизма, которым питалась немецкая классика и который продолжали исповедовать утопические социалисты. Будучи естествоиспытателем, он столь же трезво наблюдал и безжалостно анализировал общественную реальность, как и природу. Абстрактная вера в некий прогрессивный идеал не помогала выходу за пределы убожества его эпохи. Поэтому отказ от идей утопических оказывался необходимым условием движения вперед. Однако Бюхнер не мог отыскать той точки опоры, которая позволила бы ему сориентироваться в настоящем и с уверенностью глядеть в будущее. Причиной тому — вульгарно-материалистическое, метафизическое мировоззрение, поскольку отрицание идеализма вообще привело Бюхнера и к утрате гегелевской диалектики. Поэтому он лучше видел реальность в статике, нежели в развитии.
Бюхнер стремился к революционному переустройству общества, но крах всех революционных начинаний тех лет породил у драматурга почти трагическое настроение. Это ощущается и в драмах, и в комедии, но тем не менее не изменило якобинской сущности бюхнеровского демократизма. «Если когда-нибудь суждено быть насильственной революции,— писал он в одном из писем,— то она может и должна быть совершена большой массой народа, которая числом и мощью сумеет подавить солдат. Следовательно, речь идет о том, чтобы привлечь на свою сторону эту большую массу». Освобождение народа может стать делом только самого народа — такова главная мысль драматурга, приведшая его к самому порогу понимания необходимости новой социальной революции.
События 1830 г. обращают внимание Бюхнера к Великой французской революции, изучая которую, драматург оказывается пораженным тем, что он называет «дьявольским фатализмом истории». «В человеческой природе я обнаружил ужасающую одинаковость, в человеческих судьбах — неотвратимость, перед которой ничтожно всё и вся. Отдельная личность — лишь пена на волне, величина — чистый случай, господство гения — кукольный театр, смешная попытка бороться с железным законом; единственное, что в наших силах — это познать его; овладеть им невозможно». Сколь ни пессимистично такое открытие, в «Смерти Дантона» мы видим другое: овладение объективными законами истории. Это позволило Бюхнеру создать такую художественную концепцию, которая вознесла его драму выше всех других исторических произведений XIX в.
В «Смерти Дантона» Бюхнер порывает с так называемыми «идеальными поэтами», поскольку считает, что «они изображают почти что сплошь марионеток с розово-голубыми носиками и деланным пафосом, а не людей из плоти и крови...» Он — за Гёте и Шекспира, но против Шиллера, точнее, против его эпигонов. Драматург «...воссоздает для нас историю, непосредственно переносит нас в жизнь того времени...», но он «не моралист, он задумывает и создает образы, оживляет прошедшие времена, а уж люди пусть извлекают из них уроки, как при изучении истории или наблюдении того, что окружает их в повседневной жизни». Впервые в немецкой драме освещение протагонистов истории в «Смерти Дантона» дается не «сверху», а «снизу», с плебейской точки зрения. Основным критерием становятся не политические и иные идеалы, а материальные потребности, продиктованные интересами материальными. Поэтому выбор героя сознательно обусловлен и направлен против обычного героического идеала.
Подлинная актуальность трагедии в том, что на ее материале раскрывались проблемы немецкой действительности. На пороге буржуазно-демократической революции в Германии Бюхнер искал ответ на жгучий вопрос: в какой степени человек может повлиять на механизм истории? Способен ли он преодолеть «дьявольский фатализм истории»? Поэтому композиция трагедии аналитична, действие ее начинается тогда, когда судьба Дантона уже предрешена.
Судит Дантона не один Робеспьер, а весь обманутый народ. Но Бюхнер вместе с Дантоном видит и то, что Робеспьеру также не дано разрешить социальную проблему в интересах народа. Драматург не дошел до подлинных причин этого заколдованного круга, не возвысился до мысли о необходимости ликвидации частной собственности. Он усматривает неизбежность краха Робеспьера в том же радикальном мелкобуржуазном демократизме, которым оказалось отмечено и его, Бюхнера, время.
В «Войцеке» Бюхнер впервые в немецкой драме вывел на сцену «несчастнейшего из несчастных» — пролетария, к тому же вынужденного облачиться в солдатский мундир. Драматург убежден, что надо «искать обновления духовной жизни в народе», а поэтому далек от стремления вызвать простое сострадание к судьбе Войцека. Пьеса — прежде всего обвинительный акт против тех, кто превращает нормального, доброго и незаурядного человека сперва в подопытного кролика, а затем в преступника. Ради обеспечения относительно нормального существования Войцек готов на все. Что касается морали, то «не фокус быть честным человеком, когда ежедневно ешь суп, овощи и мясо». Войцек формулирует это афоризмом: «Наверно, хорошее это дело, добродетели, господин капитан. Но я парень бедный». Безнравственным, а поэтому подлежащим уничтожению оказывается, по Бюхнеру, не мир Войцека, а мир капитанов, докторов и тамбурмажоров.
Как известно, Бюхнер призывал к революцип не только в своих произведениях, но пытался поднять на восстание гессенских крестьян. Спасаясь от преследования властей, он вынужден был эмигрировать в Швейцарию, где — как и во Франции — возникали революционные организации, в которых большую роль играли немецкие ремесленники.
В этих организациях и кружках проповедовались идеи французского социалистического утопизма. Там же рождались первые опыты социалистической литературы. Ее основными жанрами были песня и лирика, реже — проза, в виде призывов, листовок, статей и т. п. Обращение к драматургии было явлением более редким, что объяснялось слабым развитием рабочей театральной самодеятельности. Чаще всего своего рода спектакли приурочивались к каким-либо собраниям, посвященным торжественным датам. Об одном из таких мероприятий сообщает «Немецкая брюссельская газета» от 30 сентября 1847 г.: «26 сентября, в Брюсселе, на веселый праздник собралось много немцев, рабочих и служащих, наборщиков и писателей, юношей и взрослых, не обошлось и без детей. Участники немецкого хора исполнили прекрасные песни... Затем была интеллигентно представлена написанная и разученная за несколько дней пьеса, в которой нам показали правление мелкого немецкого князька, его ландтаг, революцию и его свержение. Спектакль сопровождался бурными аплодисментами. Вечер завершился пением, декламацией и импровизированными выступлениями». Ныне установлено, что автором этой пьесы, текст которой не сохранился, был Фридрих Энгельс. Совсем недавно обнаружен фрагмент другой его пьесы — «Риенци». Известно также, что Энгельс пробовал свои силы и в режиссуре, поставив к столетию со дня рождения Шиллера в 1859 г. в Манчестере «Лагерь Валленштейна».
Эти факты чрезвычайно ярко характеризуют отношение Маркса (также пробовавшего сочинять драмы) и Энгельса к художественному творчеству, подчеркивают то значение, которое оно имело в повседневной революционной работе. Поскольку рабочие не располагали театральными помещениями, становится понятным, почему длительное время драматические произведения, рабочими и для рабочих создававшиеся, появлялись спорадически и чаще всего были написаны не профессионалами, а руководителями ферейнов или другими партийными активистами, нередко самими рабочими.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.