Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Введение. Часть 3-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Все это определяет особую важность и ответственность разработки вопросов, связанных с развитием социалистического искусства, в частности на самой ранней стадии его зарождения. Применительно к театру, живописи, графике, архитектуре, музыке европейских стран эта проблематика исследована значительно слабее, чем в литературоведении.
Работы еще очень много — начиная от создания источниковедческой базы. Громадное количество архивных материалов ждет еще своего изучения, иногда — простого выявления и описания. Вместе с тем первые попытки изучения указанной проблематики уже предпринимались как советскими учеными, так и их коллегами-марксистами за рубежом.
-------------------------------
Сектор искусства европейских социалистических стран ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР подготовил, в частности, два сборника под названием «Искусство, революцией призванное» (М., «Наука», 1969 и 1972). Книги эти посвящены вопросам становления передового революционного искусства в странах Восточной Европы.
Правда, внимание в них сосредоточено в основном на явлениях искусства, относящихся уже к периоду после 1917 г., однако в ряде случаев в этих сборниках идет речь не о сложившемся искусстве социалистического реализма, а лишь о подступах к нему, о первых шагах того или иного художника в направлении к социалистическому искусству, то есть о том, что с неизбежностью оказывается в центре внимания при исследовании более ранней стадии, относящейся ко второй половине прошлого — началу нынешнего века, чему и посвящен данный труд.
-------------------------------
Настоящая книга охватывает исторический период начального формирования социалистической культуры и искусства главным образом еще в условиях XIX в. или в непосредственной связи с художественными традициями этого века, в исторической перспективе революционного подъема начала XX столетия, в практике революционных и национально-освободительных выступлений народов на протяжении первых двух десятилетий XX в.
Естественным историческим рубежом, завершающим этот период и открывающим новый этап, является Великая Октябрьская социалистическая революция.
Описание фактов культурной и художественной жизни названных выше центральных и восточноевропейских стран осуществлено в тесной взаимосвязи с анализом классовых задач революционного пролетарского движения в этих странах, а также в непосредственной связи с интернациональными задачами и процессами, характеризовавшими тот или иной период рабочего движения всего мира.
Историческое богатство ситуаций, предлагаемых исследователю как национально особенными, так и типологически общими чертами развития художественной культуры этих стран, определяется в первую очередь национальным разнообразием и разительной общностью условий, в которых данные страны подошли к новому, пролетарскому этапу мирового революционного движения.
Это и необходимость «ускоренного» капиталистического развития, а значит, и ускоренный распад патриархальных, полуфеодальных и феодальных производственных отношений.
Последнее в свою очередь означало распад привычных норм социальной жизни, традиционалистской крестьянской психологии, одинаково болезненную психологическую реакцию на вторжение капиталистических отношений и со стороны эксплуатируемых «низов», и со стороны эксплуататорских «верхов» погребаемой под натиском капитализма феодальной или полуфеодальной системы.
Это и острота, с какой практически во всех странах региона стоял национальный вопрос: Германия, до образования империи разделенная на отдельные, подчас карликовые «государства»; австро-венгерская монархия, оспаривавшая у монархии российской прозвище «тюрьмы народов»; Балканы, до победы социалистической революции в Болгарии, Румынии, Югославии, Венгрии, Чехословакии служившие примером «неразрешимых национальных проблем»; Польша, поделенная между Австро-Венгерской, Германской и Российской империями и также служившая «классическим» примером того, как национальный вопрос в условиях классового антагонистического общества становится «проклятым» и для угнетенной, и для угнетающей нации.
А наряду с этим подъем национальных культур, как знамя и следствие национально-освободительной борьбы народов, все более обретавшей отчетливо выраженный социальный, классовый характер, и тут же — яд национализма и шовинизма, который через художественную культуру все более активно пытались внедрять в сознание масс феодально-капиталистическая реакция и разнообразные по форме мелкобуржуазная контрреволюция и псевдореволюционность.
Уже эти два комплекса явлений и скрытых за ними проблем позволяют ставить вопрос о том, что в странах, пришедших к бурному развитию капиталистических отношений с обильными «традиционалистскими» элементами в общественном сознании, сфера идеологии, духовной жизни, сфера художественной культуры в частности, играли совершенно особую роль в идеологической борьбе в период, рассмотрению которого посвящена данная книга.
Уроки становления социалистической художественной культуры в этих странах на раннем этапе, уроки осознания художественной культурой своей исторической миссии в период пролетарских революций и выполнение художественной культурой социалистических стран Центральной и Юго-Восточной Европы этой своей миссии на разных этапах социально-исторического развития обретают тем самым именно в наши дни, в период мощного подъема национально-освободительного движения принципиальное значение.
Это значение становится особенно ясным в свете современной идеологической борьбы, о которой говорил Л. И. Брежнев с трибуны XXV съезда КПСС: «...проблемы идеологической борьбы все более выдвигаются на первый план, а правда о социализме — могучее оружие в этой борьбе».
Таким оружием является и правда о путях исторического развития социалистического искусства, начиная с первых шагов его формирования.
В предлагаемой книге делается попытка нарисовать широкую картину революционно-демократических, национально-освободительных традиций в культурах стран Центральной и Юго-Восточной Европы, показать специфику и общие закономерности перерастания этих традиций в факты пролетарски ориентированной, социалистической художественной культуры.
Как непреложно свидетельствует сам материал, конкретно-историческое содержание этого движения в каждой из названных стран складывается из двух потоков:
а) из искусства революционно-демократического, связанного с идеями национально-освободительной борьбы, с идеями общедемократической критики существующей буржуазной (или феодально-буржуазной) действительности и
б) искусства собственно пролетарского, выражающего непосредственные интересы рабочего движения, искусства, постепенно складывающегося в практике рабочих любительских театров, массового песенно-поэтического творчества, живописно-изобразительного и графического опыта политической сатиры и революционной символики пролетарской печати.
Соотношение и взаимосвязь этих двух потоков в каждой национальной художественной культуре своеобразно и конкретно-индивидуально. Оно по-своему неравномерно и зависит от многих исторических обстоятельств так же, как и процессы созревания и сознательного развертывания национального пролетарского движения, как процессы перехода этого движения на позиции научного коммунизма и формирования в ходе этого движения революционной марксистско-ленинской партии.
Неравномерны и процессы перехода художников-профессионалов с позиций общедемократических на позиции пролетарской революционности и осознанной пролетарской классовости творчества, и процессы формирования в среде самого пролетариата профессиональных художников, способных творить произведения, обретающие общечеловеческое звучание и открывающие не только той или иной группе пролетариев, но всему классу, все более широкому кругу непролетарских читателей, слушателей, зрителей общечеловеческий характер миссии рабочего класса и создаваемых этим классом духовных ценностей.
Иными словами, речь идет о том, как в недрах общедемократической культуры в условиях капитализма (или буржуазно-феодальной действительности) формируется социалистическая художественная культура, в которой кристаллизуются все высшие достижения предшествующих эпох духовного развития человечества и обретается мощный импульс для последующего духовного развития.
Речь идет также о закономерностях борьбы, с одной стороны, этой общедемократической художественной культуры, включающей в себя все более зрелые элементы культуры социалистической и обретающей в процессе движения общества к социалистической революции все более выраженную способность стать художественной культурой победившего социализма, и, с другой стороны, культуры буржуазно-помещичьей, охранительской, реакционной, все более активно самоопределяющейся в ходе классовых битв и все более агрессивной по отношению к идеалам демократии и социализма.
Материал, рассматриваемый в книге, дает богатейший спектр доказательств действенности и научной строгости ленинской теории «двух культур» применительно к разнообразным вариантам борьбы этих культур в той или иной национальной художественной культуре, в той или иной идеологической ситуации конкретного периода.
Чтобы охватить это разнообразие и выяснить в нем черты общности и единства (а такое единство безусловно существует), необходимо широко и по существу прояснить специфическое действие в этом культурном процессе трех факторов.
Первый из них — новые свойства, качества общественных отношений данного исторического периода, связанные с ростом революционного рабочего движения, а также вытекающие из практики этого движения новые черты пролетарского сознания в рассматриваемый период.
Второй фактор, определяющий национальное своеобразие и неповторимость культурно-художественного развития рассматриваемой группы стран,— это отчетливо выраженные, типологически важные внутренние соотношения между опытом революционно-демократической, национально-освободительной культурной традиции данных стран и нарождающейся молодой социалистической художественной культурой.
Возникает вопрос не просто о некоем параллельном во времени функционировании и развитии этих культур, а именно об их взаимодействии, о возможностях каждой из этих культур в момент, продиктованный ходом исторического развития, продуктивно решать (вместе или порознь) неотложные духовные проблемы, которые ставит социально-историческое развитие общества.
Наконец, третий фактор, на который, как правило, обращается меньшее внимание и который, однако, необходимо учитывать именно тогда, когда речь идет о зарождении, о становлении социалистической художественной культуры и о типологии этого процесса,— это уроки противостояния демократической и социалистической художественной культуры, с одной стороны, и реакционной художественной культуры — с другой.
При этом важно исследовать не только «позитивные» уроки — обогащение и укрепление в борьбе социалистической художественной культуры, но и уроки «негативные», те уроки, которые извлекает для себя реакция из социально-культурного и даже собственно художественного процессов.
Известно, что в сознании европейской реакции XIX — начала XX в. культура довольно рано была осмыслена как активная и действенная сила массового политического, идеологического воздействия.
Социалистической художественной культуре в русле общих задач, решавшихся пролетарским революционным и общедемократическим движением, соответственно довольно рано пришлось вести борьбу с тенденциями и явлениями, порою получившими окончательную социальную завершенность и теоретическую осмысленность (как «справа», так и «слева») в условиях идеологической борьбы с капитализмом уже в более поздние периоды, в особенности после возникновения новейших средств массовой коммуникации.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +