Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Поп-арт и парадоксы модернизма. Часть 10-я


В. Сибияков, «Поп-арт и парадоксы модернизма»
Изд-во «Изобразительное искусство», М., 1969 г.

На определенном уровне развития производительных сил и особенно в условиях развитого капиталистического производства машина становится как бы единственной целью человека, предопределяя характер всей его жизнедеятельности. Машина сама по себе, система ее узлов и передач, ее создание и эксплуатация представляются человеку поначалу главным объектом его труда, целью, на первый взгляд, далекой от его личного мира, чуждой всему человеческому.
Затем, на следующем этапе, машина «сближается» с человеком, входит в его личный мир. «Машина сражается, борется против нас для того, чтобы ассимилироваться в нашем мире.
И ее завоевания уже начались в тех областях, где машина создана для общения людей, для сокращения расстояний. Средством сообщения стали машины, используемые для передвижения (поезда, автомобили), радио.
Но люди страшатся еще производственной машины, наполняющей предприятие своим лязгом и свистом, ее осуждают. Это она повсюду вызывает в умах ужасы машинизма».
Уже в начале XX века «ужасы машинизма» в сознании художников стали сменяться его апофеозом, и это не могло не отразиться на их творчестве. В 1910 году французский художник М. Дюшан в компании с Ф. Леже и К. Бранкуси посетил открывшийся тогда в парижском предместье Салон авиации.
Художники были буквально очарованы формами моторов и винтов. Как раз тогда, выражая свое впечатление от увиденного, М. Дюшан воскликнул в присутствии друзей: «Живопись — это конец! Кто может создать что-либо лучшее, чем этот винт? Никто. Мы пропали. Нам ничего не остается, как броситься в Сену».
Этим словам суждено было стать в некотором роде пророческими. Мысли М. Дюшана об использовании форм «готовых изделий», зародившиеся при посещении выставки, легли в основу его эстетики и всей художественно-изобразительной практики, известной под названием дадаизма.
И не только дадаизма. Именно с этих пор форма «готовых изделий», особенно индустриальных предметов стала навязчивой идеей различных художественных систем.
Для Ф. Леже, например, новооткрытая красота серийных предметов из металла, камня и дерева стала основой долгих творческих поисков и многочисленных экспериментов с целью постижения и выражения человека, освоившего машину, подчинившего себе ее самое, я благодаря ей — весь мир.
Рев моторов, жужжание «трансмиссий, скрежет шестерен в картинах Ф. Леже Претворяется («рекомпенсируется») в пластические формы. И хотя кажется, что в действие приведена вся мощь машины, зритель не ощущает при этом страха.
Чувствуется, что машина как бы укрощена, что она подогнана под требования новой эстетики, и сами возросшие эстетические потребности меняются под воздействием машинной цивилизации.
Вращение рычагов, дисков, валов, шестерен воплощается в геометрических движениях и причудливых кривых, в динамике объемов и форм.
Два существа, рабочий и машина, смешиваются В" линиях и цветовых пятнах, которые как бы покрывают или окутывают их. Связывает и объединяет их не только необходимое «сотрудничество» в процессе труда, но также их структурное сходство.
«Присмотримся к этим телам различных машин: трубам, цилиндрам, поршням, ремням, шатунам, шестерням, дискам и т. д., вникнем в их расположение, их сочетание и монтаж. Аналогия с органами человеческого тела станет для нас естественной и необходимой»,— пишет в книге А. Верде о Ф. Леже. Механическое видение художниками тела человека было характерным для эпохи начала XX века. Для них паровая машина и двигатель внутреннего сгорания, реализующие механическую энергию в форме поршневых движений, напоминали движения органов человека.
Для Ф. Леже эта аналогия тем более очевидна, что он создает абстракцию пути, траекторию движения частей человеческого тела, которые как бы воспроизводят формы движения трансмиссий, паровых агрегатов, моторов.
Эта трансформация человека во плоти в человека из металла дается не столько для доказательства существования двух чуждых миров, сколько для показа того, как возможна трансформация одного из миров в другой, из мира машинизированного человека в мир очеловеченной машины.
Таков вкратце один из аспектов влияния машинного серийного предмета на художника.
Что касается других художников и направлений, то открытие готовых форм серийных предметов послужило поводом для бесконечных поисков, модификаций и превращений чистой формы, вплоть до искусных манипуляций, чрезмерно условных рафинированных фигур чистой пластики, как у К. Бранкуси, или до провоцирующих, рассчитанных на смех или даже скандал подборов готовых промышленных предметов, как у М. Дюшана.
Эстетика «готовых изделий», основоположником которой он является, исходит прежде всего из безоговорочного признания за любыми готовыми продуктами промышленного производства художественных достоинств.
Безраздельное господство производительных машин в основных сферах деятельности человека было лишь первым толчком для перемещения акцентов в сознании буржуазных художников с узкоутилитарного назначения предмета (машины, продукта) на ее более широкое структурное и функциональное, эстетически значимое, соответствующее человеческой природе содержание.
Более глубокой внутренней причиной для переоценки качеств и значения готового продукта явилась смутно представляемая вначале, но неизбежно возникающая затем социально-гуманистическая окраска, новое антропоморфное содержание производимых вещей, их человеческая доминанта.
Эта попытка «презреть» вещественное в предмете и превознести, «опоэтизировать» человеческое содержание предмета была, однако, настолько же пророческой и дерзкой, насколько профанирующей и абсурдной в устах тех, кто ее высказывал. Ибо исходило это откровение от художников, объявлявших свое открытие единственным спасительным средством преобразования старого мира.
Но как бы то ни было, структурная автономия предмета стала с этих пор одной из самых значительных проблем, над решением которой бились представители почти всех художественных школ первой половины XX века.
Основными из них можно назвать направления «аналитического» и «синтетического» кубизма, различные ответвления конструктивизма (в том числе многочисленные школы дизайна), например немецкий «Баухауз» и его антипод «Мерцбау» (в лице немецкого «классика» дадаизма К. Швиттерса), а также современные абстрактно-рационалистические и неодадаистские тенденции искусства «новых реальностей».
Первой трудностью в решении этой проблемы стала невозможность выражения «новых» взглядов и «нового» содержания в предмете старыми изобразительными средствами.
Предмет должен быть максимально приближен, представлен, освоен сам по себе, «изнутри», в своих существенных связях, а не через внешне видимое воспроизведение, копию, в которой слишком велика примесь личного, авторского, субъективно-недостоверного.
Встал вопрос о новой форме, о новых изобразительных средствах, и не случайно многие художники буржуазного авангарда обрушились на традиционную систему изобразительных приемов и материалов.
Краски, кисти, мольберт оказались анахронизмами перед новыми явлениями машинного производства, механизированной промышленной культуры, индустриальной эстетики.
Понятия «индустриальная эстетика», «эстетика производства» или «индустриальный дизайн» в данном случае являются равнозначными.
Художники используют теперь материалы, приемы и средства современного технически оснащенного производства, вплоть до освоения методов горячей и холодной обработки металлов, конструирования кибернетических моделей, они стараются постичь также психофизиологические закономерности восприятия цвета и звука, формы и движения, механизмы возникновения в сознании человека пространственных и временных связей.
В силу этого одной из главных тенденций нового искусства и стало так называемое «иконоборчество» — отказ от традиционных приемов воспроизведения предмета и даже борьба против изобразительности в искусстве вообще.
В ряде случаев эта борьба приводила, однако, к отрицанию всех прежних понятий об искусстве. Примером такого «иконоборчества» и стало творчество М. Дюшана, наиболее последовательного борца против изобразительности.
Самый популярный в Америке европейский художник, М. Дюшан привлек внимание американцев как раз своим «отрицающим приемом», который состоял в том, чтобы представить обычные вещи, «готовые предметы» так, как если бы речь шла о произведениях искусства, или эти предметы представляли бы «смесь» различных приемов живописи и в то же время пародию на эти приемы. В одном и том же произведении он «совмещает» рисунок и аппликацию, рельеф и скульптуру.
Первый экземпляр его «реди мейд» относится к 1914 году, когда он назвал скульптурой приспособление для бутылок, а затем повторил тот же самый прием в 1917 году с другими предметами.
Это художественное крещение серийного предмета, казалось, было воспринято лишь как юмористический вызывающий жест... Но связанное с дадаистской тенденцией, его «готовое изделие» еще больше усиливало, идею отрицания, Выставленные в нью-йоркском Салоне Независимых в 1916 году, его «готовые изделия» действительно обладали «взрывным» свойством по отношению к сложившимся представлениям о живописи.
На этом и спекулируют теперь представители поп-арта, для которых «готовые изделия» стали чем-то вроде золотой жилы, источником и средством «поэтического воодушевления».
На современных выставках снова и все чаще появляются «картины», представляющие странные формы, созданные одновременно и способом традиционной масляной живописи с применением пластических материалов и путем включения в эту живопись каких-либо инородных предметов, индустриальных или природных.
Это уже не просто «готовое изделие», как у Дюшана, и не «эстетика отбросов», как во времена К. Швиттерса или у дадаистов вообще, но новое рождение «реди мейд», обновившейся под влиянием последних школ «нового реализма».

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +