Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Искусство, которое у всех на виду. Часть 4-я


И. Б. Элентух, «Искусство, которое у всех на виду»
Изд-во «Народная асвета», Минск, 1972 г.

На примере «Медного всадника» можем заключить что важнейшим признаком, объединяющим скульптуру и постамент является общность движения.
Придав своему коню необычайное движение, Э. Фальконе, естественно отказался и от статичности постамента. Им стал соответствующим образом обработанный естественный камень принявший динамические, ассиметричные формы, намного усиливающие общую экспрессию конной группы.
Особенности указанных памятников, образная характеристика героев обнаруживаются именно при сопоставлении их силуэтов.
Силуэт «Медного всадника» предельно впечатляет, он великолепно передает движение, стремительность группы и в то же время он легок, красив даже изящен, чего нельзя сказать о силуэте растреллиевского монумента. Два подхода к решению образа - два силуэта.
«Точь-в-точь» — плохая мерка в искусстве. Эта мысль приходит всякий раз на ум, когда стоишь у памятника великому русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову (сооружен в Петербурге в 1801 г.).
«Полно, Суворов ли это?» — могут спросить иные, пожав в недоумении плечами. Конечно, если подойти к памятнику с меркой «точь-в-точь», то такой вопрос может показаться уместным.
Вы, видимо, знаете, что русские войска под предводительством А. В. Суворова участвовали в 60 больших сражениях и одержали 60 побед.
Одних знамен они захватили у неприятеля более шестисот. Называя своих солдат «чудо-богатырями», А. В. Суворов сам телосложением был далеко не богатырь. К этому следует добавить, что когда автор памятника — известный русский скульптор М. Козловский — приступил к работе, А. В. Суворову было семьдесят лет.
Если придерживаться точного воспроизведения натуры, то пришлось бы вылепить обыкновенного, худощавого, невысокого, старого человека. Согласитесь, такой подход шёл бы вразрез с народным представлением о полководце.
После долгих размышлений, взвешивая и сопоставляя все возможные варианты пластического выражения памятника, автор пришел к единственно правильному выводу: образ А. В. Суворова должен быть решен только при помощи аллегории.
Как именно? И вспомнился М. Козловскому образ мифологического бога войны, храброго, атлетически сложенного Марса. Перед нами юный, внутренне собранный воин в античных доспехах, в развевающемся плаще — это Марс, римский бог войны.
Автор наделил героя большим движением. Гордо вскинув голову, расставив широко ноги, он заносит над врагом обнаженный меч, который держит в правой руке.
В левой — щит, которым он прикрывает Сардинскую и Неаполитанскую короны, а также папскую тиару, покоящиеся на жертвеннике,— символ защиты этих трех итальянских государств от французского нашествия. Жертвенник украшен аллегорическими женскими фигурами, олицетворяющими миролюбие и человеческие добродетели: веру, надежду и любовь.
В центре цилиндрического постамента расположен медальон, обрамленный по сторонам двумя крылатыми фигурами Славы в античных одеждах, скрестившими пальмовую и лавровую ветви — традиционные символы победы и мира.
Внизу медальона размещены военные атрибуты — знамена, ядра, пушки. Все эти рельефные изображения хорошо выделяют надпись: «Князь Италийский граф Суворов-Рымникский 1801 г.».
Прочитав надпись и уяснив, таким образом, кому именно сооружен памятник, вы еще и еще раз внимательно осмотрите его и невольно начнете искать в воине, полном силы и движения, портретное сходство с А. В. Суворовым.
Будете искать и не найдете, ибо, повторяю, подобной задачи автор и не ставил перед собой. Но чем больше будете всматриваться, тем сильнее вы начнете ощущать силу и внутреннюю логику произведения, энергию и решительность воина,— то есть обнаружите те черты и качества, которые были в высшей степени присущи генералиссимусу А. В. Суворову.
Как видите, памятник А. В. Суворову в целом и в деталях представляет собой одно из самых замечательных символических изваяний.
Рассказ о памятнике А. В. Суворову я хочу закончить следующим. Монумент создавался в ту пору, когда в искусстве в России и на западе господствовало классическое направление. Оно возникло под влиянием античного искусства, главным образом греческого и римского.
Вся методика в Петербургской Академии художеств была направлена на то, чтобы добросовестнейшим образом изучить античные образцы. И поскольку М. Козловский был учеником Академии (окончил с большой золотой медалью в 1773 г.), то вполне закономерно, что указанный памятник он выполнил в классическом стиле.
Подчеркнем, что условный аллегоризм был присущ многим памятникам, воздвигнутым под воздействием классики. Вот, например, как скульптор И. Мартос решил памятник М. В. Ломоносову в Архангельске (1829 г.).
Ученый изображен полуобнаженным, в греческом одеянии. У него манерная театрализованная поза. Он приемлет лиру из рук коленопреклоненного гения.
Монументальный памятник, в силу своей наглядности в передаче исторического события, может иногда поспорить с самым лучшим школьным учебником. В подтверждение приведу только два примера.
Одним из лучших памятников архитектуры классического направления на территории Белоруссии является Петропавловский собор в г. Гомеле (в здании сейчас размещен планетарий).
Собор был построен в 1819 г. сыном военного деятеля екатерининского времени П. Румянцева-Задунайского — Н. Румянцевым. Он умер в 1826 г. и похоронен в соборе.
На его могиле был сооружен оригинальный по своему замыслу и композиционному решению памятник работы итальянского скульптора А. Кановы, который также работал в классическом стиле.
Бронзовый бюст Н. Румянцева стоял на высоком мраморном пьедестале, рядом находилась статуя богини мира с оливковой ветвью и жезлом в руках, попирающей змею.
Богиня и эти атрибуты должны были увековечить память о трех мирных договорах, заключенных Румянцевыми во славу России: дедом Николая Петровича — Александром Ивановичем в Абове в 1743 г., отцом Петром Александровичем в Кайнарджи в 1774 г. и самим Николаем Петровичем в Фридрихгаме в 1809 г.
Если вы бывали в Смоленске, то в Кутузовском саду должны были приметить оригинальный памятник героям отечественной войны 1812 г. Решенный в виде каменной скалы, постамент символизирует неприступную крепость — Россию.
Изображенные на скале орлы олицетворяют Первую и Вторую русские армии, насмерть сражавшиеся с вражескими полчищами, олицетворением которых является карабкающийся по этой же скале солдат — чужестранец с занесенным над орлиным гнездом мечом.
Велика опасность, но цепкие когти орла схватили руку солдата-завоевателя: враг был сначала остановлен, а затем разгромлен. И здесь, как в гомельском памятнике, все построено на аллегориях, иносказаниях и символах.
Советскими мастерами резца также созданы первоклассные образцы монументальной скульптуры высокого стиля, идейное содержание которых выражено при помощи аллегорий и символов.
К лучшим из них, несомненно, относится знаменитая группа «Рабочий и колхозница» работы талантливого скульптора В. Мухиной. Группа получила всемирную известность, она стала символом новой эры — эры строительства социалистического общества в СССР, символом всего передового и прогрессивного в мире.
Символично было и то, что поднятые сильными рабочими руками ввысь серп и молот господствовали над всеми другими павильонами выставки.
Хорошо об этом сказал великий французский писатель Р. Роллан: «На международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству».
Благодаря своим высоким идейно-художественным качествам Советский павильон стал как бы эмблемой Всемирной выставки 1937 г., так же как для Всемирной выставки 1851 г. в Лондоне стал Хрустальный дворец, а для выставки 1889 г. в Париже — знаменитая Эйфелева башня.
Аллегорическое решение темы можно видеть в работе грузинского скульптора Э. Амашукели «Мать-Грузия». Исполненная им в дереве высокая статная грузинка (высота статуи 16 м) с поднятой чашей в левой руке и мечом в правой олицетворяет вечные идеалы народа — его мирные устремления, традиционное гостеприимство и вместе с тем патриотизм, готовность к защите Родины.
Поставленная на высокой скале над Тбилиси, статуя стала эмблемой не только столицы, но и всего грузинского народа.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +