Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

М. М. Аксельрод (1902-1970)


Меер (Марк) Моисеевич Аксельрод, живописец и мастер рисунка, иллюстратор и театральный художник, принадлежал к поколению, сформировавшемуся в стенах первой советской художественной школы.
Художник родился в Белоруссии, в местечке Молодечно (теперь это областной центр). В 1921 году он был командирован из Минска для учебы в Москву. С этого же года он стал показывать работы на выставках, а в середине 20-х годов, еще не окончив институт, выставлял вполне зрелые работы, обратившие на себя внимание тогдашних, весьма взыскательных критиков.
Большей частью это были рисунки. Студент графического факультета, ученик Фаворского, Аксельрод сперва пробовал свои силы в гравюре на дереве. Но, хотя его опыты казались удачными, эта медленная, многоступенчатая техника не увлекла молодого художника. Она была для него слишком рассудочна, сковывала живой темперамент, мешала проявиться остроте зрения прирожденного рисовальщика, мгновенно схватывающего модель во всей ее характерности. Да и все развитие нашей графики в конце 20-х — начале 30-х годов вело в ту же сторону — от жестковатой конструктивности искусства первых лет революции к живому, подвижному рисованию, к своего рода «графическому дневнику» (вроде известных дневников Н. Н. Купреянова, одного из вхутемасовских учителей Аксельрода).
Аксельрод рисовал увлеченно, много и быстро. В его папках остались от тех лет бесчисленные рисунки и наброски карандашом, а чаще кистью, широким мазком гуаши, на оборотах разрезанных плакатов, на листах неважной и, конечно, не рассчитанной на длительное хранение бумаги. Разумеется, эта скудость материала объясняется не презрением к хорошей специальной бумаге, а лишь бедностью времени, невозможностью получить все необходимое для работы профессионального художника. И все-таки весь облик этих скромных рисунков говорит и о том, что Аксельрод не священнодействовал над листом, заранее настраиваясь на шедевр, предназначенный для вековечного восхищения. Он работал азартно и точно, на лету фиксируя впечатление, мысль и образ. Когда все необходимое было закреплено, он переходил к следующему рисунку. Конечно, есть среди этих работ более завершенные, но они не отделены четкой гранью от других — самых беглых и непосредственных. Центральное место занимают в этом ряду портреты. Люди сидят спокойно, откровенно позируя перед художником. Тем не менее, портреты Аксельрода всегда экспрессивны. Он схватывал главное в человеке, неповторимое, резко отличающее его от всех других,— черты лица, позу, повадку. Он любил рисовать людей в рост, и непроизвольный жест руки, посадка, манера держать голову оказываются у него не менее выразительными, чем взгляд или мимика. Детали при этом становятся не важны, свободно и умело обобщаются, чтобы дать тем большую силу тому, что наиболее полно воплощает характер. Выражению характера подчинен и пластический, живописный строй этих листов, само движение карандаша или кисти, лепящей порой до гротеска заостренную форму, и цвет — условно-лаконичный, но всегда тонко соотнесенный с личностью, с душевным строем персонажа. Интересны портреты, выдержанные в пепельных, серо-голубых тонах. Чуть заметно варьируемый цвет оказывается в них очень богатым, легкие оттенки создают ощущение сложной живописности. Художник ищет свое место где-то на самой границе живописи и графики — он чаще рисовал, чем писал, но рисовал цветом. Карандашу он предпочитал кисть, а масляным краскам — гуашь или позднее — темперу.
Приобщившись к столичной художественной жизни, Аксельрод навсегда сохранил живую связь с тем миром, из которого вышел. Его особенно интересовала жизнь еврейских колхозов в Белоруссии и Крыму, там он нашел и персонажей множества своих портретных рисунков, и темы композиций («Крестьянин с детьми»), часть которых была выполнена в живописи («Красный обоз» и др.). Мир детства и ранней молодости художника оживал в многочисленных живых и быстрых иллюстрациях к рассказам Шолом-Алейхема и Бабеля, расцветал фантастическими красками в оформлявшихся Аксельродом спектаклях.
К концу 30-х годов Аксельрод переходит в своих пейзажах и портретах от лаконичного «живописного рисунка» к более сложной живописи гуашью и темперой. Он не ищет специально красивой, живописной природы, но выявляет композиционную цельность и цветовое богатство заурядного уголка, мимо которого взгляд иного художника скользнул бы с презрением. Постепенно его живопись становится мягче, созерцательнее. Среднеазиатские гуаши военных лет привлекают сдержанной лиричностью. Но в последние годы жизни работы Аксельрода вновь обрели юношескую энергию и напряженную красочность. Конечно, в этом проявились влияния времени, общее обновление искусства, декоративные искания живописи 60-х годов. Однако ничего чуждого духу творчества Аксельрода в этом повороте не было. В его поздних портретах, плотно написанных темперой листах, очень полно и сочно вылеплены человеческие характеры — вылеплены цветом, пластикой, ритмическим строем композиции. Приподнятый звучный цвет становится основным выразительным средством художника и в его пейзажах последних лет, подмосковных и крымских.
В середине 60-х годов Аксельрод выполнил последний цикл больших композиций — «Гетто», посвященный трагическим событиям времен последней войны. Но отдаленные более чем двумя десятилетиями от изображаемых событий, эти картины менее всего кажутся «историческими». Они наполнены живой болью современника. Прошлое остается живым в душе художника, его страдания и радости продолжают волновать его. В последние годы жизни Аксельрод не раз возвращается к воспоминаниям молодости. Уже не существующие улочки старого Минска воскресают в его пейзажах, порой убогие, и все же поэтичные, полные прежней жизни.
Не только талант и высокая художественная культура, но и чисто человеческие качества — независимость, верность себе, сила характера помогли Аксельроду до конца сохранить свое искусство живым и гибким, без охлаждения и самоповторений. Уже без художника продолжает свою жизнь его творческое наследие — на выставках, в музеях оно завоевывает себе новых зрителей, расширяя сферу своего влияния.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.





.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +