Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

П. Пикарт (ок. 1668—69—1732 (?)


XVIII век — одна из интереснейших страниц истории русского искусства. Это время становления новых форм в архитектуре, возникновения светской живописи, скульптуры и графики. Государственные реформы Петра открыли перед Россией новые горизонты, поставив перед искусством важные задачи просветительского и пропагандистского характера.
Для обучения русских художников мастерству Петр I приглашал из-за границы многих знаменитых живописцев и архитекторов. Когда он познакомился с искусством гравюры на металле, он оценил ее главное достоинство: возможность тиражирования при сравнительно несложной технике исполнения и решил, что надо обучить этому искусству отечественных художников. В Россию были приглашены такие голландские граверы, как Адриан Шхонебек, Иоганн Бликлант, Гендрик Девит, Питер Пикарт. Вместе они образовали первую в России школу гравюры на металле, в которую вошли и отечественные мастера — их ученики — Алексей и Иван Зубовы, Алексей Ростовцев, Василий Томилов, Петр Бунин и другие.
Имя Питера Пикарта мало, что говорит широкому кругу любителей искусства. Биографические сведения о нем крайне скудны. Но этот художник сыграл значительную роль в становлении гравировального дела в России: многих прославленных впоследствии русских мастеров именно он научил искусству «градированиям» Благодаря ему до наших дней дошли портреты многих государственных деятелей того времени, первые виды Петербурга, батальные сцены и топографические планы сражений.
Пасынок знаменитого голландского гравера Шхонебека, Пикарт был вызван письмом Петра в 1702 году из Амстердама. Документы Оружейной палаты свидетельствуют, что Пикарт должен был помогать Шхонебеку в организации гравировальной мастерской. По приезде в Россию он возглавил походную гравировальную мастерскую, созданную для того, чтобы запечатлевать все военные походы царя, а также для составления топографических карт и планов баталий. Здесь возник интереснейший памятник этой эпохи — «Книга Марсова», сочетающая подлинные документы - «юрналы» — с изображением событий. В книге было объединено большое количество гравюр, изображающих победы русских войск в Северной войне, при этом текст книги лишь пояснял изображения. Пикарту принадлежат многие листы этой серии. В частности, он награвировал битву при Гангуте, которую помимо него изобразили Алексей Зубов и француз Морис Бакуа. Вероятнее всего, гравюра выполнена Пикартом в 1715 году. На большом листе он изобразил не само сражение, а топографическую схему участка моря у мыса Гангут, где двумя полукружиями расположил русские галеры и корабли шведов. В правом нижнем углу листа чрезвычайно мелко награвирован план самой битвы. Эту гравюру почти метровой длины, склеенную в полтора листа, художник назвал «План с пришпектом о бывшей акции меж российским генералом графом Апраксиным и швецким адмиралом Ватрангом», и подписал «Градировал иноземец Питер Пикарт».
«Книга Марсова» дополнялась изображениями фейерверков. Пи-карту принадлежат три транспаранта фейерверка, посвященного победе русских войск под Полтавой. В 1710 году были созданы два описания фейерверка гражданским и кириллическим шрифтами — первое описание такого рода в России, а отпечатана была гравюра Пикартом в Петербурге в 1714—1715 годах. В 1718 году Санкт-Петербургская типография напечатала знаменитый альбом видов военных кораблей — «Куншты корабельные». Гравюры для него выполняли Питер Пикарт и Алексей Ростовцев. В своей деятельности Пикарт не ограничился военной тематикой. Им созданы самые первые виды Петербурга с изображением Петропавловской крепости. Правда, современники Пикарта называют первым видом «первовырезанный на меди план и фасад Петербурга» А. Зубова, выполненный более тщательно, чем гравюра голландского коллеги, чьи листы (очень небольшого размера) были сделаны в походной мастерской. Вообще традиция изображения широких развернутых городских панорам пришла в Россию из Голландии. В этой маленькой стране, отвоевавшей у моря сушу пядь за пядью, морской пейзаж с прямой линией берега и стройными зданиями на нем известен очень давно. Расположение Петербурга чем-то напоминает северные европейские города Амстердам и Стокгольм, поэтому не случаен интерес Пикарта к воспроизведению строящейся столицы.
Уже в 1704 году он выполнил лист с изображением прихода из Ладожского озера отряда фрегатов и знаменитых русских галер — скампавей, салютующих еще деревянной Петропавловской крепости.
По новейшим исследованиям руке Пикарта принадлежит так же и вид Москвы от Каменного моста (фрагмент), выполненный совместно с Бликлантом. Эта огромная гравюра, склеенная из 12 листов, представляет собой не столько пейзаж, сколько историческую картину Москвы, начавшей строить в 1707 году «московскую фортецию»— земляные валы и палисады вокруг Кремля и Китай-города для защиты от возможного нападения шведов. Центральные четыре листа — вид из Замоскворечья на Китай-город и Белый город. Внизу приклеен лист с видом восьми подмосковных монастырей. Эти листы гравированы непосредственно Пикартом. Верхняя часть композиции — полоса «облаков» с надписью «Росейская столица Москва» на двух языках. Эта лента окружена аллегорическими группами, символически утверждающими мощь молодой русской державы и триумф Петра I. Сложность образов вполне отвечает духу того времени, а зашифрованный иносказательный язык особо торжественно повествует о значительности изображаемого.
Пикартом было выполнено несколько портретов Петра. Наиболее удачен тот, где Петр изображен в рост, с жезлом в руке на фоне морского сражения. Под его ногами до самого низа гравюры — батальные сцены в виде барельефов. Общая композиция гравюры сложна, она включает 23 поясных изображения великих князей, начиная от Рюрика. Вообще Пикарт не стремился в этом листе тщательно передать портретное сходство — Петр в его трактовке представлен в довольно отвлеченном образе триумфатора. Такой же парадный характер носит и портрет сподвижника Петра, в то время уже носившего титулы герцога Ижорского и светлейшего князя русского, а также князя Римской империи, Александра Меншикова. Гравюра, датируемая 1707 годом, выполнена в духе барочных западноевропейских портретов конца XVII—начала XVIII века с атрибутами, поясняющими социальное положение и заслуги портретируемого. Она исполнена мастерски и выразительна во всех деталях. Только лицо Меншикова дано довольно условно, хотя конкретизированы некоторые характерные черты. Можно предположить, что художник не имел перед собою рисунка с натуры, а гравировал по памяти. Помимо батальных, видовых и портретных листов, Пикартом награвировано огромное количество книжных иллюстраций. «Земные и морские картины и чертежи, и листы и персоны и математические и архитектурные и градостроительные и всякие ратные и художественные книги» служили государственным целям и выполнялись, как правило, по личным приказам Петра. Пикарт оформил «Книгу Виньолы», «Учение и практику артиллерии Бухнера», «Описание полуденной и полунощной Америки», «Метаморфозы» Овидия и др. Иллюстрациям Пикарта, так же как и другим его работам, свойственны некоторая суховатость линии, недостаточная четкость изображения, отвлеченность, что легко объясняется обилием заказов, нередко приводившим к поспешности исполнения.
Вообще деятельность Пикарта в России очень активна. Вместе со Шхонебеком он выполняет гравюры в Оружейной палате. С 1708 года возглавляет гравировальную мастерскую, созданную при Московской типографии. В течение 13 лет (1714—1727) художник живет в Петербурге, где его деятельность связана с Санкт-Петербургской типографией. Когда в связи с ее упразднением, Пикарт был уволен, он подал просьбу императору Петру II о продолжении ему жалования на будущее, объясняя: «...служу я, нижайший, с юности своей уже близко сорока лет... И в бытность моего служения бывал я с Его Императорским Величеством во многих походах, причем многие труды и убытки восприял, и престарел, и одряхлел, что ныне уже целый год в великой болезни пребываю». И хотя Синод постановил в 1727 году выдать Пикарту пенсию, постановление это не осуществилось. Петра I, ценившего Пикарта как исполнительного и способного гравера, уже не было в живых, положение Меншикова, тоже в свое время хорошо относившегося к художнику, пошатнулось, а остальные придворные, чьи лица дошли до нас в изображении обрусевшего голландца, были заняты своими делами. Никто не обратил внимания на старого мастера, умиравшего в глубокой нищете вдали от родного Амстердама. Так незаметно и умер от чахотки Питер Пикарт — один из основателей русской гравюры.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.





.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +