Есть в истории искусства художники, чье значение в современной им художественной жизни далеко не исчерпывалось их собственным творчеством. Многое ли могут нам сказать сейчас о Карле Ивановиче Рабусе его немногочисленные известные пейзажные полотна? Как маринист и видописец он был вскоре основательно превзойден и «перекрыт» высоким уровнем русского пейзажа второй половины XIX века — достаточно назвать имена И. Айвазовского и А. Саврасова. И если для истории русской живописи его творчество и не имеет самостоятельной ценности, то трудно представить себе художественную жизнь Москвы 30-х — 50-х годов XIX века без Рабуса.
Он постоянно стремился выйти за рамки художественного творчества. Поразительна была широта его интересов. Нелегко назвать такую сферу знаний или интеллектуальной деятельности, которой он бы не касался. Теория искусства и литература, естественные науки и философия, астрономия и музыка — все это изучалось им совсем не ради праздного любопытства. Как писал известный скульптор и историк русского искусства Н. А. Рамазанов в своих «Материалах для истории художеств в России», Рабус «изучал все основательно и обладал особенною способностью приложения своих знаний к искусству».
В русской живописи того времени Рабус, пожалуй, представляет собой в наиболее чистом виде тип художника-романтика, столь характерный для Запада, особенно Германии1 20-х — 30-х годов XIX века. И не случайно, что во время своего заграничного путешествия, после окончания Академии, он тесно сближается с немецкими романтиками — литераторами и художниками — Л. Тиком, Р. Шнорром, П. Корнелиусом, Ретчем.
Всесторонняя образованность Рабуса, его, как писал тот же Рамазанов, «совершенствование самого себя... почти ежедневное во всех отношениях» соединялись в нем с огромной душевной щедростью, с готовностью поделиться своими знаниями, мыслями, опытом. Известна его чрезвычайно благотворная роль в творческой биографии Александра Иванова. Они подружились в Петербурге, Иванов заканчивал Академию, и для его духовного развития советы и рекомендации старшего друга были бесценны. Благодаря Рабу су молодой художник познакомился с эстетическими теориями романтизма, приобщился к классической и новейшей литературе. Если принять во внимание, что во время учения Иванова в Академии преподавание в ней общеобразовательных дисциплин было почти сведено на нет, то несомненная польза наставлений Рабуса станет еще более очевидной. При отъезде Рабуса из Петербурга между ними велась переписка, и в одном из писем Иванова мы находим слова признательности своему другу: «обильные ваши наставления доставляют мне полное удовольствие». Кто знает, как сложилась бы сама художническая судьба Иванова, если бы не авторитетное вмешательство Рабуса, помешавшее ранней женитьбе Иванова, что послужило бы препятствием для его поездки в Италию.
Такое стремление к человеческому и интеллектуальному общению не могло не привести и естественно привело Рабуса впоследствии к преподавательской деятельности. Закончив Академию по классу пейзажной живописи, он пишет много южных пейзажей — виды Крыма и Малороссии. В этих работах («Вид Гурзуфа», «Вид Балаклавы» и др.) сказываются характерные для его художественного мышления качества: точное изучение мотива, гармоническая уравновешенность композиционного строя, тщательный рисунок, строгое перспективное построение, естественность цветовых сочетаний. Путешествие на корабле по Средиземному морю, затем поездка по Европе романтизировали его довольно рациональную живописную систему: позже, в 40-е — 50-е годы, он даже создает такие сугубо романтические по духу вещи, как «Буря на Средиземном море» или «Молитва о погибших товарищах», где присутствуют темы борьбы со стихией, гибели, живописная манера резче использует контрасты. Но в целом для его пейзажей присущи согласие, взаимодействие романтических и рационально-реалистических элементов.
Поселившись в Москве, он много работает в окрестностях города (Кунцево, Царицыно, Фили) и пишет виды Москвы. Вокруг него вскоре образовывается кружок, куда входят известные литераторы, художники, артисты — А. Герцен, братья Н. и К. Полевые, А. Рамазанов, П. Садовский. Рабус сближается с опальным декабристом М. Ф. Орловым. В 1832 году возникает Кружок любителей живописи и художеств, при котором открывается Художественный класс, одним из первых директоров которого и был М. Ф. Орлов. С 1843 года класс стал называться Московским училищем живописи и ваяния. По приглашению Орлова Рабус преподает здесь пейзажную живопись. Впрочем, уже с 1835 года он читает в различных учебных заведениях Москвы (в Архитектурном училище, Строгановской рисовальной школе) курс перспективы. И в Училище он не ограничивается только пейзажем: Рабус читает теорию красок, историю искусства, эстетику, перспективу линейную и воздушную. В то время в программе Училища отсутствовали общеобразовательные классы, и благородное подвижничество Рабуса заслужило признательность учеников. Да и сама личность преподавателя была далеко не заурядна. Недаром один из учеников вспоминал после его смерти: «Сколько было силы в его душе, теплоты в его сердце, благородной независимости в уме».
Немалой его заслугой явилась и забота о развитии пейзажной живописи. Он много работал с учениками на натуре, и созданная им московская пейзажная школа
была наиболее передовой в 40-х годах прошлого столетия. Среди питомцев его школы — известные пейзажисты второй половины века — А. Каменев, В. Шервуд, М. Бочаров и бесспорно крупнейший среди них А. Саврасов, который стал преемником Рабуса в пейзажном классе Московского училища и открыл новую эпоху в русской пейзажной живописи. В немногочисленной по материалам иконографии Н. В. Гоголя имеет место рисунок, исполненный Рабусом. Обстоятельства, при которых художник зарисовал Гоголя, остались неизвестными. Это изображение считается последним прижизненным портретом писателя.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.