Во Франции, за которой в XVIII веке прочно закрепилась репутация законодательницы стилей, вкусов и мод, расцвел в это время один из самых причудливых европейских стилей — рококо. Последний отблеск великих стилей прошлого — классицизма и барокко, он явился свидетелем и порождением заката могущества и великолепия французской аристократии. Взлелеянный в дурманящей атмосфере галантных празднеств и интриг придворных кругов времен регентства и Людовика XV. стиль рококо стал отражением нравов и настроений уходящего класса, скрывающего за маской бездумного веселья острую неуверенность в завтрашнем дне.
Общественный и духовный кризис высшего сословия породил в его среде рафинированный Эстетизм, склонность к чувственным наслаждениям, сознательное бегство от прозаической реальности в мир сочиненный, по-театральному иллюзорный, блестящий и легковесный. В соответствии с этими «потребительскими» устремлениями и характером жизни, требующей для своего развития искусственной среды, сфера действия рококо, как правило, ограничивается оформлением архитектурного интерьера и созданием вещей, призванных декорировать этот интерьер,—мебели, ткани, произведений прикладного и изобразительного искусства и ничего не значащих безделушек.
Со временем значение и содержание рококо расширяется, выходит за рамки обслуживания двора, и этот стиль проникает во все сферы французской культуры, дав миру, целую плеяду талантливых мастеров, в творчестве которых с разной глубиной и полнотой прозвучали художественные веяния новой эпохи. Среди них нужно, прежде всего, назвать живописцев Ватто, Буше и Фрагонара.
В творчестве скульпторов этого периода, наиболее последовательных выразителей стиля рококо, мы не находим монументально-декоративных традиций прошлого столетия. Их пластика подчиняется камерным, интимным интонациям современного искусства. Одним из ярких представителей этого поколения мастеров был скульптор Клод-Франсуа Мишель, прозванный Клодионом.
Его творческий путь отличается достаточной цельностью. На раннем этапе учителями Клодиона были Л.-С. Адан и Ж.-Б. Пигаль. Дальнейшее художественное образование скульптора продолжилось в Италии, где он пробыл около девяти лет, тщательно изучая и копируя поздние антики, ставшие доступными благодаря раскопкам в Помпее и Геркулануме. В Италии Клодион получил Римскую академическую премию и приобрел широкую известность. По возвращении в Париж в 1773 году он становится причисленным членом Парижской Академии художеств за статую «Юпитер», исполненную по канонам классического искусства. Однако исторический жанр не получил развития в творчестве Клодиона, что помешало ему впоследствии стать академиком.
Наследие Клодиона достаточно разнообразно по своей тематике и жанрам. Среди его произведений есть портреты, жанровые сцены, композиции на античные мотивы. Одной из крупномасштабных работ является мраморная статуя современника скульптора, известного французского писателя Монтескье, полная внутреннего благородства и неторопливого достоинства. Однако подлинный талант Клодиона проявился в мелкой пластике, в небольших декоративных фигурках, барельефных панно. Предметом изображения в них чаще всего становятся сцены на античные сюжеты, с совершенно определенными персонажами античной мифологии — фавнами, амурами, сатирами и нимфами. . Их образы, столь популярные в искусстве рококо, далеки от героизации, в них мастер стремится запечатлеть близкую природе стихийность бытия, обуреваемую жаждой движения и чувственными страстями.
Таковы, к примеру, рельефы на тему вакхических игр, выполненные в технике белого воска на черном дереве. С блистательным мастерством передано автором бесконечное разнообразие поз и движений безудержно веселящихся нимф и сатиров. Подчеркнуто объемная пластика вылепленных тел, расположенных свободно и динамично, заставляет вспомнить классические образы античного искусства, сильное влияние которого Клодион испытывает на себе почти всю жизнь. Но сложный и прихотливый линейный ритм, придающий композиции своеобразный декоративный характер, целиком относит это произведение к стилю рококо.
Типичный образец искусства Клодиона — изображение сатира, увлеченно играющего на свирели; у ног его пляшут два маленьких сатира. Беспечное и игривое настроение, прихотливо-сложный абрис фигур переданы и вылеплены скульптором с подлинным артистизмом и производят впечатление непринужденной легкости. Произведения Клодиона многократно повторялись в различных материалах — бронзе, терракоте, мраморе, неглазурованном фарфоре — бисквите. Они пользовались широкой популярностью, украшали изысканные интерьеры гостиных и будуаров особняков аристократии и дворянства. Их можно было встретить в художественных собраниях коллекционеров Франции и других стран, в том числе и России. Клодион создал и значительное количество вещей чисто прикладного назначения — ваз, подсвечников, канделябров и много другого. В некоторых произведениях Клодиона проявляются более глубокие жизненные интонации, окрашенные мягким лиризмом. На фоне праздничного и легкомысленного вихря рококо они оставляют впечатление легкой печали, элегического настроения. Такова «Нимфа» из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, выполненная из терракоты. Тонкая поэтичность образа выражена здесь в мягкой пластике формы, естественной грации позы. Близка к ней статуэтка «Девушка с ребенком», так же мягко-живописная по своей лепке, текучим и плавным линиям. Как и многие его современники, Клодион много работал на Севрской мануфактуре, где по его моделям изготавливались различные композиции — среди них фарфоровый барельеф «Нимфы, устанавливающие герму Пана» (Государственный Эрмитаж). Как и другие произведения Клодиона, он полон подлинного изящества, далекого от жеманства и нарочитости большинства произведений рококо.
Жизнь и искусство Клодиона перешагнули рамки XVIII столетия. Современниками стареющего мастера стали художники Великой Французской революции. Клодион, однако, весь остался в своем веке, где угас и был сметен абсолютизм и осталось забавой человечества искусство рококо. Поэтому в новых исторических условиях он не создал значительных произведений, ограничившись рядом официальных заказов.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.