Якоб Иорданс работал в разных жанрах: аллегорической, мифологической и религиозной композиции, портрете, бытовом жанре. В последнем он достиг своей вершины и полного самовыражения, так как сюжет, тема, вкусы и симпатии художника обрели полное согласное соответствие.
Иорданс обладал мощным самобытным талантом. Всю жизнь он провел в родном Антверпене, где сформировался как художник в среде мастеров, сохранивших традиции нидерландской школы, что не помешало ему быть новатором. Как известно, он не ездил в Италию. Огромным притягательным обаянием для него обладали два художника, которых он мог изучать в Антверпене,— Рубенс и Караваджо. С манерой Рубенса он познакомился в 1611 году, когда в церкви св. Вальпургии была поставлена алтарная картина «Водружение креста>. Монументальная мощь образов произвела на него неизгладимое впечатление. К этому времени ему исполнилось восемнадцать лет. Уже четыре года он обучался в мастерской Адама ван Ноорта, за двадцать лет до этого бывшего учителем Петера Пауля Рубенса. Пройдя выучку у этого позднего романиста, оба фламандских живописца всем были обязаны сами себе. Влияние Рубенса на Иорданса было длительным и носило особый характер. Примкнуть к Рубенсу — это значило поддержать престиж некогда знаменитой, и благодаря ему вновь возвратившей свою славу антверпенской школы.
Кроме того, жизнерадостная полнота образов старшего позволила младшему ощутить свое с ним духовное родство. Иорданс начал работать крупным сильным мазком, использовать цвет в его декоративном звучании, слагать единый мощный эмоциональный образ картин с помощью крупных динамических ритмов. Однако Иордансу осталась чужда утонченность эрудиции Рубенса, он не корректировал свои художественные впечатления недостижимым идеалом античности или эпохи Возрождения. Он не был наделен пылкой фантазией, которая так привлекала всех в Рубенсе. Прямолинейная грубоватая искренность, здоровое народное чувство юмора, знание фольклора, обычаев, нравов, характера своего народа — крестьян и бюргерства — вот что составляло преимущество и неотразимое очарование этого замечательного художника.
С Караваджо Иорданса сближал страстный интерес к натуре, к образу, как бы взятому из гущи народной толпы, дерзкое стремление показать в искусстве некрасивое, иногда нелепое во всей его жизненной характерности и выразительной привлекательности, увлечение объемом. В ранние годы Иорданс перенял у итальянца прием крепкой лепки форм при помощи контрастов света и теней. Таким образом, в своей художественной ориентации Иорданс остался в кругу проблем и влияний современного ему искусства, не будучи, затронут воздействием ни античности, ни эпохи Возрождения. Он чувствовал себя наследником традиций нидерландского бытового жанра XVI века, таких мастеров, как Питер Артсен и Иоаким Бейкелар. Он развил эти традиции, придав бытовому жанру черты монументальной картины. Иорданс много раз варьировал композицию на сюжет басни Эзопа о крестьянине, пригласившем сатира в гости. Этот забавный рассказ античного баснописца дал художнику возможность показать мирное и доброе отношение крестьян .к фантастическим персонажам, порожденным их же собственным воображением, как бы одни и те же природные корни их существования.
Иорданса привлекала тема раскованного состояния людей, особенно во время пира, где каждый выражает свободно свой темперамент. Одним из любимых праздников его был день Трех волхвов — 6 января, когда в пирог хозяйкой запекался боб и нашедший его в своем куске становился королем стола, выбирал себе королеву и назначал шутливый штат придворных. На эту тему существует несколько картин под названием «Бобовый король» (фрагмент). Он любил писать тесную, дружную фламандскую семью, видя в ней прочные крепкие устои. Возможно, духовные поиски и честная прямота художника, не выносившего лжи и фальши, мечтавшего о единстве и равенстве всех «перед богом и природой», заставили его в преклонные годы перейти из католической веры в протестантскую. В его доме собирались члены антверпенской протестантской общины, он распространял протестантскую библию и сочинял сатирические памфлеты против католиков. Как протестант художник был погребен в Путе, голландском городке на границе с Фландрией.
Среди многочисленных мифологических картин Иорданса заслуживают самого пристального : внимания — «Воспитание Юпитера» (Кассель, Галерея), «Мелеагр и Аталанта» (Антверпен, Королевский музей изящных искусств), «Аллегория Плодородия» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В них с особенной силой выражено пантеистическое мироощущение великого художника, его чувство поэзии радостного солнечного бытия природы и здорового бодрого существования людей.
Расцвет его жизнерадостного искусства падает на 20-е и 30-е годы. Успех и слава пришли к нему рано. Более того, он сумел быстро снискать уважение антверпенских живописцев, избравших его деканом своей корпорации в 1621 году. Популярность Иорданс обрел в основном в среде фламандских бюргеров. В сохранившихся портретах, как, например, в портрете четы Зурпель (Лондон, Национальная галерея), он по-своему возвеличивает образы своих соотечественников, подчеркивая прямодушие и веселость в женщине, нравственную твердость и воинственный пыл — в мужчине. Иорданс выполнял многочисленные заказы, которые поступали к нему не только из Фландрии, но и из Англии, Голландии, Швеции, Дании, Испании, писал монументальные алтарные картины, делал картоны для ковров, создавал декоративные композиции. Произведения Иорданса рассеяны по многим музеям и частным коллекциям мира, всюду способствуя немеркнущей славе этого выдающегося фламандского художника XVII столетия.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.