В 1930-е годы традиции русского реализма, в первую очередь искусства передвижников, с его острой социальной направленностью и общедоступностью, легли в основу формирования творчества многих художников, пришедших в искусство в этот период. В числе их был и Александра Павлович Бубнов.
Детство и юность Бубнова прошли в уездном городке Саратовской губернии Аткарске. Здесь, в изостудии, он начал обучаться живописи, увлекался отечественной историей: краеведением, археологией, этнографией.
Высшее художественное образование Бубнов получил в Москве во Вхутеине (1926—1930). Окончив его по монументальному отделению, он сначала работал архитектором-декоратором, но вскоре стал заниматься станковой живописью, участвуя своими картинами в художественных выставках той поры. Его картины посвящены темам гражданской войны («Разведка», «Белые в городе»), сценам нового советского быта («Октябрины»), пограничникам на охране рубежей страны («На Дальневосточной границе») и многому другому. Его мастерство постепенно растет и к 1940-м годам достигает полной зрелости. Расцвет творчества Бубнова отмечен такими работами, как картина «Яблочко» (1938—1942), изображающая веселящиеся на отдыхе красноармейцев и матросов эпохи гражданской войны, и получившее широкую известность полотно «Утро на поле Куликовом» (1943—1947).
Эпическую тему всенародного подвига в решительной битве с сильным и беспощадным врагом, воплощенную в картине «Утро на поле Куликовом», подняла в творчестве Бубнова Великая Отечественная война. Невероятная тяжесть постигших страну испытаний, в которых стоял вопрос о ее существовании, возбудила в душе художника образ Древней Руси, ее борьбы против татаро-монгольского ига. Узловой момент этой борьбы — Куликовская битва — наполнился для него символическим смыслом.
Мастер изобразил русское войско изготовившимся для боя, уже видящим врага. Щиты еще не закрыли бойцов, лес копий еще устремлен вверх, топоры опущены или лежат на плечах. Но меч князя уже обнажен и указывает вперед, огромное знамя раздувается встречным ветром, словно это уже вихрь сражения, несколько передних копий занесены для битвы. Все напряжены, и будто вынесенный общим внутренним порывом один из воинов выступил из рядов с оружием в руках. Простонародные лица ратников выражают ожесточенность, решимость, отвагу — целую гамму чувств, и все объединены ощущением: «Вот оно! начинается!».
Сплоченность рядов и голубоватая дымка задних планов позволяют угадывать мощь воинства и его неисчислимость, а мотив ожидания битвы выражает высшую концентрацию сил русской рати и готовность народа к подвигу. Своими наиболее известными картинами, в числе которых триптих «Народное восстание. Пугачев» (1961 — 1964; центр, часть), Бубнов зарекомендовал себя как исторический живописец. Но в его творчестве была и иная струя, лирическая, которая проявилась, главным образом, в его пейзажах, портретах, натюрмортах, а также в тех жанровых сценах, которые посвящены сельской жизни («Уборка картофеля»). Крестьянская теплота натуры художника изливается в изображениях русской природы («Рожь», «Хлеб», «Березки», «Весна», «В Жигулях», «Коса на Волге»), сельских тружеников и детей («Девочка», «Разговоры»). Его картина «Сказка» (1946—1948), изображающая простой жизненный мотив: босоногого деревенского парня, поящего коня в лесном ключе, уже одним своим названием показывает, какой поэтической силой обладала для живописца русская деревня.
Бубнов смотрел на мир глазами простого человека. Он любил писать народные лица, подмечая в них почвенное, крестьянское или рабочее, любил грубый, энергичный мазок. Может быть, лучше всего раскрывает душу мастера его этюд к автопортрету 1946 года, где он изобразил себя смотрящим напряженно, с тревогой, но и решительностью, подобно крестьянским ратникам Куликовской битвы.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.