XVIII век — время блестящего расцвета французской портретной живописи. Несмотря на ограничения, чинимые портретному жанру Королевской Академией художеств, которая отводила главенствующую роль в иерархии жанров исторической живописи, почти все крупные французские художники этой эпохи были одновременно и портретистами. Век Просвещения выдвинул в качестве своей основной идеи требование равенства людей всех сословий. И хотя еще сохраняются традиции старого сословного портрета, все более важное место занимает изображение личности, наделенной неповторимым духовным и эмоциональным своеобразием, вне зависимости от ее сословной принадлежности. Шарден создает образ человека, значительного именно своими этическими качествами, а не общественным положением; Латур раскрывает в портретах разностороннюю интеллектуальную деятельность человека, энергичные характеры, проникнутые духом критицизма; Перроно стремится к воплощению лирического начала человеческой натуры.
Среди этой плеяды портретистов XVIII века Жозеф-Сиффред Дюплесси занимает скромное, но по-своему заметное место. Он родился на юге Франции в маленьком городке Карпентра. Отец художника, Жозеф-Гийом Дюплесси, врач-хирург по профессии, все свое свободное время уделял живописи. Первоначально он хотел видеть сына ученым-богословом, но затем, распознав в нем несомненный талант живописца, определил его в учение к монаху картезианского монастыря в Вильнев-лез-Авиньоне, бывшему ученику знаменитого Шарля Лебрена. Когда юноше исполнилось двадцать лет, он отправился в Рим, где пробыл четыре года, обучаясь у исторического живописца П. Сюблейра. Около 1749 года Дюплесси возвращается в свой родной город. Здесь он пишет религиозные картины для местного собора, выполняет ряд заказов на портреты. Затем уже в Париже, куда он переехал в 1752 году, Дюплесси продолжает деятельность портретиста, долгие годы, оставаясь почти в полной неизвестности; в 1764 году несколько полотен художника попадают на выставку в Академии св. Луки. Наконец в 1769 году Дюплесси получает звание «причисленного» к Академии художеств. Однако подлинный успех приходит к Дюплесси только в 1770-е годы: он становится академиком живописи, получает многочисленные заказы, критика отдает ему предпочтение в сравнении с другими современными портретистами. После смети Шардена, Дюплесси занимает в 1779 году пост советника Королевской Академии художеств. Великая французская буржуазная революция застала художника на закате его карьеры. В эти годы он писал мало, выполняя вначале обязанности «комиссара искусств» в Карпентра, а затем с 1796 года вплоть до своей смерти был хранителем Версальского музея.
Портретные работы Дюплесси отличает приверженность к традиционной, идущей от XVII века, композиционной схеме, к «возвышающей» модель парадной позе и холодноватой риторике. В то же время он был весьма добросовестным мастером. Тщательно изучая лицо портретируемого, Дюплесси стремился, как можно объективнее запечатлеть своеобразие его облика, раскрыть основные черты его характера. В этом отношении типичен портрет Генерального директора финансов, крупного дельца и государственного деятеля Жака Неккера (1781). Репрезентативная поза сочетается в этом портрете с острой характеристикой трезвого и расчетливого парижского буржуа, показанной отчетливо и рельефно. В подготовительном этюде к парадному портрету Людовика XVI, находящемся в Гос. музее изобразительных искусств в Москве, импозантная поза, приданная королю, — дань традиции. Мастерство портретиста отчетливо проявилось в характеристике крупного, подчеркнуто мясистого лица, на котором блуждает чувственная, самодовольная улыбка.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.