Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)


Наряду с Леонардо и Шекспиром, Рембрандтом и Бетховеном, Рублевым и Пушкиным, Микеланджело принадлежит к тем легендарным фигурам мировой истории искусства, которые воплотили в своем творчестве и общечеловеческие идеалы, и духовную суть жизни целых эпох и народов.
На протяжении семидесяти лет работы Микеланджело всегда стремился к достижению целей величественных и грандиозных. Вряд ли есть смысл доискиваться следов воздействия на Микеланджело его учителей — живописца Гирландайо и скульптора Бертольдо. Уже первые работы мастера — рельефы «Мадонна у лестницы» (1490—1492) и «Битва кентавров» (1492) — обладают такой титанической силой выразительности, которая и в отдаленной мере не была присуща произведениям его непосредственных предшественников и наставников. Несколькими годами позже Микеланджело создает два шедевра, принесших ему великую славу и как бы завершивших классический период итальянского Возрождения: «Оплакивание Христа» («Пьета», 1497—1501) и «Давид» (1501—1504).
«Пьета» выглядит необычной во многих отношениях: мать изображена более молодой, чем ее погибший сын, сцена лишена традиционной экзальтации, стенаний безутешного горя, душевного надлома. Но в том-то и состоит первейшая особенность этой композиции, что она не иллюстрирует в очередной раз сюжет евангельской легенды, а вздымается к высотам трагической мистерии, решенной в духе ренессансного гуманизма. Богоматерь тут — воплощение вечной женственности (потому-то она столь юна), Христос — рыцарь и герой, поземному прекрасный и в момент своей гибели. Просветленная печаль этой сцены не томит, но возвышает душу; идеальные представления о человеке и его жизненном предназначении сохраняют тут полную силу. Трагическая коллизия оборачивается в римской «Пьете» дивным песнопением гармонии бытия и людской красоте.
В таком же прекрасном и справедливом мире живет и микелаиджеловский «Давид». Вновь смело, отступая от вековых традиций, мастер изображает Давида не щуплым пареньком, который чудом поверг могучего богатыря, но грозным титаном, чья победа естественна и закономерна. Герой Микеланджело — воплощение гармонично развитого человека, свободного и сильного, всегда готового к подвигу именно благодаря убежденности в своей правоте, в том, что он служит светлым целям и высшим началам. Грандиозный по своим размерам (5,5 м в высоту), флорентийский гигант является и самым совершенным образцом пластического мастерства скульптуры Возрождения. У мраморной фигуры ясный, хорошо «читаемый» силуэт. Она пружинисто развернута в пространстве, у нее стремительно легкие и архитектоничные пропорции, так что величина статуи не угнетает, она соразмерна человеку.
Одновременно со скульптурой Микеланджело работает и в различных жанрах живописи. Его гениальным созданием явилась роспись потолка (1508—1512) и алтарной стены (1535—1541) Сикстинской капеллы в Ватикане. Этот фресковый комплекс и поныне остается величайшим из созданий мировой живописи. Шестьсот квадратных метров росписи сикстинского плафона — поэтическая история человечества, его судеб и страстей порывов и свершений.
Отдельные звенья колоссального цикла не соединены между собой какой-то повествовательной, сюжетной связью. Правда, в девяти композициях средней части плафона перед зрителем предстают сцены, чьи мотивы почерпнуты из библейского повествования («Бог отделяет свет от тьмы», «Сотворение Адама», «Потоп», «Жертвоприношение Ноя» и другие). Но, не говоря уже про то, что эти композиции не располагаются в четкой временной или какой-либо последовательности, они вообще абсолютно чужды иллюстративности. Здесь изображаются обобщенные человеческие качества — энергия творчества, красота мужественной борьбы, тепло людской близости и взаимопонимания. Такой же символический характер имеют изображения пророков и сивилл (прорицательниц), обрамляющие многофигурные композиции центрального прямоугольника плафона. В них с поразительной силой показаны оттенки эмоциональных состояний человека — скорби, радости, исступления, гнева, глубокой задумчивости, потрясающего душу чувства прозрения будущего. Входящие в композицию фигуры обнаженных юношей и «путти» вызывают преклонение перед красотой и идеальной гармоничностью человеческого тела, а персонажи в люнетах боковых частей плафона живут таинственной и странной жизнью тяжкого сна, неясного беспокойства, трагических предчувствий.
Вся композиция в целом создает впечатление великого и безграничного мира, мира героев и титанов; здесь все пронизано пламенным пафосом могучего творчества; пластический язык росписи также обладает величайшей силой выразительности, сочетая в себе симфоническую сложность многообразных мотивов и изумительную ясность общего решения.
Выполненный двадцатью годами позже «Страшный суд» вещь глубоко трагическая. Изображенный тут мир полон таких же могущественных, титанического масштаба сил, что и раньше, но они уже утратили гармоническое равновесие и ясную соподчиненность. Происходят космического размаха катастрофы, разверзаются стихии, суровое и грозное возмездие возобладало над всем иным.
Столь трагичное мироощущение, несомненно, связанное с общим кризисом ренессансного гуманизма, стало складываться у художника много раньше, в десятых — двадцатых годах XVI века. Первыми вестниками такого трагизма оказались скульптуры для нескольких вариантов гробницы папы Юлия II, мраморные статуи «Скованный пленник» и «Умирающий пленник» (обе — ок. 1513 г.). Очевидно, что они связаны между собой — это две стадии борьбы, кончающиеся гибелью героя. Он по-прежнему прекрасен, его тело совершенно, дух возвышен. Но он уже не в силах противостоять злой воле и попадает во власть трагического страдания, которое показано скульптором с глубочайшей лирической проникновенностью. В нескольких незавершенных фигурах рабов для той же гробницы (ок. 1521 г.), где тела не высвобождены полностью из мраморных блоков, как бы скованы беспощадной властью тупой, косной материи, трагическая атмосфера еще более сгущается. А в «Моисее» (1515—1516), который стал художественным центром окончательного (шестого по счету) варианта гробницы папы Юлия II, владеющие миром силы выглядят беспощадно-грозными в своем несокрушимом и жестоком величии.
Лучшие из скульптурных работ Микеланджело, созданных им в зрелые и преклонные годы, и тематически и по своему образному содержанию воспринимаются как величавые, торжественно-трагические реквиемы.
На протяжении пятнадцати лет (1520—1534) мастер трудился над созданием так называемой капеллы Медичи — семейной гробницы знатного итальянского рода. Уже в архитектурном пространстве капеллы (зодческое решение которой также принадлежит Микеланджело) с его вытянутыми пропорциями, устремленностью вверх, неуравновешенностью масс и линий ощутимо чувство тревоги и душевного волнения. На расположенных друг против друга гробницах Джулиано и Лоренцо Медичи установлены четыре фигуры, символизирующие четыре времени суток. В их обликах запечатлен - как бы весь жизненный путь человека, и он драматически тягостен и мучителен, полон страстных, но не находящих удовлетворения борений. Этот путь завершается тяжким забытьём «Ночи», которой сам Микеланджело посвятил драматическое четверостишие:
Отрадно спать, отрадней камнем быть, А в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать — удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить.
Но как ни элегичны фигуры «Утра», «Дня», «Вечера» и «Ночи», а также входящие в ансамбль капеллы статуи Джулиано и Лоренцо Медичи и «Мадонны Медичи»,— все это гениальное творение мастера в целом пронизано чувством красоты мира и проникновенной одушевленности людских страстей, поступков и самого страдания.
И даже последнее из микеланджеловских «Оплакиваний», его предсмертная «Пьета Ронданини» (1555—1564), чья скорбь смиренна и лишена столь обычной для мастера темы героического противоборства, проникнута такой потрясающей силой человечности, такой глубиной людской любви и взаимопонимания, что за этой композицией видишь все битвы и завоевания гуманизма эпохи Возрождения.
Микеланджело (особенно в поздние годы жизни) много сил отдал зодчеству и не только создал несколько гениальных построек (в их числе вестибюль библиотеки Лауренциана во Флоренции и окончательное решение композиции собора св. Петра в Риме), но и, завершив лучшие пластические тенденции архитектуры итальянского Ренессанса, практически положил начало зодческой стилистике барокко.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.





.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +