В стихотворении, обращенном к художнику Давиду Петровичу Штеренбергу, В. В. Маяковский писал:
Милый Давид!
При вашем имени
Обязательно вспоминаю Зимний.
Еще хлестали пули-ливни —
нас
с самых низов
прибой-революция бросила в Зимний
с кличкой странной — ИЗО.
Разумеется, великий поэт революции не случайно вспоминает имя Д. П. Штеренберга в связи с делами и днями Октября. Он был первым правительственным комиссаром Советской власти по вопросам изобразительного искусства, возглавлял соответствующий отдел (ИЗО) Наркомпроса. Многие из крупнейших художественных мероприятий ранних послеоктябрьских лет осуществлялись при непосредственном участии Д. П. Штеренберга. Он воспитывал молодых живописцев, будучи профессором Вхутемаса, был первым председателем такой значительной художественной группировки 1920-х — начала 1930-х годов, как ОСТ (Общество художников-станковистов). Наконец, Штеренберг создал полотна, среди которых есть вещи, занимающие видное место в истории первых десятилетий советской живописи.
Д. П. Штеренберг родился в Житомире. Учиться живописи он начал в мастерских художников Одессы. Находясь как политэмигрант в Париже (с 1907 года до Февральской революции 1917 года), Штеренберг завершает там свое образование — в Школе изящных искусств; затем в академии Витти. Выставляться он начал с 1912 года.
Еще по поводу одной из ранних картин художника А. В. Луначарский писал, что в ней есть «поразительная пространственность, какая-то осязаемость перспективы... какая пластичность, почти монументальность в этой упрощенной фигуре... Как все это экономно, с какой суровостью отвергнуты ненужные детали».
После революции все эти черты своего художественного стиля Штеренберг стремится переплавить в манеру речи «точной и нагой». Ради этого он тщательно работает над фактурой своих полотен, добиваясь живой материальности в изображении предметного мира: отказывается от традиционных принципов перспективного построения композиции, показывая вещи и человеческие фигуры с нескольких точек зрения (или с одной, но необычной — сверху); сводит изображение к простейшим, но насыщенным формулам.
Характерный пример — «Аниська» (1926). В картине фигура девочки написана со скульптурной четкостью и лапидарностью, а обстановка ее жизни обрисована двумя скупыми деталями: непокрытый грубый стол, огромный и пустой, гладь которого нарушает лишь самодельная тарелка с краюхой черного хлеба. В композиции употреблена точка зрения сверху и обратная, скошенная на зрителя перспектива. В данном случае такой прием наводит на мысль, что художник стремился запечатлеть картину жизни в целом, обобщенно. И действительно, показано мало, а сказано много. Дата создания холста ¦— 1926 год, когда в любой трудовой семье жили скудно, имея лишь самое необходимое. Но щедрым было чувство раскрепощенного человеческого достоинства. Оно на глазах меняло весь духовный строй, да и внешний облик так называемых «простых людей». Штеренберг сумел увидеть и изобразить все это с подлинной убедительностью. Ведь какой серьезной сосредоточенностью полна эта бесхитростная Аниська, как много в ней душевной чистоты и благородства! И суровая бедность быта не подавляет ее, не ранит горьким ощущением сиротской доли, ибо жизнь представляется ей открытой книгой справедливости и высокой цели.
А в такой вещи, как «Агитатор» (1927), Штеренберг идет к открыто повествовательной остроте действия, сопоставляя различные социальные типы на деревенском митинге. Горячая убежденность, волевая энергия оратора и раздумчиво-выжидательная позиция слушающих его крестьян переданы, прежде всего, языком форм и ритмов. Точка зрения сверху позволяет охватить единым взглядом всю сцену в целом, сразу же почувствовать ее настроение, ее конфликтную ситуацию.
Диапазон творческих интересов Д. П. Штеренберга был очень широк. Он — один из крупнейших мастеров советского натюрморта, автор глубоко оригинальных пейзажных и портретных композиций. Д. П. Штеренберг внес свой вклад и в советскую графику, создав ряд интереснейших иллюстраций к произведениям В. В. Маяковского, И. Э. Бабеля, С. Я. Маршака, Р. Киплинга и других советских и зарубежных писателей. Д. П. Штеренберг — первый из советских художников, которому было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.