7 января 1907 года в Вильнюсе открылась скромная художественная выставка. У нее было всего 23 участника, а между тем, ей суждено было сыграть важную роль в истории литовского искусства. Это была первая выставка произведений национальных художников. Правительство царской России всеми правдами и неправдами пыталось сдержать развитие национальных культур, и организация такой выставки потребовала немало мужества и усилий. Одновременно в те же январские дни 1907 года, точнее 2 января, начало действовать и Литовское художественное общество, организованное по инициативе М. Чюрлиониса, А. Жмуйдзинавичюса и скульптора П. Римши. И в дальнейшем Римша был в числе активных борцов за возрождение литовской культуры. Его фигура очень примечательна для этого этапа развития литовского искусства. Он связал свое творчество с демократическим движением за национальное самоопределение, выступая против шовинистической политики русского самодержавия.
Пятрас Симано Римша появился на свет в маленьком селении Науджяй ныне Вилкавишкского района. Свою привязанность к земле, знание жизни народа он принес и в искусство Римша постоянно стремился к совершенствованию своего мастерства. Он получил широкую и разностороннюю подготовку сначала на курсах Общества поощрения художеств и у скульптора П. Велёньски в Варшаве, а потом поехал в Париж, где брал уроки у Мерсье. По возвращении из Парижа Римша стал заниматься под руководством К. Лащки в Кракове и уже довольно известным художником решил в 1909— 1911 годах пройти курс в петербургской школе Общества поощрения художеств.
В эпоху, когда многие из его коллег под влиянием каждого нового художественного течения меняли свои творческие установки, Римша оставался, верен классической традиции. Он сразу же заявил о себе как о художнике, не боящемся языком искусства рассказывать о социальных противоречиях общества. Его искусство в ранний период было по своему духу близко критическому реализму русских передвижников. Так, его композиция «Пахарь» (1907) изображает непосильно тяжелый крестьянский труд. Скульптор подчеркивает напряженность фигуры измученного крестьянина и изможденность его лошади. Это правдивый и точный рассказ об увиденном, отличающийся убедительностью документа. Широкий общественный отклик получила и другая ранняя работа мастера «Литовская школа», первый вариант которой относится к 1906 году. В ней Римша попытался совместить жанровость скульптурного рассказа с обобщенностью, широкой трактовкой содержания композиции. Пластический стиль мастера характерен в это время обилием всякого рода подробностей и аксессуаров, что связано со стремлением дать как можно более обстоятельную и верную характеристику психологии героев. С другой стороны, в неприглаженности формы, скульптур Римши, в его программном отрицании отвлеченной идеальности образов есть цельность восприятия, типичная для народных мастеров.
Со временем стилистика работ Римши несколько меняется. Он оценивает большие возможности, которые открывают для искусства скульптуры стилизация и использование четких ритмов геометрического орнамента. Круг его профессиональных интересов расширяется. Римша нередко делает проекты книжного оформления, в которых он соприкасается с орнаментальной графикой стиля модерн. Но самым важным для него всегда является портрет. Римша создал целую галерею портретов деятелей литовской культуры: А. Баранаускаса, С. Дауканто, Ю. Басанавичюса и других.
На высоком профессиональном уровне исполнены им бронзовые портреты-медальоны. Точность психологической характеристики в медальоне с изображением Ю. Жемайте скульптор соединяет со строгой красотой орнамента, четкостью ритмической организации пространства. Все вместе создает ощущение ясное и спокойное. В медальоне отсутствует не редкая для мелкой пластики дробность. Он смотрится как настенный барельеф.
Деятельность по созданию портретов-медальонов (обычно из бронзы) и барельефных портретов художник продолжил и в советское время. Среди удачных работ Римши надо назвать медальоны — «Ю. Груодас» (1945), «Литовской книге 400 лет» (1947) и «К. Донелайтис» (1955). Художник обращался к новым для него темам, в частности к теме мира... В Советской Литве произведения Римши получили подлинное признание. В начале 1950-х годов они оказали непосредственное влияние на молодых художников, а его медальоны и до сего дня служат примером творческого отношения к мелкой пластике. И при всем том, что стилистическая эволюция литовской скульптуры происходит чрезвычайно быстро, имя Римши всегда произносится с уважением, как имя человека, положившего много сил на утверждение национальной демократической культуры.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.