Co становлением и развитием советской скульптуры неразрывно связано имя Матвея Генриховича Манизера.
Манизер родился в семье живописца-педагога, в Петербурге. Окончил математический факультет Петербургского университета (1914) и Петербургскую Академию художеств (1916), где учился у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева. Занимался также у М. А. Чижова и В. Е. Савинского. Еще, будучи воспитанником Академии, Манизер выдвинулся своими композициями и рельефами, выполненными в духе классицизма.
Октябрьская революция сыграла решающую роль в перестройке сознания молодого скульптора и его творчества.
Вспоминая впоследствии об этом времени, Манизер писал: «Мир перестраивался, жизнь переделывалась на наших глазах во имя самых высоких идей, которые когда-либо воодушевляли человечество... В самом начале своей работы я пришел к твердому убеждению, что искусство, нужное народу, должно быть искусством реалистическим. Оно должно раскрывать большие общечеловеческие идеи в конкретных индивидуальных, подсказанных действительностью образах».
Начиная с 1919 года Манизер, выполняет с натуры ряд выразительных скульптурных портретов и в их числе — композитора А. К. Глазунова (1919), артиста И. Е. Ершова (1920), музыканта И. Р. Налбандяна (1920). Манизер одним из первых включается в активную работу по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. Он создает памятные доски, посвященные героям Парижской коммуны (1921), а также несколько проектов памятников, в том числе «III конгрессу Коминтерна» (1921), «Освобожденный труд» для Калуги (1922), «Октябрьская революция» для Томска (1923).
К наиболее значительным работам Манизера этих лет относятся бюст К. Маркса в Калуге (1921) и монументальный рельеф «Рабочий» (1920), один из первых реалистических образов нового хозяина жизни в советской скульптуре.
В 1923—1925 годах Манизер создает памятник выдающемуся большевику В. Володарскому. С этого времени скульптор выступает как один из видных советских мастеров-монументалистов.
Значительным произведением советской монументальной скульптуры явился «Памятник жертвам 9 января 1905 года» (1931), который был выполнен Манизером для братской могилы на кладбище близ станции Обухово под Ленинградом.
Основой памятника явилась огромная бронзовая фигура рабочего, завершающая пьедестал в виде четырехгранного пилона. Удачно решенный образ героев гражданской войны в значительной мере определил и достоинства монумента В. И. Чапаеву (1932), сооруженного в городе Куйбышеве. Всенародное признание получил установленный в Харькове по проекту Манизера многофигурный памятник великому украинскому поэту и революционному демократу Т. Г. Шевченко (1935). Этот памятник прекрасно вписывается в пространство площади, небольшой по размерам, окруженной сквером, но открытой в сторону одной из главных улиц города. Бронзовая фигура Шевченко возвышается на высоком трехгранном пилоне. На разных уровнях асимметричного постамента изображены герои шевченковских произведений. Особенно выразителен образ Катерины — героини одноименной поэмы Шевченко.
Манизеру принадлежит одно из первых мест в создании «Ленинианы». К работе над воплощением в скульптуре образа Ленина Манизер обратился в 1920-х годах. Им создано большое число скульптурных бюстов, статуй и монументальных памятников гениальному вождю. Особенно значителен проникнутый подлинным героическим пафосом и отличающийся выразительной энергией пластического решения памятник В. И. Ленину на его родине в Ульяновске (1940). Установленный на высоком холме над Волгой, памятник ясно и четко читается с большого расстояния и с любой точки зрения. В день 90-летия со дня рождения В. И. Ленина перед Центральным московским стадионом в Лужниках была воздвигнута восьмиметровая статуя великого вождя, выполненная Манизером на основе памятника в Ульяновске и отмеченная ранее Почетным дипломом Всемирной выставки в Брюсселе.
В 1936—1939 годах Манизер со своими учениками исполнил статуи для перронного зала станции московского метрополитена «Площадь Революции».
Из многочисленных работ Манизера военных и послевоенных лет следует упомянуть, как наиболее известные, скульптуры станции московского метро «Измайловская» (1944)> получившую огромную популярность статую Зои Космодемьянской (1942), сооруженный в 1959 году в Москве памятник И. Е. Репину. Наиболее значительным творческим достижением Манизера в послевоенные годы явилось надгробие М. А. Ульяновой — матери В. И. Ленина.
С 1947 года Манизер систематически избирался вице-президентом Академии художеств СССР. Он был действительным членом Академии художеств СССР, народным художником СССР заслуженным деятелем искусств БССР и УССР, неоднократно удостаивался Государственных премий.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.