Регистрацией права собственности при приобретении жилой недвижимости занимается Регистрационная палата (Управление Федеральной службы, осуществляющее данную деятельность). При этом в Едином гос. реестре делается соответствующая запись, подтверждающая право на недвижимость и совершение с нею сделок.
В записи о праве собственности содержится информация, касающаяся лица, обладающего этим правом, имущества, вида и основания возникновения права.
Перечень документов для государственной регистрации недвижимости
Регистрация права, осуществляемая государственными службами, считается завершённой с момента внесения вышеуказанной записи. После этого собственник получает соответствующий документ (свидетельство, выданное государственными службами для подтверждения его права).
В палату по регистрации права собственности новым владельцем недвижимости должны быть поданы документы, перечень которых может быть различным в зависимости от основания возникновения такого права. Например, при переходе квартиры по наследству в государственную службу по регистрации должны быть предъявлены следующие документы:
• заявление с подписью, удостоверенной нотариусом;
• паспорт и его копия;
• свидетельство, подтверждающее право на наследуемую недвижимость;
• квитанция, полученная при оплате госпошлины.
В случае приобретения недвижимости, государственными службами должен быть зарегистрирован договор на куплю-продажу жилья. Для проведения этой процедуры в службу, занимающуюся регистрацией, должны быть предоставлены:
• заявление, подтверждающее регистрацию договора по купле-продаже;
• документы, касающиеся субъектов права (покупателя и продавца);
• квитанция о внесении оплаты госпошлины за проведение процедуры государственными службами;
• свидетельство и его копия, подтверждающие проведение процедуры , либо соответствующий документ о наличии у продавца права распоряжаться данной недвижимостью;
• техпаспорт и экспликация из БТИ (оригиналы);
• договор о купле-продаже в двух оригинальных экземплярах;
• оригинал и копия справки, подтверждающей регистрацию лиц в квартире;
• разрешение (если оно необходимо), выданное органом попечительства и опеки.
Дополнительные документы для государственной регистрации при смене прав собственности
Для проведения регистрации при смене прав собственности соответствующей службой должны быть дополнительно предъявлены заявления, одно из которых - о регистрации прав собственности (от покупателя), второе - о зарегистрированном переходе таких прав (от продавца).
Кроме того, должны быть предоставлены оригинал и копия квитанции, подтверждающей уплату госпошлины за регистрацию права собственности, перешедшего к другому физическому лицу. В случае совершения сделки с соблюдением определённых условий должны быть приложены документы (оригиналы и копии), в соответствии с которыми данные условия должны быть выполнены.
Договор о купле-продаже недвижимости и передача права владения ею другому лицу могут регистрироваться одновременно путём подачи в государственную службу по регистрации перечня документов, перечисленных выше. При поэтапном проведении данной процедуры вначале должен быть зарегистрирован договор о купле-продаже.
Особенности регистрации квартиры в новостройке
В случае приобретения квартиры в новостройке право собственности на неё вначале должно быть зарегистрировано заказчиком, строительной организацией либо инвестором, а затем - государственной службой. Для проведения данной процедуры должны быть предоставлены следующие документы:
• заявление, подтверждающее проведение процедуры для получения права владения;
• паспорт и его копия;
• квитанция об уплате госпошлины;
• договор и копии его в двух экземплярах о долевом участии;
• акт и копии его в двух экземплярах о приёмке-передаче недвижимости (исполнение договора);
• экспликация БТИ и поэтажный план (подлинник).
После подачи документов в государственную службу физическому лицу выдаётся расписка об их получении. По истечении месяца регистрирующим органом выдаётся свидетельство, подтверждающее право собственности.