Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Состав и уровень знаний о правилах поведения в I классе


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Говоря о знании правил поведения, мы имеем в виду все то, что нужно знать ребенку, чтобы овладеть навыками и умениями правильного поведения, не ограничиваясь требованием знания того, как формулируются эти правила. Рассмотрим состав таких знаний о поведении на конкретном примере работы учителя над «Правилами для учащихся» в 1 классе. Как только дети приступили к работе с книгой, учитель начал работу над пунктом 15 «Правил». Сначала была проведена беседа о правилах обращения с книгой.
«Дети, вы будете учиться читать, писать, считать по своим книгам, по учебникам. Без книг учиться нельзя. Партия и советское государство, ваши папы и мамы много потрудились и позаботились, чтобы у каждого мальчика и девочки были все учебники и другие необходимые книги. Теперь вы, школьники, должны беречь свои книги, аккуратно обращаться с ними. Сегодня дома оберните все книги чистой белой-бумагой, попросите старших помочь вам это сделать. (Показывает и объясняет, как обернуть книгу.) Каждый из вас должен иметь закладочки для книг, вот такие (показывает), чтобы закладывать ими те странички, где задан урок (показывает, как закладывать). Переворачивать страницы нужно правой рукой, вот так (показывает): пальцами за верхний правый уголок. Нельзя загибать уголки и закладывать карандашом, от этого книга разорвется в корешке и листочки будут выпадать. Нельзя отмечать карандашом, писать в книге. Книгу нужно брать только чистыми руками, чтобы она всегда оставалась чистой, опрятной, красивой. Вот посмотрите, у Вити книжка, по которой учился его брат целый год, а какая она чистенькая! (Показывает.) Как новенькая! Витиной маме не надо было беспокоиться и трудиться, чтобы купить ему книжку, она на эти деньги купит что-нибудь другое, нужное и важное. Вот вы и должны все так обращаться с книгами, чтобы каждый мог сказать: «Вот какие аккуратные, бережливые дети в I «б» классе, настоящие ученики!»
В дальнейшем в течение всего учебного года учитель тщательно следит за выполнением детьми предъявляемых к ним требований, показывает хорошие и плохие примеры отношения детей к книге, помогает отдельным детям бережнее обращаться с книгой, показывает и разъясняет последствия плохого и хорошего обращения с книгой.
Так работает учитель над всеми правилами поведения. Знания детей о правилах поведения складываются из следующих составных частей: а) правило, которое указывает обязанности ребенка, что делать; б) инструктирование детей, как поступать, научениеспособу выполнения правила путем сообщения многих конкретных сведений о поведении; в) мотивировка правила и предложенного способа его выполнения, объяснение необходимости такого поведения, тоже в форме сообщения конкретных фактов или сведений.
Наличие указанных составных частей в знаниях о правилах поведения способствует формированию элементов нравственного сознания, чувств и поступков, навыков поведения в их единстве.
Выпадение отдельных звеньев из указанного состава знаний о поведении влечет за собой соответствующие трудности в работе учителя и недостатки в поведении детей.
Так, учитель рассказал детям о том, что на перемене все должны выходить из класса, отвечают за это дежурные. Это конкретное правило жизни класса, поведения детей и дежурных, в частности. Дети-дежурные строго следили за выполнением данного правила и выполняли свои обязанности, но многие из них делали это не так, как нужно: чтобы добиться подчинения от тех, кто не вышел из класса, они действовали одновременно и словами и руками; выталкивали их из класса. В результате возникали конфликты, обиды среди детей, появлялись случаи противодействия дежурным, неподчинения им, а установленное правило не выполнялось. Причина в том, что учитель не рассказал, не установил с детьми, как нужно требовать подчинения и как подчиняться, не проверил раз, и два, и три, поняты ли его разъяснения и умеют ли дети практически их осуществлять.
Особенно отзывчивы дети на указания учителя о способах выполнения правила, когда их внимание обращается и на красоту поступков, манеру поведения; каждый ребенок хочет быть образцом в этом отношении, но не всегда умеет осуществить свое желание.
Можно наблюдать и другого рода ограниченность сообщаемых детям знаний о поведении. Отдельные учителя много работают над тем, чтобы дети знали, что от них требуется и как эти требования выполнять, над усвоением детьми правил поведения и способов их выполнения, но не задумываются над мотивировкой правил поведения, не разъясняют значения их в жизни класса и отдельных детей. Нередко можно слышать оправдание такого положения тем, что «поменьше нужно рассуждать» с маленькими школьниками и «больше требовать». Конечно, есть ряд требований к поведению детей, для которых не нужна особая мотивировка (ежедневно посещать школу, при встрече с учителем на улице снимать головной убор) или мотивировка которых невозможна, еще недоступна детям I класса.
Однако опыт воспитательной работы ряда учителей показал, что пренебрежение к разъяснительной работе приводит к тому, что дети «муштруются», знают, что учитель от них требует и как это выполнить, но связывают установленные правила в основном с личностью учителя, слабо переносят формируемые навыки поведения в условия самостоятельной деятельности без непосредственного контроля учителя. Внешняя форма поведения при недостатке разъяснительной работы отрывается от формирования мотивов поведения и оказывает меньшее влияние на развитие нравственных качеств личности, отношения ребенка к своему делу, к окружающим людям и к самому себе. Слабее формируются и нравственные чувства (сочувствие, дружба, забота друг о друге).
Успех воспитательной работы у опытных учителей достигается тем, что они умело соотносят различные составные части знаний о правилах поведения, формируют у детей в единстве сознание и поведение. Соотношение различных видов знаний о поведении в I классе характеризуется тем, что основную долю в содержании работы учителя занимает процесс научения детей правильному поведению путем передачи им знаний о способах выполнения правил, образное и действенное инструктирование детей о том, как выполнять известные им правила.
Это относится к работе над всеми группами правил, указанными выше. Даже при работе над самыми конкретными правилами опытные учителя заботятся 6 том, чтобы научить детей выполнять их, что и является самым трудным и самым важным. Ребенку нетрудно запомнить, что при ответе надо вставать, но труднее научиться вставать из-за парты быстро, тихо, собранно. Опытный учитель и уделяет этому основное внимание, воздействуя на детей словом в сочетании с показом.
Учитель говорит детям не только о том, что при желании ответить, спросить нужно поднять руку, но и о том, как поднимать руку: «поставить на локоть», «не тянуть высоко вверх», «не приподниматься с места». Говоря детям о том, что учителя и всех взрослых нужно приветствовать вежливым поклоном, он показывает, как это сделать.
Не менее важно научить детей выполнению других, более обобщенных, а значит, и более сложных, трудных для детей правил: беречь школьное имущество, прилежно учиться, быть внимательным и предупредительным, заботиться о младших детях, помогать родителям. Для усвоения детьми таких правил поведения уже мало слова и показа учителя, необходимо знание многих конкретных фактов и сведений о жизни и поведении взрослых и детей при различных жизненных обстоятельствах. Поэтому здесь широко используются картины, иллюстрации и описание фактов поведения в учебных книгах и другой литературе — в рассказах, стихотворениях, сказках. Способы доведения до детей необходимых знаний о поведении, как мы видим, очень разнообразны, но все они направлены к одному: добиться, чтобы дети, равняясь на образцы поведения, хорошо усвоили способы выполнения правил, добиться понимания детьми необходимости выполнения предъявляемых к ним нравственных требований.
Следовательно, в состав знаний о правилах поведения включаются и правила поведения и сведения о поведении, определяющие способы выполнения правил и отношение к ним.
Рассмотрим далее доступный детям I класса уровень усвоения «Правил для учащихся» и связанных с ними знаний о поведении. В «Правилах для учащихся» мы находим пункты, которые по степени обобщенности приближаются к нравственным понятиям: «Упорно и настойчиво овладевать знаниями», «Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной» и др. Но в такой формулировке они не доступны первоклассникам, поэтому опытные учителя раскрывают содержание этих правил в более конкретных, частных требованиях, понятных детям. Первый пункт «Правил для учащихся» раскрывается на основе усвоения учащимися I класса сведений об общественной жизни, труде и поведении людей, о значении учебного труда школьников. Самое сложное правило (§ 20) разъясняется на таких конкретных требованиях, как «следить, чтобы в классе всегда было чисто и красиво, чтобы приятно было посмотреть на класс», «не драться, не озорничать на улице, чтобы люди не подумали, будто все ученики плохие, чтобы не было всем нам стыдно за одного», «помогать друг другу, чтобы в классе все успевали» и др. Так учитель дает детям конкретные частичные знания, необходимые для выполнения этого сложного правила, и направляет отдельные стороны поведения детей, конкретные их поступки и связанные с ними чувства.
Другие правила поведения становятся понятны детям при дополнительной их конкретизации. Например, правило «Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам своих товарищей» дети усваивают, если учителя объясняют им, как относиться к школьному имуществу, к своим вещам и к вещам своих товарищей. Понятие «беречь» им знакомо, но необходимо конкретно практически учить детей умению обращаться с различными вещами.
Наконец, в «Правилах для учащихся» есть пункты, которые достаточно конкретны и понятны детям I класса в полном объеме, они требуют лишь инструктирования, показа способа выполнения их (§ 4—11).
Все эти правила помогают формировать у детей поведение, необходимое в процессе учения, или, как его часто называют, «учебное поведение». Понятно, что «учебное поведение» имеет значение не только в период учения в школе и для учения: перспективно оно способствует формированию общей культуры труда и поведения учащихся, влияет на отношение ребенка к любому делу, ко всем людям и на поведение в различных условиях. Тем не менее ближайшая и непосредственная задача работы над этими правилами состоит в формировании правильного учебного поведения и соответствующих ему нравственных качеств личности: прилежания, аккуратности и точности, умения сдерживать себя, управлять своим поведением, подчинять его интересам и задачам коллективной работы, умения быть вежливым, подтянутым.
Точное, безоговорочное выполнение указанных правил требуется от детей с первого дня обучения в школе. Порядок включения разных правил в организацию поведения детей определяется логикой учебно-воспитательного процесса, ходом работы на уроках. Учителя сообщают детям необходимое в соответствующий момент работы правило поведения, указывают и показывают способ выполнения его, который в формулировке правила обычно не раскрыт. Они подробно инструктируют, показывают образцы выполнения каждого пункта правил: какие учебные и письменные принадлежности приносить, как их раскладывать в парте и на парте, чтобы удобно было пользоваться ими, как привести в порядок костюм, обувь, волосы, как и когда умываться, как входить и выходить из класса, как быстро и тихо вставать из-за парты, как приветствовать учителя, как поднимать руку и т. д.
У опытных учителей такой же конкретной является и мотивировка данных правил: «Нельзя опаздывать, ты нас отвлек от работы, мешаешь всем и сам теперь не знаешь того, чему мы без тебя научились», «Нельзя разговаривать на уроках: вас в классе 43 человека, что получится, если каждый из вас хотя бы потихоньку скажет что-либо? Скажите-ка шепотом слово «тише». (Дети повторяют это слово.) Видите, какой шум в классе, вы ничего не услышите и не поймете, когда я вам буду говорить». Доступная детям мотивировка правил поведения в значительной степени помогает формированию у детей мотивов поведения, отношения к требованиям учителя и установленному порядку жизни и деятельности.
После первичного усвоения правил поведения в процессе обучения у детей происходит накопление соответствующего опыта поведения и новых конкретных знаний о поведении, касающихся выполнения известного правила в разных конкретных условиях. От осознания важности и необходимости выполнения ими данных правил дети постепенно подводятся к пониманию более общего значения правил, обязательности их и для взрослых людей в процессе разных видов труда на фабриках и заводах, а также в быту.
Большую трудность для детей I класса представляет перевод объясненного правила в действие даже при условии понимания смысла словесных указаний и принятия их ребенком. Необходимым условием, обеспечивающим доступность сообщаемых детям знаний о поведении, является сочетание словесного объяснения с действием, с показом образцов поведения. с вычленением и показом частичных действий, элементов сложных актов поведения. Следовательно, делать доступными для детей I класса знания о поведении — значит, формировать у них одновременно элементы нравственного сознания, умения и навыки поведения. Все элементы знаний о поведении, в том числе и о правилах поведения, оказываются доступными детям I класса лишь тогда, когда они основываются на познании ими какого-то опыта, конкретных поступков, на анализе этих поступков и подражании им. Можно сказать, что для ребенка I класса поступок является не только реализацией знаний, но и предметом познания. Задача учителя I класса поэтому и состоит в том, чтобы научить детей в конкретных случаях поступать в соответствии с правилами поведения школьника, разбираться в конкретных поступках и оценивать их в свете известных им правил и требований; постепенно накапливать у детей в единстве опыт и знания о поведении, необходимые для осознания отдельных нравственных качеств личности и усвоения нравственных понятий, с которыми они встречаются при чтении учебных книг и «Правил для учащихся». При этом нужно учитывать, что нравственные понятия усваиваются детьми I класса лишь на уровне соотнесения слова-понятия с конкретным поступком или несколькими сходными поступками: «Мальчик вежливый — он говорит спасибо и пожалуйста», «Маша помогает маме посуду мыть, она цветы поливает, она — трудолюбивая девочка», «Вежливый школьник — когда он едет в трамвае и в это время вошел инвалид, уступает место, говорит: «Пожалуйста, садитесь!»
Посильным для ребенка является усвоение правил поведения, определяющих, что делать и как поступать. Опытные учителя успешно знакомят детей с необходимыми нравственными понятиями не путем отвлеченных рассуждений о соответствующих нравственных качествах личности, а посредством сообщения конкретных правил поведения на основе характеристики отдельных известных детям поступков. В дальнейшей своей работе они помогают детям накапливать и обобщать другие представления о поведении, относящиеся к известным им правилам и словам-понятиям, расширять и углублять их.
Обобщение отдельных представлений о поведении при работе с детьми I класса и ограничивается чаще всего конкретными правилами поведения, в контексте с которыми становятся ясными и соответствующие нравственные понятия. Процесс обобщения нравственных представлений определяется педагогическими требованиями к поведению детей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +