Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Пение как предмет школьного обучения и его значение во всестороннем развитии детей


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Пение, осуществляя задачи музыкального воспитания школьников, является необходимым элементом в системе воспитания и всестороннего развития личности учащегося. Начальные навыки и знания в области музыкального искусства — важное звено в развитии общей культуры советского человека. Систематическое музыкальное развитие школьников является одним из условий полноты их физического, умственного, нравственного и эстетического развития и делает более совершенным самый процесс изучения ими ряда школьных предметов.
Музыкальное образование и воспитание как часть общего образования и эстетического воспитания играет важную роль во всестороннем развитии подрастающих поколений. Являясь одной из форм общественного сознания, музыкальное искусство может постигаться при условии развития у человека соответствующих способностей. Это прежде всего способность воспринимать тонкие и многообразные связи музыкальных звуков в их образно-смысловом содержании и переживать музыку как отражение действительности. С другой стороны, это способность воспроизводить музыку и выражать в музыкальной форме свои переживания.
Чтобы обеспечить развитие этих способностей у детей, в содержание школьного предмета «пение» введено ознакомление учащихся с доступными им музыкальными произведениями путем разучивания по слуху и по нотам несложного хорового репертуара и прослушивания вокальных и фортепианных произведений. В процессе этой работы ведется систематическое развитие музыкального слуха и чувства ритма, воспитывается голосовой аппарат, прививаются навыки хорового исполнения. Кроме того, учащиеся приобретают сведения из области элементарной теории музыки и начальные музыкально-аналитические навыки, а также некоторые сведения по вопросам музыкальной культуры.
В процессе музыкального развития у детей воспитываются эмоции, расширяются знания об окружающей действительности, формируется способность эмоционально-эстетической оценки произведений искусства и явлений жизни, воспитывается любовь к искусству, развиваются музыкально-творческие способности.
В соответствии со своими задачами предмет «пение» располагает особыми, отличными от других школьных предметов методами воспитательного воздействия. Главной особенностью уроков пения является наличие в них коллективного музыкального исполнительства, которое обладает большой силой и своеобразием педагогического воздействия. Чрезвычайная живость и яркость переживания детьми идей и образов исполняемой песни нередко приближает исполнительское переживание к «авторскому» (дети чувствуют себя как бы авторами любимой песни). В этом случае задачи морального убеждения находят новую, необычную форму: горячо воспринимая исполнение учителем песни, его беседу и трактовку хорового исполнения, учащиеся в процессе освоения песни стремятся также как можно более убедительно передать ее содержание, образы. Таким образом, в их сознании содержание песни постепенно становится частью их собственной внутренней жизни, «страницей их собственной биографии», по выражению Б. М. Теплова. То обстоятельство, что исполнение на уроках пения коллективное, еще более умножает силу педагогического воздействия песни, «сливающей несколько отдельных чувств в одно сильное чувство, несколько сердец — в одно сильно чувствующее сердце» (К. Д. Ушинский).
Специфика содержания предмета «пение» (начальные основы музыкального искусства) и его основных методов (работа над исполнением песни, музыкальный анализ) дает основание рассматривать музыкальные занятия как линию развития школьника, имеющую самостоятельное значение, и считать музыкальное воспитание одной из основ общего образования детей. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о точках соприкосновения и о взаимодействии музыкального развития школьника с другими сторонами его развития.
Нетрудно убедиться в том, что, например, процесс развития голосового аппарата детей, лежащий в основе хорового обучения, а также развитие навыков певческого дыхания не могли бы быть осуществлены путем развития речи на уроках родного, языка или развития легких на уроках физкультуры: закономерности интонирования в речи и в пении настолько своеобразны, характер дыхания певческого и жизненного так различен, что, оказывая безусловное положительное влияние на вокально-хоровое развитие, речевая культура и общее развитие легких могут только отчасти и только косвенно содействовать успехам хорового обучения.
Так же и навыки слушания, приобретаемые на уроках литературного чтения, могут лишь частично и относительно способствовать воспитанию музыкально-слушательских навыков, поскольку в обоих случаях дело идет о воспитании слухового внимания. Аналогичные наблюдения могут быть сделаны и по ряду других вопросов музыкального воспитания. Несомненно, что музыкальное воспитание может опираться только на музыкальную практику и на специальные методы музыкального развития. Но некоторые другие предметы — и в первую очередь родной язык — могут играть более или менее важную роль в усвоении детьми основ музыкальной культуры.
В свою очередь музыкальное воспитание является также важным фактором в деле освоения детьми некоторых других предметов. Прежде всего это относится к родному языку и литературе. Развитие музыкального слуха и чувства ритма с одной стороны, особенности работы над словом в песне — с другой, обостряют способность восприятия звукового состава слов; развитие ладовысотного слуха особым образом влияет на восприятие интонационно-динамической стороны речи. Все это способствует лучшему усвоению вопросов морфологии и синтаксиса, помогает практическому овладению навыками орфографии и пунктуации.
Для того чтобы полноценно воспринять произведение устного народного творчества, являющегося продуктом синтетического (музыкально-поэтического) творческого процесса, необходима хотя бы элементарная музыкальная подготовка. Усвоение вопросов строения стиха и формы литературного произведения существенно облегчается при наличии у учащихся музыкальной культуры. Знание народной песни, освоение родных песенных интонаций помогают познать с надлежащей глубиной историю своего народа и типические черты его духовного склада, так же как знание песенного творчества других народов позволяет более полно изучить их жизнь.
Все более возрастает значение музыкального воспитания для занятий по физической культуре. Современный уровень физкультурной работы в нашей стране требует развития чувства ритма не только в его примитивных, схематических формах (восприятие двух- или трехдольного «счета»); все большее значение приобретает музыкальная ритмика, в которую включается чувство музыкальной фразы и чувство формы музыкального произведения в целом. Отсюда понятно, какую роль играет в музыкально-двигательной культуре навык восприятия интонационно-мелодической стороны музыкального сопровождения.
Нельзя не отметить, что музыкально-ритмическое воспитание ребенка, которое связано, с одной стороны, с различением на слух количества звуков в мелодических оборотах, а с другой стороны, с навыками внутренне-слуховой группировки звуков при воспроизведении различных метро-ритмических построений, не может не оказать некоторого влияния на формирование понятия числа. Несомненно и то, что ритмическая культура, интенсивно и глубоко развивающаяся при музыкальных занятиях, оказывает положительное влияние на усвоение детьми многих двигательных навыков (в том числе навыков письма).
Возможности полноценного развития учащихся в области различных видов искусства существенно зависят от того, осуществляется ли это развитие в синтезе основных видов искусства или только в отдельных его звеньях. Этот синтез должен основываться прежде всего на общности задач и на внутренней близости некоторых педагогических методов и приемов в различных областях художественного образования, к числу которых относится и музыкальное воспитание. Говоря о разностороннем значении музыкального воспитания в школьном обучении, нельзя не упомянуть о том, что умение понимать музыку и владеть ее средствами выражения (прежде всего в формах хорового пения) является насущной потребностью для каждого советского человека. А основы этих навыков могут быть получены широкими массами народа только на школьных уроках пения. Все это заставляет сделать вывод о большом значении хорового обучения, которое представляет собой в школе одну из основных областей искусства — музыку и входит в число основ общего образования.
Одной из особенностей этого предмета является его сложный состав. В него входят элементы ряда специальных музыкальных дисциплин. Это — хоровое пение, начальное вокальное воспитание, элементарная теория музыки, сольфеджио, музыкальная литература, анализ музыкальных произведений и краткие сведения по истории музыкальной культуры.
Все элементы, входящие в состав предмета «пение», группируются в три основных раздела, соответствующих главным задачам музыкального воспитания в общеобразовательной школе: а) слушание музыки, целью которого- является подготовка учащихся к восприятию и пониманию музыкальных произведений; б) хоровое пение, которое должно открыть перед ними возможности активной музыкальной деятельности, приобщив их к элементарным формам музыкального исполнительства; в) музыкальная (нотная) грамота, вооружающая начальными знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной работы в области музыкального искусства.
Было бы, однако, ошибкой считать, что каждый из разделов выполняет только свою частную задачу. Одна из особенностей музыкального воспитания заключается в том, что, с одной стороны, осуществление каждой частной задачи требует применения комплексных методов (в том числе и методов, заимствованных из других «разделов»), с другой стороны, успешное выполнение отдельной задачи в музыкальном воспитании учащихся всегда в той или иной мере оказывает влияние на другие стороны их музыкального развития. Таким образом, все эти разделы внутренне глубоко связаны между собой.
Связь между ними выражается прежде всего в той роли, которую играет музыкальное восприятие во всех трех разделах: умение слушать и «слышать» музыку воспитывается и в процессе прослушивания музыкальных произведений, исполняемых учителем, и при разучивании песен, и на занятиях по чтению нот (то есть пению по нотам). В каждом разделе и внутри его мы встречаемся с весьма различными видами музыкального восприятия, связанными с различной его целенаправленностью: с восприятием «слушательским», «исполнительским», с восприятием аналитического характера и т. д. Эти виды нередко бывают взаимно связаны, и ни один из них не может развиваться, не влияя на развитие других видов. Такую же объединяющую роль играют и навыки внутреннеслухового воспроизведения — представления музыки, а также и различные формы музыкально-аналитической деятельности, которые имеют место во всех трех разделах.
Связь разделов предмета «пение» между собой обнаруживается и в том, что элементы каждого из разделов могут появляться в другом разделе в качестве вспомогательных моментов. Так слушание музыкального произведения может быть и одним из составных элементов разучивания песни; песня частично или полностью разучивается по нотам, опирается на знания и навыки по нотной грамоте и практически закрепляет их; музыкальный материал разных разделов может быть связан общей темой (например, «Весна»), общими жанровыми чертами (например, танец в песне и в фортепианной музыке, инструментальная и хоровая песня и т. д.) или другими объединяющими признаками (произведения одного и того же композитора и др.).
Всем сказанным далеко не исчерпываются внутренние связи разделов предмета «пение»; развитие основ мелодического, ритмического, гармонического, полифонического и тембрового слуха, культура целостного восприятия музыкальной формы, элементы исполнительской культуры и другие стороны музыкального развития детей могут успешно осуществляться только во взаимодействии всех частей предмета и тем лучше, чем более организовано это взаимодействие в процессе музыкального обучения.
Основным из указанных трех разделов является хоровое пение. В программе по этому поводу говорится: «Основная задача музыкального воспитания и обучения в начальной школе заключается в том, чтобы научить учащихся правильно и выразительно петь». Это центральное место в системе школьной музыкальной работы принадлежит хоровому пению в силу целого ряда причин. Первой из них является общедоступность хорового пения как формы музыкального исполнительства; участвовать в хоровом пении в его простейших формах могут все дети, в том числе и не имеющие певческого голоса и развитого музыкального слуха. Это возможно потому, что в каждом классном коллективе, как правило, имеется группа детей с хорошими певческими голосами и развитым музыкальным слухом. Эти дети в состоянии индивидуально спеть нетрудную песню более или менее музыкально. В соединении с этой ведущей группой и под организующим влиянием ее пения основная масса классного коллектива в состоянии воспроизвести достаточно правильно мелодию хоровой песни.
Наиболее слабые в музыкальном отношении дети в этих условиях также начинают петь и с течением времени почти всегда несколько улучшают свою интонацию. Существенно то, что и эта последняя группа детей вовлекается в исполнительский процесс и может испытывать при этом творческие переживания, получать эстетическое удовлетворение от коллективного исполнения песни, что, несомненно, стимулирует музыкальное развитие каждого ребенка. Все это дает основания считать хоровое пение практически эффективнейшим методом музыкального развития широких масс детей и взрослых.
Очень важным обстоятельством, также обусловливающим ведущую роль хорового пения в школьной музыкальной работе, является то, что материалом этого раздела является песня — художественный жанр, объединяющий два вида искусства — поэзию и музыку — и обладающий поэтому особой доступностью и силой воздействия. Такие качества песни, как возможность отразить самый широкий круг образов действительности, свойство ее непосредственно откликаться на явления и события общественно-исторического значения и запечатлевать их в мелодиях, отмеченных чертами национального музыкального склада, еще более усиливают значение хорового пения в школьной музыкальной работе.
Программе по пению предпослана объяснительная записка, включающая методические указания по предмету. В ней следующим образом определяются сущность и задачи предмета: «пение является одним из учебных предметов, осуществляющих задачи эстетического воспитания учащихся и способствующих их всестороннему развитию». Однако вокально-хоровые навыки по содержанию и объему на каждый год обучения в программе не определены, а даются лишь в форме требований к концу четвертого года обучения.
Таким образом, программа по пению не дает системы вокально-хорового обучения в начальной школе и не определяет особенности задач для каждого класса. Тематика песен довольно широка. Большинство песен художественны и близки пониманию детей. В то же время в программе почти нет песен о школе, о семье, о труде советских людей; почти отсутствуют сказочные образы, мало шуточных песен. Наиболее серьезным недостатком репертуара песен в программе I—IV классов следует считать то, что в нем не учтены задачи систематического воспитания вокально-хоровых навыков и не приняты в расчет существенные особенности развития детского голоса. Это больше всего заметно на репертуаре I класса. Так в репертуаре на первую четверть только одна-две песни на звукоряде из четырех звуков. Остальные имеют звуковой ряд от пяти до восьми звуков, что почти исключает возможность их правильного интонирования для всех детей (по крайней мере в первом полугодии).

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +