Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Показ детям репродукций с картин художников и обучение чтению картин


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Художественные образцы наших русских дореволюционных художников-реалистов и советских мастеров живописи оказывают на детей большое положительное влияние: расширяют их кругозор, воспитывают их нравственно и эстетически. Но показ детям репродукций с картин художников связан с очень важной задачей — научить детей читать картину. Чтение картины в I классе широко используется учителем в целях обогащения знаний и представлений ребенка и развития его речи. Обычно при этом все внимание учителя и, следовательно, ребенка обращено на сюжетную сторону картины (кто изображен, что изображено).
Художественная сторона, как раскрывает художник содержание изображенного им, часто выпадает из поля зрения учителя.
Вместе с тем даже самое элементарное понимание ребенком этого возраста правдивости и выразительности образов, данных художником, красота цветовых сочетаний в картине не только пробуждают в детях эмоциональное отношение к ней, развивают их эстетическую восприимчивость и вкус, но и углубляют понимание содержания картины, усиливают ее познавательное значение. Именно на это должна быть направлена беседа учителя с детьми при показе им репродукций с картин художников, постановка вопросов, которые должны быть хорошо продуманы, доступны пониманию детей и немногочисленны.
Например, при показе детям известной картины Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы» учитель, сказав, чья эта картина и как называется, спросил: «Как вы думаете, кто прибыл на каникулы, к кому он прибыл, на какие каникулы? Кто этот старик и кто девочка в глубине комнаты у стола?» Беседа велась так, что каждый учащийся, отвечая на заданный вопрос, одновременно с этим должен был пояснять, почему он так думает.
На первые вопросы дети отвечали: «На каникулы прибыл мальчик», «Суворовец приехал, он в форме, к отцу приехал», «Не к отцу, а к дедушке, он седой, старый», «На зимние каникулы, елка новогодняя стоит, украшенная», «А девочка, наверное сестра». На вопрос, где и как мальчик учится, даны были следующие ответы: «Суворовец, в Суворовской школе учится», «На военного учится», «Офицер будет». «С чемоданом к дедушке приехал, наверно не дома, а в училище живет», «Учится хорошо, он веселый», «Довольный приехал, отметки хорошие», «Дедушка будет рад». На следующие вопросы: «Рады ли приезду мальчика дедушка и сестра? Ждали они его или нет?» — дети уверенно отвечали: «Рады, дедушка доволен, руки по швам, как солдат перед начальством», «Елку нарядили, ждали», «Комната прибрана», «Сестра угощение готовит», «Она нарядилась — бант большой, фартук белый», «Приятно будет побыть мальчику дома,— прибавляет от себя учитель,— кто хорошо поработал, тому и отдыхать весело. Посмотрите, в комнате уютно, светло, чисто, красиво, на полу большой узорный ковер, нарядная елка, все рады приезду мальчика. Когда глядишь на эту картину, становится сразу весело, приятно, правда, дети?» Дети дружно с этим согласились, при этом один из учащихся еще прибавил: «А кошка какая пушистая, белая, наверно мальчик ее тоже любит».
Так с помощью учителя была прочитана картина. Содержание картины, образы раскрывались перед детьми в процессе ответов на вопросы учителя, направлявшие внимание учащихся на те или другие характерные детали, выражающие замысел художника. После общего анализа картины детям было задано еще несколько вопросов, непосредственно связанных с решением тех учебных задач, которые определяют содержание работы по рисованию в I классе: «Какие цвета вы видите в картине? Назовите их. Почему девочка изображена такой маленькой по сравнению с мальчиком? Кто ближе к нам — дедушка, мальчик или сестра мальчика? Почему вы это видите?» На все эти вопросы ответы были даны верные. На одни вопросы дети отвечали сразу, и желающих отвечать было много. Другие ответы потребовали определенных поправок.
Детям были показаны также две цветные репродукции с картин Б. Васнецова «Иван царевич на Сером волке» и «Аленушка». Каждую картину дети рассматривали отдельно. Содержание было передано кратко. Большинство детей знало сказки, и поэтому учителю пришлось не столько рассказать, сколько напомнить детям о содержании сказок. По каждой картине учитель задал несколько вопросов. Целью этих вопросов было заставить детей прочесть содержание картины, опираясь на те средства, которые использует художник.
По картине «Иван царевич на Сером волке» были заданы следующие вопросы: «Какое время года изображено на картине? Почему видно, что Иван царевич, Елена Прекрасная и Серый волк боятся погони, спешат? Какой лес изобразил художник на картине? Какая и какого цвета одежда на Иване царевиче и на Елене Прекрасной?».
Некоторые из этих вопросов совсем не затрудняли или очень мало затрудняли учащихся; ответы на них легко читались по картине. Другие, наоборот, требовали дополнительных указаний и вопросов. Так на вопрос, какое время года, ответы были даны: осень, весна, лето. На вопрос, почему дети так думают, был ответ: «Трава зеленая — значит не зима». Более точное определение затрудняло учащихся. На вопрос, что за дерево с розовыми цветами видно слева, ответы также были разные: «Это роза, шиповник». Один ученик сказал: «Это цветы яблони, яблоня цветет». Другой немедленно пояснил: «Яблоня весной цветет, значит это весна; трава есть, а листьев на деревьях еще нет». Ответ на второй вопрос был прочитан детьми по картине очень легко и вызвал много разнообразных живых откликов. «У Ивана царевича глаза испуганные; у него на боку нож, чтобы защищаться. Царевна совсем испугалась, голову опустила, от страха не смотрит. Волк бежит как можно скорей, чтоб не догнали». На дополнительный вопрос, почему ученики считают, что волк спешит, бежит очень скоро, ответ последовал немедленно: «Он ноги широко расставил и язык высунул». А один мальчик добавил еще более веский довод, который обнаруживает тонкость наблюдения: «Они не по дороге едут, волк прямо через лес бежит, не разбирая, по воде и сучьям, чтобы скорее».
На вопрос о том, какой лес изобразил художник, отвечали: густой, большой, старый, страшный, дремучий, деревья толстые. Когда детей спросили, почему видно, что лес дремучий, почему он кажется страшным, последовало молчание, и только одна девочка сказала: «Он темный, в дремучем лесу, видно, темно». На вопрос о цвете одежды дети отвечали наперебой: «Одежда красивая. У Елены Прекрасной шелковое с золотом, с вышивкой, бархатное, нарядное, блестящее платье». Определение цвета прошло также легко.
При показе картины «Аленушка» учителем были заданы следующие вопросы: «Печальная эта картина или нет? Какое время года она изображает, почему можно это определить? Почему вы думаете, что Аленушка плачет, горюет?».
После такого разбора картин репродукции были оставлены на некоторое время в классе и повешены на стенке, чтобы дети могли их еще хорошенько рассмотреть уже самостоятельно. Несколько дней спустя беседа о картинах снова была возобновлена. Прежде всего детям был задан вопрос, какая картина им больше нравится. Поднятием рук было установлено, что из 40 учащихся 28 понравилась картина «Иван царевич на Сером волке», 12 — «Аленушка» (приблизительно то же соотношение получилось и в другой школе, где с учащимися I класса была проведена аналогичная работа.) Затем детям был задан вопрос, почему им больше понравилась та, а не другая картина. Из десяти детей восемь отметили красоту, нарядность и красочность одежды Ивана царевича и Елены Прекрасной. «Понравилось потому, что оба (Иван царевич и Елена Прекрасная) красивые, одежда нарядная, шелковая с золотом, длинные косы у царевны, голубое платье, блестящее; у Ивана царевича сабля золотая, шапка красивая».
Двое из этих восьми отметили пейзаж: «Понравилось потому, что лес красивый — деревья большие, цветы, темно». Из восьми детей, которым понравилась картина «Аленушка», семь человек ответили, что им нравится Аленушка: «Аленушка понравилась, мне ее жаль».
Подытоживая изложенное, нужно отметить, что наиболее доходчивым для восприятия детей из художественных средств выражения в картине является цвет. Поэтому наиболее доступными при первой попытке детей дать с помощью учителя какую-то эстетическую оценку картине являются цветовые ее особенности. Очень сильно также дети реагируют на декоративность, узорность, нарядность в картине. В процессе чтения картины под руководством учителя они довольно легко осмысливают сюжетную сторону произведения, опираясь при этом на логические, очевидные и понятные для них по их жизненному зрительному опыту детали и подробности картины.
Более трудно дается детям чтение психологического состояния изображенных на картине героев, понимание характерных особенностей пейзажа (время года, дня, состояние погоды). Менее доступно для учеников I класса и определение общего характера произведения, замысла художника в целом, выраженного в единстве отдельных сторон художественного произведения (трактовка образа, пейзаж, колорит). Отсюда не следует, конечно, что на эту сторону при чтении картины не следует обращать внимание детей. Наоборот, при систематической тренировке детей у них развивается посильное понимание значения этой стороны художественного произведения, обогащается, таким образом, и круг суждений детей о картине, появляется активное к ней отношение. Большую положительную роль здесь играет применение метода сравнения двух художественных произведений, их сопоставление, прш лечение жизненного опыта детей, непосредственное наблюдение ими окружающего.
Знакомя детей с картинами наших лучших художников, следует давать хотя бы самые краткие сведения о них и об их произведениях: когда и где жил или живет художник, какие картины он написал (о природе, о детях, по русским сказкам), где картины эти можно видеть.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +