Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Система упражнений на уроках грамматики


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Систематические упражнения детей в использовании определенных грамматических понятий в разных предложениях и словах соответственно имеющимся правилам правописания обеспечивают переход к обобщенным знаниям и выработке навыков грамотного письма. Именно от последовательного построения системы упражнений в огромной мере зависит прочность и осмысленность приобретаемых детьми знаний и навыков правописания. Несмотря на то что в I классе объем их очень невелик, значение этих основных понятий и правил огромно. На них строится все здание последующих грамматических знаний.
Покажем на примерах освоения детьми правил переноса и правила большой буквы в именах людей и кличках животных, в чем сущность подобной системы упражнений. Уже в первом полугодии дети упражняются в применении почти всех правил, которые они специально будут изучать на уроках грамматики и правописания во втором полугодии. Эта предварительная подготовка к предстоящему усвоению правил заметно облегчает работу детей. Они успевают накопить нужный опыт.
Так в наблюдаемом нами классе в 1954/55 учебном году тема «Перенос» изучалась в марте. Однако уже 12 января, приступая к теме «Предложение», учитель дал детям упражнения на деление слов на слоги и на перенос слова по слогам.
Учитель. Сегодня мы повторим все, что знаем о предложениях и о словах. (Дети по его требованию составляют предложения, делят их на слова и вновь составляют из слов предложения.) Из чего состоят слова?
Ученик. Слова состоят из слогов. Слоги — из звуков.
Учитель. Назовите слова, разделите их на части. (Четверо учеников отвечают на заданные вопросы. Двое других определяют первый и второй слоги в заданном слове. Далее учитель переходит к письму.) Раздели на части слово рука. Сколько слогов в этом слове? Как ты узнал? Назови все гласные. Напишем первый, слог. (Ученик пишет, учитель — классу.) Назовите его.
Ученики (хором). Ру (Они пишут слог.)
Учитель. Прочитайте, что вы написали.
Тем же способом записывается второй слог ка. Учитель предлагает разделить первый и второй слоги черточкой. Аналогично идет работа над записью слов сын, машина. При этом учитель говорит: «У вас все слово не поместится на строчке, перенесите его на следующую строчку. Поставьте черточку после слога ма. Это значит, что слово не закончено, черточка — это знак переноса».
Таким образом, работа над слоговым анализом слова логически заканчивается обучением детей переносить слова. Учитель сообщает новый термин и понятие — перенос, дает его письменное изображение. Эта связь деления слова на слоги с правилом и понятием переноса дается учащимся в единой системе на основе обобщения. После нескольких упражнений учитель подводит детей к выводу о том, как вообще переносятся слова. «Слова переносятся по слогам»,— отвечают дети. «Называйте слова и говорите, как вы их будете переносить»,— требует учитель. Упражнение в делении слов на слоги становится в то же время упражнением в применении правила и закрепления понятия «перенос».
13 января. (Слог и слово).
Учитель диктует слова: норка, Маша. Слова предварительно делятся на слоги, записываются, и вновь ученики отмечают, сколько слогов в каждом слове. 17 января. Записывается уже целое предложение из трех слов, и каждое из них делится на слоги для переноса. 18 .января. В процессе словарно-орфографической работы ученики пишут слова: тет-радь, ка-ран-даш, пе-нал. Эта запись зрительно закрепляет деление слова для переноса.
19 января.
Идет работа по картине. Класс коллективно составляет рассказ. Дети его записывают. Учитель спрашивает: «Слово ребята у вас не поместится на строчке, как его перенести?» Вызванный ученик свободно и правильно делит слово для переноса. 27 января.
При работе над словами, обозначающими мебель, учитель проводит такое же упражнение со словом кровать, предвидя, что это слово придется детям переносить. 29 января. Дети самостоятельно пишут изложение. Учитель предупреждает класс, что при необходимости переноса какого-нибудь слова надо поднять руку. Он подходит к каждому ученику и спрашивает у него, как он разделит слово на слоги, проверяя и закрепляя знания. 25 января. Учитель дает домашнее задание: в упражнении № 50 слова, выделенные жирным шрифтом, надо разделить для переноса. На этом примере видно, как работает учитель, подготавливая детей к освоению нового для них правила и понятия перенос. На протяжении первых двух недель второго полугодия учитель систематически упражняет учащихся в делении слов на слоги и разделении их черточками для переноса. Такое упражнение приводит детей к усвоению простейшего правила: «Слова переносятся по слогам». К концу января у детей приобретается определенный навык всегда перед записью слова делить его на слоги; этот навык закрепляется на каждом уроке письма. Особенно необходимы подобные подготовительные упражнения для усвоения таких тем курса, как «Слог», «Звук и буква». Заканчивая последнюю тему, учитель при опросе учащихся предлагает им составлять из разрезной азбуки слова, разделяя их на слоги, а потом показывать черточками, как их можно переносить. Слова подбираются такие, чтобы дети встречались с новыми правилами переноса. Оказывается, что деление слов на слоги не всегда совпадает с делением слова для переноса. Дети делят слово этажи на слоги — их три. Однако переносить слово можно, только разделив его на две части: эта-жи. Тут дети узнают, что хотя э и гласная буква, хотя это слог, но отделять его от слова для переноса нельзя, так как одна буква не переносится и не оставляется на строчке.
После этого нового продвижения детей в овладении понятием и правилом переноса учитель вновь даёт целый ряд следующих друг за другом упражнений. На этом этапе ученикам постоянно в порядке противопоставления даются слова, допускающие перенос по числу гласных букв, и такие, где возможность деления слова для переноса не соответствует количеству слогов (о-ре-хи, ар-ми-я, бул-ка, пи-рог, у-че-ник и др.).
Таким образом, путем систематических упражнений над переносом еще до изучения этой темы учитель создает у детей тот основной комплекс знаний и навыков, который необходим для прочного усвоения правила переноса. В результате применения такого метода подавляющее большинство учащихся хорошо усваивает данную тему.
Этот метод систематических и комплексных упражнений используют многие учителя, работая с детьми над усвоением учащимися других понятий и правил, например правила большой буквы в написании имен людей, и кличек животных. В процессе работы над этими правилами у детей не только вырабатывается навык грамотного письма, они осваивают и необходимые грамматические понятия — заглавная буква, маленькая буква. Упражнения на это правило начинаются уже на первом этапе букварного периода. Но упражнения во втором полугодии проводятся С большей нацеленностью на различение записи большой и маленькой буквы.
13 января. Дети пишут слово мама. Учитель спрашивает: «С какой буквы напишем слово мама?» Ученик отвечает: «Я напишу с маленькой буквы, у каждой мамы свое имя».
Аналогичное упражнение повторяется 19 января в записи предложения «Это стучал дядя Паша».
На уроках между 12 и 18 января учитель три раза давал упражнения, где встречалось имя собственное. С 18 по 25 января в уроках на тему «Слова, обозначающие мебель, овощи» учитель повторяет с детьми все уже знакомые им правила о большой букве и дает специальные упражнения на запись слов.
31 января.
Заканчивая тему «Названия овощей», учитель дает классу упражнения на устное составление предложений по картинке, на которой изображены дети. Детей надо назвать разными именами. В работе с разрезной азбукой учащимся предлагается составлять слова: Яша, Катя, тетя Люба. Когда на следующем уроке учитель переходит к теме «Большая буква в именах людей», то материал этой темы и соответствующее правило уже знакомы детям. Опираясь на приобретенные детьми знания, учитель расширяет и углубляет их. Дети узнают много новых разнообразных имен; учитель работает с классом над омонимами и, разнообразя упражнения, получает положительный результат: дети овладевают умением правильно писать большую букву.
Отличительной особенностью работы лучших учителей является такое построение упражнений, при котором одновременно идет закрепление не одного, а нескольких правил правописания. Так, давая детям упражнения в переносе, учитель связывает их с освоением понятий — слог, предложение, с правилом большой буквы в начале предложения и точкой в конце его. С темой «Предложение» и со словарно-орфографической работой тесно связываются упражнения на постановку большой буквы в именах людей, в делении слова на слоги и звуки, в различении звуков и букв.
Работа над системой грамматических знаний и навыков достигается и другим путем. На одном и тем же материале учитель упражняет детей в применении разных правил. Почти на каждом уроке письма учитель дает упражнения с разрезной азбукой, подбирая материал таким образом, чтобы дети должны были применять разные правила.
19 января.
Работая над мягкими согласными, учитель предлагает классу составлять слова шить, стол, сани, дом, Леля, рисовать. При составлении этих слов по слогам дети упражняются и в переносе односложных, двусложных и трехсложных слов и в правописании большой буквы.
31 января.
Учитель дает для складывания из слоговой азбуки предложение «Саша и Катя купили чашку». На этом задании он снова упражняет детей в переносе и в письме большой буквы в именах. Упражнения, направленные на закрепление разных правил и навыков, систематически используются и во время опроса детей. Вызванный ученик складывает из разрезной азбуки, а затем пишет предложения: «Пришла зима. Саша и Сима взяли коньки». Он должен объяснить, как надо написать и перенести каждое слово. Ученики все следят за ответом вызванного к доске товарища и сами складывают те же слова из разрезной азбуки, дополняют и исправляют его ответ.
3 марта. Учитель вызывает пятерых учеников, каждый из них складывает по одному слову (дождик, дым, Елена, чайка) и отвечает на вопросы: «Сколько слогов в слове?», «Как ты узнал?», «Раздели на слоги», «Раздели это слово для переноса», «С какой буквы ты написал?», «Почему так написал?»
7 марта. При опросе учитель предлагает детям придумать имя мальчика, написать его, разделить на слоги для переноса и подчеркнуть согласные буквы.
7 апреля. Давая вызванному ученику задание написать предложение «Дядя Яша шил пальто», учитель упражняет детей в написании большой и маленькой буквы в начале слова (дядя Яша), в правописании слога (ша), а также трудного слова из орфографического списка (пальто) и мягких согласных. Дополнительно дети должны разделить заданные слова Яша и пальто на слоги и для переноса.
14 апреля. Во время опроса учитель спрашивает вызванных учеников о звуке, букве, слогах, переносе, большой букве в слове Андрей.
9 мая. Вызванный к доске ученик пишет предложение: «Боря поймал леща»; другой ученик записывает: «Мальчик Коля лежит на душистом сене». Учитель спрашивает о шипящих звуках и их правописании, о названиях живых и неживых предметов, о переносе слов, о большой букве в начале предложения, о точке в конце предложения и о большой букве в именах людей.
По мере усвоения учениками программы учитель постепенно усложняет свои требования, расширяет комплекс правил и понятий, закрепленных выбранными упражнениями. Он приучает детей вспоминать и одновременно использовать все большее число правил, которые были усвоены раньше по отдельности, и добивается превращения этих знаний в навыки грамотного и осмысленного письма. Это чрезвычайно важное требование, выполнение его достигается тогда, когда учитель заставляет учеников объяснять написанное, а не только формулировать правило.
Той же цели — предварительного анализа материала — служит проговаривание слов, подлежащих записи и делению на слоги. Исследование Л. Назаровой показало пользу такого приема. Использование этого приема в работе учительницы Ш. дало весьма положительные результаты. От простых ответов на заданные им вопросы ученики переходят в конце года к связному объяснению написанного.
25 апреля. Средняя по успеваемости ученица дает связное и вполне обоснованное объяснение написанного ею предложения («Мой дедушка дал Бульке кость»): «В предложении 5 слов. Предложение начинается с большой буквы. Между словами пропускаем две клеточки. В слове мой — и краткое. Слово дедушка пишем с маленькой буквы, у каждого дедушки есть свое имя. Булька — это имя собаки, оно пишется с большой буквы».
Учитель (останавливает девочку). Разве Булька это имя?
Ученица. Слово Булька пишем с большой буквы, потому что это - кличка собаки. Клички пишутся с большой буквы. Л слышится в этом слове мягко, поэтому пишем ь. В слове кость т слышится мягко, пишем ь. Предложение заканчивается точкой.
В этом ответе ученица обнаруживает не только твердые и достаточно подвижные знания о предложении, имени, кличке, о мягком звуке и большой букве, но и умение свободно анализировать данный ей материал. В своем анализе она исходит из понимания всего предложения и каждого отдельного слова как грамматического целого. Это говорит о больших успехах, достигнутых ученицей, как и подавляющим большинством класса, в освоении русского языка и в развитии способностей.
Система упражнений в правописании требует правильного сочетания устных и письменных заданий. Дети 1 класса пишут медленно, и число письменных упражнений для них не может быть большим. Тем важнее дополнять письменные упражнения устными. Правильно делают те учителя, которые широко практикуют устные упражнения на слух. Например, учитель говорит: «Вспомним, дети, правило о большой букве в именах. Я буду называть слова, а вы их запоминайте и считайте те, которые надо писать с большой буквы». Называет слова: лента, собака, Раиса, бабушка, отец, Миша, внук, Людмила, василек, яблоня. С такого рода упражнениями сочетаются упражнения обратного порядка. Например, учитель предлагает детям: «Составьте такое предложение, в котором имя было бы вторым словом. А теперь, чтобы в начале предложения было имя девочки. Теперь пусть в предложении имя девочки будет в конце. Составьте предложение с именем мальчика». Так учитель упражняет детей в постоянном переходе от правила (т. е. от общего) к примеру (к частному случаю), от примера к правилу при самом разнообразном его использовании. В такой системе упражнений учитель часто опирается не только на слуховое восприятие детей, но и на зрительное восприятие (слова, написанного на доске), и на собственную речь ребенка.
С упражнениями в различных правилах, но на одном и том же материале учитель сочетает упражнения на одно правило в разном речевом материале и в разных видах деятельности: в чтении, письме, слушании, изложении. Такой путь облегчает переход к обобщениям.
Общим приемом по всей этой системе упражнений является прием сопоставления. Чтобы ребенок в процессе упражнения по письму приобрел прочные навыки и умения, необходимо развить у него различительные способности, дифференцировку сходных знаков, понятий, правил.
В недостаточном использовании некоторыми учителями приема сопоставления часто кроется причина многих устойчивых ошибок, которые допускают дети в правописании. Необходимость упражнений для детей методом сопоставления отчетливо выступает, например, в работе над безударными гласными разной степени редуцирования, при изучении мягкого знака в середине или в конце слова.
При изучении с учащимися правил переноса учителю необходимо чаще сопоставлять открытые и закрытые слоги, слоги, оканчивающиеся на твердую и мягкую согласные. Полезно предлагать для переноса в сопоставлении такие слова, как, например: тень — тени, стена—стенка, плетень — плетенка и др. Здесь одни и те же звуки (тен) выступают по-разному в зависимости от разных сочетаний и по-разному используются при переносе. Недостаточность упражнений подобного рода приводит к специфическим ошибкам в письменных работах детей.
Можно с полной уверенностью утверждать, что применение такого метода противопоставления в правописании сходных по смыслу слов явилось одним из условий хороших результатов, которые показали дети опытного класса школы № 157 Ленинграда в контрольных работах.
Итак, изучение положительного педагогического опыта работы над грамматикой и правописанием в I классе показывает, что она имеет свои особенности, свою специфику. Эта работа обусловлена прежде всего своеобразием изучаемого детьми содержания нового, необычного для детей материала — грамматических обобщений и правил письма. Его усвоение требует от детей высоких форм абстрагирования. К этому отвлеченное теоретическое мышление маленьких школьников должно быть подготовлено. Необходимые для усвоения грамматики качества мышления развиваются в процессе самого изучения детьми русского языка. Чтобы обеспечить необходимый уровень развития умственных способностей детей и добиться прочного, четкого усвоения знаний по русскому языку, учителю необходимо предусмотреть следующие общие требования к организации работы класса, особенно во втором полугодии.
1) Предварительное накопление знаний уже в добукварном и особенно в букварном периоде и работа над тем материалом, который будет дан позже в форме правила или грамматического понятия.
2) Одновременная работа класса над правилом, понятием и навыком их использования. Только таким путем создается единая система осваиваемых знаний и формируется умение грамотно писать (подробнее об этом — в статье А. А. Люблинской «Работа над грамматикой и правописанием в общей системе учебно-воспитательной работы»).
3) Специальная организация упражнений, которая предусматривает: а) широкое использование приема сопоставления; б) четкое использование учителем и учениками грамматического термина; в) постоянное требование перехода от правила к примеру и от примера к правилу, г) использование одного упражнения для закрепления разных правил; д) использование работы над различным материалом для закрепления одного и того же правила; е) широкое и последовательное применение и систематическое повторение как письменных, так и устных упражнений на одно и то же правило в разные периоды работы детей в течение года; ж) разнообразие предлагаемого материала для вычленения, а затем закрепления и уточнения основных изучаемых понятий и правил; з) постоянный контроль учителя за работой учащихся и их самоконтроль с объяснением и обоснованием написанных слов и предложений.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +