Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Опыт изучения первоначального формирования навыков письма (первое полугодие)


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

На уроке письма, как на всяком другом, педагог учит детей не только писать, но и общему умению учиться: они должны внимательно слушать объяснения, точно и одновременно выполнять все требования учителя, наблюдать за его показом. На первых уроках сам процесс письма занимает очень незначительное место: учитель сообщает детям правила посадки при письме, правила пользования письменными принадлежностями. Он многократно повторяет одно и тоже. Здесь дети прежде всего учатся смотреть и слушать. У них мало времени остается для закрепления графического навыка письма того или иного элемента. Основное внимание уделяется формированию технических навыков. Однако по мере освоения детьми навыка письма характер и мера упражнений изменяются. Так, если написанию первого элемента уделялось несколько уроков, то в последующем ходе обучения на каждом уроке дается новый элемент. На его написание и закрепление по-прежнему остается мало времени, дети успевают написать в самом лучшем случае две-три строчки и столько же дома, но этого оказывается мало для овладения навыком письма буквы.
Стадия элементного письма продолжается недолго, около 10 уроков, после чего начинается буквенная стадия. Хотя ученики к этому времени уже знают правила правильной посадки, но они не умеют еще соблюдать нужную позу. Поэтому физическая напряженность еще и в этот период у детей достаточно велика. Освоение письма букв продолжается в условиях одновременной работы над формированием технических и графических навыков. Написание целых букв представляет большую сложность, чем письмо отдельных элементов, однако количество упражнений не увеличивается. Просмотр ученических тетрадей у отдельных учителей показывает, что если на упражнение в написании элемента буквы учитель отводит одну строчку, то при упражнении в написании самой буквы он также ограничивается одной строчкой.
Изучение письменных работ учащихся, конспекты уроков учителей дают полное представление о системе работы учителя I класса по обучению письму первоклассника. Каждый учитель в своей работе с первоклассниками руководствуется прежде всего методическими указаниями, они-то и ориентируют его на такое число упражнений (по строке для каждого элемента и две-три строки на письмо буквы), независимо от сложности знака. В основном это число колеблется между двумя и четырьмя, включая сюда и классную и домашнюю работы. Абсолютное большинство учителей придерживается именно этой меры, с небольшими отклонениями в сторону уменьшения или увеличения числа упражнений.
Чтобы судить о том, всегда ли эта общепринятая мера обеспечивает положительные результаты, необходимо было изучить степень формирования навыка письма в отдельности у каждого учащегося при одинаковых условиях обучения их одним и тем же учителем. Надо было тщательно изучить процесс освоения детьми навыка письма каждого отдельного элемента, а затем целого знака, буквы, позже слога и слова, чтобы вскрыть трудности, с которыми встречаются отдельные дети, а может быть, и большинство первоклассников. Только после этого можно вскрыть их причины и наметить необходимые изменения в самой методике обучения детей письму.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы систематически изучали на протяжении всего первого полугодия результаты выполнения письменных упражнений каждым учеником нашего опытного класса. Целью этой работы было выявление степени трудности в овладении навыком письма. Напомним, что основные причины трудностей в освоении графических навыков следующие: 1) трудность управления движениями пишущей руки. Рука первоклассника представляет несовершенный аппарат письма, которым очень трудно управлять ребенку на первых порах. Движения каждой части руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) еще недостаточно координированы; 2) сложность графических задач и необходимость их быстрой сменяемости; 3) каждый письменный знак сложен для того, кто начинает писать, не только своеобразием начертания, но и необходимостью размещения его в определенном пространстве (в клетках и за пределами строк в верхнем и нижнем направлениях некоторых элементов букв); 4) серьезной причиной большого числа ошибок в письменных упражнениях детей является и неправильное отношение их к письму. Если ученик работает сознательно, понимает значение выполняемых упражнений, он прилагает больше усилий к лучшему их выполнению. В этом случае, конечно, обеспечивается и успех.
Таким образом, отмеченные трудности в овладении детьми графическими навыками требуют особенного внимания к системе и организации письменных упражнений. Чтобы вынести суждение о процессе овладения учащимися I класса навыком письма, мы изучали работу одного класса. Письменные работы учеников анализировались под углом зрения проверки процесса формирования графических навыков (письмо элементов и целых букв: строчных и заглавных), пространственной ориентировки учащихся при письме и становления орфографических навыков. В процессе формирования графических навыков за единицу меры мы брали разовое упражнение ученика в письме элемента или буквы. Следовательно, и классное занятие и домашнее письмо мы рассматриваем как отдельные упражнения. Учитывались также упражнения детей в письме при повторении буквы в начале или конце урока. Чтобы судить о числе упражнений,, необходимых для достижения правильности графического изображения (своего рода «нормы» в обучении письму), мы учитывали и те работы, в которых повторялся тот же знак или его элемент.
В опытном классе обучалось 38 учащихся. По успеваемости это обычный, так называемый средний класс, состоящий преимущественно из детей семилетнего возраста. В таблице дается число упражнений, которое понадобилось отдельным учащимся для овладения тем или иным письменным знаком.
Число упражнений дается в горизонтальной графе, изучаемые знаки — в вертикальной первой графе. В клетках — количество учащихся, которым потребовалось указанное число упражнений, соответствующее означенному в горизонтальной строке. Двумя линиями отмечено количество учащихся, которым понадобилось от двух до четырех упражнений в овладении навыком письма. За этими линиями отмечено отклонение от общепринятой нормы в формировании навыка письма у отдельных учащихся.
Обработка данных исследования позволяет сделать вывод, что для основной части учащихся при овладении первоначальным навыком письма (элемента буквы или буквы в целом) требуются лишь два-четыре упражнения. Однако такое число упражнений не является достаточным для всех учащихся. Часть первоклассников, и при первоначальном обучении немалая (10 и более человек), нуждается в большем числе упражнений. Объясняется это тем, что на первой стадии обучения одновременно формируются и технические и орфографические навыки, и ни один из них не автоматизирован. Кроме того, дети приходят в школу с различной подготовкой. В процессе школьного обучения они быстро «подравниваются». Отклонения от принятой нормы особенно велики в первые периоды обучения письму элементов и целых букв. Постепенно число упражнений снижается, и к середине ноября абсолютному большинству детей нужно не более двух-четырех упражнений. Чем больше дети упражняются в написании букв, тем лучше и быстрее справляются они с письмом даже очень сложных по своему начертанию знаков. Сравним хотя бы такие данные: письму палочки с закруглением вверху удалось научиться после четырех упражнений только 19 ученикам (половине класса), тогда как на более поздней стадии тренировки, при большом числе упражнений в письме вообще, этого же числа упражнений в овладении написанием сложной буквы х оказалось достаточно почти для всего класса (34 ученика).
Особенно трудным для учащихся этого класса оказалось написание овала и букв с этим элементом (а, о). Когда дети учились писать с после четырех упражнений справились с этим только 10 учеников, остальных учащихся потребовалось от 7 до 75(!) упражнений, то этот элемент, по существу, не был графически освоен до конца первого полугодия. При написании же буквы а, когда перед учащимися встала новая задача — соединить этот элемент с другими, то и эти 10 человек оказались в затруднении. После двух упражнений правильно написал эту букву только один ученик — второгодник. После четырех упражнений — также один. Для сильных учащихся потребовалось 8—10 упражнений. С написанием буквы о после двух-четырех упражнений смогло справиться только 10 учащихся. Остальным первоклассникам потребовалось от 6 до 10 упражнений.
Итак, результаты исследования показывают, что, во-первых, обучении письму нельзя, ограничиться принятым числом упражнений (2—4); оно должно изменяться как применительно к разным буквам и элементам, так и в соответствии с временем овладения данного знака; во-вторых, пристальное внимание учителя должно быть направлено на усовершенствование методики обучения тех учеников, у которых навык письма складывается медленно. Очевидно, должна быть разработана система приемов для упражнений на уроке и дома.
Помимо сказанного, обращает на себя внимание и характер упражнений. Понятно, что механическое повторение одних и тех же движений руки при письме не может обеспечить полный и скорый успех, хотя и признано, что для выработки навыка нужно определенное число повторений. Чтобы усвоение навыка проходило успешно, необходимо воспитать у детей сознательное отношение к упражнениям и создать такую их систему, в которой сочеталось бы разнообразное содержание работы, повторение одного и того же элемента письменного знака в различных сочетаниях. Разнообразие в содержании материала письма будет способствовать развитию активности детей, следовательно, и их мыслительной деятельности.
Выработка графических навыков немыслима без развития пространственных представлений ребенка, без правильной ориентации в странице тетради У первоклассников вырабатывается довольно быстро навык различения начальной и последней страниц тетради, левой и правой ее сторон, верхнего и нижнего уголков. Дети хорошо усваивают что писать надо только слева направо (мы не знаем ни одного случая нарушения этих правил), понимают, что такое строка и добавочная линия; при письме первых элементов букв (палочек, палочек с закруглениями, овалов) мы не наблюдали смещений со строки.
Однако как только были введены элементы, выходящие из пределов строки (удлиненная палочка, палочка с петелькой, заглавные буквы), у учащихся стало появляться смещение букв со строки, вызванное нарушением пространственной ориентировки ребенка в тетради.
Если при определении числа упражнений в письме буквы мы брали повторяемость только однородных элементов до приближения к требуемому качеству написания знака, то в определении момента нарушения строки за исходное мы брали начальное упражнение (расстановку точек на строке), которое учитель использовал как отправной момент для знакомства детей с клеточным пространством тетради. Чтобы яснее представить себе процесс формирования навыков правильного графического письма у учащихся, нами сделаны фотографические снимки письменных работ на разных ступенях обучения. На 214—215 стр. даны образцы письма Валерия А., которому пришлось очень много потрудиться, чтобы достичь желаемых результатов.
Из 38 учащихся класса ошибки подобные этим мы наблюдали у 13 учеников. У некоторых было по одной ошибке, дважды ошибалось двое, три раза — один. У остальных 6 учеников было по четыре случая смещения букв со строки. Самое большое число ошибок допустил Валерий А. Его ошибки многочисленны, долго сохраняются. В течение первого полугодия мы наблюдали в его работах по 17 случаев смещения букв со строки. Эти ошибки продолжали появляться у него и на 120-м упражнении, то есть почти до конца первого полугодия (всего упражнений в письме в этом классе было 172).
Характерно, что абсолютное большинство ошибок на смещение сделано в словах, имеющих или заглавную букву, или удлиненный элемент строчной буквы. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что у учащихся не выработана правильная ориентировка в клеточном пространстве на странице тетради и нет правильного соотношения письменного знака с должным пространственным положением его в клетках и на линейке. Кроме того, в заглавной букве или измененном элементе, выходящем за пределы строки, величина буквы оказывается настолько сильным компонентом для этих учащихся, что у них легко затормаживаются уже созданные, но недостаточно закрепленные представления о строке и строчных буквах. Эти ошибки объясняются и тем, что у детей не выработана еще необходимая и правильная дифференцировка письменных знаков и их элементов.
Знание основных причин нарушения правил четкого письма дает учителю возможность определить условия для предупреждения недостатков. Мы же считаем основными из них:
1. Выработка правильной посадки при письме. К сожалению, многие учителя помнят об этом только в первом полугодии, настойчиво напоминая детям о том, как правильно сидеть, исправляя посадку тех, кто сидит неправильно. Во втором же полугодии эти замечания учитель делает все реже и реже. На уроке чистописания учитель еще требует соблюдения правильной посадки, на уроках же письма, арифметики, рисования неправильная поза пишущих выпадает из поля внимания учителя. Между тем технические навыки, связанные с усвоением правильного положения всех частей тела при письме, так же как и графические, формируются у детей не одновременно и требуют постоянного индивидуального контроля со стороны учителя.
2. При обучении письму, особенно на первоначальной стадии его становления, учитель всегда должен помнить завет К. Д. Ушинского: «Поспешай медленно». О том, как детей научить письму элементов букв, Ушинский писал: «Чем основательнее пройдете вы их, тем вернее и быстрее пойдете потом. Основательное, ничем не пренебрегающее первоначальное обучение постепенно ускоряет свой ход: ученик, много пропускающий вначале, теряет гораздо больше времени на пополнение этих пропусков».
3. Не повторяя общеизвестных истин о требованиях к учителю I класса, мы считаем необходимым особо остановиться на его работе с тетрадью. Тетрадь первоклассника — это и первый фактический показатель его успехов или неуспехов, и по-настоящему серьезный учебник, помогающий ему учиться ученью, и связующее звено в работе, в мыслях и чувствах ученика, учителя и родителей: первые радости и первые огорчения первоклассников и их родителей связаны со школьной тетрадью. И, конечно, ничего не «скажет» ученику I класса оценка «3» или «2» без соответствующего разъяснения учителя. Вызовут лишь недоумение у ребенка, а часто и у родителей резко подчеркнутые буквы или слова, поставленный перед ними знак вопроса и т. д. Так не научишь ребенка правильно писать. Вдумчивый учитель будет пристально наблюдать каждый шаг ребенка на пути к овладению навыками письма, неправильно написанное исправит, на полях тетради напишет образец элемента или буквы, которому надо подражать, не накажет ребенка за первое неудачное выполнение упражнения двойкой, а, давая специальное задание (написание знакомого образца на следующих строчках), создаст возможность для повторной тренировки в письме, для исправления неудачно написанного знака. В оценке письменной работы учитель будет всегда одинаково, без придирчивости требователен. Указывая маленькому ученику на ошибку, он объяснит, в чем его ошибка и как ее исправить. Не может учитель ограничиться и беглым взглядом на работу ученика и по первому впечатлению поставить ему оценку. Часто в работах, оцененных учителями на «4» или «5», можно увидеть немало неисправленных ошибок. Ведь на основании этой оценки ученик может сделать ошибочное заключение о своих успехах и не будет стремиться к лучшему.
4. Нужна дополнительная разработка системы письменных упражнений в навыках письма, с учетом меры (числа упражнений) для различных групп детей, с учетом содержания упражнений, обеспечивая и многократность повторения одинаковых элементов и целых букв и разнообразный характер каждого задания в упражнении. Нужно разработать не только такую систему письменных упражнений, но и методику их проведения для предупреждения основных трудностей, с которыми встречаются дети в процессе первоначального обучения письму.
На стадии связного письма у учащихся возникает новая трудность — умение соединить между собой буквы в слоги и слова. Этот навык слияния букв складывается медленно и требует больших усилий со стороны учащихся. Ошибки и отклонения от установленных требований письма по слиянию буквы мы наблюдали в классе у 21 ученика. Абсолютное большинство этих ошибок связано с соединением элемента буквы — палочки с закруглением внизу и последующих букв л или м. За первое полугодие 38 учащихся допустили 92 ошибки в этом соединении букв. Начались они на 30-м упражнении, то есть тогда, когда дети учились писать-слово мама, и продолжались до 172-го упражнения, последнего в обучении письму знаков. При иных соединениях букв отдельными учащимися было допущено 19 ошибок. Неправильные соединения относятся главным образом к букве о с другими элементами букв (ос, ов, ош, ор, ом), а также в с предыдущей или последующей буквой (ив, ев, ее).
Таков количественный и качественный состав графических ошибок учащихся класса за первое полугодие учебного года. Естественно поставить вопрос — многие ли учащиеся ошибались? Для ответа пришлось вернуться к началу обучения детей письму и рассмотреть их работу на разных ступенях трудности. Овладение навыком письма всех элементов букв в пределах двух-четырех упражнений оказалось достаточным для группы учащихся в 9 человек. После овладения навыком письма овала и букв а, о к этой группе присоединяется еще 14 человек. Впоследствии вся эта группа учеников (23 человека) ритмично, шаг за шагом, успешно продвигалась в овладении навыком письма. Для нее оказалось вполне достаточным то число упражнений, которое давал учитель. По темпам от этой группы учеников отстали 9 человек. У них отклонения от нормы наблюдались при написании самых различных букв. Так, для овладения графикой буквы у ученице Т. понадобилось 20 упражнений, буквы ш — 16, м — 18, ы — 20 и т. д.
Ученик Б. научился правильно писать букву ы только после 10 упражнений. Ученик С. правильно написал букву р на 10-м упражнении. Были учащиеся, которым трудно давались отдельные буквы: м, в потребовали до 7 упражнений; ч, я, ю, ц, щ, ф, з — по 6 упражнений. И, наконец, обнаружилась группа (6 человек), которая, несмотря на большие старания, до конца первого полугодия не добилась требуемого качества в написании букв.
Таким образом, мы видим, что достижение полной успеваемости детей по письму требует правильного сочетания фронтальной и индивидуальной работы с детьми, особенно в определении той меры упражнений, которые необходимы для образования прочных навыков письма у каждого ребенка.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +