Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Обучение письму; о природе навыка письма


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

С первых дней обучения до окончания средней школы ученик совершенствуется в письменном изложении своих мыслей. Такой длительный период, обучения объясняется сложностью процесса письма, поскольку учащимся приходится одновременно овладевать навыками графическими, орфографическими и стилистическими, из которых каждый сложен сам по себе.
Если впоследствии положение различных частей тела при письме, координации движения руки, умение пользоваться письменными принадлежностями, графические навыки самого написания превращаются в автоматизированные, то орфографическая и особенно стилистическая стороны письма требуют постоянно напряженного внимания пишущего, его сознательного отношения к письму.
В первом полугодии для первоклассников наибольшую трудность представляет техника письма. Письмо с самого начала является сознательным актом. Каждый новый письменный знак, понятый первоклассником, становится для него открытием. Такие открытия под руководством учителя ребенок делает на каждом уроке чтения и письма. Это, естественно, возбуждает его любознательность, стремление познать больше, а следовательно, и желание учиться лучше. Обучение письму связано с требованием правильного и четкого изображения письменных знаков. Образование этого навыка невозможно без воспитания настойчивости, силы воли, стремления добиться наилучших результатов в своей работе. Оно требует большого внимания, наблюдательности и координации руки и глаза, развития мелких движений руки.
На уроках письма ученики находят сходство и различие между буквами, узнают способ их изображения, учатся видеть ошибки свои и товарищей, наблюдают за письмом учителя и слушают его указания. Все это воспитывает у детей способность наблюдения, сравнения, запоминания. Кроме того, письмо и, в частности, выполнение письменных работ способствуют развитию самостоятельности. Таким образом, учение детей письму имеет очень большое общеобразовательное и воспитательное значение. Первоначальное овладение письмом является очень сложным процессом. Советской психологией установлено, что во время обучения у учащихся вырабатываются определенные навыки письма: технические, связанные с умением пользоваться правильными приемами письма, графические, созданные из умения правильного изображения букв, и орфографические, предполагающие умения правильно определять звуковой и буквенный состав слов.
При обучении чтению и письму основным специфическим содержанием деятельности ребенка является слово. Чтение и письмо с позиции физиологического учения И. П. Павлова рассматриваются как образование специальных временных связей второй сигнальной системы. До начала обучения эти связи образуются у ребенка на слова слышимые и произносимые. С началом обучения чтению и письму устанавливаются новые связи и на слова видимые. Кроме того, при формировании навыков письма ребенок обучается двигательно воспринимать и воспроизводить видимое, слышимое и произносимое слово.
Было бы неправильно рассматривать письмо лишь как двигательный акт. В настоящее время в ряде психологических исследований показано, что письмо является сложным процессом. В основе его лежит образование целой системы взаимосвязанных между собой зрительных, рече-слуховых, речедвигательных и общедвигательных ассоциаций (Б. Г. Ананьев, П. А. Горфункель, А. Ф. Лурия, Л. К. Назарова и др.). В условиях разнообразных приемов аналитико-синтетической деятельности при обучении письму образуются связи между слышимым и произносимым звуком, между звуком и видимой буквой, между представляемой буквой и движением воспроизводящей ее руки. В начале учения довольно длительное время ученики обучаются письму по образцам (зрительно воспринимаемый графический знак и соответствующий звук) для того, чтобы на основе непосредственного восприятия письменных знаков подготовиться к письму по представлению. Когда у ребенка сформировались достаточно отчетливые представления букв, он подготовлен к письму под диктовку и к произвольному письму. Формирование письма и представляет собой процесс установления и упрочения сложной цепи ассоциаций между всеми указанными сторонами письменной речи. Под установлением первой связи мы подразумеваем первое знакомство ребенка с буквой, начертание которой он узнает, называя соответствующий звук. Под упрочением имеем в виду уже закрепившуюся связь, благодаря которой ребенок свободно пользуется буквами, переводя их в звуки и обратно.
Известно, что для образования временной связи (или ассоциации) необходимо повторение воспринимаемых сигналов (воздействий) в течение некоторого времени. Количество необходимых упражнений зависит от целого ряда условий, таких, как сложность задания, индивидуальные особенности учащихся, их подготовленность.
Учением И. П. Павлова установлено очень важное положение о том, что между образованием временной связи и моментом ее упрочения проходит всегда еще некоторый промежуток времени. В этот период симптоматичными являются ошибки учащихся в изучаемой деятельности, характер которых и показывает, в каком именно звене ассоциативной цепи у детей еще недостаточно укрепились связи. Исследователи детского письма в начальный период обучения уделяют большое внимание анализу звуковых, оптико-пространственных, графических и других видов ошибок, встречающихся в тетрадях учащихся. Анализ ошибок показывает, что их количество и характер меняются в разные периоды обучения, отражая изменяющийся уровень приобретаемых учащимися знаний и навыков. Следовательно, как при образовании временной связи, так и при упрочении ее необходимо создать наиболее благоприятные условия для разнообразных упражнений детей в обучаемых действиях.
Одним из основных педагогических принципов обучения является построение его путем перевода от простого к сложному. Необходимо отметить, что данный принцип в известной степени нарушается при обучении письму. Обучение письму неразрывно связано с обучением чтению. Последнее осуществляется на основе аналитико-синтетического метода. Порядок изучения букв следует за определенным, строго установленным порядком выделения звуков. Но степень трудности выделения звука, зрительного различения буквы и графического воспроизведения ее при письме далеко не одинакова. Условия образования связей между всеми этими элементами также неодинаковы. Выделение того или иного звука с точки зрения звукового анализа часто оказывается несложным, а зрительное различение, дифференцировка и написание соответствующей графемы могут представлять значительные трудности.
Известно, что генетический способ обучения письму, исходящий из последовательного нарастания трудностей при письме, практикуется на уроках чистописания во втором полугодии. Совсем иной порядок установлен в изучении букв при обучении детей грамоте. Так, например, звук а выделяется в самом начале обучения грамоте, а написание его в генетическом порядке по сложности построения на уроках чистописания относится к третьей группе букв, к которой дети переходят после знакомства со многими другими графемами.
Таким образом, звуковая и оптико-графическая стороны при обучении письму не всегда находятся в единстве, а, наоборот, в ряде случаев вступают в противоречие. Формирование навыка письма связано с овладением графемами, которые при изучении располагаются не в порядке последовательно возрастающей трудности. Отсюда можно предполагать, что и количество упражнений, необходимых для усвоения детьми той или иной графемы, не может быть одинаковым.
В результате экспериментально-психологического исследования формирования навыка письма у учащихся I класса в течение первого полугодия П. А. Горфункель, например, приходит к следующему выводу: принцип, положенный в основу звукового метода, остается основным в начальном обучении грамоте, поскольку главной трудностью у первоклассников являются анализ и синтез звуков. Тем не менее автор считает, что в пределах самого звукового метода нужно находить возможность для облегчения детям и других трудностей написания. Среди этих последних особую трудность для ученика представляет соотнесение зрительного представления буквы со слухо-артикуляционным образом фонемы.
При усвоении письма учащиеся проходят несколько стадий. Первая связана с умением писать элементы букв. В это время чрезвычайно большое внимание уделяется соблюдению технических правил: правильной посадке, координации движений, умению пользоваться ручкой и тетрадью. Вторая стадия — буквенная — ставит задачу правильного изображения букв. Технические навыки в этой стадии еще не автоматизируются, поэтому им уделяется значительное внимание. В третьей стадии ученик встречается с новой задачей — соединение букв в слова. Этот период называется стадией связного письма. Помимо выполнения технических и графических правил, учащиеся в это же время овладевают орфографическими навыками: учатся определять звуковой и буквенный состав слов и соблюдать орфографические правила письма.
Каждая ступень в овладении письмом сопряжена с преодолением определенных трудностей. На первой ступени возникает трудность управления движениями пишущей руки, во второй и третьей стадиях усложняются графические и орфографические задачи. Письменные упражнения обеспечивают возможность автоматизированного выполнения правил письма учащимися.
Опыт работы лучших учителей показывает, что при правильной постановке обучения, когда ученик систематически выполняет все упражнения, у детей с меньшим напряжением сил и в более короткие сроки вырабатываются прочные навыки письма.
Учителей, методистов волнует вопрос о характере и количестве упражнений, необходимых для выработки прочных навыков письма, вопрос о мере обучения, мере укрепления навыка письма. В коротком обзоре методической литературы по обучению письму мы ограничимся только рассмотрением вопросов, связанных с характером и мерой упражнений, рекомендуемых учителю при первоначальном обучении в букварный период.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +