Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Наблюдение и слушание как источники развития речи


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Работа учителя над культурой речи учащихся протекает прежде всего на основе организации деятельности наблюдения. Без наглядной базы нельзя достигнуть подлинного развития речи ни в одном из разделов учебно-воспитательной работы.
Организовать наблюдение — это значит достичь целенаправленного, планомерного восприятия учащимися предмета или его изображения. Это возможно через направляющее слово учителя. Слушание объяснения и вопросов учителя, а также ответов товарищей органически сливается поэтому с наблюдением.
Оба эти вида деятельности учащихся (слушание и наблюдение) выступают в своеобразной форме в различных разделах учебно-воспитательной работы. На уроках русского языка учитель организует наблюдение предмета и картины, что способствует обогащению жизненного словаря, а также наблюдение буквенных знаков и графем, в процессе которого происходит накопление терминов и слов, обозначающих отношения между предметами. Анализируя методику наблюдения предмета и картины, мы обнаруживаем, что они своеобразны. На предметном уроке и при работе по картине учитель направляет наблюдение детей вопросами, а затем требует связного рассказа в виде соединения всех ответов в одно целое.
Наблюдение по картине требует установления связей между предметами. Наблюдение предмета и картины практикуется также на уроках риссзания, выступая, однако, здесь в иной форме. Вопросы учителя направляют наблюдение учащихся по-разному на уроках рисования, на предметных уроках и на уроках по картине.
Специфичным для уроков рисования является наблюдение пространственного расположения предметов на картине или их частей в предмете, а также наблюдение сравнительной величины предметов. На предметных уроках организуется наблюдение таких качеств предметов, которые узнаются через кожные, вкусовые и обонятельные анализаторы (мягкий, острый, колючий, ароматный, кислый и др.). Для наблюдения картины на уроке русского языка специфичны вопросы, требующие умозаключения по поводу виденного («Почему девочка на картинке плачет?» и т. д.), и работы памяти и воображения («Откуда пришли дети?», «Что случилось с ними в лесу?» и т. д.). Иногда вопросы, требующие умозаключения, вывода, встречаются и на предметном уроке («Чем полезен для дятла такой длинный и острый клюв?»). Использование этих специфических для каждого вида наблюдения вопросов способствует развитию разных сторон речи детей.
В целях осуществления единого режима развития речи на уроках русского языка и рисования необходимо осуществление единых требований в работе над всеми видами наблюдений, которые являются общими для русского языка и рисования.
Иногда учитель при наблюдении на уроках рисования тщательно работает над названием цветов и их оттенков, а на уроках русского языка невнимателен к этой стороне речи.
Нередко учителя рисования мало уделяют внимания словесному обозначению воспринимаемых детьми предметов, их признаков и отношений в изображениях (моделях для наблюдения и рисования). Это не только не способствует обогащению жизненного словаря детей, но и ведет к формализму в обучении рисованию, так же опасному, как чрез-, мерное увлечение анализом содержания в ущерб усвоению навыков рисования.
Приводим урок, где, как нам кажется, успешно разрешаются эти противоречия.
Тема урока: «Рисование домика, покрытого снегом».
Учитель проводит предварительную беседу, ставит детям вопросы: «Что покрывает снег зимой», «Каким слоем он лежит на крыше?», «Что образуется на земле около домов?», «Какого цвета снег?», «Какого цвета бывают тени на снегу?» Затем он рисует два одинаковых домика и начинает второй домик покрывать снегом. Острые уголки закругляются, под снегом скрываются края крыши, только нижний край остается («Здесь весной будут сосульки»,— говорит учитель). Под снегом скрывается половина трубы, а верхние очертания трубы под снежной шапкой. Изображая это на доске, учитель говорит, как он ведет мел и что получается при сравнении с первым домиком: «Посмотрите сюда, дети, летом домик весь виден до самой земли и вся стена видна, вот до этой линии. А зимой сугробы половину стены закрывают, внизу стена не видна, я эту линию сотру». Дети с огромным интересом следят за движениями руки учителя. Раздаются реплики: «Как шапка», «До самого окошечка сугроб», «Как красиво!» Затем учитель говорит: «А вот, дети, что у нас плохо вышло: снег белый и бумага у вас белая. Вы станете рисовать, а у вас все сольется. Чтобы этого не произошло, кругом над крышей закрасим голубым карандашом». Учитель продолжает рисовать уже не на доске, а на листе бумаги, прикрепленном к доске.
Учитель. Что у нас получилось?
Ученики. Небо. Голубое оттеняет.
Учитель (подхватывает эту реплику, одобряет ученика). Правильно. А как нам- нарисовать трубу?
Ученики. Красным. Труба кирпичная. Деревянную нельзя, сгорит.
Учитель. А стены домика мы закрасим коричневым карандашом. (Обращается к ученику.) Подойди, покажи, где низ крыши, где верх. Где снег оттеняется коричневой краской?
Ученик. Внизу. А голубой — вверху.
Ученики. Ой, как красиво! Ночью так бывает. Нет, вечером, все такое синеватое. Домик какой красивый получился! (Учитель соглашается, что так бывает вечером, и оранжевым карандашом закрашивает окошко.) Лампу зажгли.
Учитель. А где еще, дети, я увижу свет из окошка?
Ученик. На снегу. (Учитель изображает и это.)
Учитель. Теперь рисунок готов. Не забудьте нарисовать рамочку. Каким карандашом сделаем рамочку — серым или коричневым?
Ученик. Серым сольется — некрасиво. Лучше коричневым!
Учитель соглашается; он убирает рисунок и дети начинают рисовать.
Вопросы и объяснения учителя на этом уроке имеют двойную цель. Учитель стремится к тому, чтобы рисунок отражал реальную действительность. Этому служат и предварительная беседа, направленная на оживление уже имеющихся у детей представлений, и вопросы классу в процессе рисования. С другой стороны, учителю надо решить основную задачу — научить детей рисовать. Для этого он использует сравнение, рисует на глазах детей, объясняя, как он это делает, и вопросами заставляет их задумываться над тем, как лучше передать содержание рисунка.
Организация наблюдения, соединенная со словесным объяснением учителя, приводит не только к усвоению детьми приемов рисования, но и к развитию эстетического чувства, что находит свое отражение в обогащении словаря образными выражениями и словами, выражающими оценочное отношение к рисунку. Таким образом, в целях полноценного развития речи и разрешения задач учебного предмета учитель на уроках рисования сочетает наблюдение предмета или картины и в то же время самого процесса рисования, движения рисующей руки.
На уроках чистописания, физического воспитания и ручного труда главное значение имеет также наблюдение движений. Ученики наблюдают движения пишущей руки, рук, производящих трудовые операции, гимнастические движения тела, слушая в то же время словесные указания учителя. Связи зрительного, двигательного и словесного восприятия, которые характерны для данного вида наблюдений, способствуют уточнению словаря, приобретаемого на этих уроках.
На уроках арифметики учитель применяет в качестве наглядных пособий предметы и картины, но дети наблюдают не сами эти предметы и картины, а действия с предметами, направленными на их количественное изменение. Это наблюдение необходимо для овладения числовым рядом и приемами счета. Работа каждого ученика с палочками у себя на парте без организации совместного наблюдения и словесного описания счетных действий недостаточна. Только наблюдение последовательных действий с каждым счетным предметом и их описание помогают усвоить порядок арифметических действий и ответить на вопрос: «Как ты считал?» Учащиеся при этом овладевают связным последовательным описанием; грамматический строй их речи усложняется. Специфической особенностью картины на уроках арифметики является подвижность фигур, изображенных на картине, с которыми можно производить различные действия (вставлять их, убирать, дополнять и так далее). Наблюдение этих действий и обеспечивает умение решать задачи и обогащает словарь, типичный для уроков арифметики. Такого же типа наблюдение организуется учителем и в связи с изучением мер. Наблюдение последовательных действий переливания воды стаканами уточняет понятие литр и обогащает содержание слов, известных из жизненного опыта.
Таким образом, метод организации наблюдения на уроках арифметики имеет особую форму. Объектом наблюдения становятся не предметы, а количества и их соотношения в результате передвижения предметов. Именно такая организация наблюдения и необходима для развития речи на уроках арифметики.
И. М. Сеченов, доказывая роль движений, в частности движений глазного яблока, а также голосового аппарата в познании мира, писал: «Эта именно сумма двигательных реакций с сопровождающими ее различными, но определенными формами мышечного чувства и составляет во всей ее совокупности так называемое уменье смотреть». Поэтому двигательные представления, образующиеся в процессе наблюдения, описанного нами, составляют необходимую составную часть процесса наблюдения, обеспечивают умение видеть предметы внешнего мира в их пространственном расположении и улавливать их количественное изменение, их протяженность и форму. Словесное закрепление наблюдаемого способствует осознанию этой деятельности, что придает ей необходимую целенаправленность.
Итак, наблюдение указанного типа формирует пространственные, количественные и временные представления ребенка, способствует усилению элементов абстракции в речи и обогащению словаря словами-терминами. Наблюдение обычного типа, которое заключается в рассматривании и словесном описании конкретного предмета и его изображения, способствует пополнению словаря словами, ¦обозначающими предметы и их свойства, обеспечивает конкретное содержание словаря, делает речь образной, эмоциональной и точной. Такое наблюдение должно быть на уроках рисования (тематическое и с натуры) и на уроках пения. Однако мы далеко не всегда это наблюдаем в практике школ.
Слушание также выступает в своеобразной форме при проведении разного вида наблюдений и на уроках по разным учебным предметам. Наблюдение картины и предмета на уроках русского языка и рисования и наблюдение действий с предметами на уроках арифметики соединяются со слушанием вопросов учителя и ответов товарищей.
Основным методом организации слушания на уроках арифметики является беседа с классом, цель которой — проверка выполнения домашних заданий, устный счет; беседа, направленная на анализ задачи; беседа, связанная с наблюдением и имеющая целью подвести учеников к выводу и формулировке. Главной особенностью этих видов бесед является то, что в них вовлекается почти весь класс. Учащимся приходится слушать вопрос учителя и ответы товарищей, быстро переключаться на следующий вопрос, приходится быть всегда готовым к продолжению мысли товарища или к ее исправлению. Наблюдая работу опытных учителей — мастеров своего дела в школах Ленинграда (№ 115, 118 и 200), мы видели применение таких методов систематически на всех уроках. Один ученик отвечает таблицу сложения или умножения .до 200, другой продолжает, третий заканчивает. Один ученик говорит вопрос задачи, другому задается вопрос о том, какое действие применить, чтобы решить этот вопрос, а от третьего требуется объяснить, почему нужно именно это действие. Один ученик производит операцию сложения на счетах, другой описывает, как это делает товарищ, а третий отвечает на вопрос, как вообще следует складывать данные числа. Ученик дает ошибочный ответ, другой указывает ошибку, третий отвечает, как нужно ответить правильно.
Подобная коллективная беседа организуется и на уроках русского языка. В условиях такой коллективной работы класса происходит обогащение содержания речи каждого ученика жизненным опытом других детей. Отдельные дети с недостатками речевого развития, слушая ответы и рассказы других детей, повторяя и продолжая их, развивают собственную речь на основе подражания. В процессе коллективной учебной деятельности учитель требованиями, вопросами и оценкой создает у детей новые потребности в выражении мыслей и способствует сознательному отношению к собственной речи и к речи своих товарищей, содействуя одновременно развитию чувства коллективизма.
Наблюдение движений на уроке письма, физического воспитания, ручного труда и отчасти рисования соединяется со слушанием инструкции и сопровождается не словесной, а двигательной реакцией. Торможение речевой реакции при этом виде слушания имеет значение для развития рецептивной формы речи. Слушание на уроках пения, напротив, сочетается с речедвигательной реакцией. «Слушайте, потом повторите голосом»,— говорит учитель. Слушание используется на уроках пения для развития выразительности и эмоциональности речи.
Разучивая в классе песню «Два веселых гуся», учительница К. рассказала о белом домике около речки и о бабушке, которая живет в нем. Возбудив интерес детей этим ярким образом, она стала очень выразительно и эмоционально читать стихотворение. Читая слова «вытянули шеи, у кого длиннее», учительница мимикой, жестами и протяжным произношением делает наглядным этот эпизод. Читая о том, как гуси спрятались в канаве, учительница жестом показывает, что гуси спустились вниз, их не видно. Слова бабуси: «Ой, пропали гуси!» — она передает плачущим голосом, а потом, улыбаясь, показывает, как гуси выходили и кланялись бабусе. Дети слушают, смеются, интерес их возбужден. С той же интонацией дети хором повторяют слова песни, двое вызванных учеников очень выразительно повторяют их, а потом поют, сохраняя эмоциональность и выразительность.
Подобное же значение имеет слушаниет образного и эмоционального рассказа учителя на уроке русского языка.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +