Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Особенности восприятия и внимания


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Ранее было сказано, что основой всякой умственной деятельности является деятельность аналитическая, которая ведет к синтезу. В результате анализа человек переходит на новую ступень восприятия действительности, цельного понимания предмета, но уже более осмысленного и полного.
Легко показать, что любой вид учебной деятельности требует процессов анализа и синтеза. Например, слушание объяснения учителем заданного рассказа, примера обеспечивается сложной аналитико-синтетической деятельностью. Надо уметь в воспринимаемом потоке звуков выделить слова, уловить их грамматическую форму, установить связи между ними и только тогда понять все предложение.
Приучение детей к анализу, дроблению целого и выделению частей особенно необходимо для наблюдения (предметов, картин, букв, цифр, узора, данного для рисования, движения, показанного на уроке физкультуры, и т. д.), являющегося важной частью учебной деятельности детей на уроках.
Первые страницы букваря требуют от детей анализа. Это прежде всего рассматривание картинок, помещенных в книжке. Чтобы понять картину, изображающую школу, «увидеть», что на ней изображено, надо выделить фигуры детей, их форменную одежду, парты, стоящие друг за другом, учительницу, доску на стене и т. д.
Этот анализ позволит установить связи между всеми предметами и узнать, что на картине изображен класс, дети учатся в школе. Это уже синтез, к которому приходит ученик в результате рассматривания картинки.
Те же процессы лежат в основе восприятия знака — специфического для первоклассника учебного материала. Его освоение представляет особые трудности. Дети встречаются с буквами, из которых составляются слова и предложения, с цифрами — числа и примеры. Определенные арифметические знаки, например, требуют арифметических операций («+», «—», «=»).
С целью сокращения мы ограничиваем наше дальнейшее изложение только анализом учебной работы первоклассников над освоением грамоты и счета.
Очень сложна задача членения слышимых знакомых слов (арбуз, мама, рама) на составные элементы (слоги, звуки), отвлекаясь от содержания этих слов.
Как показывает работа И. Е. Синицы, для детей не только I, но и II класса характерно восприятие и пользование словами в их смысловом значении. Переход к восприятию слова как грамматического целого представляет огромные трудности для учащихся начальной школы. Также в восприятии написанного примера: ученик должен вычленить числа и знаки между ними, только тогда он сможет понять пример как целое, то есть воспринять его синтетически.
Остановимся специально на восприятии знака. В его узнавании и записи дети делают больше всего ошибок. Знак арифметический или грамматический является тем своеобразным содержанием, с которым ученик встречается в первый месяц работы в школе. Специфика знака (буквы, цифры и т. д.) в том, что он представляет собой условное обозначение незнакомого ребенку содержания (отдельного, но совершенно определенного звука, определенного количества любых предметов), какого-то нового и еще непонятного ребенку действия (сложения или вычитания). Освоение знаков составляет основное содержание учебной работы ребенка во всем первом полугодии.
Возьмем для примера знакомство с арифметическим знаком (цифра, знак сложения, вычитания, равенства) и его освоение или знакомство с грамматическим знаком (буква маленькая и большая, знаки — точка, восклицательный, вопросительный, переносы и др). Этот вопрос уже не раз был подвергнут изучению в ряде работ (М. Н. Волокитина, Б. П. Есипов, Б. Г. Ананьев и А. Н. Попова, А. А. Люблинская и др.). Наблюдения показывают, что дети иногда воспроизводят написанный на доске или в книге знак зеркально или в опрокинутом виде.
Если даже общий процент зеркально написанных или опрокинутых букв и цифр в классе не очень велик, то самые разнообразные ошибки в начертании знаков достигают значительного числа. На уроке 13 октября из 36 учеников I класса только 14 написали все буквы правильно, у остальных было много ошибок. Главным образом это ошибки в начертании знака, формы, размера и расположения отдельных его частей в клетке, нарушения пропорциональности отдельных частей знака и др. Это говорит о том, что в знаке ребенок не умеет еще вычленить его части, соотнести их друг с другом в пределах целого. Ребенок узнает знак целиком. Написанная самим ребенком цифра или буква «видится» им как правильная даже в том случае, когда ему предлагается сопоставить ее с образцом (конечно, известный процент ошибок падает на невыработанный навык правильного письма, что говорит о недостаточной еще дифференцировке движений).
Первой задачей учителя и является анализ знака. Это требует прежде всего установления сложной системы ассоциаций. Ассоциаций между зрительно воспринимаемой комбинацией линий (круглых, прямых, коротких и длинных, находящихся в определенных соотношениях друг к другу. Первое узнавание цифр 3, 7, 5, 9 (их отличие от цифр 8, 4, 3, 6) и других требует установления коротких простых связей, ассоциаций. Тоже в узнавании и различении букв.
На протяжении первого полугодия первоклассник научается узнавать каждую из 32 букв алфавита и умеет отличить м от л, п от и, с от з, ш от щ, и от ш. Это достигается сложной аналитической работой, которая обеспечивает дифференцировку.
Узнавание знака, как и всякий познавательный процесс, протекает так же, как процесс узнавания предмета (лист дуба или изображение арбуза), однако узнавание знака значительно сложнее, чем восприятие знакомого ребенку конкретного предмета. Прежде всего ученик должен выделить в целой фигуре (знаке) отдельные элементы, воспринять каждую часть как своеобразное целое, то есть увидеть ее форму, размер, расположение относительно других частей, обратить внимание на соотношение нажимных и волосных линий и т. п. Увидя каждую такую часть в ее отношении к целому знаку, ребенок должен всю цифру или букву соотнести с клеткой, ее сторонами и углами, с линиями и строчками тетради и вписать узнанный знак в соответствующее место этой тетради.
Когда учитель показывает детям новый знак, они его воспринимают целиком как какую-то фигуру. Чтобы дети правильно записали знак и в дальнейшем умели его самостоятельно изобразить, а также не спутали с другим, похожим на него знаком, необходимо проанализировать, из каких частей состоит этот знак, где находится каждая его часть.
При записи буквы на доске учитель обозначает каждый ее элемент, выделяет словом и раздельным показом местонахождение, форму каждой части, ее взаимоотношение с другими частями, сравнивает одну букву с другой. Специальному анализу подвергается клетка и расположение знака в ней, а также на строчке тетради. Дробление изучаемого знака на его составные части обеспечивает такое же поэлементное его воспроизведение детьми.
Приведем пример объяснения, которое дает учитель детям, знакомя их с первой цифрой — 1.
7 сентября.
Учитель. Вчера мы узняли цифру «один» и учились ее писать. Еще раз объясню. Цифра «один» занимает две клетки. Посмотрите, я обведу эти две клетки, чтобы вы увидели, где надо написать цифру «один» (обводит на разграфленной доске две клетки). Надо начинать с левого нижнего уголка верхней клетки, вести легкую линию в верхний правый угол верхней клетки. Эта линия без нажима, ее надо вести вверх легко. Затем веду с нажимом линию в левый угол нижней клетки.
Объясняя, учитель пишет два раза медленно цифру «один». Затем вызывает 3—5 учеников, которые пишут ту же цифру. Каждый раз учитель спрашивает, откуда ученик поведет линию и куда. Исправляет и уточняет направление линий, толщину линий. После написания знака учитель анализирует его, указывает на ошибки и тем самым закрепляет предъявленные требования к правильному изображению цифры.
Учитель. Посмотри, Толя, хорошая ли у тебя получилась цифра? Да, не очень она красивая, это потому, что ты написал первую линию очень толстой, а она должна быть как волосок, совсем тоненькой. Посмотри, куда ее надо вести. В правый верхний угол, а куда она у тебя идет? В середину клетки. Вот и получилась некрасивая цифра.
Написание цифры или буквы требует, следовательно, не только анализа самого знака, выделения и связи его частей, но и членения пространства клетки, строчки, то есть места в тетради, и отношения каждой части и знака в целом к различным частям клетки и ко всей клетке. Какая сложная работа для маленького школьника!
Уточняя свои указания, отмечая достижения, останавливаясь на ошибках и неточностях в написании знака каждым учеником, учитель подкрепляет положительно (похвалой) или отрицательно (упреком, предложением переписать букву или низкой оценкой) свои требования, чем добивается от детей тончайшего анализа не только в восприятии, но и в написании разных и сходных цифр или букв.
Чтобы научиться проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, с закруглением внизу и наверху или с петелькой, необходим тонкий анализ выполняемых движений.
Повторение одних и тех же движений как реакций на одни и те же сигналы (слышимые звуки или прочитанные буквы) формирует у детей известное постоянство, слаженность нервных процессов — то, что И. П. Павлов называл динамическим стереотипом. В повседневной же жизни говорят о вырабатываемых навыках, привычках, умениях.
Восприятие может быть правильным только тогда, когда оно осмысленно, а осмысленность обеспечивается анализом предлагаемого материала с его последующим синтезом.
Чтобы бессмысленный значок, воспринятый как узор, как комбинация линий, воспринимался как буква или цифра, необходимо установить самую первую, короткую связь между зрительным знаком и словом, его обозначающим. Образуется связь или ассоциация: значок определенного вида — его название (2 — цифра «два»; 7 — цифра «семь»; Б — буква б, К — буква к и др.).
На этом строится все последующее знание арифметики, грамматики и обеспечивается возможность овладения чтением, узнавание основного учебного материала — букв, цифр. Без закрепления этих «коротких» связей двигаться дальше невозможно.
Однако это еще не есть знание числа, так как оно не связано с соответствующим количеством предметов, и притом любых.
Узнанный ребенком значок на первых порах еще не является сигналом, абстрагирующим определенное количество самых различных предметов. Приобретение этих знаний есть длительный процесс, проходящий ряд ступеней.
Новые трудности возникают перед ребенком, когда он переходит к арифметическим действиям, к чтению и записи примеров. В складывающуюся систему знаний включаются знаки: плюс (+), минус (—), равняется (=). Это сигналы требуемых арифметических действий с записанными числами. Чтобы понять записанный пример, необходимо уже не только знание каждого знака, но и его значения: знак "+" означает прибавить, знак «=» означает получится. Для восприятия арифметического примера как целого требуется образование комплекса ассоциаций.
В сентябре дети знакомятся с первыми буквами и цифрами, со знаками плюс, минус, знаком равенства, с заглавной буквой, которую они начинают отличать от маленькой буквы, пишут ее, читают, анализируют. Однако это лишь первые «уединенные» сведения о знаке. Дети узнают его название. Но на этом уровне их познания знак не воспринимается ребенком как сигнал к выполнению соответствующего арифметического действия с числами, стоящими по обе стороны этого знака. Поэтому на соответствующий вопрос учителя дети правильно называют каждый знак, но не умеют прочитать арифметический пример как целое и при списывании его делают грубые ошибки, ставя знаки без всякого порядка и произвольно меняя их места.
На индивидуальном занятии 19 октября слабый ученик неправильно списывает из книги пример. Дано: 4 + 2 =... Он пишет: 4 = 2. Его спрашивают подряд о каждом знаке, он правильно и быстро называет их как вразбивку, так и по порядку.
Прочитанная запись не побуждает ребенка к выполнению нужных действий до тех пор, пока взрослый не переведет ее из зрительного плана в чисто словесную, привычную для ребенка форму. Это и делает учитель: «Сколько получится, если к 4 прибавить 2?» — спрашивает он. Ученик отвечает правильно.
Возможно, что здесь мы имеем дело с выработавшейся стереотипной реакцией на вопрос сколько. В этом случае ответом становятся операции с числами и тот навык устного счета, который упрочился у ребенка путем многократных упражнений прежде всего в бытовой повседневной жизни. Но когда эти же числа и знаки только написаны на бумаге или на доске, ребенок реагирует на них иначе — узнает и называет, читает их, но не приступает к решению.
Такая же картина наблюдалась в работе другого ученика. Он внимательно смотрит на доску и списывает в тетрадь пример, перенося его по отдельному знаку, однако делает ошибки не только в размещении всех знаков, но и в написании каждого из них: решенный пример 3 + 2 = 5 мальчик списывает как 3, 2, 5 + =; в другой раз вместо 3 он ставит 8, знаки "+" и «=» попадают у него куда угодно. Между тем уже в это время он устно считает не хуже остальных детей класса. Однако у него еще не закрепились знания знака (то есть первые локальные ассоциации) и тем более не образована первая их цепь, без чего весь пример не воспринимается им как одно осмысленное целое. Поэтому, читая целое выражение, в данном случае арифметическое, ученик, по существу, только называет отдельные значки в том последовательном порядке, в котором они написаны, но связи «внутрипредметные», то есть в пределах целого выражения, для ребенка остаются невскрытыми. Естественно, что при списывании всего примера, в котором все элементы восприняты обособленно, ученики допускают любые пропуски и перестановки.
В классной работе нередки случаи, когда дети, списывая с доски или из книги примеры, легко заменяют знак "+" на «—» и вместо действия сложения делают вычитание. Учитель обычно склонен объяснять подобные ошибки, как и вообще все другие, одной общей причиной — невниманием. Конечно, более внимательные дети, последовательно списывая заданный пример с доски или из книги, реже допускают такие ошибки, но и они сначала только копируют знаки. Дело же заключается в том, чтобы, во-первых, все выражение воспринималось как одно целое, а для этого каждый знак должен быть воспринят всвязи с другим, то есть как элемент всего целого; во-вторых, знаки "+", «—», «=» должны стать для ребенка сигналами этих связей; в-третьих, воспринятое целое, то есть пример с определенными цифрами и знаками должен вызвать у детей в качестве ответной реакции непосредственные арифметические действия, которые опираются не только на знание каждого отдельного знака, но и на знание ребенком каждого числа, его структуры и места в общем числовом ряду.
Несколько иными являются требования к осмысленному восприятию и записи ребенком слова, состоящего из знакомых ему знаков— букв. Чтобы прочитать слова и предложения, надо установить сначала связи между начертанием буквы и звуком, который этой буквой сигнализируется. Это удается легко в том случае, когда соответствующий звук выделен в названии хорошо знакомого предмета: а — арбуз, у — утюг, ш — шар. Однако для чтения всего слова таких «коротких» связей еще недостаточно. Необходимо восприятие каждой буквы-звука в соединении с соседними, а затем восприятие каждого слова как целого и в то же время как части другого целого — предложения. При этом важно выделить и ту грамматическую форму, в которой поставлено каждое слово. Она показывает определенный тип отношений между теми предметами, о которых говорится в предложении.
При изложении вопроса о составе знаний нам придется еще раз вернуться к вопросу о восприятии знака.
Вследствие указанного выше, характерного для маленьких детей преобладания возбудительных процессов над тормозными, ребенку трудно выделять части предмета, отличать основные и вскрывать существующие между ними связи. Слитность, нерасчлененность — характерная черта восприятия ребенка. Она проявляется наиболее отчетливо в работе с трудным и малознакомым материалом. Это обязывает учителя обращать особое внимание на анализ и синтез предлагаемого ребенку содержания, на культуру детского наблюдения и слушания, на то, что требует мобилизации внимания детей. Особого внимания требуют слова — объяснения учителя, без которых ученик не будет знать, что он должен делать, на что смотреть и что увидеть в незнакомом знаке, написанном на доске, или в изображении таких простых и давно знакомых ему предметов, которые он встречает на первых страницах букваря. Без сосредоточенного внимания нельзя выполнить ни одного, даже самого простого упражнения. Но именно внимание маленьких детей обычно является наименее подготовленным к длительной и сосредоточенной работе.
На всех педагогических конференциях, в статьях и книгах, говорящих об особенностях работы с семилетками, учителя указывают на якобы «свойственную маленьким детям неустойчивость внимания», на их рассеянность. Отсюда делается прямой вывод о неизбежности самых разнообразных ошибок, которые делают дети в письме, счете, чтении и пр. Действительно, легкая отвлекаемость внимания составляет одну из возрастных особенностей школьника младшего возраста. Человек бывает внимательным к чему-либо (например, к рассматриваемой картине), когда в коре его мозга создается один «фокус», то есть наиболее сильный очаг возбуждения.
Внимание и есть возникновение такого фокуса — наибольшего нервного возбуждения только в одной системе (центре) нервных клеток. Оно возникает от действия предмета и отношения к нему человека. В этом случае действие всех остальных раздражителей тормозится.
У маленьких детей, как это уже было сказано выше, всякий, особенно сильный, новый, яркий, необычайный раздражитель вызывает возбуждение не в одной системе связей, не в одном «центре». Широкая иррадиация нервного возбуждения мешает ребенку сосредоточиться на том, что говорит учитель, или направить свое внимание только на то, что написано на доске. Но это совсем не значит, что первоклассникам «полагается» быть невнимательными и что все их ошибки и трудности проистекают из этой одной причины — невнимания.
Как показывают работы А. Е. Адриановой, М. Н. Волокитиной, Н. В. Архангельской, Б. П. Есипова, обобщившего опыт нескольких учителей, маленькие дети, попадая в необычную для них обстановку школы, легко теряются. Они забывают, где находится их класс, не слышат обращенной к ним речи учителя, иногда смотрят на него в упор, но не выполняют тех требований, которые он предъявляет. Любой шум, разговор с товарищами отвлекают их внимание.
7 октября. Во время чтения ученица водит указкой по словам, написанным в букваре, вдруг отвлекается, начинает рассматривать указку, трогает ее пальцами и перестает следить за работой класса.
30 октября. Дети решают примеры, списывая их из задачника к себе в тетради. Та же ученица работает усердно и внимательно отсчитывает клеточки, которые надо пропустить при написании примера, сбивается со счета, повторяет работу снова. При вопросе учителя «Какой пример будешь решать дальше?», она теряется, так как была отвлечена другим делом.
В поведении ученицы долго сохраняется эта невнимательность к работе. Она поддерживается многими причинами и, в частности, общей несобранностью девочки. Такие проявления невнимательности нередки у детей. На это указывает ряд авторов: Б.Г. Ананьев, А.Н. Попова в анализе овладения детьми письмом, М. Н. Волокитина, Е. В. Гурьянов и М. К. .Щербак при анализе освоения детьми печатного знака, Н. А. Менчинская, изучая работу детей по арифметике, Т. Г. Егоров при обучении детей чтению, С. П. Редозубов, давая указания к работе с детьми по русскому языку, М. Н. Волокитина, В. А. Горбачева, Р. Я. Лехтман-Абрамович и др., говоря о невнимательности детей, видят причину прежде всего в новизне обстановки, в массе новых впечатлений, которые мешают возникновению одного «фокуса» во время учебной работы.
В. А. Горбачева объясняет невнимание детей к словам учителя, сложившимся в детском саду типом «персональных» взаимоотношений ребенка с воспитателем. И эта причина бесспорно имеет место в проявлениях первого невнимания маленьких учеников, не привыкших к коллективному обращению.
Причиной быстрой отвлекаемости маленьких школьников нередко бывает их легкая общая утомляемость. Она дает себя знать особенно часто в первые недели работы в школе. Новая обстановка, большое число новых товарищей, с которыми первоклассник общается, шумные перемены, а главное, напряженная четырехчасовая работа над новым, трудным и необычным материалом, необходимость сохранять определенную позу за партой и все время сдерживаться очень быстро утомляют маленького ребенка. Короткие перемены и вводимые учителем физкультминутки только частично снимают накапливающуюся усталость. К концу учебного года внимание падает. Ребенку становится все труднее сосредоточиться на уроке. Эта утомляемость наиболее резко сказывается у детей слабых, не имеющих дома определенного режима, и детей, которые часто недосыпают и приходят в класс уже усталыми. Внимание детей может быть значительно улучшено, если к этому вопросу будут привлечены усилия родителей.
Поэтому неправильно утверждение, что семилетние дети вообще не способны к устойчивому вниманию. Подвергая разностороннему анализу причины отвлечения внимания у детей, советские педагоги не относят их «к природной неспособности» семилетнего ребенка к сосредоточению. Оно может быть достигнуто при правильной организации упражнений, не сводя их лишь к увеличению числа простых повторений одного и того же действия.
Р. Я. Лехтман-Абрамович, обобщая некоторые приемы мобилизации внимания детей на уроках в начальной школе, показывает, что особенно благоприятны результаты таких уроков, где учитель в наибольшей мере привлекает к активной деятельности (труд, рисование, счет, письмо и пр.) самих детей.
На возможность проведения специальных упражнений для развития у детей внимательного отношения к словам учителя указывает и А. Е. Адрианова.
Большую роль играет режим работы первоклассника на уроках. На первых порах, в добукварном и букварном периодах, учитель умело чередует трудную работу с более легкой: письмо значков с чтением букв и слов, составление слова на разрезной азбуке с членением его по буквам и звукам. В первые недели работа малышей прерывается физкультминуткой, которая в значительной мере снимает утомление, вызванное необычной и напряженней позой ученика и его трудной и достаточно однообразной работой.
Чередуя разные формы работы, многие учителя делают свои уроки интересными, держат внимание детей все время в состоянии большой сосредоточенности.
23 сентября.
Учитель ведет работу по ознакомлению детей с буквами м и а и слиянию их а слог. Он организует на уроке следующие виды работы детей. Узнавание напечатанной маленькой буквы а и отдельно м. Произнесение звуков порознь при взгляде на каждую букву. Слияние звуков м.. .а; а.. .м. Определение звуков в слове, где находятся: в середине, в начале или в конце слова. Чтение букв в букваре. Чтение слога ма. Указание палочкой отдельных букв в ответ на заданный звук. Чтение первого слова мама. Выделение заданных букв в слове. Членение составленного слова на слоги. Подсчет количества слогов. Определение первого и второго слога. Подсчет количества звуков в каждом слоге и выделение первого и второго слога на разрезной азбуке.
Составление слов мама и Маша и вновь деление их на слоги и звуки. Устное закрепление: из каких слогов состоит слово Маша. Какой первый, какой второй? Чтение по букварю пройденных слов. Выделение слов и букв. Разбор слова, его смыслового значения (имя). Выделение большой буквы. Сообщение правила о постановке большой буквы в именах людей. Рассматривание картинки (изображение кошки) в букваре. Чтение слова — выделение большой буквы Дополнение правила: клички животных тоже пишутся с большой буквы. Составление предложения со словами на м. Чтение столбиков слов. Выделение заданных слов из столбика указкой. Выслушивание задания на дом.
Один этот перечень позволяет судить о большой насыщенности урока. Насыщенность требует и достаточно быстрого, делового и очень напряженного темпа урока. Дети внимательны, они все время работают сосредоточенно.
В организованности и продуманности самого построения урока лежит одно из условий мобилизации и поддержания сосредоточенного и устойчивого внимания детей. Стремясь к максимальной заполненности урока, опытные учителя сводят к минимуму всякие простои в работе детей. Для этого они, например, используют доску и занавеску к ней. Благодаря такому простому приспособлению учителю не надо во время работы поворачиваться к классу спиной и тем самым терять ребят из виду. Открывая заранее написанные на доске фразы, слова в тот момент, когда это нужно для работы детей, он экономит свое время.
Опытный, хорошо владеющий методикой обучения педагог не прервет процесса работы детей громкими замечаниями классу или отдельным ученикам, не позволит детям во время работы пускаться в свободные рассуждения, громко задавать вопросы. Бережно относясь к хрупкому вниманию детей, учитель ведет себя деловито, спокойно. Задание на уроке следует одно за другим, пустого времени нет; чтобы успеть, надо работать без «простоев», сосредоточенно. Такая организация труда прекрасно тренирует внимание учащихся, воспитывает умение сосредоточиваться на работе. И это быстро дает свои результаты. К концу первого года класс работает не только быстро и сосредоточенно, но у детей бывает выработан определенный и общий для всех темп работы. Его постоянно поддерживает учитель своими оценочными замечаниями классу, отдельным ученикам («Сегодня мы много успели сделать, потому что все хорошо работали; немного беспокоился Н., но и он скоро научится работать, как все») или подчеркиванием предстоящих трудностей («Сегодня у нас интересная и трудная работа... Нам надо много прочитать и понять; нельзя ни одной минуты потерять...»).
Конечно, быстрый темп работы требует не только отличной подготовки учителя к урокам, но и хорошего знания индивидуальных особенностей своих учеников. Слабые, медлительные и стеснительные или разболтанные и неорганизованные дети требуют в начале года большей дозы упражнений, они порою медленно овладевают общим для класса темпом работы.
Большое значение для поддержания внимания детей имеет широкий охват класса учителем. Каждый ученик все время чувствует себя в поле его зрения. Одновременно учитель сам находится в центре внимания каждого ученика, особенно тогда, когда идет объяснение нового материала, опрос, изложение и пр.
Таким образом, при всей неустойчивости детского внимания ребенок может быть привлечен к достаточно длительной и напряженной работе, его внимание может быть значительно улучшено в результате повседневно проводимой учителем работы. Зная легкую отвлекаемость детского внимания, учитель проявляет особую заботу о его охране. Между объяснением задания и началом работы детей нельзя вводить какие-либо посторонние разговоры и замечания. Создав у детей готовность к работе, ее следует сразу направить на выполнение задания. В это время учитель не должен показывать отвлекающих внимание наглядных материалов, делать лишние движения; замечания делаются им тихо и каждому из учеников отдельно; учитель не допускает постороннего шума, громких замечаний, лишних разговоров и т. п. Многим учителям удается быстро и полностью овладеть вниманием класса и добиться сравнительно стойкой сосредоточенности у всех детей.
Следует учесть, что внимание детей может быть привлечено ярким, интересным, неожиданным раздражителем. Но поддерживает его активная умственная деятельность. Внимания нельзя только требовать, его надо обеспечить.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +