Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Анатомо-физиологические особенности детей семилетнего возраста


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека целым рядом особенностей в строении отдельных его органов и систем, а также их функций.
Организм ребенка, в отличие от организма взрослого, находится в состоянии непрерывного роста и развития. При этом процессы развития протекают неравномерно и неодинаково в отдельные возрастные периоды. Больше того, в процессах роста и развития каждого органа, каждой системы органов имеются свои закономерности. Отдельные органы и ткани на протяжении всего процесса их развития подвергаются непрерывным и сложным изменениям. Например, ежегодный прирост и увеличение массы тела (веса) неодинаковы. Периоды быстрого темпа роста, приходящиеся на первый год жизни, затем на шести-семилетний возраст и препубертатный период, сменяются периодами замедления, в это время выравнивается вес.
Замедления и ускорения роста сочетаются с теми крупными анатомическими изменениями, которые претерпевает костная система. Существенную роль в процессах перестройки костной ткани и податливости ее внешним воздействиям играет питание. Так, обеднение пищи минеральными солями и витаминами в периоды глубокой морфологической перестройки костной ткани приводит к остеопарезу, к значительному падению интенсивности роста.
Глубокая морфологическая перестройка происходит и в других органах и тканях организма детей.
Работы В. Г. Штефко, А. Н. Струкова, Л. О. Вишневецкой, О. П. Григоровой, В. И. Пузик и других показали, что увеличение органов идет не пропорционально общему росту организма и не параллельно процессам их внутренней дифференцировки. Окончательное формирование структуры органов, точно так же как и рост их, заканчивается в различные возрастные периоды. Периоды бурного роста органа сменяются периодами замедления, в течение которых происходит дифференцировка и совершенствование функций. Например, в легких до семилетнего возраста протекает преимущественная дифференцировка отдельных элементов, а после семи лет — рост этих дифференцированных, зрелых элементов.
Рост и развитие отдельных органов и систем связаны между собой. Эти процессы протекают в организме при участии нервной и эндокринной систем.
Непрерывный процесс дифференцировки тканей, незаконченность функционального развития отдельных органов и систем делают организм ребенка неустойчивым ко всякого рода неблагоприятным внешним воздействиям. Поэтому у детей часто возникают различные функциональные расстройства от ничтожного, еле уловимого перехода за границу выносливости, и эти заболевания имеют наклонность к острому течению.
Особенно сильно реагирует детский организм на различные внешние факторы в периоды наиболее интенсивной морфологической и функциональной перестройки. Так, изучение последствий Великой Отечественной войны 1941 —1945 годов и первой мировой войны выявило, что отрицательное влияние внешней среды сказалось неодинаково на детях различных возрастов.
Антропометрические исследования констатировали более резкое отставание в физическом развитии детей, переживших трудности военного времени в возрасте 6—7 лет, 12—13 (девочки) и 13—14 (мальчики), чем у детей других возрастов. Именно в эти возрастные периоды как раз и происходит морфологическая и функциональная перестройка костной ткани. Таким образом, в каждый возрастной период детский организм характеризуется определенными морфологическими и физиологическими особенностями и своеобразной способностью отвечать на различные внешние реагенты.
Особенно резко это выражено у детей в «переломных» или «узловых» возрастах, одним из которых является семилетний возраст.
Нарастание длины и веса тела идет волнообразно. В 6—7 лет наступает период первого вытяжения, во время которого и наблюдается значительное увеличение длины тела. За год дети прибавляют в росте на 8—10 см, причем позвоночник растет не так энергично, как в предыдущие и последующие периоды. Вес же в этот период возрастает относительно менее интенсивно. На 7—8 лет падает наименьшая процентная годовая прибавка веса тела. Дети как бы худеют.
К семи годам устанавливается шейная и грудная кривизна позвоночника. В костной ткани преобладают органические элементы, чем обусловлена большая эластичность скелета детей и легкое возникновение деформаций его при длительных напряженных и неправильных положениях тела. Не закончено еще и сращение отдельных костей скелета. Вследствие этого при прыжках детей с высоты на твердую поверхность возможны смещения у них тазовых костей с последующим неправильным сращением.
У детей 7 лет становятся ясно видными запястные кости, однако они еще не вполне развиты. Процесс окостенения фаланг пальцев руки также не закончен. Эти особенности необходимо учитывать при обучении семилетних детей письму и простейшим трудовым процессам.
С костной системой органически связана мышечная; эти системы совместно обеспечивают возможность движения человека. К 7 годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы (плеча, предплечья, бедра и др.), но мелкие (например, мышцы кистей рук) оказываются еще неразвитыми. В связи с этим к семи-восьмилетнему возрасту дети овладевают основными видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но точная координация движений с участием всяких мелких мышц еще недостаточно выражена; детям трудно производить мелкие и точные движения.
Семилеткам, как и дошкольникам, присуща большая подвижность, но вследствие несовершенства координации движений и отсюда неэкономной траты сил они быстро утомляются. Поэтому при организации занятий по физической культуре или трудовой деятельности детям семилетнего возраста рекомендуется давать такие упражнения, которые способствовали бы развитию и совершенствованию основных двигательных координации. Нужно приучать детей выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций.
Ряд существенных особенностей характеризует развитие органов дыхания и сердечно-сосудистой системы у детей. К 7 годам заканчивается дифференцировка легкого и далее в основном идет его рост.
Дыхательная поверхность легких и количество крови, протекающей через легкие в единицу времени, у детей относительно больше, чем у взрослых. Однако меньший, чем у взрослых, объем грудной клетки и ее конусообразная форма обусловливают в состоянии покоя меньшую вентиляцию легких при каждом дыхании. Необходимый объем легочной вентиляции обеспечивается у детей главным образом путем увеличения числа дыханий и в меньшей мере путем углубления дыхания. Детское дыхание, таким образом, менее экономно. Частота дыхания в одну минуту при покое у детей 7 лет равна 20, а минутный объем дыхания составляет 600 куб. см. Газообмен приближается к газообмену взрослых. В тесной связи с развитием легких и функций дыхания находится развитие сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Энергия роста сердца сильнее всего в первый год жизни и в последующие годы — до 7 лет. С 7 лет рост сердца несколько замедляется.
В ходе дифференцировки органа также отмечается периодичность, причем периоды роста и дифференцировки сердца и легких совпадают. К 7—8 годам заканчивается структурная дифференцировка опорной ткани сердца и полного развития достигает его центральный и периферический нервный аппарат. Орган прекрасно снабжен кровеносными сосудами, мышечный же аппарат сердца структурно еще не закончен.
Артерии семилетнего ребенка относительно шире, чем у взрослых. Этим объясняется и небольшая величина кровяного давления, равная 88—90 мм.
Количество крови, доставляемое клеткам в каждую минуту, должно находиться в соответствии с их потребностью в кислороде. Для обеспечения этого соответствия сердце ребенка должно иметь в одну минуту значительно большее число сокращений, чем сердце взрослого, ибо объем крови, выбрасываемой в артерии при каждом сокращении, у ребенка меньший, чем у взрослого. Количество крови, выбрасываемое в аорту сердцем семилетнего ребенка при одном сокращении, равно всего 23 куб. см. Частота сердечных сокращений (90 ударов в минуту) более устойчива, чем у детей дошкольного возраста. Но все же под влиянием резких и сильных движений, положительных и отрицательных эмоций частота сердечных сокращений у детей семилетнего возраста значительно увеличивается. Чрезвычайно важно с первых лет обучения детей в школе путем рационального применения различных физических упражнений обеспечить их тренировку, совершенно необходимую для нормального развития и деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
Развитие органов кровообращения находится в тесной связи с изменением состава крови и функций кроветворных органов. Кровь поставляет клеткам тканей и органам питательные вещества и кислород. В кровь же гюступают из органов и тканей продукты распада (мочевина, углекислота и др.). С прекращением доступа крови к органу прекращаются его функции и наступает омертвение.
Соотношение различных элементов крови — картина крови — на протяжении развития ребенка периодически изменяется. Периодичность этих изменений совпадает с периодичностью деятельности кроветворных органов: костного мозга, селезенки и печени, которые находятся между собой через посредство нервной системы в состоянии самой тесной взаимосвязи. Костный мозг имеет двоякую функцию. С одной стороны, он принимает участие в процессе роста и развития костной ткани, а с другой — является органом кроветворения.
В период усиленного роста организма, в том числе в возрасте 6—7 лет, костный мозг находится б состоянии напряжения ввиду предъявляемых к нему больших запросов, связанных с повышенным ростом и кроветворением. В эти периоды костный мозг не может самостоятельно справиться с задачей и частично передает свою кроветворную функцию другим органам кроветворения, в первую очередь печени.
В 6—7 лет в прямой связи с бурным ростом отмечается некоторое замедление в нарастании эритроцитов и гемоглобина при уменьшении отклонения последнего от среднего процента.
Весьма характерно изменение картины белой крови по возрастам. Белые кровяные шарики (лейкоциты) несут большую защитную функцию в борьбе организма с инфекциями. Количество лейкоцитов в одном кубическом миллиметре крови у детей 7 лет примерно такое же, как и у взрослых (6—8 тыс.), однако процентное соотношение различных белых кровяных телец иное, чем у взрослых.
Высокое содержание лимфоцитов и малое количество нейтрофилов в первые годы жизни ребенка постепенно выравнивается, достигая к 5—6 годам жизни почти одинаковых цифровых показателей, после чего процент нейтрофилов неуклонно растет, а лимфоцитов — понижается.
Малым содержанием нейтрофилов, а также недостаточной их зрелостью отчасти объясняется сравнительно большая восприимчивость детей младших возрастов к инфекционным болезням. В период бурного роста вследствие большого напряжения органы кроветворения отличаются повышенной чувствительностью к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Недостаточное пребывание детей семилетнего возраста на воздухе, чрезмерная учебная нагрузка и другие нарушения гигиенических требований нередко влекут за собой малокровие.
Неправильное применение (дозировка) солнечных ванн или искусственных облучений оказывает отрицательное влияние на организм детей семилетнего возраста, в частности на их костный мозг. Последний начинает продуцировать (вырабатывать) большее количество незрелых кровяных телец.
Известно, что в возрасте 6—7 лет у детей начинается смена молочных зубов на постоянные зубы. Сначала появляются четыре больших коренных зуба, затем постепенно в том же порядке, в каком появлялись, выпадают молочные зубы и вырастают постоянные. В 7—8 лет меняются четыре внутренних резца.
У детей зубная эмаль постоянных зубов более тонкая, чем у взрослых, вследствие чего зубы ребенка легко подвергаются повреждению. Предрасполагающим к этому моментом является, как правило, наличие соседних испорченных, гниющих молочных зубов. Поэтому-то и важно приучать детей тщательно выполнять правила по уходу за зубами.
Емкость желудка у семилетних детей намного меньше, чем у взрослых. Невелики также кислотность желудочного сока и содержание в нем переваривающих ферментов. Этими особенностями диктуются более частые приемы пищи небольшими порциями. Детям семилетнего возраста рекомендуется предусмотреть в режиме дня пятикратное питание.
В тесной связи с интенсивным ростом и развитием всего организма человека находится обмен веществ. Обмен веществ является основным условием жизни. Из внешней среды организм поглощает кислород и различные питательные вещества, необходимые для построения клеток его органов и тканей, а также компенсации энергетических затрат, связанных у человека с творческой деятельностью и физической работой различной продолжительности и интенсивности.
Продукты распада, образующиеся в результате жизнедеятельности организма, поступают во внешнюю среду. Обмен веществ тем выше, чем меньше по возрасту ребенок, чем, следовательно, относительно больше поверхность его тела, менее выражена дифференцировка органов и тканей и менее совершенны нервная система и эндокринный аппарат (железы внутренней секреции).
Правильность минерального обмена имеет огромное значение для развития ребенка, для нормальной жизнедеятельности всех клеток его организма. Существенную роль в этом играют соли натрия, кальция, калия, магния, железа, фосфора и др. В связи с обменом кальция и фосфора, занимающих совершенно особое место в минеральном обмене организма ребенка, находится рост костей, правильность обезызвествления, окостенения хрящей и окислительных процессов.
Недостаточное поступление в организм солей кальция и фосфора с пищей, особенно в периоды наиболее интенсивной анатомической перестройки костей, влечет за собой тяжелые явления, влияющие на процессы дифференцирования костной ткани.
Костная ткань является местом наибольшего скопления кальция в организме. При недостаточном поступлении кальция с пищей или уменьшении его количества по иным причинам: костная ткань вынуждена отдавать кальций в кровь, чтобы поддержать в ней постоянный состав.
Строго определенное содержание кальция в крови оказывает хорошее влияние на состояние нервной системы, на свертываемость крови, на белковый и жировой обмен.
Роль фосфора для растущего детского организма также велика. Фосфор нужен не только для роста и развития костной ткани, он нужен для правильного функционирования нервной системы и всех органов.
Немаловажное значение в минеральном обмене детского организма имеет железо. В связи с обменом железа в организме находится процентное содержание гемоглобина в крови. Железо является составной частью гемоглобина и, освобождаясь при разрушении красных кровяных телец (эритроцитов), вместе с незначительным количеством железа, поступившего с пищей, снова используется организмом. Железо оказывает стимулирующее действие на выработку красных кровяных телец костным мозгом. Не менее интенсивно протекают в детском организме и другие виды обмена: углеводный, жировой и белковый. Белковый обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых, и главное значение его, в отличие от обмена во взрослом организме, служить не столько динамическим (энергетическим) целям, сколько пластическим (построение тканей).
Конечные продукты белкового обмена у детей такие же, как и у взрослых. Общее количество азота, выделяемого с мочой, у новорожденного велико, а затем устанавливается в соответствии с количеством азота, вводимого с пищей. К 6 годам с мочой выделяется общего азота 0,45 г на килограмм веса.
Основной обмен (обмен, происходящий в организме в состоянии покоя, натощак, при температуре окружающего воздуха в 18°) у детей интенсивнее, чем у взрослых, так как на единицу веса у них приходится относительно большая поверхность тела, чем у взрослого человека. У детей семилетнего возраста основной обмен равен 950—1000 калорий. Примерно столько же калорий в дополнение к основному обмену требуется ребенку для компенсации затрат, связанных с его деятельностью (учебные занятия, подвижные игры и развлечения и т. д.).
Существенное влияние на интенсивность обмена веществ и на весь процесс роста и развития детей оказывают через посредство нервной системы железы внутренней секреции. В организме человека имеется семь желез внутренней секреции: щитовидная, околощитовидная, зобная, мозговой придаток (гипофиз), шишковидная (эпифиз), надпочечные и половые железы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, и каждый возрастной период имеет свою «железу-хозяйку». Так, в раннем детском возрасте доминирующее влияние оказывают железы надпочечная и зобная; к 7 годам резко уменьшается активность зобной железы и коры надпочечников и отмечается значительное влияние щитовидной железы и мозгового придатка (гипофиза); к этому же периоду начинают проявлять себя половые железы.
Итак, происходящие в организме детей семилетнего возраста анатомо-физиологические изменения показывают, что к этому периоду относится интенсивное формирование основных органов и функций, а вместе с тем перестройка уже сформированных частей детского организма. Все это существенно изменяет внутреннюю среду, а следовательно, создает иные внутренние условия для деятельности мозга.
Современная физиология установила, что во всех внутренних органах имеются чувствующие клетки, сгруппированные в определенные чувствующие аппараты, или интерорецепторы, от которых идут проводники в головной мозг. Поэтому мозг получает сигналы о наиболее важных изменениях во внутренней среде организма.
В больших полушариях головного мозга замыкаются временные связи с этими сигналами, то есть образуются условные рефлексы, отвечающие на изменения внутренней среды.
Особенно большое значение имеют условные рефлексы, непрерывно вырабатывающиеся с двигательного анализатора, осуществляющего анализ скелетно-мышечной энергии, то есть изменения состояния костно-мышечной системы. Благодаря этому анализу и образованию условнодвига-тельных рефлексов у ребенка семилетнего возраста развивается так называемое мышечное чувство, или кинестезия, играющая важнейшую роль не только в его физическом, но и в умственном развитии. Воспитателям необходимо строго учитывать эти непрерывные воздействия на мозг ребенка всей внутренней среды его организма, особенно костно-мышечной системы. При этом нужно помнить, что ведущее значение для высшей нервной деятельности имеет связь организма с внешней средой, осуществляющаяся через анализаторы внешней среды.
В коре головного мозга обобщаются и связываются воедино сигналы из внешней и внутренней среды. Причем в этой взаимосвязи определяющее значение имеют сигналы внешней среды, в соответствии с которыми развивается вся жизнедеятельность организма.
Благодаря зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу человек воспринимает многообразие окружающей, его действительности. Сетчатая оболочка глаза, вкусовые сосочки языка, воспринимающие нервные тельца кожи и т. д. являются периферическими отделами соответствующих анализаторов.
Каждый анализатор, согласно учению И. П. Павлова, представляет единую функциональную систему, которая состоит из трех отделов: а) периферического, или воспринимающего; б) проводникового с промежуточными нервными центрами и в) мозгового, или центрального, отдела, представленного в коре головного мозга.
Мозговой, или Корковый, отдел является высшим отделом анализатора. Именно в нем происходит высший анализ и синтез, обеспечивающий уравновешивание организма с внешней средой.
У новорожденного ребенка органы чувств находятся на разных стадиях развития, и дальнейший процесс их совершенствования также идет с различной быстротой. К семилетнему возрасту все органы чувств у ребенка хорошо развиты, однако некоторые из них, в частности глаз, имеют особенности, отличающие их от органов взрослого человека.
Для четкого различения предметов, находящихся на близком расстоянии, необходимо определенным образом приспособить глаз. Эта способность приспосабливать глаза к ясному видению на близком расстоянии называется аккомодацией. Аккомодация связана с изменением формы хрусталика. Хрусталик становится выпуклым при рассмотрении предметов, находящихся на близком расстоянии от глаза, и, наоборот,— плоским при взгляде на предметы, расположенные далеко.
Способность приспособления глаза к ясному видению предметов на различных расстояниях вырабатывается постепенно. У детей хрусталик глаза вследствие его большой эластичности может быстро изменять свою форму. С возрастом эта способность постепенно уменьшается. У детей 7—8 лет хрусталик глаза имеет менее выпуклую форму, чем у взрослых.
Поэтому семилетние дети обладают сравнительно большей дальнозоркостью. Однако эта детская дальнозоркость легко может перейти в близорукость.
Став школьниками, дети начинают ежедневно 5—6 часов заниматься: пишут, читают, рисуют и т. д. Во время занятий их тело нередко принимает неправильное положение, дети чрезмерно наклоняют голову. При длительном же наклонном положении головы затрудняется отток крови от глаз, вследствие чего увеличивается внутриглазное давление. Под влиянием последнего передне-задняя ось глаза постепенно удлиняется, изображение более отдаленных предметов уже не попадает на сетчатку. Таким образом, учебные занятия, организованные без достаточного учета гигиенических требований, основанных на возрастных ана-томо-физиологических особенностях глаза ребенка, могут повлечь за собой близорукость.
Весьма существенные функциональные изменения происходят в развитии слухового анализатора ребенка. Дело в том, что обучение грамоте строится на основе звукового анализа и синтеза слышимой ребенком речи. Поэтому деятельность слухового анализатора у ребенка школьного возраста приобретает ведущее значение. Причем эта деятельность имеет качественно новый характер, так как развивается преимущественно речевой слух ребенка.
Анализ и синтез музыкальных звуков на уроках пения существенно влияют на совершенствование слухового анализатора.
Постоянная деятельность ребенка на уроках - это слушание; основным механизмом слушания является работа слухового анализатора. Поэтому слуховой анализатор на протяжении учебного дня испытывает весьма большую нагрузку.
Исследованием А. А. Невской установлено, что под влиянием учебных занятий слуховой анализ учащихся I класса замедляется, а словесная или двигательная реакция на слово задерживается. Это утомление слухового анализатора имеет место в тех случаях, когда учитель перегружает слух детей объяснением учебного материала или спрашиванием, недостаточно используя при этом зрительный анализатор (средства наглядного обучения) или слабо организуя действия детей, вовлекающие общедвигательный анализатор. Чередование методов обучения, имеющее гигиеническое значение, особенно важно для сохранения работоспособности слухового анализатора.
В условиях первоначального обучения интенсивно развивается двигательный анализатор, особенно в графических движениях руки (на уроках письма и рисования). Образование и дифференцировка этих новых условнодвигательных рефлексов требует постепенности и соблюдения гигиенических правил рабочей позы и движений рук, особенно правой руки.
В процессе первоначального обучения необходимо уделять особое внимание созданию благоприятных условий для деятельности основных анализаторов, учитывая их важнейшее значение для всей высшей нервной деятельности ребенка.
Единство нашего организма как целого с внешней средой контролируется и постоянно уравновешивается нервной системой, именно ее высшим отделом — корой головного мозга.
В работах физиологов павловской школы К. М. Быкова, В. И. Черниговского, А. Н. Айрапетянца и других показано, что влияние коры головного мозга простирается на все основные проявления жизнедеятельности. Кора головного мозга является начальным пунктом корригирующего механизма, осуществляющего непрерывную и тончайшую регуляцию всех физиологических процессов применительно к меняющимся условиям как внешней, так и внутренней среды.
Эта возможность совершенного уравновешивания деятельности целого организма с постоянно изменяющимися условиями окружающей среды достигается только при образовании в течение жизни многочисленных новых условных связей — приобретении жизненного опыта. Нервной ткани присущи свойства возбуждения и торможения, представляющие собой две противоположные фазы единого нервного процесса.
Возбуждение и торможение возникают в нервных клетках и, в частности, в клетках коры головного мозга под влиянием воздействий внешней среды или внутренних процессов. Когда организм находится в бодрствующем состоянии, для этих нервных процессов характерно непрерывное движение. В случаях чрезмерной функциональной нагрузки, угрожающей нервным клеткам истощением, в них возникает и развивается охранительное торможение.
При возникновении возбуждения в одной какой-либо части коры больших полушарий головного мозга в других ее частях развивается торможение (отрицательная индукция). Возбуждение или торможение, возникшие в той или иной области коры головного мозга, имеют тенденцию распространяться (иррадиация) на близлежащие участки, а затем сосредоточиваться в исходном пункте (концентрация).
Эти основные законы нервной деятельности свойственны как животным, так и человеку. Однако коре головного мозга человека присущ новый принцип деятельности, отличный от животных. Этот принцип дает возможность человеку неизмеримо богаче и шире воспринимать внешний мир.
Если у животных множество раздражителей внешней среды имеет свое отражение в коре головного мозга только в непосредственных проекциях (первая сигнальная система), куда поступают непосредственные звуковые, зрительные и другие раздражители, то у человека, помимо этого, кора головного мозга способна воспринимать и анализировать сигналы раздражителей — слова, видимые или слышимые (вторая сигнальная система).
Но И. П. Павлов и его ученики указывают, что вторая сигнальная система все сложные формы своей работы может проявлять только при взаимодействии с первой сигнальной системой, то есть при постоянной связи с непосредственными раздражителями окружающей действительности.
Центральная и периферическая нервная система, особенно кора больших полушарий головного мозга, в морфологическом и функциональном отношениях к моменту рождения ребенка оказывается еще далеко не развитой. Особенно заметное увеличение массы мозга и основные изменения его морфологического строения происходят до 7 лет, общее же число нервных клеток остается неизменным от рождения человека и до конца его жизни.
Каждому возрастному периоду присущи свои характерные особенности функциональной деятельности головного мозга. Условные рефлексы начинают образовываться уже с первых месяцев жизни человека. В случае закрепления условные рефлексы сохраняются в течение многих лет. Условные связи в совершенстве вырабатываются у детей как на простые, так и на комплексные непосредственные раздражители. Однако в раннем возрасте отмечается особенная склонность условных рефлексов к широкому распространению. Вследствие этой особенности раздражители, даже отдаленно сходные с условным сигналом, вызывают реакцию. Затем продолжается дальнейшее развитие и совершенствование функций центральной нервной системы: усложняется аналитическая и синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга; наступает интенсивное развитие процессов внутреннего торможения; заканчивается овладение речевой функцией, и в непосредственной связи с первой сигнальной системой продолжается все более глубокое совершенствование второй сигнальной системы.
Чем меньше возраст, тем более превалирует первая сигнальная система — носительница конкретного, образно-эмоционального отображения действительности. В процессе воспитания вместе с развитием языка и мышления у детей все большее значение приобретает вторая сигнальная система. В возрасте 6—7 лет, как показали специальные исследования, при выработке условных рефлексов можно получить на словесные обозначения условного сигнала ту же реакцию, что и на самый условный сигнал.
Характерным для данного возраста является неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга, ярко выраженная недостаточность внутреннего активного торможения. Этими особенностями обусловлена большая истощаемость нервных клеток коры головного мозга у детей семилетнего возраста и малая устойчивость их внимания. Активный словарь ребенка семи лет достигает 2—3 тысяч слов, но мышление его еще продолжает носить конкретно-образный характер, и взаимоотношение с окружающим миром определяется первой сигнальной системой.
Развитие второй сигнальной системы в виде письма, счета, чтения и т. д. является продуктом обучения и воспитания детей в школе. Причем особое значение на первом году обучения имеет воспитание культуры устной и письменной речи. Высшей нервной деятельности каждого ребенка (как и взрослого человека), помимо возрастных особенностей, присущи также индивидуально-типологические. Применительно к детям А. Г. Иванов-Смоленский установил четыре типа высшей нервной деятельности: возбудимый, тормозной, живой и инертный.
Дети, отнесенные к возбудимому типу, характеризуются тем, что у них легко и быстро образуются условные рефлексы, но с большим трудом, крайне медленно вырабатываются дифференцировки. Такие дети неспокойны, недостаточно внимательны, много разговаривают, подвижны, быстро сходятся с другими детьми, но быстро и расходятся.
У детей тормозного типа, наоборот, хорошо вырабатываются дифференцировки и с большим трудом — условные рефлексы. Дети тормозного типа спокойны, сосредоточенны, не скоро сходятся с другими детьми.
Детям живого типа свойственно быстрое образование как условных рефлексов, так и дифференцировок, что свидетельствует об уравновешенности у них процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Дети этого типа спокойны, общительны, деловиты, быстро ориентируются в обстановке.
У детей инертного типа по сравнению с детьми других типов с большим трудом вырабатываются как условные рефлексы, так и дифференцировки. Они вялы, мало интересуются окружающим, склонны к уединению.
Из изложенного видно, что в семилетнем возрасте организм детей претерпевает сложную анатомическую и функциональную перестройку, в силу которой он оказывается наименее устойчивым к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Между тем дети этого возраста впервые вливаются в большой школьный коллектив, их учебная работа требует от них значительного напряжения. Возникает опасность нервного перенапряжения детей, переутомления их, срыва и невроза (А. Г. Иванов-Смоленский) вследствие недостаточной «зрелости», а потому и повышенной утомляемости нервной системы, особенно второй сигнальной системы. Крайне важно поэтому при организации различных видов деятельности детей семилетнего возраста строго учитывать гигиенические требования, продиктованные их возрастными особенностями. Только при этом условии семилетние дети без ущерба для нормального их роста и развития могут усваивать новые знания, приобретать новые навыки и умения.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +