Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

М. Д. Синельникова


"Беседы о Вахтангове". Записаны X. Н. Херсонским
Издание ВТО, М.-Л., 1940 г.
OCR Detskiysad.Ru

В 1920 г. в Харьков приехала на гастроли Первая студия МХАТа, и мы, театральная молодежь, пошли на спектакль „Сверчок на печи", в котором был занят Евгений Богратионович.
Я воспитывалась в труппе Н. К. Синельникова, где были очень хорошие актеры, но тут я почувствовала совершенно новое для себя в театре. Меня тогда поразила необыкновенная четкость всего рисунка роли Евгения Богратионовича. Я следила только за ним и, казалось, воспринимала не только то, что он говорит, но и то, что он думает.
После спектакля мы познакомились с ним и попросили его прочесть нам несколько лекций, а также прослушать нас.
Вахтангов на следующий день пришел к нам. Наша группа под руководством Вильнера занималась тогда в гимназии, где было свободное помещение. Евгений Богратионович пришел, сел на стул, и сразу все окружили его. Люди, которые его знали, не могли быть в стороне от него, а шли к нему навстречу, старались быть ближе.
Очень ярко запомнилось мне, что он сказал в конце нашей встречи: „Куда бы меня судьба ни забросила, я везде найду людей, которым буду передавать учение Константина Сергеевича".
Помню также и другую его фразу: „Я хотел бы поставить спектакль, на котором люди говорили бы совершенно непонятные слова, но все было бы понятно". Тогда я поняла, что важны не слова на сцене, а важны мысли, подтекст, задачи, которые надо решать.
Встреч у нас было не много, но после его бесед мы твердо решили, что все восемь-девять человек поедем в Москву. Все, кроме меня, поехали в сентябре и были приняты без экзамена. Я не могла поехать, потому что была отправлена на юго-западный фронт с агитпоездом имени Сталина, и таким образом в Москву я попала уже позже.
Вахтангов увидел меня на лестнице студии и сказал: „Приехали? Ну, хорошо. Что я с вами буду делать?..." — „Буду держать экзамен" — ответила я.
Студийцы после экзамена подходили ко мне, хвалили. Потом подошел Вахтангов: „Спасибо, не ожидал, хорошо".
Так как приходилось думать о существовании, меня устроили служить в Главсанупр, в архиве. С Петровки надо было пешком отправляться в студию, потому что никаких трамваев или иных способов передвижения не было и в помине.
По вечерам мы занимались системой, но не так, как это делается теперь. Работались этюды, но все это еще было хаотично. Самыми замечательными являлись уроки и беседы с Евгением Богратионовичем. Он не только говорил о том, что надо делать, чтобы быть хорошим актером, он воспитывал людей.
— Он постоянно, исподволь, углублял индивидуальность каждого актера?
— Это чувствовалось сразу. Когда ой рассказывал о сквозном действии пьесы, он говорил: „И в жизни так. Надо знать свое сквозное действие, надо знать цель, куда идешь. Если будут препоны, вы можете принять за сквозное действие своей жизни случайную цель. Постоянно проверяйте, прислушивайтесь и присматривайтесь, правильный ли путь вы нашли".
— Над чем тогда работала студия?
— Начали работать над „Чудом св. Антония", „Свадьбой", и готовился чеховский вечер. Все эта были репетиции Евгения Богратионовича, которые происходили ночью. Мы являлись после работы, так как почти все мы служили, кроме нескольких студийцев. Уходили в пять-шесть часов утра, потому что Евгений Богратионович иногда приходил в час ночи.
Вскоре был организован так называемый питомник. Помню, что у меня от недоедания начался фурункулез. Я дежурила у столика, за которым зрители должны были расписываться. Евгений Богратионович спросил: „Что, у вас рука болит?" Я решительно ответила „нет", а сама не могла поднять руки из-за фурункулеза. Он спросил: „Как вы живете?". Он никогда не проходил мимо людей без внимания, он все замечал, видел всякое настроение. Мне кажется, что он знал даже мысли всех, — так он был внимателен к людям. „Как вы живете? Вам посылают что-нибудь родители?" Я говорю: „Присылают", а связь с Украиной не была налажена, там в это время были белые.
Через некоторое время в студии сорганизовалась особая группа, куда вошли молодые студийцы из самых способных; они получали паек и какие-то деньги. Называлось это почему-то „питомник". В питомнике «были Щукин, Симонов, Туманская, Яновский и др. Театру отпущены были какие-то пайки, достаточно скромные, но благодаря им мы, вошедшие в питомник, могли заниматься днем.
— Что было вашей первой работой?
— Я показывала „Леди Макбет" с Яновским. Евгений Богратионович сказал: „Это ваша роль, но раньше научитесь сказать просто: „мама, дай мне чаю". Тогда был построен этюд, который весь состоял из „мама, дай мне чаю" с разным актерским подтекстом, подложенным под эти реплики.
Потом я сама начала работать над Адельмой, была введена в „Чудо св. Антония".
— Как возникла форма спектакля „Принцесса Турандот"?
— Евгений Богратионович приходил на репетиции всегда подготовленным. Но многое рождалось тут же, в процессе работы. Форма „Турандот", приемы спектакля, в частности, одевание актеров на глазах у публики, — все это родилось на одной из репетиций. Когда актеры в первый раз вышли на сцену, Евгений Богратионович сказал: „Пойдите, найдите какие-нибудь тряпки, наденьте на голову, создайте иллюзию, что вы в костюмах". Случайность этих костюмов и натолкнула Евгения Богратионовича на мысль: показать на сцене, сколь не важно актеру — будет ли у него настоящий кинжал или нож для разрезания бумаги.
Евгений Богратионович задумал показать не только, что мы играем, но и как играем. Публика в какие-то моменты должна была забывать о нашей игре, зрители попадают в плен к той жизни, что создана на сцене, но внезапно актер обнажает себя, обнажает прием игры. И затем снова заставляет верить герою, смеяться и плакать вместе с ним. Вахтангов выбрал для нас труднейшую задачу — разрушить иллюзию, а потом, на глазах у публики, ее восстановить.
Завадский, Захава и Котлубай помогали Евгению Богратионовичу в работе с актерами, а^Сймонов занимался с нами движением. Евгений Богратионович изумительно показывал, как воспринимать движение любой ткани и как его можно повторить или продолжить. Лучше всех это усвоил Р. Н. Симонов, и он был выделен заниматься с нами. У Евгения Богратионовича была изумительная легкость, он великолепно показывал Турандот, показывал Адельму.
— Что он больше всего давал актеру, вам в частности?
— Он углублял человеческую натуру.
— От углубления человеческой натуры шел к раскрытию таланта?
— Да, к раскрытию индивидуальности актерской. Он к каждому ученику подходил по-другому, к каждому индивидуально. Каждая его репетиция — это был праздник в театре.
— Чем он достигал этого?
— Такое праздничное настроение он создавал своей волей. Но надо помнить также, что мы все безгранично верили ему и в него. Сам он творчески загорался от нашего окружения и, как никто, умел внушить всем нам беспредельную любовь к искусству. Атмосфера была настолько насыщена его творческими мыслями, что невозможно было усидеть спокойно.
— Еще и время этому способствовало. В первые годы после Октябрьской революции необыкновенная жадность проснулась у молодежи к искусству, к театру.
— Нет, одной только молодостью и временем не объяснишь того влияния, какое он на нас имел. Вот, например, на репетициях Вильнера (до Вахтангова я училась в студии Вильнера в Харькове) я даже и не помышляла о том творческом подъеме, какой узнала в работе с Евгением Богратионовичем.
— Если он так загорался от вашего окружения, может быть, для этого ему главным образом и нужна была молодежная студия? Не случайно самые яркие и счастливые творческие взлеты Вахтангова связаны у него с молодыми и новыми людьми, которых он любил жадно, любил страстно, как художник и воспитатель.
— Когда репетировалась „Турандот", мы ходили в цирк. Как следил Евгений Богратионович за цирковыми приемами, следил внимательно, с творческой ревностью! Он любил остроту приема, любил точное мастерство цирка, но терпеть не мог трюкачества и запрещал переносить его в театр.
— А когда вы забывали об этом, Евгений Богратионович умел жестоко высмеивать формалистические увлечения?
— Но это не было обидно. Не обидно было и тогда, когда он „разносил" нас за какие-нибудь студийные неурядицы, подчас разжигаемые нашими молодыми темпераментами. Мне запомнилась его фраза: „Быт, как калоши, надо оставлять в передней театра. Человеческие отношения должны у вас быть, но не обыденные, бытовые".
Навсегда я запомнила отношение Вахтангова к репетициям. Евгений Богратионович говорил: „На репетицию надо приходить, во-первых, подготовленным, а во-вторых, забыть, что ты идешь на репетицию, и твердо быть уверенным, что ты идешь на спектакль. И так надо репетировать". Он ненавидел, когда репетировали вполголоса.
Сам он умел быть всегда в „форме". Совершенно больной, с мокрым полотенцем на голове, в дохе, с воспаленными глазами, куря папиросу за папиросой, он репетировал до шести часов утра.
Он знал великое чувство ответственности за все, что делал. Ответственности перед зрителем.
Он говорил об ответственности перед зрителем и об ответственности друг перед другом, об ответственности за все, что ты делаешь. Даже тогда—а мы были совсем молоды — мы понимали, что именно чувство ответственности заставляет его быть всегда собранным. И этой собранности он не уставал нас учить. Путь к этой собранности шел через большую работу над собой. Вахтангов сам много работал над собой и всегда внушал нам, что нужно неустанно воспитывать волю.
Самое светлое у нас в жизни — это встречи с Вахтанговым. Он заставлял мыслить и учил нас чувствовать. Он формировал наши идеи об искусстве и воспитывал в нас не только актеров, но и людей.
— Про Евгения Богратионовича много писали, что он родился в театре, во всем шел от театра, создан был только для театра. И на этом основании толкователи старались замкнуть его талант, его интересы в узком кругу обычных „профессиональных" задач. А не кажется ли вам, что он был главным образом создателем жизни, своеобразной и очень богатой жизни людей, чем просто создателем постановок, и каждый спектакль в его руках приобретал необычайно широкий и всегда новый смысл?
— Он мечтал о том, чтобы Арбат стал городом искусства. Он мечтал о том, что на Арбате, где будет стоять наш театр, будут построены мастерские художника, студии музыканта. Все лучшее должно быть собрано в театре.
Евгений Богратионович мечтал о театре как о некоем городе, где должны жить замечательные люди, отдавшие себя безвозвратно искусству, которое не должно знать компромиссов, искусству высокому и требовательному. Поэтому мне кажется, что имя Вахтангова не может умереть для театра.
Когда вспоминаешь, что его нет, то дело не в том, что на наше» памяти умер человек исключительного режиссерского дарования, не успев осуществить и малой доли своих творческих замыслов. Нет! Умер не только автор талантливейших постановок, умер тот, кто умел повести за собой в искусстве много людей, внушив им на всю их жизнь высокие идеи подлинного сценического искусства.
Это был учитель, прививавший безошибочный художественный вкус. И не его вина, а наша беда, если мы не всегда помним его заветы. Но ту роль, которую он сыграл в судьбе каждого из нас, мы будем помнить до конца своей жизни.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +