Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Ю. А. Завадский


"Беседы о Вахтангове". Записаны X. Н. Херсонским
Издание ВТО, М.-Л., 1940 г.
OCR Detskiysad.Ru

Когда мне приходится рассказывать о Вахтангове, когда я пытаюсь оформить свои первые о нем впечатления или воспоминания о совместной с ним работе, глубокую досаду у меня вызывает сознание, что не передать словами того изумительного своеобразия, той неповторимости, которой был озарен творческий и человеческий облик Евгения Богратионовича.
Я перечитываю его дневники, его записи и записки. Как досадно мало дают они читателю, воспринимающему их вне тех условий, тех событий, тех жизненных и человеческих ситуаций, которые их вызвали!
— Их сила в их своевременности?
— Чувство времени — это то, чем поразительно владел Вахтангов, вернее — чем он был одарен.
— Пожалуй, это одна из главных особенностей его дарования.
— О Вахтангове надо говорить как о человеке с неисчерпаемым запасом прирожденных даров. Это — человек громадных внутренних сил, творческих потенций, творческой интуиции, творческих инстинктов. То чувство единственности, неповторимость того, что составляет и досадную слабость и великую силу театра, то чувство времени, о котором я говорю, — это прямое выражение его одаренности. Почти сверхъестественным чутьем угадывал Евгений Богратионович нужные на сегодня слова, обращенные к данным конкретным людям. Таковы его письма к частным лицам и к студии, его ненаписанные и незабываемые речи, беседы, иногда жесткие, иногда вдохновенные, иногда иронические, дружеские, но всегда насыщенные мыслью и дарованием.
Я вспоминаю мое первое впечатление, мою встречу с Вахтанговым. В 1913—1914 годах в Москве существовал любительский драматический кружок, носивший название „Михайловского кружка". В этом кружке играла моя мать. О Вахтангове я уже слышал. Слава о нем как о замечательном педагоге, о молодом ученике Станиславского шла по Москве, хотя это было только начало его педагогической деятельности и его первые режиссерские шаги. К этому времени у него уже возникла та студенческая студия (как она тогда называлась: „Общество по устройству московской студенческой драматической студии"), которая впоследствии образовала Вахтанговский театр.
В „Михайловском кружке" Евгений Богратионович осуществил три режиссерские работы. Если память мне не изменяет, это были пьесы: „Сильные и слабые" Тимковского, „Святая ложь" — не помню автора — и „Иван Миронович" Чирикова. Евгений Богратионович задумал там новую постановку „Романтиков" Ростана. В кружке не нашлось подходящей кандидатуры на роль Персинэ — молодого, лирического, сладенького любовника, и вот меня решили привлечь к исполнению этой роли, так как моя тяга к театру была хорошо известна (хотя в то время я главным образом занимался живописью и слушал лекции в университете).
Моя первая встреча с Евгением Богратионовичем произошла на вечеринке у нас дома. Я пришел домой, когда вечеринка была в разгаре. Меня страшно интриговало, как выглядит Вахтангов, и первое впечатление было разочарованием. Тогда это был залихватский, курчавый, темнолицый молодой человек, щеголевато одетый, с галстуком бантиком, визитка и полосатые брюки, белые гетры. Заложив нога на ногу, он с азартным шиком и подозрительным цыганским темпераментом бренчал на мандолине. Мне он показался пошловатым, несколько вульгарным.
— Это впечатление не сразу вас оставило?
— Оно возвращалось ко мне. Исчезало тогда, когда я встречался с Вахтанговым в его творческие минуты, и снова возникало за пределами студийной работы.
Почему-то постановка „Романтиков" не состоялась. Евгений Богратионович предложил мне вступить сотрудником в его студенческую студию. Об этой студии мне уже рассказывал мой друг Павел Антокольский, с которым меня связывало увлечение литературой и особенно поэзией. Я решил поступить в студию, наметив себе в ней деятельность театрального художника. Однако работа Евгения Богратионовича меня захлестнула, я забыл все свои преднамеренности, полностью, с головой вошел в работу и, кажется, стал полноценным студийцем на все руки, как этого требовала этика тогдашней вахтанговской студии.
Мы все обожали Евгения Богратионовича. Он умел создавать ту особую систему взаимоотношений, которая, сохраняя чудесную интимность и тонкость личных отношений, тем не менее, держала нас в некотором почтительном отдалении от него. Мы никогда не забывали, что он наш учитель. Таким учителем Евгений Богратионович остался для нас на всю жизнь, учителем, с которым мы иногда не соглашались, с которым мы спорили, которому мы возражали, на которого иногда негодовали, но которого глубоко на всю жизнь полюбили всем сердцем, всеми помыслами, самым глубоким творческим признанием.
Евгений Богратионович с первых же творческих встреч, с первых репетиций захватил меня своей необузданной, многогранной, темпераментной фантазией, своим мощным творческим воображением, он покорил меня своим педагогическим даром, своим изумительным умением прилагать к режиссерско-педагогическому делу свое чувство единственности, свое чувство времени.
Мне пришлось работать под руководством гениального К. С. Станиславского, я участвовал в репетициях Вл. И. Немировича-Данченко — замечательного педагога, мудрого учителя и тонкого художника. Эта творческие встречи шли непосредственно следом, за работой с Евгением Богратионовичем, но они не изгладили из моей памяти приемов Вахтангова, не сняли потрясающей силы его заповедей, его убеждений, его дел. Поражали в его педагогическом опыте смелость и неожиданность обращения с тем, что называется системой Станиславского. Для Евгения Богратионовича система Станиславского никогда не превращалась в догму, в сухое руководство, которому надо следовать дословно, педантично. Евгений Богратионович, экспериментируя в области театральной педагогики, применял систему неожиданно, противоречиво, иногда почти искажая ее, борясь с ней, доказывая ее от противного. Он принимал, как закон, основной смысл системы: пробуждение творческих сил в человеке. Но всю режиссерскую неписаную мудрость Станиславского, его чувство формы, чувство живого человеческого актерского материала, чувство композиции, чувство фразы, жеста, ритма Евгений Богратионович усвоил не столько из теоретических выкладок системы, сколько из непосредственных встреч со Станиславским.
Страшно, когда система Константина Сергеевича в руках или головах нетворческих превращается в самоцель и тем самым обращается против себя. Становясь догмой, она уничтожает самое себя, превращаясь в свою противоположность, в ремесленное искусство, подменяющее творческий процесс нахождения смысла и формы, нахождения их единства. Евгений Богратионович никогда не превращал систему в самоцель. Так он завещал нам ее понимать, так он применял ее в своей конкретной режиссерской, постановочной работе. Так с изумительным вдохновением и блеском он построил на ее основе свою „Турандот", с неповторимой глубиной создал „Гадибук".
— В его творчестве большую роль играла интуиция?
— Евгений Богратионович был человеком необузданного, неорганизованного темперамента, для него были чрезвычайно характерны быстрые, мгновенные, неожиданные решения, казалось бы, противоречивые, казалось бы, отрицающие предварительный ход, логический ход его мышления и высказываний. Столь же внезапны были его увлечения тем или иным актером, его разочарования. Но, если проследить глубже, тут всегда была верность и жестокость, та верность и жестокость, которые являются стражами на пороге творчества. Он был безжалостен, беспощаден в своей требовательности, он не уступал ни себе, ни другим и пяди там, где встают интересы творческого порядка, где искусство вступало в противоречие, в конфликт с его личными, иного порядка соображениями. Отсюда многие его поступки, вчера еще казавшиеся несправедливыми, сегодня представляются глубоко справедливыми, единственно возможными и верными и абсолютно в нем понятными. Евгений Богратионович был человеком стихийной одаренности и стихийной одержимости. Его чутье, его интуиция восполняла в нем начитанность и отсутствующую культуру. Он не был человеком, образованным в обычном, широком смысле этого слова. Но он умел поглощать книги, он умел читать, он умел продолжить в своем воображении прочитанное так, чтобы на основе его воссоздать действительность. Его воображение было созидающим.
Как ученый на основе отдельного мелкого признака, какой-либо кости ископаемого чудовища, восстанавливает весь облик его, так Вахтангов мог на основе небольшой прочитанной статьи восстановить целостную картину исторической действительности. Так у него было во время работы над „Турандот" с Освоением истории итальянского театра и особенностей комедии дель-рте. Казалось, что каждая прочитанная строка, обдуманная мысль рождала у него ассоциации для логического продолжения, которое приводило к закономерным, обязательным и всегда верным выводам.
— Он был или казался разным, резко изменчивым?
— Таков был этот человек, что о нем можно говорить очень по-разному, и это все будет недостаточным и одновременно верным и неверным. Какая-то особая противоречивость в его характере, в его человеческих творческих качествах всегда поражала и осталась в памяти как его особенность, как его единственность.
Основное, поразительное — это та человеческая и творческая метаморфоза, которая произошла в нем во времени. Что общего между тем обликом Вахтангова, с которого я начал свой рассказ, и тем Вахтанговым, который умирал в своей комнате на руках своих учеников, иссохший, с громадными призрачными глазами, с почти нечеловеческой просветленной мудростью в ощущении людей, событий, замыслов, намерений в искусстве, целей в искусстве, в прозорливом понимании исторических событий революции, взрывающей быт и сознание вокруг?
Будто неведомая, непрестанная бурная работа пересмотра и пересоздания самого себя происходила в нем непрерывно подспудно и превратила его в короткие годы жизни в нового, мудрого и изумительного человека. Уничтожилось, исчезло, как не бывшее, все то, что когда-то я однажды воспринимал как вульгарное. В памяти от последних встреч с Вахтанговым остались величие, мудрость, сила, человечность.
Ничтожны, неумелы и не точны слова, непередаваемо ощущение живого Вахтангова. Рядом со всем тем, что вызывает в нашем сознании образ его величия, какая человеческая простота, какое чувство юмора, какая радость жизни, какая наивность и непосредственность и тут же неожиданное коварство, кажущееся предательством, упрямством!
— Это был человек.
— Это был человек в самом широком, полном и всегда простом смысле слова, с ненасытной жадностью к жизни. Таким он и ушел из нее, таким он с нами прощался, с нами, его учениками, и со всеми теми, кто любил искусство. Таким он прощался с нами в заключительной песенке „Турандот". Влюбленный в чувственные проявления жизни, способный, разъяв эти чувственные проявления, понять их глубокий смысл, человек и мудрец и великий художник, боец и строитель — таким ушел он от нас, таким остался он в нас навсегда.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +