Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Поздние оперы Римского-Корсакова


А. Соловцов, "Книга о русской опере"
Изд-во "Молодая гвардия", М., 1960 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Начиная с середины девяностых годов Римский Корсаков, - в сущности, единственный из создателей русской классической оперы. В начале восьмидесятых годов ушел из жизни гениальный автор «Бориса Годунова» и «Хованщины» Мусоргский. Лишь на несколько лет пережил его автор «Князя Игоря» Бородин. В начале девяностых годов умер создатель «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» Чайковский.
Балакирев, как известно, не написал ни одной оперы Не писали опер и младшие друзья Римского-Корсакова Лядов и Глазунов. Опера, как мы знаем не занимала значительного места в творчестве крупнейших московских композиторов школы Чайковского - Танеева и Рахманинова (об их немногочисленных операх говорилось в предыдущей главе). И только Римский-Корсаков во второй половине девяностых годов и в девятисотые годы создает оперы, большая часть которых принадлежит к высшим достижениям музыкально-театрального творчества.
Нельзя считать случайностью, что новый расцвет творческой деятельности Римского-Корсакова падает именно на середину девяностых годов - на то время, когда наступает оживление в общественной жизни страны. Человек передовых воззрений, Римский-Корсаков не мог не почувствовать изменений в общественной атмосфере, и эти изменения не могли не отразиться в его творчестве. В этом мы убедимся, знакомясь с поздними корсаковскими операми.
Еще не закончив «Ночь перед Рождеством», Римский-Корсаков начал работу над следующим крупным произведением - оперой «Садко» (1894-1896 гг.) на сюжет древней былины о Садко, новгородском госте. Сюжет этот не впервые привлек Римского-Корсакова. В шестидесятые годы он написал «музыкальную картину» «Садко». Это небольшая симфоническая пьеса, в которую вошел, в сущности, только один эпизод былины: Садко на дне морском, у Царя Морского. Обратившись к сюжету былины спустя почти тридцать лет, Римский-Корсаков теперь создал на ее основе не лаконичную симфоническую пьесу, а монументальное музыкально-драматическое произведение.
Над своими сочинениями Римский-Корсаков особенно успешно работал летом, когда был свободен от педагогических занятий в консерватории, отнимавших у него много времени. В летние месяцы Римскому-Корсакову работалось хорошо. Это время он проводил в деревне. Его вдохновляло и общение с простыми людьми и с горячо любимой им русской природой. В деревне была создана «Снегурочка». В русской деревне протекала в основном и работа над «Садко». В своих воспоминаниях Римский-Корсаков рассказывает: «В мае (1894 года.- А. С.) мы переехали на лето в имение Вечашу в Лужском уезде... Между делом, то есть среди сочинения «Ночи перед Рождеством», я стал иногда подумывать и о «Садко»... Помнится, местом для сочинения... часто служили для меня длинные мостки с берега до купальни в озеро. Мостки шли среди тростников; с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы сада, с другой - раскидывалось озеро Песно. Все это как-то располагало к думам о «Садко».
Либретто «Садко» составлено в основном самим композитором (при консультации историка музыки Н. Ф. Финдейзена и особенно В. В. Стасова). В работе над либретто принимали также участие молодые почитатели Римского-Корсакова; из них надо выделить В. И. Вельского, культурного любителя музыки, который становится с этого времени ближайшим помощником Римского-Корсакова в разработке оперных сюжетов. Вельский - автор либретто нескольких значительных опер, созданных Римским-Корсаковым в последние двенадцать лет его жизни.
Римский-Корсаков назвал «Садко» оперой-былиной. Былина и сказка - различные жанры народной поэзии. В сказке фантастика господствует безраздельно, в былине нередко сочетается с конкретной исторической обстановкой; во всяком случае, читатель-слушатель былины без труда может представить себе, что события, о которых она повествует, происходят в более или менее определенную историческую эпоху. Этим отличается опера-былина «Садко» от «весенней сказки» «Снегурочки».
Правда, Римский-Корсаков совсем не стремился к полной исторической достоверности. Картина новгородской жизни в «Садко» не историческое полотно, как картина мятежного Пскова в «Псковитянке». И все же в «Садко» перед нами знакомый древний Новгород, с богатыми торговыми гостями (купцами), с пестрой шумной толпой, с каликами перехожими, скоморохами удалыми, заезжими иноземцами.
В центре событий - молодой гусляр Садко. На пиру новгородском, вместо того чтобы славить гостей, он укоряет их в косности: не хотят купцы новгородские покинуть насиженные места и выехать в дальние страны. Укоры Садко вызывают негодование купцов:
А и где ж ему нас учить, корить,
А и где ж ему с нами ровней быть.
Надменные гости не хотят следовать советам Садко. «Живет Новгород по-старинному», и не нищему гусляру менять дедовские порядки. «По старине живите, гости знатные», - с горькой насмешкой говорит Садко, покидая пир. Теперь не будет он петь на пирах новгородских.
В дальнейшее развитие событий вмешиваются волшебные силы. Безлюдный берег Ильмень-озера. Садко жалуется на свою судьбу:
Слушай ты, волна зыбучая!
Ты, раздольице широкое!
Про мою ли участь горькую
Да про думушку заветную.
И как будто в самом деле услышало Ильмень-озеро жалобу Садко. Зашумели тростники, всколыхнулись воды озера. Садко видит плывущую стаю белых лебедей и серых утиц. На глазах изумленного Садко они оборачиваются красными девицами и выходят на берег. Это Волхова, дочь Царя Морского, с сестрами и подружками. Давно уже влекли Волхову песни Садко, которые она слышала из глубины озера. Девушки расходятся по лесу. Садко остается с Волховой, плененный красотой царевны. После взаимного признания в любви Садко и Волхова расстаются. На прощание Волхова оставляет гусляру волшебный подарок: если закинет Садко сети в Ильмень-озеро, поймает он трех рыбок - золото перо.
В раздумье возвращается Садко домой, где ждет его тоскующая жена Любава Буслаевна. Радостно она встречает Садко, но он отстраняет Любаву: молодой гусляр полон воспоминаний о минувшей ночи.
Сцена на пристани у Ильмень-озера рисует уличную жизнь древнего Новгорода. Пестрая толпа наполняет площадь около пристани. Новгородский люд окружает чужеземных гостей, рассматривает привезенные ими диковинные товары. Проходят калики перехожие, волхвы, скоморохи. Появляются главные лица города, старшина и воевода, иначе - «настоятели». Богатейшие купцы города, настоятели, думают, как бы усмирить Садко, за которым готова пойти «голь кабацкая».
На площадь выходит Садко, встреченный насмешливым хохотом. Садко не смущает эта встреча. «Знаю я чудо-чудное, есть в Ильмень-озере рыба - золото перо». Садко предлагает настоятелям биться об заклад: если не поймает он рыбок - золото перо, настоятели вольны снять с него голову; если сети выловят чудесных рыбок - настоятели отдают ему лавки с красными товарами. Настоятели принимают вызов: никто не видел в Ильмень-озере золотых рыбок; проиграет заклад Садко - и не сносить ему головы; гости новгородские избавятся от дерзкого смутьяна. Но вот закинуты сети - и среди улова оказываются три золотые рыбки; настоятелям приходится лишиться лавок, превратиться в бедняков.
Садко великодушно возвращает настоятелям лавки: он и без того богат - весь добытый им улов рыбы на глазах толпы превращается в золото. Собрав дружину, Садко идет закупать товары, чтобы, нагрузив корабли, отправиться торговать в далекие страны. Нежата, молодой гусляр из Киева, тут же складывает и поет былину о подвигах Садко и чуде на Ильмень-озере.
Корабли снаряжены; но прежде чем покинуть родной город, Садко просит иноземных гостей - Варяжского, Индийского и Веденецкого - рассказать о далеких странах, из которых они прибыли. Садко и дружина прощаются с новгородцами. Корабли Садко трогаются в путь.
Широко раскинувшееся море. Закат солнца. Появляются корабли Садко. Все корабли идут под полными парусами и скрываются вдали. Но Сокол-корабль, на котором плывет Садко, останавливается с опустившимися парусами. Садко и его дружина понимают, что Морской Царь требует жертвы. В море брошены бочки с серебром, золотом и скатным жемчугом. Но корабль остается недвижимым. Видно, иная жертва нужна владыке моря. Придется одному из аутников спуститься в подводные глубины. Дружина готовит жребии. Для Садко дружиной выбран самый легкий жребий - хмелевое перо. С изумлением видит дружина, что все жребии плавают по поверхности воды, только хмелевое перо Садко потонуло, как камень. Значит, самого Садко требует Царь Морской. Простившись с дружиной, Садко спускается с корабля и остается среди моря на дубовой доске; тотчас наполнились паруса, Сокол-корабль тронулся и скрылся в ночном сумраке.
Садко опускается на дно морское. Сурово встречает его Царь Морской: двенадцать лет путешествовал Садко по морям и не платил ему дани. Волхова смягчает гнев отца. Царь Морской просит Садко показать свое искусство - спеть и сыграть на гуслях.
Понравилось Царю Морскому пение Садко, и он решает выдать за новгородского гусляра свою дочь. Царь Морской обводит Садко и Волхову вокруг куста. Садко поет величальную песню Царю и Царице. По просьбе Царя Морского Садко играет плясовую. Под звуки ее пляшет все подводное царство. От бешеной пляски поднимается буря на поверхности моря, один за другим гибнут в бушующих волнах корабли. В разгар неистовой пляски и бури появляется Старчище Могуч Богатырь. Ударом палицы он выбивает гусли из рук Садко, мгновенно прекращается пляска, море успокаивается. Царя Морского Старчище лишает власти над водной стихией, Садко и Волхове приказывает подняться на поверхность моря. Царевна прощается с отцом и матерью. Царство подводное просит Садко:
Сказ затейливый, песню звонкую
Ты сложи про нас, удалой гусляр.
Заключительная картина - на берегу Ильмень-озера. Склонившись над спящим Садко, Волхова поет ему прощальную колыбельную песню. По велению Старчища Могуч Богатыря дочь Царя Морского жертвует собой ради счастья Садко и его родного города: Волхова рассеивается утренним туманом и превращается в реку.
Садко, пробуждаясь, слышит голос Любавы. Чары подводного царства развеяны. Радостно встречает Садко жену. По реке бегут корабли Садко. Изумленные новгородцы приветствуют Садко и его дружину.
Из этого краткого изложения можно понять, в чем заключается идея оперы-былины. Миру волшебному противопоставлен в опере мир реальный - новгородский быт. В свою очередь, жизнь Новгорода показана в противоречиях, в столкновениях двух слоев новгородского люда. На одной стороне - богатые гости, купцы; на другой - Садко с преданной ему «голытьбой», «людьми неимущими». Купцы - олицетворение косности, своекорыстия, самодовольства Садко и его друзья- олицетворение смелости духа, пытливой мысли, стремления к новому.
Не корысть влечет Садко с его «дружинушкой хороброй» в неведомые страны. Он думает о благе и славе родного города. В образе Садко и его дружины воплощена любовь к родине, любовь деятельная, побеждающая все препятствия. Борясь за счастье родного города, Садко с дружиной выступает против косных сил древней Руси, против угнетателей бедного новгородского люда. В опере «Садко», как и в других операх, Римский-Корсаков «прислушивается к голосам народного творчества». Но его при влекают не обрядово-игровые песни, как в «Снегурочке», а былины. Былинные напевы он услышал в Петербурге непосредственно из уст прославленных сказителей былин Т. Г. Рябинина, его сына И. Т. Рябинина и В. П. Щеголенка.
Многие сцены «Садко» написаны распевным говором, который можно считать одним из видов речитатива. По словам Римского-Корсакова, это «не разговорный язык, а как бы условно-уставный былинный сказ или распев, первообраз которого можно найти в декламации рябининских былин. Проходя красной нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный, былевой характер, который может быть оценен вполне только русским человеком». Напомним несколько известных сцен «Садко», написанных в былинно-распевном стиле. Это ария Садко «Кабы была у меня золота казна». В первой, собственно речитативной части монолога Садко, обращающегося к купцам новгородским, речь его, сохраняя былинную размеренность, взволнованна и горяча. Вторая, более певучая часть монолога лирична. Но и здесь сохраняется строгая былинная размеренность «пения-речи». Замечательный образец былинного распева - широко известная былина Нежаты «Как на озере было на Ильмене». Мерно и величаво звучит речь Нежаты, прославляющего Садко. Торжественные аккорды гуслей (в оркестре - арфа и рояль) сопровождают пение Нежаты. Подлинный былинный напев развит Римским-Корсаковым в грандиозном, мощном хоре-гимне «Высота». Это лучшие, но не единственные эпизоды «Садко», где Римский-Корсаков применяет «условно-уставный былинный сказ». Он действительно «проходит красной нитью» через всю оперу, создавая чрезвычайно самобытный вокальный стиль.
Особое место в опере-былине занимают песни иноземных гостей, рассказывающих о своих странах. Об угрюмом северном крае рассказывает Варяжский гость. Сурова его песня, а в оркестре слышатся могучие удары морского прибоя, разбивающегося о прибрежные скалы. О прославленном городе Веденце (Венеции) поет в радостной, светлой песне Веденецкий гость. Исключительной и заслуженной популярностью пользуется песня Индийского гостя, повествующего о чудесах далекой неведомой страны. Отзвуки столь любимой Римским-Корсаковым восточной музыки слышатся в прихотливых мелодических узорах песни Индийского гостя.
Как и в других сказочных операх, Римский-Корсаков проводит в «Садко» четкую грань между музыкальным воплощением мира «волшебного» и мира «людского». В музыке новгородского быта все прочно «стоит на земле». Гармонии просты, в мелодике ясны связи с русской народной песней. В музыке водных чудес - колоритные гармонии, прихотливая мелодика, тончайшее оркестровое письмо. Кажется, что в этой чарующей музыке все так же зыбко и неустойчиво, как и в самой водной стихии, которую так любовно рисует Римский-Корсаков в опере-былине. Величавые просторы океана, всплески волн, шорох прибрежного тростника - вот картины природы в опере-былине. Да и волшебные персонажи «Садко»: Царь Морской, его дочери, золотые рыбки - все это воплощения водной стихии, одушевленные волей композитора явления природы.
В музыке волшебного мира выделяется партия морской царевны Волховы, полюбившей Садко. Когда поет Волхова, иногда кажется, будто играет какой-то необычайный по красоте звучания инструмент. Пример такой «инструментальной вокальности» - глубоко оригинальные и выразительные «зовы без слов» Волховы, обращенные к Садко. Эта поэтичная, полная таинственности, манящая музыка напоминает и звуки свирели и всплески волн. Слушатель понимает, что Волхова - волшебное существо, порождение водной стихии. Совершенно иная Волхова в заключительной картине, когда она поет прощальную колыбельную. Она полна настоящей, человеческой любви к Садко; она испытывает тоску при мысли о предстоящей вечной разлуке с возлюбленным. И потому музыка ее колыбельной песенна, человечна, тепла. Зато оркестровое сопровождение, с его поистине волшебным колоритом, не оставляет у слушателя сомнений в том, что перед ним происходит сказочная сцена.
Среди фантастических эпизодов оперы-былины выделяются также вступление «Окиан - Море синее», картина Ильмень-озера с плывущими лебедями, спуск Садко в глубь морскую, шествие чуд морских, пляски золотых рыбок, грандиозная общая пляска подводного царства. Все это - великолепные достижения корсаковского симфонизма.
Симфоничность оперы-былины проявляется и в обычной для Римского-Корсакова системе лейтмотивов. В «Садко» она не так разветвлена, как в «Снегурочке», но цементирует музыкальную ткань оперы очень прочно. Из лейтмотивов фантастического мира следует выделить лейтмотив «Окиана - Моря синего», который звучит в ряде мест оперы-былины. В музыке Новгорода важная роль отведена торжественному фанфарообразному лейтмотиву славы новгородской.
«Садко» имеет немало общего и с ранее написанными операми его автора и с операми, написанными вслед за оперой-былиной.
Общее не только глубочайшие национальные корни сюжета и музыки. В «Садко» перешли из более ранних опер некоторые излюбленные Римским-Корсаковым сценические образы, но перешли, само собой разумеется, в ином виде. О значении сложного и очень самостоятельного образа самого Садко - певца, мореплавателя, искателя приключений - уже говорилось. Обратим внимание на черты, сближающие Садко с Лелем. Оба они - носители силы искусства, художественного творчества.
В «Садко» и в «Снегурочке», а также в других операх Римского-Корсакова мы встречаем типичные для их автора женские образы. Это целая галерея лирических портретов, которая начинается Ольгой в «Псковитянке» и кончается Февронией в «Китеже». Римский-Корсаков очень часто противопоставляет в своих операх два женских образа. Один из них обычно реалистический, бытовой; другой - фантастический, сказочный. В первом образе чаще всего преобладает жажда жизни; во втором - обреченность в сочетании с нежной, хрупкой женственностью. Это противопоставление впервые дано в «Майской ночи» (Ганна - Панночка), повторено в «Снегурочке» (Купава - Снегурочка) и затем в «Садко» (Любава - Волхова). Не исчезает оно и в дальнейшем, хотя весьма существенно изменяется. Это Царевна и Кащеевна в «Кащее Бессмертном». В «Царской невесте» фантастика, конечно, исключена. Но само собой напрашивается сопоставление пылкой Купавы с Любашей, а Марфа, умирающая с мыслью о возлюбленном, напоминает нам Снегурочку.
Годом позже «Садко» Римский-Корсаков заканчивает следующую свою оперу - «Моцарт и Сальери» (1897 г.). Это первая пушкинская опера Римского-Корсакова. В основу ее легла одна из «маленьких трагедий» великого поэта. Римский-Корсаков в «Моцарте и Сальери» поставил перед собой ту же задачу, которую на три десятилетия раньше поставил перед собой Даргомыжский в «Каменном госте».
Обе оперы написаны в напевно-речитативном стиле, порой приближающемся к кантилене.
Тема трагедии Пушкина - «гений и злодейство». На одном полюсе - олицетворение гения: светлый образ Моцарта; на другом - олицетворение злодейства: завистник и убийца Сальери.
Сальери ненавидит Моцарта. Но к этому не сводится его отношение к творцу «Свадьбы Фигаро». Глубоко вскрывает противоречивость отношения Сальери к Моцарту Белинский: «Убийца Моцарта любит свою жертву, любит ее художественною половиною души своей, любит ее за то же самое, за что и ненавидит».
Положив в основу оперы «Моцарт и Сальери» пушкинский сюжет, Римский-Корсаков создал произведение высокого и зрелого мастерства, произведение, в котором композитор искал - и наметил - новые пути своего оперного творчества. Опера «Моцарт и Сальери» обогатила его музыкально-декламационный стиль. Еще важнее та черта «Моцарта и Сальери», которую можно назвать психологизмом.
Никак нельзя сказать, конечно, что психологичность - новое качество в искусстве Римского-Корсакова. Прежде всего надо вспомнить о высоком драматизме «Псковитянки», о замечательных по психологической углубленности партиях Ольги и в особенности Грозного. Точно так же нельзя отрицать тонкой психологичности отдельных сцен гоголевских опер и лирических эпизодов «Снегурочки». Но все же и в лирико-комических гоголевских операх, и в поэтически-волшебной «Снегурочке», и в эпически-величавой опере-былине перед композитором не вставала во всей широте задача раскрытия сложных, подчас противоречивых мыслей и чувств.
Эту задачу Римский-Корсаков поставил перед собой в «Моцарте и Сальери», опере, которую с полным правом можно назвать (так же как и «Псковитянку») музыкальной драмой. В этом отношении оперу «Моцарт и Сальери» следует считать предшественницей таких произведений Римского-Корсакова, как «Царская невеста» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
«Царская невеста» (1898 г.), как и «Псковитянка», написана по одноименной драме Мея. Вновь обратившись к историческому сюжету, к эпохе Грозного, Римский-Корсаков думал вместе с тем о современности. Повествуя о горькой доле девушки, у которой отняли право на счастье с любимым человеком, композитор показал не только обычную участь женщины в старой Руси, но и участь многих женщин своего времени.
«Царская невеста» - бытовая лирическая драма. Завязка драмы - сложное сплетение любовных чувств и человеческих отношений. Купеческая дочь Марфа Собакина - невеста боярина Ивана Лыкова. Как будто ничто не омрачает счастья любящих друг друга молодых людей. Однако судьба готовит им тяжкие несчастья и гибель. Опричник Григорий Грязной, сватавший Марфу и получивший отказ, не теряет надежды добиться любви девушки с помощью колдовского зелья, приготовленного царским лекарем Бомелием. Возлюбленная Григория Любаша подслушала разговор его с Бомелием и решила отомстить сопернице. От того же Бомелия она получила медленно действующий яд и подменила им «приворотное зелье».
В доме Собакиных, поздравляя нареченных, Марфу и Лыкова, Грязной тайком всыпает порошок в чарку Марфы, не подозревая, что обрекает девушку на смерть. Об этой сцене мы уже говорили в первой главе книги.) И другая беда ждет Марфу. В день помолвки ее с Лыковым в царском тереме происходили смотрины: царь выбирал невесту. Решение царя еще не известно. Но семье Собакиных кажется, что выбор царя не мог остановиться на Марфе - он едва взглянул на нее. Марфа и Лыков мечтают о предстоящей им счастливой жизни. Неожиданно появляются бояре с «царским словом». Малюта Скуратов объявляет царскую волю: Грозный избрал своей невестой Марфу.
Развязка драмы - в тереме царя, где по обычаю живет царская невеста. И горе разлуки с любимым и неразгаданная болезнь - яд Бомелия - подтачивают силы Марфы. Последний удар наносит несчастной девушке Грязной. Он сообщает Марфе, что лиходей, отравивший ее, найден: это боярин Лыков, который казнен им, Грязным, по приказу царя. Марфа лишается рассудка. Потрясенный ее горем, Грязной признается, что он оклеветал Лыкова. Выбежавшая из толпы девушка Любаша рассказывает, как она погубила соперницу; Грязной убивает Любашу.
В «Царской невесте» легко заметить существенные черты, в той или иной мере новые для ее автора. Необычна для Римского-Корсакова драматургия этой оперы. В «Царской невесте» нет столь характерного для корсаковских опер эпически-повествовательного развития действия. Драматические ситуации остры, события стремительно следуют одно за другим; вводные эпизоды, создавая исторический фон, не отвлекают от основной сюжетной линии. Много нового и в вокальном стиле «Царской невесты», который ее автор называет «певучим по преимуществу». Конечно, певучесть свойственна и более ранним операм Римского-Корсакова. Но все же именно в «Царской невесте» широкая кантилена приобретает особо важное значение, становится основой вокального стиля.
Вполне естественно, что мелодическим богатством прежде всего привлекает партия Марфы - центрального образа оперы. Как «вздох из глубины сердца», звучит изумительная по красоте, выразительная, теплая кантилена арии Марфы во втором действии. И в этой арии и во всей музыке, связанной с Марфой, Римский-Корсаков создает образ высокого благородства и душевной чистоты. Марфе противопоставлена Любаша. Она не может, как Марфа, безропотно покориться своей участи. Любаша борется за свое недолгое счастье, за любовь Григория. Отчаяние приводит ее к преступлению. Но, по существу, и Любаша - жертва безжалостной судьбы, а вернее - жестокого жизненного уклада. Римский-Корсаков подчеркивает это в поэтической песне Любаши «Снаряжай скорей, матушка»; это песня о горькой женской доле, жалоба девушки, которую вынудили отказаться от «сердечного друга». Песня Любаши воспринимается как подлинная народная песня, она действительно близка к одной из русских песен, вошедших в сборник Римского-Корсакова.
В число основных действующих лиц входит Григорий Грязной. Сильный, дерзкий, с неукротимыми страстями, Грязной, не задумываясь, совершает преступление. Но ему не чужды хорошие человеческие чувства. Гибель Марфы вызывает у него искреннее жгучее раскаяние.
Основной лейтмотив Грязного, открывающий первое действие и неоднократно возвращающийся в дальнейшем, рисует суровую, мятущуюся натуру Григория. Иные стороны облика Грязного раскрывает его ария в первом действии. Любовь к Марфе перерождает его, пробуждает в его душе мечты о семейном счастье. Плавно и спокойно льется мягкая певучая мелодия.
Елисей Бомелий в отличие от Грязного не способен ни на какие хорошие чувства. Ради выполнения своих желаний он готов совершить любую гнусность, готов на любое преступление. Бомелий в опере Римского-Корсакова - олицетворение зла. Роль его невелика, музыкальная характеристика его (неоднократно возвращающийся лейтмотив) лаконична, но предельно выразительна. Эта «ползучая», как будто сжавшаяся в комок мелодия раскрывает подлость, коварство и трусость знахаря. Редко кому удавалось с такой убедительностью показать в музыке низменные свойства человеческой натуры.
Партии остальных действующих лиц (не исключая Лыкова) менее значительны, но все персонажи обрисованы музыкой высокой ценности.
Необычна музыкальная обрисовка Грозного. Он появляется на сцене лишь один раз - в молчаливой встрече с Марфой. Роль его бессловесна, но музыка, связанная с ним, значительна, и в драматургии оперы ей отведено важное место. Музыка Грозного основана на двух его лейтмотивах. Один - суровый мотив Грозного из «Псковитянки», другой - мелодия «Славы». Это единственная народная тема, введенная Римским-Корсаковым в «Царскую невесту». Мелодия «Славы» появляется на протяжении оперы неоднократно, приобретая различную окраску. Она торжественна и величава в первом действии, когда Грязной и его гости восхваляют царя Ивана. А в сцене встречи с Марфой мелодия «Славы» звучит поистине грозно, когда остановившийся царь молча смотрит на испугавшуюся девушку; здесь тема «Славы» говорит о грядущих несчастьях.
Хотя в «Царской невесте» нет, как уже сказано, подлинных народных мелодий (за исключением «Славы»), тем не менее в ней немало великолепных песенных мелодий народного склада, созданных самим Римским-Корсаковым. Это упомянутая песня Любаши «Снаряжай скорей, матушка» и несколько хоров: «Яр хмель», песня опричников, величальная песня. Русские народнопесенные интонации звучат во всех лучших мелодиях оперы.
Слушая «Царскую невесту», легко заметить, что в опере очень важное место занимают музыкальные образы сил, несущих несчастье. Это вытекает из трагического содержания оперы. Но «Царская невеста», как и всякая другая высокая трагедия, утверждает моральную победу добра над злом. Это нашло свое выражение и в музыке. Как ни ярки образы Грязного и Бомелия, все же неизмеримо сильнее воздействует на слушателя светлый облик Марфы и связанная с ней изумительная по глубине чувства и красоте кантилены музыка.
Своей драматической насыщенностью «Царская невеста» выделяется среди опер Римского-Корсакова. Рядом с ней в этом отношении могут быть поставлены лишь «Сказание о граде Китеже» и отчасти «Псковитянка». Наиболее драматические сцены «Царской невесты» принадлежат к лучшим страницам русского оперного искусства.
Замечательно полное внутренней тревоги трио Грязного, Бомелия и Любаши и сцена Любаши и Грязного в первом действии. Глубокое впечатление производит драматургическая кульминация оперы - последний акт: сцена безумия Марфы, саморазоблачение Григория и Любаши и в особенности гениальная ария Марфы («Иван Сергеич, хочешь в сад пойдем»), безусловно лучший по музыке эпизод оперы. Лишившаяся рассудка, потерявшая представление об окружающей реальности, Марфа мысленно в прошлом; ей чудится, что она счастливая невеста Лыкова, что их ждут «златые венцы» (свадьба), а все происшедшее после царских смотрин кажется мучительным сном.
Если слушать арию Марфы вне сценической обстановки (на концертной эстраде или по радио), впечатления трагичности не создается - ария воспринимается как предельно искреннее излияние любящей женской души. Пожалуй, никогда ранее (если исключить сцену смерти Снегурочки) не достигал Римский-Корсаков такой психологической насыщенности и эмоционального тепла. Это вершина корсаковского лиризма, даже здесь скорее трогательного, чем скорбного. Возгласы Марфы, вспоминающей о страшном «сне», не вносят ничего натуралистического и не нарушают того ощущения душевной чистоты, которое вызывает у слушателя ария. При исполнении ее в оперном спектакле она производит несколько иное впечатление: у слушателя рождается чувство глубочайшей жалости к невинной жертве темных людских страстей. Так Римский-Корсаков достигает впечатления высокого трагизма, не прибегая к эмоциональной аффектации, чуждой облику Марфы.
Роль оркестра в «Царской невесте» не так значительна, как, например, в «Младе» или в «Садко». Но и в «Царской невесте» есть симфонические эпизоды высокой художественной ценности. Среди них надо выделить увертюру.
В «Царской невесте» Римский-Корсаков широко применяет классические оперные формы арий и ансамблей. В ансамблях «Царской невесты» цельность и стройность соединяются с индивидуализацией отдельных голосов, с четкой музыкальной характеристикой каждого персонажа. Сам Римский-Корсаков, всегда строго оценивавший свои произведения, с законной гордостью писал об ансамблях «Царской невесты»: «...полагаю, что по певучести и изяществу самостоятельного голосоведения со времен Глинки подобных оперных ансамблей еще не было».

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +