Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Поздние оперы Римского-Корсакова (продолжение)


А. Соловцов, "Книга о русской опере"
Изд-во "Молодая гвардия", М., 1960 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Римский-Корсаков упоминает о Глинке не случайно. В конце девяностых годов Римский-Корсаков в беседах и в переписке с друзьями и учениками выступал пламенным защитником глинкинских традиций. Здесь нужно вспомнить, что в девяностые годы и в западноевропейской и отчасти в русской музыке отчетливо дают себя знать упадочные модернистские, декадентские тенденции. Римского-Корсакова возмущало это, по его словам, «ужасное направление». В традициях Глинки, в народности музыки, в мелодизме он справедливо видел ту силу, которая может и должна быть противопоставлена декадентству. Показательно письмо Римского-Корсакова одному из друзей - музыкальному критику Кругликову: «...считаю, что в требованиях мелодичности, певучести и ширины певцы и большая публика правы... чистая мелодия, шедшая от Моцарта, через Шопена и Глинку, жива поныне и должна жить, без нее судьба музыки - декадентство».
Это письмо - выступление в защиту демократизма музыки, в защиту здорового мелодического начала. А «Царская невеста», с ее чудесными напевными мелодиями, с мастерскими ансамблями, с глубоким и правдивым музыкальным раскрытием мыслей и чувств героев, - убедительное творческое выступление великого композитора в защиту народности и реализма, против формалистических декадентских тенденций.
Вскоре по окончании «Царской невесты» Римский-Корсаков принимается за работу над следующей своей оперой, возвращаясь в излюбленный им мир русской сказки. Его новая опера - «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди» (1899-1900 гг.).
В 1899 году наша страна отмечала столетие со дня рождения великого национального поэта. Римский-Корсаков принял активное участие в подготовке празднования юбилея. Творческий отклик композитора на пушкинские дни - кантата «Песнь о вещем Олеге» и только что названная опера - «Сказка о царе Салтане». Либретто написано В. И. Вельским.
«Салтан» мне представляется каким-то рисунком по клеточкам...» Эту фразу Римский-Корсаков обронил в одном из писем к замечательной певице Н. И. Забеле. Действительно, в «Сказке о царе Салтане» есть общее с затейливым русским орнаментом, с народной узорчатой вышивкой по канве («по клеточкам»).
Народно-сказочный колорит Римский-Корсаков и либреттист Вельский сохраняют очень бережно и не допускают сколько-нибудь существенных отступлений от пушкинского «Салтана».
В опере сохранен и самый характер народного повествования. В русской народной поэзии часто встречаются повторения одних и тех же описаний и художественных образов. Такого рода повторения применяет вслед за Пушкиным и Римский-Корсаков. Можно указать на похвальбы сестер, обращение Гвидона к Лебеди, колыбельные нянюшек и мамушек. Каждая картина открывается трубной фанфарой. Значение этой неизменно повторяющейся фанфары, по словам Римского-Корсакова, - «призыв или зазыв к слушанью и смотренью начинавшегося за ней действия».
Как и в других корсаковских операх, в «Салтане» два мира, обрисованных различными музыкальными средствами. Римский-Корсаков очень верно и четко определяет различие между этими двумя сферами: «Салтан» сочинялся в смешанной манере, которую я назову инструментально-вокальной. Вся фантастическая часть скорее подходила под первую, реальная же под вторую». Реальная, бытовая сфера - это Салтан и его царство, Милитриса (так названа в опере пушкинская царица), Гвидон. Сфера фантастики - Царевна-Лебедь и чудеса острова Буяна.
В музыке бытовой сферы звучат мелодии народного происхождения или народного склада. Это обычно для Римского-Корсакова. Необычен нарочито наивный тон бытовой музыки, если не всей, то значительной ее части.
Характерна в этом смысле картина тмутараканского быта в первом акте, со Скоморохом и Дедом, с дьяками, с нянюшками и мамушками, убаюкивающими Гвидона, с пьяным гонцом и прочим тмутараканским людом. Весь этот акт воспринимается как альбом многокрасочных сказочных рисунков.
К Салтанову царству и самому Салтану композитор и либреттист отнеслись с мягким юмором и легкой насмешкой. Салтан, как и Берендей, добродушен, моментами даже лиричен, на житейской и философской мудростью Берендея он не обладает; это недалекий, хотя и не злобный, самодур.
За лукавой юмористичностью бытовых сцен «Салтана» можно увидеть элементы политической сатиры. Когда Дед рассказывает сказку о войне, затеянной зверями против птиц из-за порванного лаптя, народ понимает, что Дед намекает на поход Салтана.
Простодушная, почти лубочная наивность в обрисовке тмутараканского царства оттеняет пленительную красоту фантастики. Пожалуй, едва ли не лучший эпизод оперы - появление Царевны-Лебедь. Перед изумленными Милитрисой и Гвидо-ном возникает среди морских волн освещенная лунным светом Лебедь-птица. В музыке все таинственно, зыбко, призрачно-прекрасно: и гармонии, и тончайшее кружево оркестровой ткани, и чудесная мелодия - завораживающее пение, не то человеческое, не то птичье. В пении Лебедь-птицы голос трактуется как прекрасный инструмент.
Не только музыкальная характеристика Царевны-Лебедь заслуживает большого внимания, но и ее место в общем драматургическом замысле оперы. Царевна-Лебедь, полюбив Гвидона, меняет внешний облик - превращается в неописанной красоты девушку; вместе с этим меняется, насыщается душевной теплотой весь ее образ, а в музыку проникают народнопесен-ные интонации.
Остальные чудеса острова Буяна обрисованы в основном средствами симфонической музыки. Музыкальная характеристика Белочки подсказана Пушкиным:
...белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Песенка «Во саду ли, в огороде» с ее простодушной наивностью вошла в музыку «Салтана» очень естественно. Фантастического в ней, конечно, ничего нет, но волшебный колорит ощущается и в музыке Белочки; достигается он причудливой красочностью оркестровки (не забыта и «присвисточка» - флейта пикколо).
Иного склада музыка тридцати трех богатырей: мужественная, маршеобразно-воинственная мелодия на фоне сопровождения, в котором слышится грозный рокот бурного морского прибоя.
Появление города Леденца - торжество стихии света. На сцене рассеивается туман, утренние лучи разгоняют ночную мглу, и понемногу вырисовываются очертания города. Все ярче свет на сцене, а в музыке все ослепительнее блеск оркестровых красок, все полнее и полнее звуковая мощь. Вместе с тем постепенно кристаллизуется радостно-ликующая тема Леденца, на фоне которой звучат фанфары, приветствующие Гвидона.
После завершения «Сказки о царе Салтане» Римский-Корсаков центральной своей творческой задачей считает «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Но автор либретто В. И. Вельский, занятый службой, много времени отдавать «Сказанию» не мог. А между тем необходимо было тщательно изучить различные варианты предания и исторические материалы. Ожидая окончания либретто «Сказания», Римский-Корсаков обратился к другим сюжетам. Между «Салтаном» и «Сказанием» им были написаны три оперы: «Сервилия» (1900- 1901 гг.), «Кащей Бессмертный» (1901-1902 гг.) и «Пан воевода» (1902-1903 гг.).
Первую и третью Римский-Корсаков называл оперными «интермеццо», подчеркивая их относительно второстепенное, в его представлении, художественное значение.
Зато опера «Кащей Бессмертный», будучи небольшой по размерам, по значению в русском искусстве стала явлением огромного масштаба, а на творческом пути ее автора - произведением этапным.
«Кащей Бессмертный» - «осенняя сказочка» (подзаголовок оперы). Ясно, что Римский-Корсаков проводит параллель между «Кащеем» и «Снегурочкой» - «весенней сказкой». Но эмоциональный колорит этих опер неодинаковый: в «Снегурочке» - радостное пробуждение и расцвет сил природы; в «Кащее» - гнетущая осенняя сумрачность.
Дряхлый Кащей добился, как ему кажется, бессмертия: смерть свою он запрятал в слезу Кащеевны; Кащей убежден, что не знающая жалости дочь его никогда не прольет ни одной слезинки. Но неразделенная любовь к Ивану-королевичу, жениху Царевны Ненаглядная Краса, которая томится в Кащеевом царстве, преображает Кащеевну. И первые ее слезы приносят гибель злобному владыке. Кащеево царство преображается. Рассеиваются тучи, распахиваются ворота, открывая вид на поляну, освещенную солнцем и покрытую свежей весенней зеленью. «Конец злому царству», - поет невидимый хор. В воротах стоит Буря-богатырь, приветствуя освобожденных пленников: «На волю, на волю, вам буря ворота открыла».
Кащей - новый образ у Римского-Корсакова. Это не просто олицетворение зла. Кащей - олицетворение гнета. А идею оперы можно определить как освобождение от гнета.
Естественно вспомнить при этом, что «Кащей Бессмертный» написан в начале девятисотых годов, в накаленной общественной атмосфере, в преддверии революции 1905 года. Связь «Кащея» с политической обстановкой в России подтверждается многочисленными свидетельствами самых близких к Римскому-Корсакову людей.
Рассказывая о работе Н. А. Римского-Корсакова над «Кащеем», сын и биограф композитора А. Н. Римский-Корсаков говорит, что в 1901-1902 годы «идея злого, то есть тяготеющего над всей Россией начала в русской общественной жизни, от месяца к месяцу стала все ярче и конкретнее обозначаться в поле зрения Н. А. Это - самодержавная царская власть, представленная, разумеется, не персонально в той или другой личности, а в целом сонме ее слуг - буржуазии, плутократии и бюрократии».
Свое отношение к самодержавию Римский-Корсаков и выразил в «Кащее». Хотя замысел свой он вынужден был прикрыть туманной символикой «осенней сказочки», этот замысел легко разгадали современники композитора. Они понимали, что безотрадность Кащеева царства и гнет Кащея - это власть самодержавия; что Буря-богатырь - это те силы, которые выступают против насилия и самовластия, что смерть Кащея и освобождение узников - это предсказание неизбежного падения самодержавия.
«Кащей Бессмертный» многих удивил необычной остротой музыкальных средств. А так как «Кащей» появился в годы усиления модернизма, то некоторые музыканты склонны были в этой опере видеть проявление модернистических тенденций. Лучшим ответом на такого рода высказывания могут служить слова самого композитора о стиле «Кащея»: «В опере гармония доведена до крайних пределов, хотя в сверхгармонию не переходит».
Острота, необычность музыкальных средств «Кащея» логически вытекают из замысла оперы, из той задачи, которую поставил перед собой композитор: нарисовать столь необычный, лишенный всякой человечности мир Кащеева царства. По существу, и здесь Римский-Корсаков и смелый новатор и последователь Глинки, так как стилистические истоки «Кащеевых» сцен - те сцены «Руслана и Людмилы», которые связаны с обликом Черномора.
Один из лучших эпизодов, рисующих Кащеево царство, - вступление к опере. Злобно-угрожающую тему Кащея сменяют таинственные, призрачные, мрачно-гнетущие аккордовые последования. От этой музыки действительно как будто все цепенеет в немом страхе. Следует выделить еще один эпизод, характеризующий мир зла, - это ариозо Кащея «Природы постигнута тайна, мной найден бессмертия дар». Хотя Кащей поет о бессмертии, его ариозо хочется назвать песней мертвеца: от колючих звучаний, от нарочито механической мелодии веет холодом могилы, ни одной живой интонации нет в этой леденящей музыке.
В характеристике Кащеевны много общего с музыкой Кащея. Звучат знакомые лейтмотивы Кащея. Однако различными изменениями этих лейтмотивов и введением новых тем музыке придается иной колорит. Заклятие Кащеевной волшебного напитка, который выпьет Иван-королевич, - это мир неотразимой в своем колдовском очаровании ядовитой красоты. Песня о мече, который точит Кащеевна для убийства пришельца, полна страстности, но жестокой, не знающей жалости, властно зачаровывающей и пугающей.
Злому миру Кащея и Кащеевны противопоставлены Иван-королевич и особенно ярко Царевна Ненаглядная Краса. Образ ее в высшей степени человечен, и человечность эту Римский-Корсаков подчеркивает, как всегда, теплыми народно-песенными интонациями. Трогательной и кроткой жалобой звучит лаконичное ариозо Царевны «Дни без просвета, бессонные ночи».
Общий мрачный колорит «Кащея» смягчают два эпизода: дуэт Царевны с Иваном-королевичем и апофеоз - конец Кащеева царства. Опере «Кащей Бессмертный» пришлось сыграть заметную роль в музыкально-общественной жизни Петербурга в 1905 году. Здесь придется коснуться очень важного эпизода в жизни Римского-Корсакова - его участия в так называемых «консерваторских событиях», которые произошли в 1905 году в Петербурге.
Глубоко взволновало Римского-Корсакова «Кровавое воскресенье» - 9 Января.
По собственным его словам, в январские дни 1905 года он стал «ярко-красным». Некоторое время спустя революционные события затронули и самого композитора. Тотчас после 9 Января в петербургских высших учебных заведениях начались студенческие забастовки в знак протеста против действий царского правительства.
Начались волнения и в Петербургской консерватории. Студенческая сходка подавляющим большинством голосов решила временно прекратить занятия в консерватории. Это была демонстрация солидарности с революционным рабочим классом и одновременно попытка воздействовать на руководство консерватории и реакционную профессуру. Римский-Корсаков на заседании художественного совета энергично настаивал на выполнении требований студенчества; его поддержала большая часть педагогов, однако руководство консерватории не пошло навстречу учащимся и передовой профессуре. Во главе консерватории стоял тогда А. Бернгард. Бернгард добивался, чтобы профессора составили для представления в полицию списки студентов-«зачинщиков».
Решительно отвергнув это предложение, художественный совет потребовал по инициативе Римского-Корсакова отставки Бернгарда. Бернгард перенес борьбу в петербургскую дирекцию, которая постановила считать «дальнейшую профессорскую деятельность Н. А. Римского-Корсакова невозможной». Великий русский композитор был уволен из консерватории, в которой он воспитал ряд выдающихся деятелей музыкальной культуры и которая ныне с гордостью носит его имя.
В знак протеста против увольнения Римского-Корсакова из консерватории ушли Глазунов, Лядов, знаменитая пианистка А. Есипова и несколько других профессоров. Увольнением великого композитора была возмущена вся Россия. Со всех концов страны на имя Римского-Корсакова поступили адреса и письма с выражением сочувствия.
Это отношение к Римскому-Корсакову с особой силой выявилось в день постановки оперы «Кащей Бессмертный» студентами консерватории. Сбор предназначался - конечно, негласно - для помощи жертвам 9 Января.
Подготовленная в очень короткий срок под руководством А. К. Глазунова постановка «Кащея» состоялась 27 марта 1905 года в театре В. Ф. Комиссаржевской, через несколько дней после увольнения Римского-Корсакова. Спектакль превратился, по словам одного из присутствующих на нем критиков, «в невиданную колоссальную, подавляющую своею силою общественную демонстрацию». Вмешалась полиция. Публику от сцены отделил железный занавес, едва не придавивший Римского-Корсакова. Митинг был прекращен; публика по распоряжению генерал-губернатора Трепова удалена из зала; предполагавшийся концерт не состоялся. Этим дело не ограничилось. Над Римским-Корсаковым был учрежден полицейский надзор, а сочинения его запрещено было исполнять. И лишь развитие революционных событий привело к фактической отмене этого запрещения.
Вернемся к творческой деятельности Римского-Корсакова, к его следующей за «Кащеем» опере - «Сказанию о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Музыка «Сказания» начала возникать в 1901 году, а может быть, и раньше, но, очевидно, лишь в тематических зернах: ни одного более или менее законченного фрагмента Римский-Корсаков написать не мог, так как не имел ни текста, ни даже отчетливо выработанного плана оперы. Начало работы по готовому уже либретто относится к 1903 году. В первые месяцы этого года Римский-Корсаков получил от Вельского значительную часть либретто, а весной закончил набросок первого акта. В письме, датированном 13 июля 1903 года, Римский-Корсаков написал Вельскому: «Завтра я кончаю «Пана воеводу», и, следовательно, ничто не будет мне мешать начать работу над нашим «Сказанием» с 15 июля». Ни одного дня «передышки». Уже из этого видно, насколько увлечен был Римский-Корсаков «Сказанием». Полностью, в оркестровой партитуре, «Сказание о невидимом граде Китеже» было завершено в октябре 1904 года.
Фабула «Сказания», в самом кратком изложении, такова. В Заволжье, в глухих керженских лесах, в далекие времена татарских нашествий, живет юная Феврония. Княжич Всеволод встречает Февронию, и она становится его невестой. В город Малый Китеж врываются татары, убивают китежан, Февронию берут в плен. Татары пытаются узнать, как пройти в Великий Китеж, который выстроен князем Юрием в глубине непроходимых лесов и болот. Нелегко было найти татарам изменника. «Эх, и зол народ, - говорят татары, - хоть жилы тянут, а он молчит, пути не скажет». Только «последний пьяница» Гришка Кутерьма не выдержал страха пыток и указал дорогу татарам. В неравном бою полегла вся китежская дружина, вышедшая с Всеволодом во главе навстречу врагу. Открыта дорога к Великому Китежу. Но ему не суждено погибнуть: Великий Китеж становится невидимым.
Татарское войско с Гришкой и Февронией у озера Светлый Яр. За озером, над которым навис густой вечерний туман, должен находиться Великий Китеж. После восхода солнца рассеивается туман, и татар поражает чудесное зрелище: противоположный берег пуст - город стал невидим, - но в воде отражаются китежские дома и церкви, слышен торжественный звон колоколов. В ужасе татары разбегаются, забыв о Февронии.
В преображенном, скрывшемся от глаз людских Великом Китеже Февронию встречает воскресший Всеволод. Всеволода и Февронию приветствуют народ и князь Юрий.
Почти каждая новая опера Римского-Корсакова - новое слово в оперном жанре. Для «Сказания о граде Китеже» прежде всего характерна эпичность.
По эпическому тону ближе всего к «Китежу» опера «Садко». Сближает их и сюжет, в котором историческая основа сплетается с фантастикой. Однако в «Садко», в опере-былине, историческая обстановка, по существу, условна, тогда как в «Китеже» она показана такой, какой донесли ее до нас сквозь столетия народные предания. Этим определяется новый для Римского-Корсакова жанр: опера-легенда. Жанр этот указан Римским-Корсаковым в названии оперы: сказание.
В опере-былине суть музыкально-драматического повествования в волшебных сценах; они сильнее всего вдохновляли и фантазию композитора. А в «Китеже» - человеческая трагедия, драма великого народа, ведущего героическую, но пока еще неравную борьбу за свободу, за национальную независимость. Это основное в «Китеже», это драматургический узел, крепко стягивающий все сюжетные линии оперы. И подлинной кульминацией «Сказания» является не апофеоз в преображенном Китеже, а «Сеча при Керженце», гениальная симфоническая картина, рисующая битву китежской дружины с татарским войском.
Лучшие эпизоды «Китежа» - реалистические картины, воссоздающие прошлое нашей страны.
Центральный сценический образ «Сказания», конечно, Феврония. Очень легко устанавливается здесь преемственность. Феврония - одна из тех чистых и обреченных на гибель женщин, каких мы не раз уже встречали в операх Римского-Корсакова. Но есть у Февронии и свои, лишь ей присущие черты.
Феврония, может быть, наиболее цельный по эмоционально-психологической окраске сценический образ Римского-Корсакова. Ей в опере противопоставлен Гришка, с его духовным убожеством, с его противоречивыми чувствами, мыслями, поступками. Жалкий пьяница, готовый за чарку хмельного на любую низость, клеветник и предатель, Гришка все же не мог до конца заглушить в себе голос совести. Этот голос терзает его, звенит в его ушах звоном китежских колоколов и доводит в конце концов до безумия.
Психологическая сложность этого образа раскрыла новые стороны музыкально-драматического дара Римского-Корсакова. Композитору, конечно, вспоминались народные драмы Мусоргского, когда он создавал Гришку Кутерьму, но прямых аналогий Гришке мы не найдем и у Мусоргского. Это самостоятельный образ огромной трагической силы. Поистине великолепна сцена безумия в лесу: здесь и текст Вельского превосходен и музыка гениальна.
В народных драмах Мусоргского могла бы найти место и фигура мудрого князя Юрия. Его ариозо «О, слава, богатство суетное» дает право вспомнить и о суровом величии Досифея и о печальных думах Шакловитого (а также и о предсмертных размышлениях глинкинского Сусанина). И все же князь Юрий глубоко самобытен. Удивительна мелодика его ариозо. Она течет торжественно, как мерная народная речь, однако с остроэкспрессивными интонациями. Ариозо полно трагической и величественной скорбности. Многообразно показан в «Китеже» русский народ. Сильнейшая в опере народная сцена - хор дружины «Поднялася с полуночи дружинушка хрестьянская». В этой песне звучат и русская удаль, и мужественная решимость вступить в борьбу с врагом, и в то же время оттенок тоски от сознания неминуемой гибели. Превосходны массовые сцены на площади в Малом Китеже. Шумливая толпа китежан с песнями, забавами, с гусляром-сказителем напоминает сцену на площади в «Садко»; вслед за этой сценой - потрясающий, полный ужаса хор-стон перед появлением татар: «Ой, беда идет, люди».
Русский народ, русские люди - один действующий в «Ки теже» мир. Другой - это враг: пришедшие с далекого Востока монгольские орды. Здесь мы встречаемся с весьма своеобразной особенностью музыкальной драматургии «Сказания о невидимом граде».
Римский-Корсаков, так хорошо знавший и чувствовавший музыкальный Восток, в «Китеже» отказался от восточной музыкальной обрисовки татар. Татары, поясняет в предисловии Вельский, показаны такими, какими они «представлялись в свое время пораженному народному воображению... без определенной этнографической окраски, лишь с теми их обликами, с какими они рисуются в песнях времен татарщины».
Римский-Корсаков стал на этот путь, чтобы подчеркнуть смысл монгольского нашествия как народного бедствия. Показывая русский народ, поднявшийся на борьбу с врагом, Римский-Корсаков рассказывает об этой борьбе его, народа, словами. В основу музыкальной характеристики монголов и легли поэтому старинные русские песни «про татарский полон». Среди них выделяется одна из песен на слова «Как за речкою, да за Дарьею». Мелодия этой песни иногда звучит в близком к подлиннику виде, иногда в значительно измененном - как музыкальное воплощение стихийно-грозной силы. Тот же смысл имеет другая тема, связанная с татарами. Обе темы вступают в борьбу с песней китежской дружины в симфонической картине битвы - «Сече при Керженце».
В легендарных образах «Сказания» Римский-Корсаков раскрыл трагедию и показал героическую борьбу великого и бессмертного народа. В этом и заключена прежде всего этическая ценность оперы-легенды, созданной высоким вдохновением могучей творческой мысли.
Свой творческий путь Римский-Корсаков закончил оперой «Золотой петушок» (1906-1907 гг.) на либретто В. И. Вельского. В основу оперы легла знакомая всем с детских лет сказка Пушкина.
На заглавном листе рукописной партитуры «Золотого петушка» Римский-Корсаков поставил в качестве эпиграфа несколько измененные слова Винокура из гоголевской «Майской ночи»: «Славная песня, сват. Жаль, что Голову в ней поминают не совсем благоприличными словами». «Голова», которого поминают в «Золотом петушке» не слишком почтительными словами, - это, несомненно, царское самодержавие, олицетворенное в образе Додона.
Задачу, которую Римский-Корсаков поставил перед собой в «Золотом петушке», он с достаточной четкостью сформулировал в письме к одному из близких людей: «Додона надеюсь осрамить окончательно». И действительно, Додон беспощадно «осрамлен» и либреттистом и композитором. Додон предельно туп и себялюбив. Это бессердечный деспот, для которого не существует понятия закона, права.
По законам? Что за слово?
Я не слыхивал такого.
Под стать Додону его окружение. Поистине убийственную характеристику дает Римский-Корсаков Додону и его приближенным в первом же действии оперы. На заседании царской думы обсуждается вопрос: как уберечь Додоново царство от нападения врагов? Общий восторг вызывает предложение царевича Гвидона - убрать войска с границы. Царя и думу не тревожит, что враг «будет все рубить да жечь».
Думные бояре видят выход в гаданье и горячо спорят, на чем лучше гадать: на бобах или на квасной гуще. И только подарок Звездочета - волшебный Золотой петушок-избавляет царя и думу от непосильных для них размышлений.
Полна острейшего сарказма сцена встречи Додона с Шемаханской царицей. Покоренный чарами восточной красавицы, Додон теряет и чувство собственного достоинства и остатки разума.
В характеристике Додона Римский-Корсаков пользуется острогротескными музыкальными средствами. До предела откровенное глумление над Додоном - его любовная песенка. Царь поет ее, по авторской ремарке, «что есть мочи» на мотив «Чижика»! Музыкальный образ Додона основан на развитии группы нарочито примитивных «лубочных» лейтмотивов, подчеркивающих грубость, тупость и скудоумие царя. Остроумна и характеристика воеводы Полкана, который, по авторскому замечанию, «говорит всегда как ругается».
Показательна переписка Римского-Корсакова с Вельским по поводу эпилога оперы. Как известно, опера заканчивается появлением Звездочета перед занавесом и обращением его к зрителям. Мысль об эпилоге пришла к композитору, когда опера была уже закончена. Однако обращение Звездочета предполагалось иное, чем то, которое написано Вельским. Римский-Корсаков писал Вельскому: «Сделайте так: по окончании последнего хора со словами: «Что даст новая заря?» - быстро спускается антрактовая занавесь и выходит Звездочет; обращаясь к публике, он говорит, что показал ей смешные маски, и она может идти спать «до зари» и до «петуха». Проваливается...»
Мысль Римского-Корсакова ясна: он говорит о неизбежном приходе «зари» и «петуха» - то есть новой революции. Вельский отказался выполнить просьбу Римского-Корсакова; для эпилога он написал совершенно иной текст. Римского-Корсакова очень огорчил отказ Вельского, но настаивать на представленном им варианте он, очевидно ценя сотрудничество постоянного либреттиста, не стал. «Ин будь по-вашему», - с грустью писал композитор Вельскому.
В характеристике Додонова царства замысел Римского-Корсакова выявлен с полной четкостью. Иное - мир Шемаханской царицы, мир волшебной, чарующей и в то же время злой красоты. Неясный в сказке Пушкина, он еще загадочнее в опере Римского-Корсакова. Неясна, в частности, роль царицы в гибели Додона. Вернее всего, она лишь орудие в руках Звездочета.
Во всей музыке Шемаханской царицы ощущается холодок - настоящего тепла нет даже в страстных ее порывах. Человечнее всего ее широко популярное, часто исполняемое обращение к солнцу («Ответь мне, зоркое светило»). Восточный колорит, свойственный всей партии царицы, в обращении к солнцу проступает наиболее отчетливо, особенно в капризных звуковых арабесках.
В одном из лейтмотивов Звездочета легко обнаруживается близость к музыкальной характеристике Шемаханской царицы, сказавшаяся и в общем фантастическом колорите и в восточной окраске музыки. В другой, вполне самостоятельной теме Звездочета чрезвычайно оригинален нарочито механический рисунок мелодии.
«Золотой петушок» - произведение высочайшего мастерства, особенно в области оркестровки, ослепительно яркой и в то же время прозрачной. Замечательны два самостоятельных симфонических фрагмента, часто исполняемые на концертной эстраде: «Вступление», построенное на темах Петушка, царицы, Звездочета и Додона, и «Шествие».
«Шествие» - красочная картина возвращения Додона с невестой, Шемаханской царицей, в Додоново царство. Перед зрителем проходят важные Додоновы ратники; затем длинной вереницей движется свита Шемаханской царицы: карлики и великаны, одноглазые и рогатые уроды и т. д. Наконец, под звуки торжественно-ухарского, подчеркнуто примитивного марша появляются Додон и его невеста. Нельзя не изумляться мастерству и неисчерпаемому богатству фантазии автора. Нового тематического материала введено очень немного, но знакомые лейтмотивы Петушка, царицы и Додона звучат в разнообразных и неожиданных преобразованиях.
Римскому-Корсакову не пришлось увидеть «Золотого петушка» на сцене. Директор императорских театров В. А. Теляковский предполагал поставить «Петушка» в Большом театре, однако встретил препятствия, с которыми не мог, да, вероятно, и не захотел бороться. «Что же касается «Золотого петушка»,- писал Теляковский Римскому-Корсакову, - то дело обстоит неблагополучно. Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против». Постановка «Петушка» была осуществлена уже после смерти Римского-Корсакова, в 1909 году, сначала на сцене театра Зимина, а затем в Большом театре. «Золотой петушок» смог проникнуть на сцену лишь после многочисленных текстовых изменений, сделанных по требованию цензуры.
Созданием «Золотого петушка» закончился творческий путь Римского-Корсакова. Вместе с тем «Золотой петушок» является последней выдающейся русской оперой досоветского периода.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +