SPA тур Куда лучше всего поехать в SPA-тур? Сколько стоят SPA-процедуры? Роды за рубежом Роды за рубежом становятся все популярнее. В чем их преимущество? Плацентарная косметика Плацентарная косметика: омоложение или рекламный трюк?

Узнайте свой гороскоп совместимости:


Семья и дети
Кулинарные рецепты
Медицина и здоровье
Красота и косметика
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Сонник
Магия камней
Гороскопы
Аудиосказки
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
бесплатная консультация юристов и адвокатов
Обращение с книгой
Рассмотрим правила обращения с книгой, которые помогут как можно дольше сохранить ее в хорошем состоянии...

прочитать полностью >>
Как хранить книги
Правильные условия хранения продлевают жизнь книг. Главные факторы - температура и влажность...

прочитать полностью >>
О редкости книг
Что такое «редкая книга»? Определений редкости насчитывается довольно много, и самое простое - «книгу сложно найти»...

прочитать полностью >>
Из истории книги
История книги началась задолго до изобретения печати. Как источник информации, книга прошла длинный путь...

прочитать полностью >>
Иностранные тексты
Чтение книг на иностранном языке может служить довольно эффективным вспомогательным методом изучения языка...

прочитать полностью >>
О пользе книги
В некоторых областях человеческой деятельности чтение остается основным методом обучения и повышения квалификации...

прочитать полностью >>
Из истории книги
С падением Римской империи в истории книги начинается новый период. Книги выпускаются в монастырях, а их содержание принимает религиозный характер...

прочитать полностью >>
Скорость чтения
Методик обучения скорочтению существует великое множество. Среди них есть и традиционные, и аппаратные...

прочитать полностью >>
Помощь ребенку в учебе
Как известно, лучше других учатся те дети, чьи родители берут на себя немалую долю ответственности за образование сына или дочери...

прочитать полностью >>
Как приучить читать
Без чтения не может быть гармонично развитой личности, не говоря уже о важности навыков осознанного чтения для развития мышления и памяти...

прочитать полностью >>
Образное мышление
Это редкость, но бывают люди с фотографической памятью. Однако не обязательно родиться с таким талантом, его можно успешно развить...

прочитать полностью >>
Дорога к книге
Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым. А как читают наши дети?

прочитать полностью >>
Что и как читать
Прилавки магазинов, витрины киосков, лотки уличных продавцов заполнило огромное количество детских изданий сомнительного качества...

прочитать полностью >>
Как улучшить память
Наша память имеет безграничный потенциал, но мы из-за лени используем ее лишь на 1-3 %. Причиной тому все та же малая мотивация...

прочитать полностью >>
Роль чтения в обучении
Почему так важно научить ребенка навыкам и умениям осмысленного чтения художественных и научно-популярных текстов? Как это сделать?

прочитать полностью >>
Дистанционное обучение
Какие методы используются при получении высшего образования через Интернет? Каковы преимущества и недостатки такого обучения?

прочитать полностью >>
Выбираем репетитора
Насколько необходим репетитор каждому учащемуся? И как найти такого специалиста, который сможет дать хорошие знания?

прочитать полностью >>
Совместно или раздельно
Вокруг самой идеи раздельного обучения до сих пор ведутся активные споры. Рассмотрим основные аргументы сторонников и противников...

прочитать полностью >>
Нужна ли школа
У домашнего обучения появляется все больше и больше сторонников. Каковы их аргументы в пользу получения домашнего образования?

прочитать полностью >>
Выбираем школу
Как из множества городских школ выбрать то учебное заведение, которое устраивало бы вас во всех отношениях? Об этом мы и поговорим...

прочитать полностью >>
Об экстернате
Одним из главных преимуществ экстерната является возможность самостоятельно распределять учебное время в зависимости от собственного желания и самочувствия...

прочитать полностью >>
Выбираем профессию
Современные выпускники школ часто совершают одну и ту же ошибку: выбирают университет по принципу где «подешевле» или где конкурс поменьше...

прочитать полностью >>
Музыка и личность
Позвольте не согласиться с теми, кто усомнился в серьезности этой темы. Музыка является очень важной сферой жизни, для кого-то - её неотъемлемая часть, для некоторых - самая жизнь...

прочитать полностью >>
Разделы библиотеки
Педагогика и психология

Медицина и здоровье

Детское воспитание и обучение

Культура и искусство

Мир природы

Социология

История, география и краеведение

Наука и техника

Знаменитые люди

Цветоводство, сад и огород

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Понятие о литературном процессе


Абрамович Г. Л. "Введение в литературоведение"
Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»
М., Просвещение, 1979 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Художественная литература имеет многовековую историю. На протяжении тысячелетий шло то поступательное развитие, в результате которого могли появиться великие произведения Гомера и Данте, Шекспира и Сервантеса, Гете и Шиллера, Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Л. Толстого и Достоевского, Горького и Шолохова, Блока и Маяковского... Однако в целом история литературы досоциалистической эпохи не представляет собой единого движения вперед. Не во все времена существовала питательная почва для расцвета искусства, и далеко не все художники способствовали и способствуют этому расцвету. Такое положение объясняется неравномерностью и противоречивостью развития различных областей культуры в классово антагонистическом обществе.
Для развития искусства благоприятна только та социально-историческая почва, которая обеспечивает формирование и обогащение истинно человеческой, по словам К. Маркса, сущности. Непреложность этого положения красноречиво подтверждается, например, расцветом искусства в эпоху Возрождения. Наоборот, во многие эпохи (особенно это относится к эпохе капиталистического господства) сложившиеся общественные отношения неблагоприятны для духовного развития людей и тем самым и для развития искусства и литературы. И если тем не менее и в эти эпохи создаются замечательные художественные произведения, то не благодаря господствующему порядку в обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, а вопреки этому порядку. Питательной почвой для создания таких произведений служит жизнь народных масс, великие освободительные движения, все более и более обогащающееся сознание передовых демократических кругов.
Учитывая это, остановимся на общих закономерностях развития искусства и литературы и тех направлениях, по которым это развитие совершается. Исходные моменты для этого были даны классиками марксизма и классиками русской критики. В результате анализа литературного развития они выявили ведущие тенденции этого развития и наметили его дальнейшие перспективы. Так, Энгельс в письме к Лассалю говорил о движении драмы к «полному слиянию большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия»1, Добролюбов в статье «Темное царство» писал как об идеале, к которому устремлено развитие литературы, «о свободном претворении самых высших умозрений в живые образы».
Имея в виду общую перспективу развития литературы, намеченную в гениальных прогнозах Энгельса и Добролюбова, рассмотрим некоторые вопросы, связанные с уяснением закономерностей литературного процесса.
Труд как основа искусства. В возникновении и развитии искусства решающую роль сыграл и играет человеческий труд. Ф. Энгельс писал: «...операции, к которым наши предки в эпоху, перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку, могли быть вначале только очень простыми. Самые низшие дикари и даже те из них, у которых приходится предположить возврат к более звероподобному состоянию с одновременным физическим вырождением, все же стоят гораздо выше тех переходных существ. Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.
Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям,— только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини».
На основе труда начался процесс единого поступательного развития искусства. Однако вступление человечества в фазу классового общества нарушило единство этого процесса и обусловило его противоречивый характер. На Первом съезде советских писателей А. М. Горький говорил: «Процесс социально-культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга. Этот нормальный процесс культурного развития людей труда был в древности прерван силою известных вам причин. Голова оторвалась от рук, мысль — от земли. В массе деятелей явились созерцатели, объясняющие мир и рост мысли отвлеченно, вне зависимости от процессов труда, которые изменяют мир сообразно интересам и целям людей. Вероятно, вначале они служили организаторами трудового опыта и были такими же «знатными людьми», героями труда, каких мы видим в наши дни в нашей стране. А затем в их среде зарождается источник всех социальных несчастий — соблазн власти одного над многими, стремление к легкой жизни за счет чужой рабочей силы и уродливо возвышенное представление о своей индивидуальной силе,— представление, которое вначале питалось признанием исключительных способностей данной единицы, хотя эти способности были только концентрацией, отражением трудовых достижений рабочего коллектива — рода, племени».
Со времени разделения общества на враждебные классы развитие искусства перестало представлять собой единое поступательное движение. Оно пошло по тем двум направлениям, о которых писал В. И. Ленин, разрабатывая учение о двух культурах. Поступательное движение характеризовало искусство, которое отвечало запросам трудящихся масс, заинтересованных в правдивом воспроизведении жизни. Эксплуататорские же классы отнюдь не стремились к обеспечению культурного роста и жизненных благ трудящегося человечества. Потому они вносили более или менее значительные вклады в развитие искусства и литературы преимущественно в периоды своего первоначального подъема, когда ориентировались на массы (например, буржуазная французская литература периода борьбы «третьего сословия» с феодалами), и в относительно кратковременные периоды соответствия буржуазных отношений развитию производительных сил (например, норвежская литература конца прошлого века).
Только в условиях социализма, на новой, высшей основе восстанавливается и продолжается нормальное взаимодействие человеческого ума и «умных рук» человека и создаются тем самым необходимые благоприятные условия для расцвета искусства.
Исторически конкретное своеобразие произведений искусства и их непреходящее значение. Различные общественные отношения и особенности национального развития так или иначе определяют конкретные судьбы и содержание произведений искусства. Поэтому каждый этап в развитии искусства своеобразен и неповторим. Только в связи с событиями 1812 года и начавшимся движением первого поколения русских революционеров могло возникнуть и развиться такое колоссальное явление искусства, как поэзия Пушкина. Только в условиях подготовки первой русской революции, в обстановке форсированного пореформенного разорения русского крестьянства могли быть созданы гениальные произведения Л. Н. Толстого. Только в годы выступления на историческую арену русского революционного рабочего класса, возглавившего борьбу трудящихся масс против помещиков и капиталистов, мог появиться величайший пролетарский писатель — Горький.
Обусловленность произведений искусства и литературы всегда особенными социально-историческими обстоятельствами и вытекающие отсюда своеобразие и неповторимость самих этих произведений могут привести к мысли о том, что развитие искусства представляет собой простую смену различных преемственно не связанных друг с другом явлений и, вследствие этого, не является движением вперед. Однако такая мысль была бы неверной. Противоречие между исторической относительностью отдельных произведений искусства и его поступательным в основном развитием — мнимое. Ключ к разрешению этого противоречия мы находим в учении классиков марксизма-ленинизма об абсолютной и относительной истине. «С точки зрения современного материализма, т. е. марксизма,— писал В. И. Ленин,— исторически условны пределы приближения наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безусловно существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель». Таким образом, относительность человеческого познания на каждом отдельном этапе исторического развития нисколько не исключает того, что результаты относительного познания входят как уже добытые элементы в «сумму абсолютной истины» и что вне их никакого пополнения этой суммы нет и быть не может. Отсюда и преемственная связь между познавательной работой людей различных поколений, и необходимость для новых поколений освоения всего лучшего, что было создано их предшественниками. В. И. Ленин в речи на III Всероссийском съезде Коммунистического союза молодежи говорил: «Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру — без такого понимания нам этой задачи не разрешить... Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».
Преемственные связи характеризуют и развитие литературы. Однако есть существенная разница в непосредственной жизни произведений научного и технического творчества, с одной стороны, и художественного — с другой. Первые включаются в последующее развитие, входя как необходимые элементы в новые создания науки и техники, в то время как вторые продолжают самостоятельно жить наряду и наравне с подобными им творениями искусства, созданными в различные эпохи (например, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, Шекспира, Корнеля, Расина, Пушкина, комедии Аристофана, Мольера, Фонвизина, Гоголя, Островского и т. д.).
Об условиях нетленной жизни величайших творений искусства и литературы говорил Маркс, характеризуя древнегреческое искусство. Такими условиями являются неповторимость явлений действительности и уровня человеческого сознания, отразившихся в конкретных художественных произведениях, и единство человеческого развития, представляющего собой, несмотря на возможные временные отклонения, восхождение от низших форм к высшим.
Каждый этап истории неповторим. Мысли и чувства людей, сложившиеся на этом этапе, никогда больше не могут предстать именно в таком их содержании и такой форме, как не могут повториться у человека его детство, отрочество, юность. Поэтому обогащение человеческой сущности, о чем говорит Маркс, предполагает непосредственное усвоение людьми всех духовных богатств, накопленных веками и получивших живое художественное воплощение в великих произведениях искусства.
В России 40-х годов прошлого века близкими к мысли Маркса оказались проникновенные строки из письма Гоголя о переводе Жуковским гомеровской «Одиссеи»: «Одиссея» есть именно то произведение, в котором заключались все нужные условия, дабы сделать ее чтением всеобщим и народным. Она соединяет всю увлекательность сказки и всю простую правду человеческого похождения, имеющего равную заманчивость для всякого человека, кто бы он ни был. Обстоятельство слишком важное, особенно если примем в соображение то, что «Одиссея» есть вместе с тем самое нравственнейшее произведение и что единственно затем и предпринята древним поэтом, чтобы в живых образах начертать законы действий тогдашнему человеку...
Народ... извлечет из «Одиссеи» то, что... легло в дух ее содержания и для чего написана сама «Одиссея», т. е. что человеку везде, на всяком поприще, предстоит много бед, что нужно с ними бороться,— для того и жизнь дана человеку,— что ни в каком случае не следует унывать, как не унывал и Одиссей...
Отчего ж так сильно это слышится всем? Оттого, что залегло это глубоко в самую душу древнего поэта. Видишь на всяком шагу, как хотел он облечь во всю обворожительную красоту поэзии то, что хотел бы утвердить навеки в людях... оставить в каждом лице своем пример каждому на его отдельном поприще, а всем вообще оставить пример в своем неутомимом Одиссее на общечеловеческом поприще».
Участие литературы в борьбе классов. Литература наравне с другими формами общественного сознания так или иначе отражает ход борьбы классов и участвует в этой борьбе.
На ранних ступенях развития классового общества эта борьба, естественно, представала в ее еще самых простых и несложных формах. Плеханов, например, справедливо отметил отражение начинающейся борьбы классов в эскимосской сказке о Кагзакзуке. Кагзакзук, передает Плеханов, «был бедняк и много страдал от богатых своих соплеменников... Сделавшись сильным, истребив медведей, он отомстил за себя своим притеснителям, перебив их или изуродовав. Только бедных пощадил он, потому что бедные любили и жалели его». Симпатии к беднякам, утверждение силы народных масс, сатирическое изображение богачей и чиновных лиц — обычные мотивы ряда русских народных сказок, песен и некоторых произведений нашей древней литературы.
С усложнением форм классовой борьбы в современном мире и литературная борьба становится все более сложной и многообразной. Реакционные писатели всячески стремятся подорвать веру в творческие силы человека и тем самым увести от мысли о возможности социальных преобразований жизни. Некоторые из них призывают к новой мировой войне и разжигают у читателей низменные страсти всевозможной авантюрно-детективной или мистико-эротической макулатурой. Напротив, прогрессивные писатели, выражающие интересы трудящихся масс, выступают с идеями борьбы за мир во всем мире, с разоблачением звериной сущности милитаризма и аморализма, с протестом против всякой дискриминации людей и народов. Они утверждают творческие силы человечества, способного, как показал исторический опыт уже многих народов, свергнуть иго эксплуататоров и создать новые, социалистические условия жизни.
Развитие литературы в классово антагонистическом обществе знаменуется борьбой идей и направлений, отражающих классовую борьбу и непосредственно участвующих в ней. Советская литература развивается в условиях творческого соревнования советских писателей. Но это не значит, что и ее развитие не характеризовалось и не характеризуется борьбой с антинародными тенденциями.
Преемственность в литературном развитии. В литературе мы должны различать преемственность идей, типов и средств художественного изображения. Преемственность в каждой из указанных трех областей специфична. Если, например, преемственность идей мы наблюдаем только у писателей, которые по своему мировоззрению близки друг другу, то преемственность в средствах изображения встречается у писателей, стоящих на различных идейных позициях. Это объясняется внутренними законами развития способов и средств литературного изображения, которые, как и язык, могут использоваться в различных идейных целях. Преемственность идей в литературном процессе классового общества прямо отражает общую преемственность в развитии определенных социальных сил. Так, например, нарастание в XVIII и XIX столетиях протеста народных масс России против помещиков и капиталистов, все большее уяснение народом причин социальных бедствий непосредственно определяло развитие идей передовой русской литературы. В конце XVIII века протест русского трудового народа против угнетателей, особенно ярко проявившийся в пугачевском восстании, получил свое литературное выражение в произведениях Фонвизина, Крылова, Новикова и особенно Радищева. Патриотические и освободительные идеи этих писателей вошли в золотой фонд идей передовой русской литературы и непосредственно воздействовали на дальнейшее общественное развитие, связанное с Отечественной войной 1812 года и движением декабристов. В этот новый период распространение патриотических и освободительных идей становится значительно более широким, критика феодально-крепостнического строя углубляется и усиливается. Грибоедов, Пушкин, поэты-декабристы сказали свое новое слово, отвечавшее новым общественным идеалам.
Однако преемственная связь этих писателей с их славными предшествениками несомненна. Они так же продолжали развитие идей Радищева, Фонвизина, Крылова, как последние в свою очередь опирались в своем идейном формировании на передовые традиции предшествующей им литературы, традиции Кантемира и Ломоносова. Преемственность идей является закономерным отражением преемственности в развитии социальных сил. Она характеризуется не повторением в новое время сказанного в предшествующий период, а видоизменением, углублением и восполнением этого старого применительно к новым условиям.
В той или иной национальной литературе мы можем проследить преемственно связанные друг с другом литературные типы.
Во многих произведениях передовой русской литературы предстают типы борцов за свободу и счастье народа: поэты — народные трибуны у Пушкина и Лермонтова; Козьма Захарьич Минин-Сухорук у Островского; Саша, Крот, жены декабристов, Григорий Добросклонов у Некрасова; Рахметов и Волгин у Чернышевского; Нил, Павел Власов и Пелагея Ниловна у Горького; Павел Корчагин у Н Островского: молодогвярдейцы у Фадеева. Или, наоборот, типы различных «мертвых душ»: Скалозубы, Фамусовы, Молчалины у Грибоедова; Скотинины, Пустяковы, Фляновы, Буяновы у Пушкина; представители «водяного общества» у Лермонтова; Плюшкины, Собакевичи, Ноздревы, Маниловы, Коробочки у Гоголя; Негровы и Скалинские у Герцена; Стегуновы, Пеночкины Калломейцевы и Сипягины у Тургенева; Оболты-Оболдуевы и Последыши у Некрасова; Угрюм-Бурчеевы, Органчики, Головлевы у Салтыкова Щедрина.. Создание писателями определенного типа героев вызывается реальным положением вещей. Лермонтов не потому показывал «страдающего эгоиста» Печорина, что Пушкин до него изобразил «страдающего эгоиста» Онегина, а потому, что в лермонтовскую эпоху такой тип человека продолжал развиваться в самой жизни, сохраняя некоторые старые и приобретая новые черты. Тем не менее роль писателей, которые впервые создали какой-либо тип героя или внесли значительный вклад в дальнейшее изображение ранее созданных, велика: их творчество помогло преемникам увидеть и понять существенные черты и общественное значение данных типов.
Это во многом содействовало дальнейшему литературному развитию.
В отличие от преемственности идей преемственность типов людей не всегда является непрерывной. Многие типы, возникнув при определенных исторических обстоятельствах, сходят со сцены при изменении общественной обстановки. Так, столь распространенные в русской литературе прошлого типы «лишних людей» или типы «бедных людей» уже не имеют в Советской стране почвы для своего существования и развития.
Своеобразный характер имеет преемственность в развитии средств художественного изображения. Каждый писатель использует многочисленные языковые средства в целях раскрытия содержания своего произведения. Но сами эти средства, в отличие от идей, могут использоваться в произведениях различных по общественным позициям писателей. Во многом противостоят друг другу по своему содержанию произведения Салтыкова-Щедрина и произведения Достоевского, но язык этих произведений служит писателям средством индивидуализации и типизации изображаемого. В области политических идей Пушкин преимущественно опирался на таких своих предшественников, как Радищев, Фонвизин, Крылов. Однако в развитии языка художественной прозы Пушкин во многом исходил из сделанного Карамзиным, а в развитии лирической поэзии — Жуковским и Батюшковым.
Такой же характер присущ преемственности в развитии стихотворных размеров, видов и способов рифмовки, строф и других элементов стихосложения. Несмотря на идейные различия, поэты часто обращаются к одним и тем же поэтическим средствам: размерам стиха, рифмам, строфам, переносам и т. п. Причина такого положения в неразрывной связи систем стихосложения с формой национальной культуры — языком. Развиваются и укрепляются в стихотворных произведениях лишь те поэтические приемы, которые отвечают грамматическому строю данного национального языка. Поэтому только они и могут применяться в стихотворной практике.
Наиболее сложную картину представляет преемственность в развитии трех способов литературного изображения: эпического, лирического и драматического. Во многих случаях мы наблюдаем прямое развитие уже существующих форм (традегии Еври-пида по отношению к трагедиям Эсхила и Софокла, поэмы Лермонтова по отношению к поэмам Пушкина), иногда — сложный синтез предшествующего опыта (сочетание в романе Л. Толстого «Война и мир» исторического очерка, философского трактата и художественно-беллетристического изображения), порою — совсем новые формы, включающие в себя лишь отдельные элементы литературы прошлого (жанры стихотворного фельетона и стихотворного обозрения у Некрасова).
В каждом отдельном случае осуществление того или иного способа литературного изображения имеет своей целью раскрытие содержания данного произведения в соответствующей ему форме. Но подчас тот же самый способ, те же самые приемы в их общем виде оказываются пригодными и для раскрытия другого содержания. Случается, что художники новой эпохи временно воскрешают уже в основном отжившие формы. Так, Плеханов в работе «Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии» пишет с живописи Давида, в частности о его картине «Брут», выставленной в 1789 году, то есть в год начала Французской революции. Революционная живопись Давида была, как и все вообще творения искусства, вызвана к жизни определенными общественными условиями. Освободительный подъем во Франции к 1789 году все более нарастал, и «третье сословие», увлекавшееся ранее жанровой живописью, «слезливой комедией, писанной масляными красками», решительно меняет свои эстетические воззрения, требуя от художника революционной героики, искусства, служащего массам. Художником, который воплотил все это в полотнах, стал Давид. В живописи Давида внешне сказалось противоречие между новым содержанием и старой формой. Давид был убежденным классицистом в области формы и своими произведениями уводил, как пишет Плеханов, «назад от новейших подражателей к античным образцам». Однако Давид сумел использовать эти античные образцы для движения вперед. Вот описание Плехановым картины Давида «Брут». «Ликторы несут тела его (Брута.— Г. А.) детей, только что казненных за участие в монархических происках; жена и дочь Брута плачут, а он сидит, суровый и непоколебимый, и вы видите, что для этого человека благо республики есть в самом деле высший закон. Брут — тоже «отец семейства». Но это отец семейства, ставший гражданином. Его добродетель есть политическая добродетель революционера».
Эта картина была порождена Французской революцией. «Брут» имел потрясающий успех. Он доводил до сознания то, что стало самой глубинной, самой насущной потребностью бытия, т. е. общественной жизни тогдашней Франции». Самые недостатки картины, как отмечал Плеханов, отражали настроения деятелей Французской революции: сходство с древнегреческими статуями, приданное Давидом лицам его картины, подчеркивало в каждом из этих лиц лишь какую-то одну присущую ему страсть. Порожденная Французской революцией живопись Давида, обратившись к глубокой древности, к искусству античного мира, нашла нужные формы. Так конкретные социально-исторические причины определили возможность временного возрождения старых форм.
После революции французская буржуазия, достигнув господства, отворачивается от революционных героев и отвергает классицизм, который «стал казаться ей холодным, полным условности. И он в самом деле сделался таким. Его покинула его великая революционная душа, сообщавшая ему такое сильное обаяние, и у него осталось одно тело — совокупность внешних приемов художественного творчества, ни для чего теперь не нужная, странная, неудобная, не соответствовавшая новым стремлениям и вкусам, порожденным новыми общественными отношениями».
Итак, преемственность в развитии искусства и литературы определяется насущными, живыми, современными для каждого данного художника общественными потребностями. В подлинно художественных творениях искусства использование ранее выработанных людьми средств изображения служит, следовательно, не возвращению к прошлому, а настоящему и будущему.
Преемственность и новаторство. Опираясь на весь опыт художественного развития, включая элементы этого опыта в свои произведения, великие писатели всегда говорили новое слово. Так же как в развитии научной мысли, опыт прошлого осваивался, критически перерабатывался, дополнялся, обогащался, видоизменялся, поднимался на новую ступень. Продолжатели лучших традиций прошлого выступали новаторами, вносившими свой особенный вклад в художественное развитие. Общеизвестны, например, слова, сказанные героем романа Н. Островского «Как закалялась сталь» Павлом Корчагиным: «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества».
В этих словах - лучшие помыслы и чувства величайших представителей классической русской литературы: светлое пушкинское утверждение радостной связи человека с человечеством и гневное осуждение Лермонтовым бездейственных, творчески бессильных людей. Они провозглашают высшим счастьем борьбу за освобождение народа, воспетую Некрасовым, и произносят беспощадный приговор «бесцельно прожитым годам» всевозможных щедринских «премудрых пескарей», «подленькому и мелочному прошлому» горьковских Самгиных.
Сказанное - не простой сплав мыслей и чувств предшественников Н. Островского, а выражение нового сознания, включившего в себя прогрессивные идеи прошлого. Понятие «освобождение человечества» имеет в романе свой конкретный смысл: оно предполагает осуществление величественных целей коммунизма и основывается на ясном понимании средств к их достижению. Осмысление новаторства писателя и его преемственной связи с предшественниками имеет огромное значение. Без такого осмысления невозможно определить место этого писателя в истории литературы и понять его роль в литературном процессе.

продолжение ...







Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье»


Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем такого особенного и почему зеленый кофе стал средством номер один для похудения? Читать далее ...

Способствует ли пищевая сода избавлению от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами! Чудо-диеты и волшебные обертывания, травяные настои и экзотические продукты. Но чего не сделаешь ради красоты? В фаворе сегодня пищевая сода. Можно ли похудеть с ее помощью? Читать далее ...

Можно ли сбросить лишний вес с помощью имбиря?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас и экстракт ананаса. После него панацеей объявили зеленый чай. Теперь же пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с помощью имбиря или это разбитые надежды худеющих? Читать далее ...

Как не поправиться зимой: секреты идеального веса


Летом худеть очень легко, ведь радужное солнышко манит на прогулку, хочется плескаться в водичке и кушать только спелые овощи и фрукты с приусадебного участка. Зимой же ситуация обстоит совершенно в ином направлении: дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее... Читать далее ...


Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»


Почему нам снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. В целом ряде сонников разным родственникам отводятся различные роли... Читать далее ...

Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим... Читать далее ...

Если приснился плохой сон...


Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно... Читать далее ...


Популярные статьи из раздела «Праздники и подарки»


Что подарить подруге
В подарок для подруги обычно вкладывается не только желание сделать ей приятное, но и стремление отблагодарить – за помощь, советы, поддержку и теплое общение...
Читать статью >>
Что подарить другу
Когда наступает пора выбирать подарок, возникают сомнения, что же подарить другу, ведь так хочется не «отдариться», а одарить, преподнеся действительно яркий презент...
Читать статью >>
Что подарить ребенку
Выбор детского подарка должен зависеть от возраста ребенка. То, что обрадует четырехлетнего малыша, грудничка оставит равнодушным, а первоклассника и вовсе может расстроить...
Читать статью >>
Как не ошибиться с подарком
Каждая вещь при определенных обстоятельствах может выступить в роли подарка. Но существует категория предметов, которые все-таки являются весьма рискованными дарами...
Читать статью >>
Сценарии юбилеев
В данном разделе мы кратко рассмотрим сценарии проведения юбилейных торжеств по случаю "круглых" дат для мужчин и женщин, а также сценарии детских Дней Рождения...
Читать статью >>
Сценарий корпоративной вечеринки
Как придумать сценарий для современной корпоративной вечеринки? Условно говоря, сценарий вечеринки для сотрудников можно разбить на четыре смысловые части...
Читать статью >>



Популярные статьи сайта из раздела «Лечение за границей»


Увеличение груди

Операция по увеличению груди


Многие женщины предпочитают делать пластическую операцию по увеличению груди за рубежом. Мотивация понятна – оснащенность и профессионализм зарубежных хирургов значительно выше, а значит, и результат операции, как правило, оказывается более впечатляющим... читать полностью >>


Коррекция фигуры

Коррекция фигуры в зарубежных клиниках


Во все времена человек стремился выглядеть красиво. Современный мир предлагает могущественное средство в борьбе за эстетику и красоту тела – пластическую хирургию. Данное направление медицины получило особенно широкое развитие за рубежом... читать полностью >>


Лечение рака

Лечение рака за рубежом


Утратив веру в современную медицину, с каждым годом все больше наших соотечественников выезжают для лечения рака за рубеж. Из стран СНГ каждый год для диагностики и лечения рака примерно 30 тыс. человек выезжают в Израиль, 20 тыс. – в Германию и примерно 10 тыс. – в Швейцарию... читать полностью >>


Пластическая хирургия

Пластические операции за рубежом


Услуги пластических хирургов в зарубежных клиниках не обязательно баснословно дорогие. Во многих случаях стоимость пластической хирургии за рубежом сопоставима с «отечественными» ценами; иногда цены в российских частных клиниках даже превышают зарубежные... читать полностью >>


Что вам сегодня приснилось?


Психология взаимоотношений
Пожалуй, каждая из нас, выходя замуж, мечтает стать хорошей женой своему избраннику. Но какая она, хорошая жена? Как следует вести себя, чтобы заслужить это почетное звание?

читать далее >>
Что делать, если не складывается личная жизнь и ни одно из многообещающих романтических знакомств так и не приводит к счастливому финалу – созданию семьи?

читать далее >>
Вкусно едим и не поправляемся

Оригинальный кекс с тыквой


Запеченная рыба в соли


Запеканка с творогом и вишней


Салат с сыром и овощами


Грибной суп с чечевицей


Полезные батончики мюсли

Как найти «своего» мужчину?
Поиск «своего» избранника – не такая сложная задача, как может показаться на первый взгляд, и вам вполне по силам решить ее на отлично. Но как узнать того счастливца, который действительно заслуживает права называться «своим» мужчиной? Ответить на этот вопрос очень просто.

прочитать полностью >>
Собираемся на отдых
Отпуск дается нам всего раз в году, а испортить его проще простого. Рассмотрим десять самых типичных ошибок начинающих туристов.

читать далее >>

Собираясь в отпуск, следует со всей ответственностью подойти к вопросам безопасности. Мошенников и аферистов хватает, к сожалению, везде.

читать далее >>

Чтобы отдых не был испорчен, к выбору отеля нужно подходить серьезно. Не все менеджеры бывали в тех отелях, которые рекламируют.

читать далее >>
Психология совместной жизни
Еще совсем недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее этот вид брачного союза благополучно существует и ныне.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним трезво оценить все возможные негативные стороны такого шага.

читать далее >>
Косметика: правила выбора

Как правильно выбрать губную помаду?


Какой тональный крем предпочесть?


Как выбрать лучший скраб для лица?


Как подобрать шампунь для волос?


Как определиться с выбором туши для ресниц?


Какой лак для ногтей эффективней?

Как одеваться стильно и недорого?
Как быть, если зарплата не так велика, чтобы вы могли позволить себе покупать каждую понравившуюся вещь?
Только не впадать в уныние! Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы.

прочитать полностью >>
Работа и карьера: правила поведения
Работы и так невпроворот, а начальник то и дело дает новые задания в то время, как половина сотрудников спокойно пьет чай?

читать далее >>

Что делать, если с самого начала ваш начальник «имеет на вас зуб» или вы столкнулись на редкость с неуровновешанным характером?

читать далее >>

Как известно, коллег по работе не выбирают. Хорошо, если вам выпало счастье работать с доброжелательными и понимающими людьми. А если нет?

читать далее >>
Психология семейных отношений
Наверняка каждая из нас слыхала грустные истории о семьях, разрушенных по вине свекрови, которая не могла вынести, чтобы ее сынок достался «этой стерве». Дадим несколько практических советов.

читать далее >>
Об этом дне мы начинаем грезить еще в детстве. Как избежать превращения столь долгожданного события в унылое застолье? Как сделать свадьбу поистине незабываемой?

читать далее >>
Искусство тонкой маскировки
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Интерьер детской комнаты
Психологи утверждают, что интерьер детской может оказывать влияние на характер и даже на интеллектуальное развитие малыша.
Чтобы оборудовать правильную детскую комнату, стоит прислушаться к рекомендациям специалистов – дизайнеров, медиков, психологов.

прочитать полностью >>
Мода: как выглядеть стильно
Если полная женщина хочет в выгодном свете подчеркнуть достоинства своей фигуры, то она должна знать несколько правил.

читать далее >>

При всем разнообразии моделей, предлагаемых современной модой, следует тщательно подходить к выбору фасона.

читать далее >>

Настоящая женщина даже дома должна выглядеть стильно и привлекательно. Одежда всегда поможет создать настроение.

читать далее >>
Детские товары: правила выбора

Как правильно выбрать детское питание?


Какую детскую обувь предпочесть?


Как выбрать одежду для ребенка?


Какое детское автокресло безопаснее?


Как подобрать удобную детскую коляску?


Как выбрать кроватку для ребенка?


Какие игрушки понравятся вашим детям?


Какой матрас полезней для ребенка?

Психология здоровья
Кто-то боится лягушек, кто-то глубины, а кто-то высоты. Фобии – штука не заразная, но тот, кто с ними хорошо знаком, знает, что такие навязчивые страхи мешают нормально жить.

читать далее >>
В жизни абсолютно каждого человека хотя бы один раз случалась ситуация, для решения которой была необходима помощь психолога, психотерапевта, а временами и психиатра

читать далее >>
Сейчас официальная медицина признала, что 25-30% населения страдает от погодной неустойчивости. Для них метеорологи сообщают о приближении изменений в окружающей среде.

читать далее >>
Можно ли путешествовать во время беременности? Не опасно ли это для женщины и ее ребенка? Что говорят по этому поводу врачи?

Читать полностью >>
Омоложение на клеточном уровне: как работает клеточная терапия? Действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать полностью >>
Многие зарубежные клиники предлагают программы обследования, получившие название check-up. В чем их особенность?

Читать полностью >>
С давних времен люди видели пользу для здоровья от термальных процедур. Какие термальные курорты стоит посетить?

Читать полностью >>
 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Книжные новинки    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       Детский сад Ру Вконтакте    наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.