Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Литературные роды, виды и жанры


Абрамович Г. Л. "Введение в литературоведение"
Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»
М., Просвещение, 1979 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Литературное развитие неразрывно связано, с одной стороны, со все множащимися и усложняющимися видовыми и жанровыми формами художественных произведений, с другой стороны — с возникновением и сменой художественных методов.
Еще в давние времена были созданы действующие и поныне способы, или родых литературного изображения: эпический, лирический и драматический, определившие пути разрешения тех задач, которые ставились и ставятся человечеством перед литературой.
Эпический способ был основан на художественном воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира. Лирический — на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни. Драматический способ органически сочетал возможности двух первых: характеры самых различных действующих лиц выступают в пьесе в непосредственном лирическом самовыявлении.
Несмотря на взаимодействие всех этих трех способов в литературной практике и многообразие форм их конкретного применения писателями, основные принципы трех родов остаются неизменными и уже на протяжении тысячелетий характеризуют творения литературы. Такая устойчивость родов поэзии легко объяснима. Люди развиваются в конкретных общественных условиях, проявляют себя в определенных действиях, мыслях, переживаниях, выступают в тех или иных отношениях к природе, друг к другу, к самим себе. Эпос, лирика и драма в своей совокупности открывают почти безграничные возможности полного и глубокого воспроизведения жизни и сознания людей, начиная от изображения сложнейших общественных процессов, знаменовавших целые эпохи в жизни народов (например, в таких произведениях, как «Илиада» Гомера, «Гамлет» Шекспира, «Война и мир» Л. Толстого, «Мать» Горького, «Тихий Дон» Шолохова), и кончая передачей какого-либо одного человеческого переживания (например, в таких стихотворениях, как «Я помню чудное мгновенье» Пушкина, «Парус» Лермонтова).
Роды, или способы, поэзии сами по себе отнюдь еще не являются формами литературных произведений: они представляют собой лишь общие принципы изображения. Эти принципы реализуются во множестве возникающих и складывающихся в процессе литературного развития эпических, лирических и драматических форм. Эпическое изображение осуществлялось в эпопее, басне, поэме, балладе, рассказе, повести, романе, очерке, художественных мемуарах. Лирический способ получал применение в оде, элегии, сатире, эпиграмме... Общие принципы драмы находили выражение в трагедии, комедии, драме (в узком значении этого понятия), водевиле, шутке, сценах. Кроме того, некоторые формы каждого из родов поэзии в свою очередь в процессе развития подразделялись на отдельные группы. Так, например, мы знаем такие типы романа, как социально-психологический, семейно-бытовой, философский, сатирический, приключенческий, научно-фантастический, исторический. Исходя из всех этих фактов, теория литературы и оперирует в данной области тремя понятиями: рода, вида и жанра.
Общепринятой трактовки этих понятий до сего времени пока нет. Одни, основываясь на этимологическом значении слова, вместо «род поэзии» говорят «жанр» и называют формы его употребления видами и разновидностями этих видов. Другие придерживаются того деления, которое нами, как более употребительное, и дается. В этом случае под родом понимается способ изображения (эпический, лирический, драматический); под видом — та или иная определенная форма эпической, лирической и драматической поэзии (роман, ода, комедия); под жанром — какая-либо разновидность существующих видов поэзии (исторический роман, сатирическая поэма).
Единый принцип деления родов поэзии на виды и жанры в их развитии не так просто выявить. Многообразие форм эпических, лирических и драматических произведений соответствует многообразию возникающих и развивающихся идейно-познавательных запросов людей. В конечном счете, однако, решающую роль в создании тех или других видов и жанров играет характер предметов изображения. Сравним предметы двух жанров поэмы: героической и сатирической. Героическая поэма изображает какое-либо важное в жизни народа событие, в процессе совершения которого проявляются сила и доблесть представителей этого народа («Слово о полку Игореве», пушкинская «Полтава»). Так, в «Полтаве» Пушкин воспевает как несокрушимую силу русского войска —
...нить полков блестящих, стройных,
Послушных, быстрых и спокойных,
И ряд незыблемых штыков,
так и огромную роль в победе над шведами «героя Полтавы»— Петра:
............Из шатра
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Сатирическая поэма, напротив, избирает какое-либо низкое явление, лишь рядящееся в одежды значительности, и подвергает его осмеянию. К таким поэмам можно отнести «Тамбовскую казначейшу» Лермонтова и «Современников» Некрасова. В обоих случаях жанр определяется характером изображаемого.
Вид, или жанр, как и все остальные элементы художественной формы, является одним из средств раскрытия содержания. Однако нельзя допускать при рассмотрении данного вопроса упрощения. Выбор жанра во многом зависит и от характера дарования самого писателя. Немногие поэты могут быть одинаково велики во всех видах поэтического творчества — в романах и повестях, рассказах и сказках, стихотворениях и песнях, поэмах и драмах, свободно выбирать ту или иную форму для своего произведения. Под силу это было лишь Пушкину.
Чаще, наоборот, дарование писателя наиболее ярко сказывается в одном или нескольких поэтических видах. Тургенев, например, начал свой творческий путь с создания стихов и стихотворных поэм, затем написал ряд пьес, одновременно пробуя свои силы и в эпической прозе. Убедившись, что его сила как художника проявляется именно в прозе, знаменитый русский романист и новеллист навсегда оставил стихи и драматургию, но зато в поисках новых малых жанров обогатил русскую литературу своими чудесными стихотворениями в прозе. Некрасов писал и стихи, и прозу, но последняя не шла ни в какое сравнение со стихотворными произведениями поэта, и он в зрелый период своего творчества отказался от воплощения даже наиболее широких замыслов в прозаических жанрах. А. Н. Островский — гениальный драматург, в других областях поэзии он не чувствовал себя полноправным хозяином. Поэтому он не мог, в отличие от автора «Ревизора», переходить по желанию от драматургии к эпическому изображению. Соответствие жанровой формы произведения его содержанию не позволяет, однако, сказать, что та или другая жанровая форма обязательно соответствует только определенному конкретному содержанию. Одни и те же виды и жанры подчас используются писателями самых различных идейных направлений для осуществления различных же идейных задач. К жанру социально-философско-политического романа относится великий революционный роман Чернышевского «Что делать?», но в этом жанре написан и роман Достоевского «Бесы», в котором сказались и реакционные тенденции его создателя, резко осужденные В. И. Лениным. Жанр баллады использовался в свое время Жуковским для воплощения в нем сказочно-фантастического содержания, но в такой же жанровой форме чудесно сказал о величии дел и характеров большевиков советский поэт Николай Тихонов («Баллада о синем пакете»).
Идейно-художественные особенности того или иного писателя определяют весьма своеобразный характер видов и жанров его произведений. Но это своеобразие тем сильнее оттеняет специфическое использование данным писателем общих свойств того или иного вида или жанра.
Об особенностях видовых и жанровых форм и их назначении хорошо сказал М. Б. Храпченко: «В жанре находят свое выражение те черты литературных явлений, которые имеют непосредственное отношение к структурно-познавательным их особенностям. В самом деле, когда мы называем те или иные жанры, например — ода, элегия, лирическая поэма, бытовая комедия, социально-психологический роман, семейный роман, роман-эпопея, высокая трагедия и т. д., для нас это не только указание на определенные виды построения литературных произведений, но и обозначение специфического подхода к явлениям жизни. Очевидно, что характер охвата процессов жизни, их освещение в бытовой комедии и элегии, лирической поэме и романе-эпопее разный, равно как и во многих других жанрах».
Конкретный социально-исторический характер поэтических видов и жанров. Разделение искусства на его различные виды и тем более поэзии на ее три рода — результат длительного исторического развития. На ранней стадии художественное творчество характеризовалось еще так называемым первобытным поэтическим синкретизмом, то есть слитностью, нерасчлененностью его различных элементов. В синкретическом искусстве будущие роды поэзии существовали лишь в зародышевом состоянии. Обычная на этом этапе хоровая песня, исполнявшаяся членами какого-либо рода или племени, содержала и передачу отдельных событий (эпический элемент), и непосредственное выражение поющими их переживаний (лирический элемент), и своеобразный диалог между запевалой и хором или между одной частью хора и другой (драматический элемент). Кроме того, пение сопровождалось плясками, жестикуляцией, мимикой и другими, как их потом стали называть, театральными эффектами. В дальнейшем синкретизм исчезает: образуются отдельные самостоятельные виды искусства, внутри же этих видов постепенно складываются различные специальные области.
Поэзия, в частности, разделяется на уже известные нам роды, которые в свою очередь с течением времени получают все более многочисленные видовые и жанровые формы их конкретного осуществления.
Понятно, что не у всех народов художественное творчество развивалось в одинаковой последовательности и имело один и тот же характер. Своеобразие общественных отношений, различный уровень жизни, отличавшие одни народы от других, неизбежно определяли и своеобразие национального художественного развития. Еще Белинский, отмечая последовательность создания родов поэзии у древних греков, указывал на недопустимость механических представлений об обязательности такой последовательности у других народов. «Эпопея,— писал Белинский о развитии искусства древних греков,— предшествовала у них лире, так же как лира предшествовала драме. Такой ход искусства оправдывается и самым умозрением: для младенчествующего народа объективное воззрение на природу и на жизнь, как на предметы сущие по себе, и мысль, как предание о прошедшем, должны предшествовать внутреннему созерцанию и мысли как самостоятельному сознанию. Однако ж из этого отнюдь не следует заключать, чтоб развитие искусства у всех народов должно было совершаться в одинаковой последовательности. Не должно забывать, что вся полнота жизни эллинов выразилась преимущественно в искусстве, так что их национальная история есть по преимуществу история развития искусства, тогда как у других народов искусство было побочным элементом жизни, второстепенным интересом и подчинялось другим стихиям общественной жизни...
У новейших народов Европы, по необъятному богатству содержания их жизни, по неистощимой многочисленности элементов их общественности... существуют все роды поэзии; но они явились у каждого из народов в своей особой последовательности или, лучше сказать, в совершенной смешанности».
Использование в отдельных национальных литературах определенных видов и жанров всегда обусловлено действительными потребностями национального развития. Например, бурный расцвет повествовательных видов и жанров в России 30-х годов прошлого века был вызван конкретными общественными запросами русских демократических кругов. В период реакции, последовавшей за разгромом декабристов, основными задачами передовой литературы становятся тщательный анализ современной жизни и раскрытие подлинного характера общественных отношений в феодально-крепостническом государстве. Нужно было широко и полно показать общественные язвы и пороки, чтобы молодое поколение подготовить к боям за дело народа. В этой обстановке и возникает огромная тяга к реальной жизни, о которой писал Белинский в своей работе «О русской повести и повестях Гоголя» и задачи которой наиболее эффективно разрешались в жанрах романа и повести (см. соответствующие разделы данной главы).
То обстоятельство, что различные жанры повести и романа стали широко применяться и в реакционной литературе того времени, ни в коей мере не колеблет высказанного нами утверждения. Напротив, это обстоятельство только подтверждает ведущую в то время роль повести и романа, определившую необходимость обращения к данным видам эпической поэзии и писателей охранительного направления: логика борьбы закономерно этого требовала.
Национально-историческое своеобразие общественного развития в той или иной стране проявляется и в характере поэтических видов и жанров. Например, тесная связь нашей классической литературы с русским революционным движением обусловила исключительную общественную остроту и страстность этой литературы. В частности, это нашло выражение в особом характере русской классической комедии.
Характеризуя развитие и специфические черты русской комедии, отмеченной уже такими именами его предшественников, как Фонвизин и Грибоедов, Гоголь писал о «Недоросле» и «Горе от ума»: «...их можно назвать истинно общественными комедиями, и подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов. Есть следы общественной комедии у древних греков; но Аристофан руководился более личным расположеньем, нападал на злоупотребленья одного какого-нибудь человека и не всегда имел в виду истину: доказательством тому то, что он дерзнул осмеять Сократа. Наши комики двигнулись общественной причиной, а не собственной, восстали не противу одного лица, но против целого множества злоупотреблений, против уклоненья всего общества от прямой дороги. Общество сделали они как бы собственным своим телом; огнем негодованья лирического зажглась беспощадная сила их насмешки».
Национально-историческое, классовое и индивидуальное своеобразие отдельных литературных произведений определяет, следовательно, и отличительные особенности их жанровых свойств. Поэтому анализ видов и жанров тех или других творений литературы всегда должен быть максимально конкретным, учитывающим всю неповторимую сложность рассматриваемого явления. Общая закономерность исторического развития видов и жанров определяется соответствием их живым общественным потребностям, насущным познавательным, нравственным, эстетическим запросам людей. Действием этого закона и объясняется значительность одних и незначительность других видов и жанров. Критерием и здесь, как и всегда для творений искусства, является сама жизнь.
Рассмотрение действия сформулированного нами закона на материале всего развития видов и жанров, конечно, невозможно, так как освещение его потребовало бы усилий множества людей и множества томов.
В этом и побочных случаях мы должны руководствоваться мыслью К. Маркса о том, что если трудно представить весь путь развития искусства и характеризующих его противоречий, то зато вполне возможно идти к пониманию общих закономерностей этого развития путем выделения отдельных явлений, определения породившей их почвы и анализа условий их дальнейшего существования. «Трудность,- писал Маркс,- заключается только в общей формулировке этих противоречий. Стоит лишь определить их специфику, и они уже объяснены». Придерживаясь такого подхода к вопросу, мы далее и остановимся на некоторых важнейших формах эпической, лирической и драматической поэзии.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +