Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Проблемы войны и мира в творчестве Л. Толстого (продолжение)


А. И. Кузьмин, "Героическая тема в русской литературе"
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Еще в ранний период своего творчества Толстой задумал повесть «Казаки», которая была опубликована в 1863 г. Герой произведения, молодой аристократ Оленин уезжает юнкером на Кавказ, в станицу гребенских казаков, где служит в отряде. Это не скучающий и резонирующий скептик, разочарованный в жизни, одинокий и мятущийся, а пылкий, восторженный юноша, только переступивший порог жизни, исполненный внутренних сил, способный, как ему кажется, сделать из себя и окружающего его мира «все, что ему хочется». Пребывание в светском обществе в Москве представляется ему сплошной путаницей, цепью ошибок и промахов.
Среди казаков, живущих простой естественной жизнью, Оленин приобщается к настоящему делу, обретает положительный идеал. Казаки не развращены влиянием цивилизации, не знают крепостного права. Жизнь их - беспрерывная, ежечасная борьба с силами природы и врагами-горцами. Это люди независимые, простые и правствепно чистые; они живут одной жизнью с природой и не признают над собой никакого насилия. Им чужда казарменная муштра и приниженность солдат. Мужчины в станице сильные, статные, смелые, женщины стройные, ловкие, гордые своей красотой, сознанием нравственной чистоты и достоинства. Качества, присущие казакам, воплотил в себе дядя Ерошка. Он живет бобылем, не ведет никакого хозяйства и промышляет охотой. Ерошка просто смотрит на жизнь и на смерть, как это свойственно близкому к природе человеку. «Все бог сделал на радость человеку - сдохнешь, говорит, трава вырастет на могилке, вот и все...»
Получив ранение, он легко переносит боль и страдает лишь от того, что «разогнуться нельзя»,- мешает ходить. Оленина он поучает, как вести себя в бою, и здесь сказывается его многолетний опыт. (Примечательно, что Толстой нигде не говорит о том, что Ерошка принимает участие в боевых действиях казаков и убивает горцев.)
Общение с Ерошкой, с казаками духовно преображает Оленина, он приходит к выводу о необходимости освободиться от условностей дворянского общества, начать новую, трудовую и ратную жизнь казаков. По пути на Кавказ Оленин, подобно некоторым героям романтической литературы, мечтал о романе с полудикой черкешенкой, которую он начнет воспитывать и «поднимать» до своего уровня. Встретившись в станице с казачкой Марьяной, девушкой из народа, он чувствует ее моральное превосходство и понимает, что не ей нужно «подниматься», а ему стать «более человеком».
В повести «Казаки», основной мыслью которой является раскрытие «лживости и фальши нравов цивилизованного общества, особенно неприглядной в сопоставлении с простотой и «натуральностью» жизни людей «дикого» края», Толстой снова ставит вопрос о праве на убийство в условиях войны. Казак Лукашка без всяких раздумий и тем более сострадания застрелил переплывшего Терек абрека. Увидев противника, он весь поглощен азартом, подобно тому, какой испытывает в решающую минуту охотник, выследивший зверя: «...сердце застучало у него в груди так сильно, что он остановился и прислушался. Карча вдруг бултыхнула и снова поплыла, перебивая воду, к нашему берегу. «Не пропустить бы!»- подумал он, и вот, при слабом свете месяца, ему мелькнула татарская голова впереди карчи. Он навел ружьем прямо на голову. Она ему показалась совсем близко, на конце ствола. Он глянул через. «Он и есть, абрек», - подумал он радостно и, вдруг порывисто вскочив на колени, снова повел ружьем, высмотрел цель, которая чуть виднелась на конце длинной винтовки, и, по казачьей, с детства усвоенной привычке проговорив: «Отцу и сыну», - пожал шишечку спуска...» (6; 32-33).
Лукашка счастлив тем, что о нем заговорили в станице как об удалом казаке, может быть, наградят крестом. Старый, много повидавший на своем веку дядя Ерошка отнесся к «удаче» молодого казака с раздумьем в какой-то строгой грустью: «Джигита убил, - сказал он как будто с сожалением». Взгляды Ерошки и Оленина на случившееся оказываются близкими: «Что за вздор и путаница,- думает Оленин,- человек убил другого и счастлив и доволен, как будто сделал самое прекрасное дело. Неужели ничто не говорит ему, что тут нет причины для большой радости? Что счастье не в том, чтобы убивать, а в том, чтобы жертвовать собой?» Кого же убил Лукашка?
Толстой изображает горцев гордыми, свободолюбивыми людьми, исполненными собственного достоинства, благородства и физической крепости. Таков брат убитого Лукашкой абрека, «высокий, стройный, с подстриженною и выкрашенною красною бородой, несмотря на то, что был в оборваннейшей черкеске и папахе, был спокоен и величав, как царь». Он, который не раз видел своих противников «совсем в других условиях», не удостаивает их взглядом. Оленин отмечает «величественность и строгость» его лица, когда горец узнал, что его брата убил Лукашка, «не ненависть, а холодное презрение» выразилось в его взгляде. Одна смерть с неизбежностью влечет за собой другую, за убитого приходит мстить его брат и тоже погибает, успев выстрелить в живот Лукашке. В этой братоубийственной войне не находит своего счастья и Оленин, от которого в решительный час отвертывается Марьяна, остающаяся верной своему первому чувству.
«Казаки» показывают, что Толстой пришел «к началу шестидесятых годов в тупик в решении важнейших вопросов современной ему действительности. Писатель по-прежнему верил в возможность найти выход из очевидных для него глубочайших общественных противоречий путем нравственного самоусовершенствования людей «господского» мира. Он увидел, что подлинный духовный рост всякого человека «из общества» необходимо должен включать в себя усвоение многих важных черт народного отношения к жизни».
В конце 1863 г. Толстой начал работать над романом «Война и мир». Интерес к героической эпохе 1812 г. не был случайным: недавнее военное поражение в Крымской войне все более заставляло писателя задумываться над тем, что в русском народе заложены не только громадные нравственные силы, которые позволят ему пережить катастрофу и подняться впоследствии на более высокую ступень общественного развития; в сознании Толстого русский народ облекался в главную историческую силу движения жизни России.
Работа над романом отняла у Толстого свыше шести лет. «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько способными к работе, - писал он о себе в это время. - ...Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал» (61; 23-24).
Первоначально роман был задуман как произведение о декабристе, который в 1856 г. возвращается с семейством из ссылки «и примеряет свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России» (60; 374). Толстого привлекало в декабристах чувство высокого гражданского долга и служение общественному идеалу. Работа над материалом настолько увлекла писателя, что он переменил свой план и постепенно пришел к выводу, что писать нужно исторический роман из эпохи наполеоновских войн. К этому Толстого побуждала и собственная эпоха. Современный исследователь его творчества справедливо подчеркивает, что «историческая тема в творчестве Толстого была подготовлена всем предшествующим его развитием и событиями русской общественно-политической жизни», которая дает объяснение и тому, «почему от эпохи 1825 года он отодвинулся к эпохе 1812 года».
Эпоха 1812 г. увлекала Толстого с ранних лет: он живо интересовался героическими событиями той истории, слышал и записал рассказы некоторых участников войны 1812 года, хорошо знал документальную, мемуарную и художественную литературу о войне русского народа против Наполеона, в том числе произведения Пушкина, восхищался лермонтовским «Бородино», ставшим впоследствии, по признанию самого Толстого, «зерном» его «Войны и мира».
Но, понимая все величие и значение 1812 г. для России, Толстому, по его собственному признанию, «совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с Бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама... Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений» (13; 54).
Работа над романом потребовала от Толстого колоссальных усилий. «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические личности,- признавался писатель в статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир»,- я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека...» (16; 13). В произведении были поставлены имевшие огромное значение проблемы, не потерявшие важности и для последующих поколений. Была создана национальная героическая эпопея и реалистический роман одновременно.
Роман охватывает 15 лет из жизни России и Европы, до предела насыщенных грандиозными историко-военными событиями. В нем более пятисот действующих лиц, в основу многих художественных образов положены исторические прототипы. Главной идеей романа является осуждение захватнических войн и утверждение мира. В отличие от западноевропейского романа герои русской литературы, как правило, связаны с освободительным движением своей страны. Герои «Войны и мира», неудовлетворенные социально-политическими условиями жизни, мечтают о лучшем будущем для своего народа и ищут к нему пути.
Повествование начинается с описания событий 1805 г. За год до этого Наполеон объявил себя императором Франции. В салоне известной в светском обществе Анны Павловны Шерер идут разговоры, свидетельствующие о враждебном отношении русского дворянства к Наполеону. Критикуется нерешительная политика Пруссии и Австрии. Хозяйка салона высказывает мнение, господствовавшее в дворянских кругах, о том, что Наполеон - «антихрист».
В 1805 г. в короткий срок Наполеон перекинул французскую армию с берегов Ламанша, где она угрожала англичанам, и, отрезав выдвинувшуюся в Баварию армию самонадеянного австрийского генерала Макка, принудил ее сдаться 20 октября 1805 г. под Ульмом. Малочисленная русская армия, посланная в помощь австрийцам, оказалась под ударом громадной массы наполеоновских войск. Искусно отступая, она соединилась с русской армией Буксгевдена. Это стало возможным главным образом благодаря тому, что семитысячный отряд Багратиона под Шенграбеном задержал 50-тысячную армию Мюрата, Ланна и Сульта. Последующее сражение под Аустерлицем, ярко и достоверно описанное Толстым в романе, показало крах прусской военной тактики, которой придерживались руководящие круги и в России, «путаницу» и «бестолковщину», вызывавшихся антагонизмом действий русских, австрийских и немецких военачальников.
II том эпопеи посвящен описанию мирной жизни русского общества в период между 1807 и 1812 гг. Картины эти, вобравшие в себя тревожное ожидание и предчувствие первой любви, неповторимое очарование человеческого счастья, подобно медленной, лирической части симфонии, предшествуют героическим главам III и IV томов, посвященных грандиозным историческим событиям с их энтузиазмом народной борьбы в пору 1812 г. Кульминационным пунктом развития романа является Бородинское сражение, которое, по словам Толстого, «осталось навеки беспримерным подвигом». Толстой глубоко проникнул в суть исторического процесса и показал в последней стадии работы над романом, что главной силой, сокрушившей славу и величие Наполеона, был русский народ. Он рассказал о народной войне, которая «гвоздила» французов до тех пор, пока не уничтожила все нашествие и в конечном счете не довела Наполеона до поражения при Ватерлоо и заточения на острове Святой Елены.
Рисуя картины страшной для французов партизанской войны, писатель показывает всю мощь русского народа, «навалившегося» на врага. Денис Давыдов, по верному наблюдению Толстого, «своим русским чутьем первый понял значение того страшного орудия, которое, не спрашивая правил военного искусства, уничтожало французов» (12; 123-124). По мнению князя Андрея Болконского, победа зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, в каждом солдате» (11; 208). И это гордое ощущение своей правоты в борьбе с захватчиками, рождавшее в свою очередь уверенность в победе, этот грозный «дух народа», силу удара которого сразу почувствовали чужеземцы, явились для Толстого-баталиста основными мотивами при изображении событий при Бородине и последующих за этим сражением.
Толстой подробно описал отступление трех русских армий (Барклая, Багратиона и Тормасова). Армии Барклая и Багратиона разделяло пространство длиной 100 верст, в этот прорыв и устремились основные силы французов, поставившие целью разгромить их поодиночке, одну за другой. Пытаясь задержать продвижение французов, Барклай-де-Толли выслал навстречу им корпус Остермана-Толстого и кавалерийские части. В романе описан бой, который завязался в 60 км от Витебска, у Бешенковичей, осада и сдача Смоленска, рассказано, как отнеслись придворные круги к назначению Кутузова главнокомандующим, упомянут смотр войскам, сделанный полководцем у Царево-Займища. Кутузов понимал, что спасение России заключается в планомерном отступлении русской армии в глубь страны; однако, будучи хорошо осведомленным о настроениях в армии, он отчетливо осознавал всю необходимость той истины, что для поддержания морального духа войска необходимо дать генеральное сражение. В романе описано историческое совещание у командующего в Филях после сражения при Бородине, оставление и пожар Москвы. Толстой рассказал и о крестьянском антипомещичьем движении, усилившемся во время войны. Иными словами, несмотря на те бедствия, которые Наполеон обрушил на Россию, он не мог стать причиной социального мира. И Толстой это хорошо осознавал.
IV том толстовской эпопеи охватывает события от пожара Москвы до изгнания французов из России. Пьер становится свидетелем расправы французов с жителями Москвы; показан маршал Даву, суд над «поджигателями» под председательством генерала Лауэра и расстрел мирных жителей. Стремясь закончить «русскую кампанию», французский император сделал несколько попыток заключить с Александром I мир. Толстой подробно описывает «переговоры» Наполеона через посредство начальника воспитательного дома Тутолмина капитана Яковлева, наконец, маршала Лористона. Переговоры окончились провалом, а тем временем все ощутимее стали удары отрядов партизан и казаков, усилилось разложение в рядах самой «Великой армии». Утром 19 октября 1812 г. французская армия через Калужскую заставу покинула Москву.
В романе показана сложная обстановка, в которой оказался Кутузов, враждебное отношение к нему придворных кругов, интриги генерала Бенигсена и английского генерала Вильсона, обвинявших старого фельдмаршала в бездеятельности. Подробно описано сражение при Тарутине, куда Кутузов привел свою армию, совершив талантливо задуманный марш-маневр от Москвы к месту, контролирующему три дороги, ведущие к Калуге. (Этим ходом Кутузов лишил Наполеона возможности пойти на Калугу и вынудил вернуться на разоренную Большую Смоленскую дорогу.) В Тарутине Кутузов потребовал, чтобы не было разделения русских армий на две армии, из штаба был удален Бенигсен.
Кутузов предполагал, что французы смогут отступать по новой Калужской дороге через Фоминское и Малоярославец, по старой Калужской дороге на Красную Пахру и Тарутино, по дороге на Подольск и Серпухов. 19 октября Наполеон пошел по старой Калужской дороге, соединился с уцелевшими остатками войск Мюрата и быстро двинулся по течению реки Пахры к новой Калужской дороге. Кутузов, не зная об этом, послал Дохтурова в село Фоминское на новой Калужской дороге выбить отряд французов. На самом деле там был авангард всей отступающей французской армии.
В романе Толстого подробно описана разведка партизан, которым удалось выяснить истинное положение дел. Храбрый Дохтуров предупредил Кутузова, отправив к нему с донесением офицера Болховитинова. Толстой поведал и о том, как неподалеку от Малоярославца (в Городне) Наполеон совещался со своими генералами, и простодушный солдат Мутон высказал то, о чем все думали, но никто не решился сказать вслух: «уйти как можно скорее». Во время разведывательной поездки Наполеон едва не попал в плен к казакам. Коротко упоминается сражение при Вязьме и Красном. Кутузов избегал ненужных кровопролитий, желая сохранить боеспособность своей армии.
Кутузов, сконцентрировавший в себе патриотический порыв и нравственную силу русской армии, всего русского народа, в толстовской эпопее противостоит Наполеону - «наглому и жестокому завоевателю, действия которого в изображении Толстого не только не оправданы ни историей, ни потребностями французского народа, но и противоречат нравственному идеалу человечества».
Первоначально образ императора французов занимал в романе Толстого мало места. Образ этот был лишен черт сарказма, появившихся позднее. Полемизируя с буржуазными философами и историками своего времени по вопросу о движущих силах истории, Толстой высмеивал распространенный в Европе культ Наполеона. В процессе работы над романом писатель развил образ Бонапарта - человека, поднятого на гребне французской революции и затем уничтожившего эту революцию. Толстой отвел образу Наполеона важную функцию - развенчал идею сверхчеловека, отдельной исторической личности, способной изменять судьбы народов.
«Если Кутузов воплощает в себе народную мудрость, то Наполеон - выразитель ложной мудрости. Кутузов - представитель коллективного начала, воли народной, Наполеон - крайнее выражение индивидуализма и эгоцентризма. Кутузов - олицетворение таинственных, но железных законов истории, Наполеон - дерзкий их нарушитель, «герой», презревший все, не признававший ничего, кроме своей воли. Наивно полагая ее свободной, он противопоставляет свое «я» самой истории и тем обрекает себя на неминуемое крушение». Армия Наполеона не знает, за что она воюет, но так как у людей должны быть какие-нибудь побудительные причины их действий, то солдаты и офицеры считают таковыми причинами своего императора, отсюда культ Наполеона. На самом деле Наполеон далек от массы, которую направляет; люди для него, выражаясь словами Пушкина, «двуногих тварей миллионы». Он сам находится во власти иллюзий, что может изменять исторический процесс. Его считают великим, поэтому он следит за каждым своим движением, каждой позой, разыгрывает роль человека, в котором все значительно, все войдет в историю. Насморк, который он получил на Бородинском поле, иронизирует Толстой, Наполеон считает причиной поражения своей армии. Поэтому он придает значение каждому своему шагу, каждой мелочи; все должно быть строго датировано, ибо сам он и «есть история».
«12-го числа рано утром он вышел из палатки... и смотрел в зрительную трубу». «13 июня Наполеону подали небольшую чистокровную арабскую лошадь... и он поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый восторженными криками».
В этих и многих других местах Толстой разоблачает самолюбование императора. Ход исторического процесса не зависит от того, чистокровная была под Наполеоном лошадь или нет, галопом он едет к мосту или рысью. Наполеон, как хороший актер, играет свою роль и начинает верить в то, что разыгрываемый им спектакль есть сама жизнь. По полю он едет не как обыкновенные люди, а «глубокомысленно вглядываясь в местность... не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решениями». В палатке на Бородинском поле он остается наедине с портретом сына. «Он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности».
Этой язвительной характеристической деталью Толстой стремится дать свое представление о внутренней сущности Наполеона, в котором, по его мнению, все наиграно. В одном из ранних текстов вступления к роману эта сущность Наполеона выражена более прямолинейно: Наполеон назван «человечком», который «старался раздуваться в своеобразное, по его понятиям, величие положения, и несмотря на умную и твердую натуру, при первом прикосновении земного величия, человеческой лести и поклонения потерял свою умную голову и погиб...» (13; 71).
Создавая образ Наполеона, Толстой полемизировал и с литературной традицией XVIII в., изображавшей царей и полководцев великими вершителями человеческих судеб, в которых значительно все: не только их дела, но и внешность. Говоря о внешнем облике Наполеона, Толстой часто использует слова, обозначающие не величие, а мизерность. Наполеон не великий, а «...маленький человечек в сереньком сюртучке и круглой шляпе, с орлиным носом, коротенькими ножками, маленькими белыми ручками и умными глазами...» (13; 71).
Этот портрет вызывает не восхищение, а иронию: в нем сочетается несовместимое; к тому же здесь имеется целый ряд слов с уменьшительными суффиксами - характеристик, применимых скорее для описания ребенка, нежели внешности императора - властелина полумира. В окончательной редакции Толстой отказался от этого гротеска, однако Наполеон остался «маленьким человечком в сером сюртуке», сохранилось сравнение с мальчиком, который держится за тесемки внутри кареты и воображает, что управляет экипажем.
Наполеон - обыкновенный человек; Толстой сатирически показывает, что у этого властелина «толстая спина», «обросшая, жирная грудь», «жирные плечи», которые он, кряхтя, подставляет камердинерам для массирования и одеколона. Он никогда не занимался физическим трудом, пишет Толстой, у него «белые», «пухлые», «маленькие ручки». На Бородинском поле Наполеон, «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом... с болезненной тоской ожидал конца того дела, которому он считал себя причастным, но которого он не мог остановить». Главное, что осуждает писатель,- это противопоставление Наполеона народным массам, его убежденность в том, что выше его воли нет закона, что его желание и есть двигатель истории.
В жизни Наполеона было несколько периодов, но Толстой изобразил его в те годы, когда он вел захватническую войну. У Толстого, пожалуй, Наполеон - единственный персонаж в романе «Война и мир», который изображен резко сатирически. Его образом писатель полемизировал с проповедниками волюнтаризма, утверждавшими, что определяющей силой в обществе является воля великой личности и гениальному человеку «все дозволено». «Воля к власти» ставит, по их представлению, «сверхчеловека» над человечеством и всеми его политическими и моральными установлениями.
В советском литературоведении неоднократно и справедливо отмечалось, что «Толстой неправомерно свел к нулю способности Наполеона как полководца и всячески принизил его как исторического деятеля. Наполеон был, бесспорно, великим полководцем и выдающимся государственным деятелем своего времени. Развенчивая Наполеона как полководца, Толстой, сам того не замечая, снижает историческое значение Кутузова и вообще русской армии в разгроме Наполеона.
Однако бесспорной заслугой Толстого является то, что в образе Наполеона он проницательно отметил те его качества, которые характеризуют космополитические и империалистические тенденции развития буржуазно-капиталистического общества.
Антибуржуазные позиции Толстого, его демократическая точка зрения на роль народных масс в истории помогли обличению Наполеона как захватчика и душителя национальной независимости народов, как циничного, безнравственного и самовластного деспота, поправшего все человеческое».
В отличие от Наполеона, как отмечалось выше, Кутузов не «великая личность», повелевающая массой, он дается Толстым как одно из слагаемых этой массы, органически близкое ей и слитое с ней. В начале романа, когда Толстой повествует о военных действиях в 1805 г. против Наполеона, Кутузов выглядит человеком, еще исполненным физических сил. В период Отечественной войны 1812 г. перед нами «старый» полководец, с побелевшей головой, отягощенный телесными недугами. Толстой строит образ Кутузова на несоответствии его внешней непримечательности его твердому характеру, ясному уму, героическим устремлениям.
Он чужд всякой нарочитой позе и пышной фразе, прост и скромен, безразличен к внешнему эффекту и блеску, ходит не в шитом золотом мундире и не в шляпе с плюмажем, а в длинном сюртуке, мягкой кавалергардской фуражке без козырька. Тесно связанный с народом, он знает о тех глубинных изменениях, которые характерны для народа в решающие периоды исторических событий, обладает даром прозрения.
Для автора «Войны и мира» Кутузов прежде всего человек, связанный бесчисленными нитями с простыми людьми. В отличие от Наполеона он прост в обращении и доступен, умеет говорить не только с генералами и офицерами, но и солдатами, в высказываниях может допустить некоторую грубоватость, по-стариковски мудр и жалостлив, может прослезиться - «захлипать». Характеру Кутузова свойственны юмор и добродушие: шуткой заканчивается официальная встреча в Царевом-Займище. Старый полководец «видит насквозь» каждого человека, чувствует фальшь и неискренность генерала Бенигсена - доносчика и придворного карьериста, предлагающего «защищать Москву»; осознает гибельность планов сражений, составленных генералами-немцами; понимает патриотизм Андрея Болконского.
В то же время Кутузов - волевой военачальник и решительный полководец, его приказания исполнены силы, их нельзя не выполнить. Он берет на себя всю тягчайшую ответственность, которая только может выпасть на долю патриота: решает оставить Москву. В Филях он говорит: «Я властью, врученной мне государем и отечеством, я - приказываю отступление». Два раза сказанное «я» подчеркивает его решимость и всю серьезность принятой им на себя ответственности. Он бережет армию, солдат и вынужден бороться не только с противником на поле боя, но и с недоброжелателями в своем стане.
В романе Кутузов предстает перед читателем во многих ситуациях, в которых постепенно раскрываются различные грани его незаурядной натуры: он и великий полководец, и тонкий дипломат, и проницательный политик. Перед сражением под Аустерлицем он находится в сложной психологической ситуации: понимает, что армию ждет разгром, готов отказаться от приказа Александра I о наступлении, всем своим поведением показывает, что Александр I не способствует победе. Кутузов выстрадал свое право командовать людьми и в интересах спасения всей русской армии жертвовать десятками и даже сотнями жизней. Толстой показал это в сцене с посылкой отряда Багратиона. Андрей Болконский «взглядывает на Кутузова, и ему невольно бросаются в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронзила ему голову, и его вытекший глаз». «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей», - приходит к выводу князь Андрей.
Кутузов не верит хитроумным предложениям послов Наполеона и, когда заговорили пушки, надеется только на силу русского оружия и стойкость народа.
Используя большое количество документальных материалов, Толстой сумел создать образ, отличающийся глубокой художественной достоверностью. Однако, полемизируя с историками, придававшими чрезмерно большое значение историческим личностям, Толстой впадает в крайность и отрицает вообще какое бы то ни было значение этих личностей. Великие люди для него только «ярлыки, дающие наименование событиям». Толстой полагал, что исторический процесс развивается под действием внутренних сил, присущих народной массе. Силы эти, подобно законам природы, объективны, не только не зависят от воли и произвола отдельных личностей, но и непостижимы в своей сущности. Поэтому автор «Войны и мира» отводит Кутузову роль человека, предоставившего события их естественному ходу.
Князь Андрей Болконский полагает, что у Кутузова «вместо ума... одна способность спокойного созерцания событий». «Он ничего не придумает, ничего не предпримет, - размышляет князь Андрей, - ...он понимает, что есть что-то сильнее а значительнее его воли - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли».
Кутузов внешне вял и малоинициативен, но за этим скрывается, как пишет Толстой, умение проникнуть в тайну законов исторического процесса, способность угадать волю многотысячной солдатской массы, слить с этой коллективной волей свою индивидуальную волю. Андрею Болконскому старый фельдмаршал говорит: «Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать». Для того чтобы выиграть кампанию, нужно «терпение и время». Эти особенности нарисованного Толстым образа не заслоняют его общей исторической достоверности, и Кутузов воспринимается как главнокомандующий, избранный народом, энергичный и мудрый, сумевший сплотить в один кулак все силы для разгрома врага. Победа оказалась не за честолюбивым завоевателем, противопоставившим свою волю «целому миру», а за полководцем, который сумел возглавить освободительную борьбу за родную землю.
Разница в характерах Наполеона и Кутузова особенно ярко проявляется в Бородинском сражении. Император нервничает, чувствует, что встретил противника, не похожего на тех, с кем ему приходилось иметь дело в предшествующих войнах. Кутузов, напротив, спокоен, тщательно взвешивает все обстоятельства, обдумывает план сражения. Толстой всячески подчеркивает «негероическую» внешность Кутузова: это не мужественный, исполненный сил «бог войны», а дряхлый человек, он едет в коляске к Тарутину, «засыпая и просыпаясь», ходит, «опустив голову и тяжело дыша», испытывает «физическое страдание» от того, что не выполнили его приказ, и выражает его «гневными и страдальческими криками», очень скоро ослабевает и чувствует раскаяние, «что много наговорил нехорошего». Походка и все движения Кутузова тяжелы: «Тяжело расплываясь и раскачиваясь», сидит он на лошади, оставляет седло, «повалившись всем телом и поморщившись от усилия»; он «тяжело взошел на скрипящее под тяжестью крыльцо...» и т. д.
Смелым, решительным и хорошо знающим боевую обстановку представлен Багратион. В бою под Шенграбеном он возглавил атаку егерей. «Лицо его (Багратиона. - А. К.), по словам наблюдавшего за ним князя Андрея, выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег». Но, несмотря на свою храбрость, Багратион, как и большинство современников, заблуждался в отношении действий Барклая-де-Толли, считал его нерешительным, трусливым, говорил, что он «ведет в столицу за собой гостя».
Толстой нарисовал широкую панораму общественной жизни России того времени, дал оценку происходящим событиям. Поступки главных и второстепенных персонажей в романе определяются степенью близости этих лиц к народу.
Главными действующими лицами романа являются представители дворянства. Однако Толстой показывает, что источником их нравственных и духовных сил является народ, высшим критерием деятельности дворянства оказывается, по Толстому, опять-таки служение народу. Чем дальше отстоят в романе реакционные представители дворянства от народа, тем слабее в них выражены животворные начала, тем фальшивее и лицемернее их жизнь. Таков мир высшей сановной знати Курагиных, Друбецких и им подобных, где все фальшиво, безнравственно, порочно. Они целиком поглощены личным преуспеянием и безразличны к судьбам народа и России. Гораздо ближе к народу другой круг дворянства: Пьер, Наташа, князь Андрей, княжна Марья. Пьер и князь Андрей при всем их различии честно стараются найти свое место в жизни, напряженно и мужественно раздумывают о судьбах России, искренне стремятся принести действительную пользу отечеству.
Князь Андрей Болконский - человек образованный и волевой, он подчинил всего себя разуму, живет «умом ума». Он не удовлетворен светской средой, в которой ому приходится вращаться, однако, как и Пьер, еще не видит из нее выхода. Влияние этой среды проявляется у князя Андрея в стремлении к личной славе и величию, которые он испытывает в начале романа, «...я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую, - говорит он себе, - смерть, раны, потери семьи, ничто мне не страшно!.. Я всех их отдам сейчас за минуту славы торжества над людьми...»
Князь Андрей увлечен величием и славой Наполеона, мечтает о героических подвигах, о «своем Тулоне». Это увлечение Наполеоном было типичным для многих молодых людей того времени. Князь Андрей как человек мыслящий и независимый в своих суждениях не мог не восхищаться военным гением Наполеона, который придал армии стройную организацию, сумел правильно применять в войне все виды оружия, использовал передовую военную тактику и стратегию.
Поражение армии Макка под Ульмом вызвало у князя Андрея оправданную озабоченность: с каким противником придется встретиться русским? В душе он порадовался «посрамлению самонадеянной Австрии», но боялся, что гений Наполеона может свести на нет храбрость русских войск и тогда русские разделят судьбу австрийцев. Но в то же время он не мог «допустить позора для своего героя».
Накануне сражения под Аустерлицем князь Андрей по-юношески, подобно романтическим героям, мечтает о блестящей карьере, сходной с той, которую сделал император французов: «...ему представилось сражение... замешательство всех начальствующих лиц... Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения... И вот он ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу... Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он...»
Князь Андрей в это время не думает о народе. Это соответствовало историческому положению его героя: Наполеон и его армия в этот период тоже были далеки от народа. Толстой показывает, как, столкнувшись с реальностью, став непосредственным участником войны, князь Андрей постепенно преодолевает свои заблуждения.
В не вошедшем в окончательный текст романа одном из вариантов Толстой писал о Болконском: «Несмотря на свое философское воспитание конца 18-го века и несмотря на свою любовь к военному делу, князь Андрей никогда не думал, что в военном деле что-нибудь значат люди, как солдаты и мелкие офицеры, никогда не думал, что от них зависит что-нибудь в военном деле, и не мог себе вообразить того, что он сам бы сделал, ежели бы был на их месте. Они ему представлялись либо как орудия, либо как жалкие и презренные люди, занятые только низкими, личными интересами еды, одевания и т. п. и не имеющие понятия об общих высоких интересах...» (13; 371).
Накануне Аустерлицкого сражения в варианте романа Болконский рассуждает о Тушине как о «несчастном», «жалком», «безгласном» человеке, который «будет героем в глазах только своих артиллерийских лошадей и солдат, таких же лошадей, как и лошади» (13; 528).
Встреча с Тушиным на шен-грабенском поле, который без прикрытия, только с четырьмя пушками сдерживал атаки французов, поколебала взгляды князя Андрея и стала началом его постепенного духовного обновления. Он нонял, что таким, как Тушин и его солдаты, русская армия обязана всеми своими успехами, увидел в новом свете вред от знатных честолюбцев и карьеристов.
В штабе Багратиона Тушина обвинили в необоснованном оставлении орудия. Князь Андрей заступился за Тушина, рассказал, что успехом этого дня они обязаны батарее скромного офицера. На душе у князя Андрея «было грустно и тяжело», он понял, что заблуждался, представляя своего «героя» не таким, каким он явился в жизни. Оказались разрушенными ложные понятия о герое как человеке, резко выделяющемся из толпы, не похожем на других, красивом, смело бросающемся впереди всех в атаку. Постепенно он разочаровывается и в Наполеоне.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +