Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Проблемы войны и мира в творчестве Л. Толстого (продолжение)


А. И. Кузьмин, "Героическая тема в русской литературе"
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Князь Андрей живет богатой духовной жизнью. Он ищет блага не только для себя, но и для родины, он энергичен и целеустремлен, анализирует и контролирует свои дела и поступки. Ему присущи храбрость и хладнокровие. В бою под Аустерлицем, когда батальоны русских обратились в бегство, Болконский поднял выпавшее из рук убитого прапорщика знамя и не только остановил бегущих, но обратил их против французов. (Из истории войны известно, что аналогичный поступок совершил под Аустерлицем Петр Михайлович Волконский, который, сойдя с коня, со знаменем в руках три раза водил бригаду в штыковую атаку и захватил два французских орудия.)
Выпавшие на долю толстовского героя испытания, сама жизнь перековывают его характер. Получив тяжелое ранение, Болконский как бы «встретился со смертью». Эта «встреча» произвела в его сознании переворот, открыла глаза на то, чего он раньше не замечал.
«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», - подумал он и упал на спину... он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец...» На какое-то время князь Андрей приходит к выводу, что в людской жизни «все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба...» (9; 341).
Пробыв несколько часов без сознания, он очнулся «и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски... Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами». Глядя на Болконского, который лежал навзничь с «брошенным подле него древком знамени», император произнес: «Вот прекрасная смерть». Однако князь Андрей эти слова слышал так, как бы он слышал «жужжание мухи». И сам Наполеон, этот его недавний кумир, показался теперь «столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».
Князю Андрею «так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы...» Скрытое нравственное перерождение князя Андрея, исподволь подготовлявшееся в течение долгого времени под воздействием многих факторов, завершилось на поле боя. Этот день стал этапом в его нравственном развитии, и не случайно, полюбив Наташу, возвращаясь из Отрадного, охваченный весенним чувством радости и обновления, он в числе других особых минут его жизни вспомнил и «Аустерлиц с высоким небом...».
Воспоминания об аустерлицком небе сопровождают князя Андрея до конца жизни, он то возвращается к ним, то отходит, поглощенный повседневными заботами («Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного»).
Война 1812 г. бросает князя Андрея в новый водоворот исторических событий. Ему ясно, что окружающие Александра I генералы интригуют один против другого, думают только о своих эгоистических интересах («ловили рубли, кресты, чины») и мешают главнокомандующему. Князь Андрей свой долг видит не в преданности Александру I, а в служении России. На предложение Кутузова остаться в его штабе он отвечает отказом и просит перевести его в полк. В ночь перед Бородинским сражением, встретившись с Пьером, он осуждает людей, для которых сражение лишь возможность «получить лишний крестик или ленточку».
Вера князя Андрея в силу русского народа, его патриотические чувства и самоотверженный героизм обусловливает убежденность в победе: «...что бы пи путали там наверху, мы выиграем сражение завтра». Этот патриотизм объединяет Андрея Болконского с народом, сливает его волю с волей сотен тысяч простых солдат. Князь Андрей начинает осознавать войну с ее убийством людей, разорением жителей, обманом и «военными хитростями» как трагическую неизбежность, он осуждает тех, кто сделал войну своей профессией.
«Ах, душа моя, - признается он Пьеру, - последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много». В осуждении господствующих в людских отношениях зла, фальши и жестокости князь Андрей исходит из отвлеченных моральных принципов, его критическое отношение к действительности - это крик отчаяния одинокого правдолюбца. Объективно оно лишено социальной и исторической перспективы. Не случайно князь Андрей высказывает накопившееся у него на душе в ночь перед битвой, за несколько часов до смертельного ранения. Умирает князь Андрей не верхом на белом коне, впереди наступающих войск, как это представлялось ему в пору прежних заблуждений, а «прозаически» - незаметно. Полк его на Бородинском поле держали в резерве, под сильным артиллерийским огнем; солдаты не сделали ни одного выстрела. Князь Андрей, заложив назад руки и опустив голову, ходил перед строем. Внезапно в нескольких метрах упала граната. «Стыдно, господин офицер! - сказал он адъютанту, - какой... - Он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха - и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь».
Нравственному облику Андрея Болконского присущи чистота, благородство, патриотическое служение обществу. Этими качествами к нему близок Пьер Безухов. Пьер мучительно раздумывает о смысле жизни, стремится найти свою правду. Однако ни светское общество, ни теоретические рассуждения, ни чтение книг не дают ответа на волнующие его вопросы. Только жизнь со всеми ее противоречиями и страданиями, война, пожар Москвы, плен у французов, горе и смерть многих людей, близость к солдатам, возможность непосредственно наблюдать жизнь народа позволяют ему приблизиться к истине. По пути в Можайск, «чем глубже погружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойства и не испытанное еще им новое радостное чувство... Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...» (11; 184).
На Бородинском поле Пьер понял «...весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения... Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти» (11; 210). Побыв с солдатами в палатках, увидев действия их на батарее Раевского, он понял их бескорыстный героизм и захотел слиться с этими простыми людьми, жить их мудрой, неторопливой жизнью: «Солдатом быть, простым солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». В действиях солдат Пьер ощущает не только любовь к родине, но и некую истину, завесу над которой ему приоткрывает общение с Платоном Каратаевым.
Образ Платона Каратаева создан на основе реальных, жизненных явлений.
«Платон Каратаев и богучаровские мужики, издавна отличавшиеся бунтарскими настроениями,- таковы два полюса в историческом облике крестьянства крепостной эпохи... Присущие и богучаровцам черты патриархального крестьянства - незрелость, мечтательность, мягкотелость и благодушие в своем развитии приводят к всепрощению, к непротивлению злу насилием и т. п.
Идеальное выражение этих черт Толстой дал в личности Платона Каратаева».
Каратаев убежден, что истинное счастье не в материальном благополучии и не в удовлетворении своих эгоистических потребностей и честолюбии, а в духовных ценностях, которые человек может обрести, если откажется от всего личною, займется нравственным усовершенствованием. Желая людям добра, он нравственно страдает от несправедливостей жизни, он на принимает этого зла, однако и не борется с ним. Мир с его добром и злом, по мысли Каратаева, являет собой некое гармоническое целое и развивается по непознаваемым законам природы. Нужно принять его как должное и переделать самого себя так, чтобы жить «не своим умом, а божьим судом».
В образе Каратаева Толстой опоэтизировал некоторые реакционные черты крестьянской психологии с ее покорностью и смирением, отказом от борьбы с социальным злом. Консервативную сущность этой философии смирения осудил Горький, который писал, что Каратаев «лишен сознания своей индивидуальности, считает себя ничтожной частью огромного целого и говорит, что смерть и несчастия одной личности сменяются полнотой жизни и радостью для некоторого другого, и в этом состоит мировой порядок, гармония. Мир оправдан весь, со всем его злом, со всеми несчастиями и зверской борьбой людей за власть друг над другом...»
Идеалы добра и правды, которые постигает Пьер в результате общения с солдатами и Платоном Каратаевым, заставляют его задуматься над жизнью, делают демократичнее: он хочет помочь людям, пострадавшим от войны, вступает в эпилоге романа в тайное общество декабристов. Он осуждает существующий жизнепорядок: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения,- мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!» От осуждения зла Пьер приходит к признанию необходимости действий: в настоящих обстоятельствах, говорит он, надо другое - «пусть будет не одна добродетель, но независимость и деятельность».
В ряду действующих лиц «Войны и мира», помогающих глубже осмыслить своеобразный взгляд Толстого на интересующие нас проблемы, находится фигура Николая Ростова. Образ его развивается на протяжении всего романа; вначале это пылкий, эмоциональный юноша. Николай живет спокойно, ни над чем особо не задумывается. Он бросает университет и идет служить в армию. Судьба Наполеона также вскружила ему голову. «Как это он из поручиков попал в императоры», - старый граф Ростов своими словами еще больше подстегивает его честолюбивое стремление. В гусарском полку Николай, как и многие молодые люди, мечтает о подвиге, хочет испытать чувство, какое люди переживают в атаке. Однако в реальной жизни все оказалось сложнее: Ростов струсил в бою. Под Шенграбеном во время кавалерийской атаки под ним убило лошадь; увидев французов, он испытал страх и побежал с поля боя «с чувством зайца, убегающего от собак». Ранение только усугубляет его внутреннее смятение. «И зачем я пошел сюда?», - тоскливо подумал он.
Со временем, правда, Николай становится храбрым офицером; в сражении при Островно в 1812 г. во главе эскадрона атакует французских драгун и берет в плен офицера, правда, и на этот раз испытывая чувство «неловкости». «У меня руна дрогнула. А мне дали Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю!» - рассуждает он, запутавшись в условностях окружающего мира.
Толстой высмеивает распространенное романтическое представление о войне. Испугавшись французов в Шенграбенском сражении, Николай Ростов позже рассказывает, как «горел он весь в огне, сам себя не помня, как бурею налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса и как он падал в изнеможении, и тому подобное». Ростов сочинил эту историю, потому что слушатели, воспитанные на романтических описаниях, ждали подобного рассказа.
Николай в отличие от Андрея и Пьера не раздумывает над глубокими философскими и жизненными проблемами. Ему хорошо на военной службе, где не нужно ни над чем ломать голову, требуется лишь умение подчиняться раз и навсегда заведенному порядку, где все четко и определенно. Один раз Толстой подвергает своего героя суровому нравственному испытанию. Посетив госпиталь, где лежал Денисов, Ростов был потрясен видом страданий раненых и увечных. Во время торжеств в Тильзите, где произошла встреча Александра I и Наполеона, он не мог забыть этих ужасов. «В уме его происходила мучительная работа, - пишет Толстой, - которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения... Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их».
Все поднявшиеся в душе сомнения Николай Ростов разрешает очень просто, как это делали многие офицеры,- он напивается пьяным и кричит офицерам: «Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты и больше ничего... Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать».
Долг Николай Ростов понимает как верность данной им присяге. В конце романа Николай ограниченный, не утруждающий себя раздумьями человек с остановившимся духовным развитием, его не волнуют общественные вопросы; он на стороне консервативного большинства и делает то, что общепринято. Николай не любит проявлений высших духовных интересов в других людях, посмеивается над «философией», «мечтательностью». В разговоре с Пьером, отстаивающим необходимость существования тайных обществ, Николай высказывает свое отрицательное отношение к ним («тайное общество, следовательно враждебное и вредное... может породить только зло»); такие люди были верной опорой самодержавия. «И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить,- признается он Пьеру в эпилоге романа,- ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди, как хочешь».
Борис Друбецкой поставил себе целью сделать карьеру и использует для этого армию. Точно так же он поступал бы и на гражданской службе. У него отсутствует чувство долга.
Толстой как бы завершил художественную галерею образов немцев-генералов, находящихся на русской службе. Таков, например, Пфуль - советник Александра I, предложивший создать «Дрисский лагерь» - укрепленную позицию в изгибе Западной Двины, куда должна была отойти и задержать наступление армии Наполеона 1-я русская армия Барклая де Толли. Губительность этого плана стала очевидной с первых дней войны. (Наполеон мог разбить русские армии по частям и имел бы открытой дорогу на Москву.) Пфуль представляет собой комичную фигуру: «В нем был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков-генералов, которых князю Андрею удалось видеть в 1805-м году; но он был типичнее всех их».
Характеристику Пфуля Толстой начинает с изображения его внешнего облика: русский генеральский мундир сидит на нем «нескладно, как на наряженном». Пфуль невысок ростом, худ, «с широким тазом и костлявыми лопатками», с морщинистым лицом, глубоко вставленными глазами, с волосами, торопливо приглаженными щеточкой у висков и кисточками торчащими сзади. В комнату он входит беспокойно и сердито оглядываясь, шпагу придерживает «неловким движением», говорит басисто и грубовато, как все «самоуверенные немцы». Самоуверенность Пфуля, с точки зрения Толстого, самый большой норок, ибо отрывает его от жизни: «Пфуль был один из тех теоретиков, которые так любят свою теорию, что забывают цель теории, - приложение ее к практике; он из любви к теории ненавидел всякую практику и знать ее не хотел. Он даже радовался неуспеху, потому что неуспех, происходивший от отступления в практике от теории, доказывал ему только справедливость его теории».
Многие участники войны 1812 г. были воспитаны в лучших традициях русской армии XVIII в. Многие из них были современниками Суворова, воевали под его командованием либо слышали о суворовских походах и победах. Имя великого полководца часто встречается на страницах романа. «Суворов незримо присутствовал в рядах воюющих русских войск и вдохновлял их на воинские подвиги во славу России». Кутузов был учеником и соратником Суворова. Участники войн 1805-1807 и 1812 гг. вспоминали его походы, к его опыту обращались в трудных ситуациях. Поело встречи с австрийским генералом Макком, армия которого была разбита под Ульмом, Андрей Болконский вспоминает о том, что последнее сражение между французами и русскими было при Суворове. Перед Шенграбенским сражением Долохов говорит французу: «Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали». У Багратиона шпага, подаренная Суворовым. Старый князь Болконский назначает премию тому, кто напишет историю суворовских походов. В конце работы над «Войной и миром» у самого Толстого появилась мысль в отдельном произведении описать жизнь Суворова и Кутузова.
Толстой показывает, что служба в гвардии легче, чем в армии, и гвардейские офицеры часто находятся в более благоприятных условиях, чем офицеры армии. Тяжелая, связанная с лишениями и опасностями война 1805 г. для гвардии прошла без особенных трудностей. «Гвардия весь поход прошла, как на гуляньи, щеголяя своей чистотой и дисциплиной,- пишет Толстой.- Переходы были малые, ранцы везли на подводах, офицерам австрийское начальство готовило на всех переходах прекрасные обеды. Полки вступали и выступали из городов с музыкой, и весь поход (чем гордились гвардейцы), по приказанию великого князя, люди шли в ногу, а офицеры пешком на своих местах». Гвардейские офицеры Борис Друбецкой и Берг не столько воюют, сколько делают карьеру; они всегда чисто и аккуратно одеты, свободное время проводят на балах, в «хорошем обществе» или играют в шахматы. Армейские офицеры питают «общее презрение» к этим франтам.
Толстой в «Войне и мире» изобразил ряд офицеров, не утративших своей связи с народом. Таков капитан Тимохин. Еще со времен Измаила он знает, что такое рукопашный бой. Действия этого офицера можно характеризовать народной пословицей: «Смелость города берет». Под Шенграбеном, когда русская пехота была врасплох захвачена французами и началась паника, рота Тимохина одна удержалась в порядке, засела в канаве и затем атаковала противника. «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Фамилия капитана указывает на его крестьянское происхождение. Вероятно, еще в суворовские времена он выслужился из солдат.
Одним из наиболее значительных действующих лиц романа является капитан Тушин. С этим «маленьким грязным, худым артиллерийским офицером» читатель впервые знакомится в палатке маркитанта. Вторично он появляется на Шенграбенском поле, где батарея его заняла центральную позицию. Князь Андрей слышит разговор, доносящийся из балагана. Капитан Тушин говорит: «Коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся». Толстой в эти годы увлекался философией немецкого мыслителя и писателя Гердера о видоизменяемости живых существ и в уста своего героя вложил его рассуждения. В первоначальных вариантах романа это увлечение Гердером выражено сильнее. Солдаты роты Тушина веселые, бодрые, знающие свое дело «красивые молодцы». Они не испытывают перед ротным страха, в свою очередь, Тушин уважает старых унтер-офицеров: когда он увидел в деревне скопление неприятельских войск, то, прежде чем открыть огонь, посоветовался со своим фельдфебелем Захарченком.
Сам Тушин хорошо знает свое дело. Внешне он непредставительный (голос «тоненький», это скорее писк, нежели команда: «Второе, - пропищал он, - круши, Медведев!»), салютует он не как военный, а скорее как священник. Однако в бою, находясь в центре сражения в невыгодных условиях, он не испытывает «ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову».
В дыму, среди разрывов Тушин бегает от одного орудия к другому, командует, прицеливается, покрикивает «своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском», непрестанно просит у денщика «еще трубочку».
Солдаты самозабвенно верят в него, и его настроение тут же передается им. В мироощущении Тушина сильны народные традиции: пушки он воспринимает как одушевленные существа и называет ласкательными именами («Матвеевна»), самого себя представляет сказочным богатырем, «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».
Батарея Тушина осыпается градом неприятельских ядер, многие из артеллеристов гибнут. Офицеры из штаба стараются скорее покинуть это опасное место. Отступая, Тушин встретил офицеров, которые были посланы к нему на батарею, но так и «не доехали». Перед начальством же капитан выглядит приниженным, маленьким человеком, которого может «распечь» любой штабист. Таковы порядки в армии крепостнического государства, где генералитет и высшее офицерство противопоставлены солдатской массе.
Тушин совершил героический подвиг, потому что действовал не по приказанию начальства, которое до него не дошло, а по собственной инициативе. Толстой создал глубоко психологический образ человека, пережившего смертельную опасность: Тушин только что стоически перенес бой, а в безопасном месте вдруг «готов был, сам не зная отчего, заплакать». Особенную робость Тушин ощутил в штабе у Багратиона. Совершив подвиг, скромный Тушин не думает о величии, он опять в тени, опять робкий и неловкий. В армии всегда находились сильные своим положением лица, способные приписать себе героические дела, совершенные Тушинами. Когда все эти генералы и офицеры, увенчанные наградами и званиями, празднуют победу, Тушин, всеми забытый, лежит в госпитале среди таких же, как он, безвестных героев: солдат и офицеров.
Работая над романом, Толстой напряженно размышлял о роли народа в истории. Он пришел к закономерному выводу, что главная сила России заключена в народе. Народ - это все те, кто трудом добывает себе хлеб, лишен многих благ и прав в жизни, не получил образования, это подавляющее большинство нации, ее суть, ее основа. Толстой был свидетелем героизма русского народа в Севастополе, и это навсегда осталось в его сознании. Он убежден, что войну 1812 г. выиграл народ. В этом он оказался близок к декабрпстам и передовым деятелям своей эпохи.
Эта же мысль пронизывает статью Герцена «Россия», в которой он писал, что Наполеон поднял против себя весь русский народ. Чернышевский подчеркивал, что русские дважды спасли Европу: от ига монголов и «другого ига - французов и Наполеона». Добролюбов называл войну 1812 г. народной.
В «Войне и мире» нет сквозных героев - представителей народа, которые проходили бы через весь роман и действовали на всем его протяжении. Солдаты, мужики, другие персонажи из народа появляются в различных частях произведения, действуют, высказывают свои суждения и исчезают. Каждый из них представляет индивидуальность, наделен конкретными чертами, и все вместе они дают представление о народе в целом, о его сложном, диалектически противоречивом миросозерцании и деятельности. Купец Ферапонтов вышел из мужиков и сохранил все особенности народных представлений о войне. Он убежден, что французов не пустят в Москву: «Должно, ваша взяла, сказано не пустят. Значит, сила». Москва ассоциируется у него со всей Россией. Сообщение о сдаче Москвы порождает тревожную мысль о «погибели» России. Если уж Россия гибнет, то нечего спасать и свое добро. Ферапонтов кричит солдатам, чтобы забирали все его товары, чтобы ничего не оставалось «дьяволам». «Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась...» Толстой показывает, что среди купцов были такие, кто старался сохранить свое добро. Таков гостинодворец с «выражением расчета на сытом лице», просивший офицера защитить его товары.
Очень скоро крестьяне подмосковных деревень увидели истинное лицо своего врага: Карп и Влас отказались продавать французам фураж, взяли в руки оружие и ушли в лес. Во время войны 1805 г. русская армия сражалась на чужой территории, кругом были чужие люди. Россия в этой войне не имела жизненных интересов, солдаты не знали, зачем погнали их в далекие края. Старый холостяк Шиншин выражает свои мысли вопросом:«Зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом...»
Солдаты по-своему понимают надвигающуюся угрозу войны с Наполеоном: «Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунопартом война откроется». Немного поговорив о войне, они переходят к разговору об отдыхе и еде, которые ждут их после трудного марша. Солдаты изображаются Толстым менее дифференцированно, чем офицеры. Они добродушны, веселы, не теряют присутствия духа, любят родную русскую песню, которая и на чужой земле также воодушевляет их: «Песенники вперед!» - послышался крик капитана. И перед роту с разных сторон выбежало человек двадцать. Барабанщик-запевало обернулся лицом к песенникам и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося...» и кончавшуюся словами: «То-то, братцы, будет слава нам с Каменскиим-отцом...» Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на месте «Каменскиим-отцом» вставляли слова: «Кутузовым-отцом». Солдаты поют и «Ах вы, сени мои, сени!»
Опасность делает их более собранными и спокойными: «...Чем ближе... к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск». На передовой солдаты весело занимаются мирными делами: носят дрова и хворост, строят «балаганчики», чинят у костров одежду. «Все лица были такие спокойные, как будто все происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте по крайней мере половина отряда, а как будто где-нибудь на родине, в ожидании спокойной стоянки».
Солдат Сидоров, коверкая русские слова, начинает лопотать «по-французски», и это вызывает в цепи такой смех, что смеяться начинают и французы. «...После этого,- пишет Толстой,- казалось, нужно было поскорее разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам». В начале сражения под Шенграбеном Андрей Болконский видит на лицах солдат оживление: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» - говорило лицо каждого солдата и офицера». В минуту опасности солдатская масса еще более сплачивается, ее проникает дух взаимной выручки.
Перед Бородинским боем в армии всеобщее воодушевление. Ведь защищать нужно родную землю, Москву. Один из солдат выражает это общее настроение: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Князь Андрей говорит Пьеру о том, что вся армия, и он сам, и Тимохип относятся к французам как к врагам, преступникам, пришедшим разорить их родные дома, разорить Москву. Солдатам органически присуще чувство воинского долга. Особенно обстоятельно Толстой описывает в Бородинском сражении действия артиллеристов. На батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление», солдаты без всякой паники заряжали орудия и стреляли, бодрость духа не покидала их в самые опасные моменты. Они «подавали заряды, поворачивались, заряя?али и делали свое дело с напряженным щегольством». Некоторым из солдат страшно, но они шуткой скрывают свою тревогу. Так, «краснорожий» солдат, который боялся смерти, полет каждого снаряда на батарею сопровождал шуткой. «Аи, нашему барину чуть шляпку не сбила»; «Эх, нескладная»,- говорит он о вражеском ядре, попавшем в колесо пушки и раздробившем ногу солдату. Один из артиллеристов, увидев присевшего под пролетавшим ядром мужика, иронизирует: «Что, знакомая?»
Толстой пишет, что в Бородинской битве на наполеоновскую Францию «была наложена рука сильнейшего духом противника». Русские солдаты и офицеры показали в этот день свое моральное превосходство над противником.
На Бородинском поле в романе действуют тысячи людей, представители всех родов оружия. Все они создают образ коллективного героя. Характеристика некоторых персонажей коротка - из двух-трех фраз, но она дает представление о данном человеке, является необходимым штрихом в общей панораме напряженной, пе-смолкающей битвы. В созданной писателем картине нет условных драматических эффектов, романтической приподнятости и патетики, все просто, деловито, описание смерти соседствует с шуткой кого-либо из участников сражения. Изображенный Толстым мир находится в непрерывном движении, одно состояние сменяется другим. Но непреложной остается общность переживания, единое патриотическое чувство и цель.
После захвата французами Смоленска началась партизанская война. Народ «спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что оставалось» (11; 227). Наполеон обвинял Кутузова в несоблюдении «правил войны». Толстой показал, что для русского народа война была не поединком фехтовальщиков, где требовалось выполнение «правил», а борьбой, где решалась судьба страны. «И благо тому народу, - замечает писатель, - ...который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».
Народ начал партизанские действия самостоятельно, стихийно. Денис Давыдов первый узаконил их и придал организованные формы. В романе дан образ партизана-мужика Тихона Щербатого, который как бы олицетворяет в себе качества, присущие всему русскому народу, с его силой, выносливостью, отвагой; фигура Тихона Щербатого с топором в руках как бы символизирует войну 1812 г. в целом. Щербатый был несколько раз ранен, но не ходил в лазарет; ему было неизвестно чувство страха. «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое - выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по 50 верст, - все указывали, посмеиваясь, на Тихона: - Что ему черту делается...» (12; 132). Толстой показывает, что в ответственные для родины моменты активность массы возрастает; народ не только борется с внешним врагом, но и начинает думать о своем положении, осознает себя как силу.
Богучаровские крестьяне никогда не мирились со своим подневольным положением: «Между ними всегда ходили какие-нибудь неясные толки, то о причислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких-то, то о присяге Павлу Петровичу в 1797 году (про которую говорили, что тогда еще воля выходила, да господа отняли), то об ...Петре Федоровиче, при котором все будет вольно и так просто, что ничего не будет...» (11; 143).
Крестьяне предприняли неудачную попытку переселиться на «теплые реки», многие из них были за это жестоко наказаны, погибли от холода и голода по дороге в ссылку, Сибирь; но никакие репрессии не могли остановить «подводных струй» в сознании народа, которые проявлялись «неожиданно и вместе с тем просто, естественно и сильно» (11; 144). Не поняв целей наполеоновской армии, богучаровцы решили, что настало подходящее время освободиться от крепостной зависимости, и подняли бунт. Хотя Николай Ростов легко подавил это наступление, крестьяне смирились не потому, что у них не было силы для сопротивления. Объективно французское нашествие представляло большее зло, и крестьяне обратились против внешнего врага. Вместе со всем народом они «гвоздили» нашествие. Но социальные причины, вызвавшие крестьянский бунт, остались, как осталась мечта крестьян освободиться от помещичьего ига. Толстой осуждает помещичий гнет и произвол, но вместе с тем надеется на мирное разрешение конфликта, идеализирует долготерпение народа.
Мировая литература не знает произведений, подобных «Войне и миру», где бы автор так глубоко проникал в психологию своих героев. Об этом писал еще Чернышевский: «Графа Л. Толстого всего более занимает сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином... Есть живописцы, которые знамениты искусством уловлять мерцающее отражение луча на быстро катящихся волнах света, на шелестящих листьях, переливы его на изменчивых очертаниях облаков: о них по преимуществу говорят, что они умеют уловлять жизнь природы. Нечто подобное делает граф Толстой относительно таинственных движений психической жизни. В этом состоит, как нам кажется, совершенно оригинальная черта его таланта. Из всех русских писателей он один мастер на это дело». Используя, казалось бы, незначительную особенность внешнего облика человека, Толстой раскрывает его характер, внутренняя логика развития характера определяет поведение человека, его деяния и поступки.
Значительная роль в произведениях Толстого отводится пейзажу. Природа - источник жизни людей, она представляет собой созидательную силу и является не пассивным фоном, а живет вместе с толстовскими героями. Война, убийство людей противны природе. Благодаря природе мысли и раздумья действующих лиц приобретают не только большую отчетливость и материальность, но и новое содержание. Иногда пейзаж заключает в себе глубокий философский смысл. Утро перед Аустерлицким сражением туманное, мглистое: «Туман стал так силен, что, несмотря на то что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собой. Кусты казались громадными деревьями, ровные места - обрывами и скатами...» и только «...на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло, над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана». Утро 20 ноября 1805 г. под Аустерлицем было на самом деле холодное и туманное, но не это главное: зыблющимися, обманчивыми контурами пейзажа, в котором ровная поверхность земли представляется обрывом, передано настроение тревоги в связи с ожидающим русскую армию поражением.
Иллюзорной славе французского императора, который одержит здесь победу, соответствует сравнение солнца с «пустотелым поплавком». Наполеон- солице; это соотнесение вызвано было многими рядами образов; сияние славы Наполеона поэты сравнивали с блеском солнца, одного из французских королей (Людовика XIV) называли «королем-солнцем»; в то же время пустотелый поплавок не может плавать вечно, когда-нибудь он «канет». Наоборот, сияние солнца при изображении Бородинского поля, хотя утро 26 августа 1812 г. тоже было туманным, символизирует вечную красоту природы: «...Лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали... в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своею изогнутою чертой вершин на горизонте». Солнце поднялось над полем, и все засветилось, засияло, как бы отвечая ему, раздались первые выстрелы. Это радостное солнце не может быть «солнцем Аустерлица», солнце над Бородинским полем - солнце грядущей победы.
Действие романа развивается эпически широко и спокойно, без резких скачков и романтических неожиданностей. События даются в силу их внутренней объективной логики. Иногда люди пытаются навязать им свою волю, но обычно это кончается неудачей. Перед всеми сражениями, описываемыми в романе, - под Шенграбеном, Аустерлицем и Бородином - генералы составляют диспозицию, но каждый раз сражение, по мысли Толстого, развивается по своим законам. Само развитие человеческих характеров представляет эволюцию внутренних превращений и кризисов; изменение это определяется не только внешними факторами и обстоятельствами, но и особенностями самого характера (так, душевные кризисы, психологическое состояние князя Андрея характеризуются разоблачением прежнего идеала и увлечением героя чем-то новым, более значительным). В произведении Толстого все находится в движении: явления, люди, вещи; в каждый данный момент они «те» и уже «не те» - новые. Война изображается непосредственно и отраженной в сознании людей. Простые люди, народ в целом, те, кто «творит историю», руководствуются интересами данного момента и не задумываются над общим ходом дел в историческом процессе. Однако имеются моменты с чрезвычайно важным, как пишет Толстой, «торжественным» значением: они связаны с таинством рождения человека и его смерти. Этот момент был и на Бородинском поле, где решался вопрос о судьбах России («выражение сознания торжественности выступающей минуты» на лицах солдат).
Язык Толстого представляет дальнейшее развитие языка Пушкина, с его точностью и ясностью выраженной мысли, где все верно, просто и ничего лишнего. «Самый верный признак истины,- писал Толстой,- это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна» (43; 47).
Великий писатель был против нарочитой картинности стиля, вычурных эпитетов и сравнений. В «Войне и мире» широко и глубоко представлено богатство русского языка по лексике, по синтаксису, по поэтическим метафорам и эпитетам. Беседа рассказчика сочетается с исполненной глубоких раздумий речью философа, гневного публициста, повествованием объективного историка и глубокого психолога. Речь героев индивидуализирована, отражает их социальную принадлежность, воспитание, круг интересов, глубину их психологических переживаний.
Толстой интересовался Петром I и его эпохой и хотел написать на эту тему художественное произведение. Петр I, по мнению писателя, делал «великое необходимое дело», но понимал, что брать нужно у Европы не самую цивилизацию, «а только ее орудия для развития своей цивилизации» (48; 123). Главной движущей силой Петровской эпохи Толстой признавал народ. Роман этот не был написан.
Развитие капитализма в России, бедствия, связанные с голодом и войной 1877-1878 гг., обострили в России социальные противоречия. Постепенно Толстой пришел к выводу о неминуемости революции: «Как ни стараемся мы скрыть от себя простую, самую очевидную опасность истощения терпения тех людей, которых мы душим, как ни стараемся мы противодействовать этой опасности всякими обманами, насилиями, задабриваниями, опасность эта растет с каждым днем, с каждым часом и давно уже угрожает нам, а теперь назрела так, что мы чуть держимся в своей лодочке над бушующим и заливающим нас морем, которое вот-вот гневно поглотит и пожрет нас. Рабочая революция с ужасами разрушений и убийств не только грозит нам, но мы на ней живем уже лет 30 и только пока кое-как разными хитростями на время отсрочиваем ее взрыв. Таково положение в Европе; таково положение у нас, и еще хуже у нас, потому что оно не имеет спасительных клапанов...» (25; 394). Толстой становится яростным врагом капиталистической эксплуатации, несправедливостей помещнчье-буржуаз-ной России, в то же время отражая политическую отсталость крестьянства.
В повести «Хаджи-Мурат» Толстой противопоставляет народ, русских солдат и горцев самодержавному деспотизму Николая I и деспотическим устремлениям Шамиля. На Кавказе Шамиль добился власти насилием, искусственно разжигал ненависть к русским, насаждая мюридизм. Когда его предшественник Гамзат был убит, «весь народ поднялся, и мюриды бежали, а тех, какие не бежали, всех перебили» (35; 57).
Николай I - жестокий развратник с «оловянными глазами» - причина гибели многих людей. В произведении признается необходимость дружбы между русскими и горцами: «А какие эти, братец ты, гололобые ребята хорошие, - говорит Авдеев о соратниках Хаджи-Мурата. - Право, совсем, как российские» (35; 16). Русские солдаты и горцы изображены как добрые, отзывчивые, исполненные чувства долга и самоотверженности люди.
Жестокость наказаний на военной службе показана в рассказе «После бала» (1903). Толстой собирался написать «серьезную работу о военных наказаниях» (47; 68).
В 1904 г. по поводу русско-японской войны Толстой сказал, что в общественное сознание все больше проникает мысль о ее ненужности и нелепости, «может быть, близко то время, когда войны станут невозможны, никто не станет воевать». Толстой написал обличительную статью «Одумайтесь», в которой осуждал преступность войны, затеянной «ради выгод и барышей от убийства».
В 1905 г. Толстой стал свидетелем бурного революционного движения в России, которое, по его словам, «дает своими идеями толчок на сотни лет». Восстание на броненосце «Потемкин» и волнение в эскадре контр-адмирала Н. И. Небогатого писатель считал «важнейшим признаком» начала неподчинения народа правительству.
Произведения Толстого отразили существенные черты эпохи, подняли вопросы, имеющие значение для всего народа. Развернутое в них богатство жизненного опыта вызывает отклик в сознании многих миллионов читателей. Герои произведений Толстого заключают в себе черты, которые получили свое развитие у последующих поколений. Таковы, например, образы, в которых писатель воплотил свои представления о человеке, каким он должен быть на поле боя, где решается судьба его родины, его народа.
Великий писатель-гуманист боролся с милитаризацией, несущей гибель миллионам людей. В своих публицистических произведениях он разоблачал демагогические и лицемерные разговоры о мире, прикрывавшие гонку вооружений. В статье «Царство Божие внутри нас» Толстой привел факты о подготовке Германией мировой войны. Вильгельма II писатель назвал «жалким, ошалевшим от власти, больным человеком... оскорбляющим все, что может быть святого для человека». Толстой ничего не имел против того, чтобы таких людей помещали в смирительный дом (34; 204). «Да идите вы, безжалостные и безбожные цари, микады, министры, митрополиты, аббаты, генералы, редакторы, аферисты, и как вас там называют, - писал он, - идите вы под ядра и пули, а мы не хотим и не пойдем. Оставьте нас в покое пахать, сеять, строить, кормить... вас же, дармоедов» (36; 143). Этот призыв выражал чувства простых людей.
Горький писал: «Толстой - это целый мир... этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой». Громадное влияние Толстого сказалось на развитии всей мировой литературы, и прежде всего литературы народов СССР.
Героическая тема - одна из главных в литературе социалистического реализма. В концепции героического выражаются идейные и эстетические взгляды художника. Каждый писатель индивидуально, в соответствии со своим опытом и мировоззрением, с присущей ему творческой манерой подходит к ее разрешению. Однако было бы неправильным забывать о большом значении традиций великих классиков русской литературы.
Толстой показал, что родина не является чем-то вечным, как солнце или воздух, дарованные человеку при рождении и сопутствующие ему на протяжении всей жизни. В критические моменты истории нужно доказать, что ты достойный сын своей родины. Советские писатели развили эту мысль Толстого. Вслед за Пушкиным, Лермонтовым и Толстым они в своих произведениях о войне показали, что героические дела свершают не какие-то необыкновенные люди, а простые «смертные», внешне ничем не примечательные труженики, которых война сделала солдатами.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +