Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Восприятие нового учебного материала на уроке (продолжение ...)


А. И. Елкина. "Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1956 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Проследим это на одном из уроков. На этом уроке не использованы наглядные средства, поскольку ставилась задача научить учащихся производить действия с отвлеченными числами.
Тема урока. «Разностное сравнение чисел».
В начале урока учительница четко ставит цель работы перед детьми: «Будем решать примеры, сравнивать числа, узнавать, на сколько одно число больше или меньше другого».
Для закрепления ранее пройденного и установления необходимой связи нового с известными уже детям понятиями проводится устный счет с объяснением учащимися вычислительных приемов. (Примеры заранее написаны на доске.)
Учительница задает следующие вопросы: Сколько останется, если от 30 отнять 7? Объясните, как вы считали.
Отвечая, ученики объясняют прием счета: «30 - это 3 десятка. Надо один десяток разменять на единицы и из 10 вычесть 7. Останется 2 десятка и 3 единицы».
Чтобы активизировать процесс устного счета, учительница предлагала одним ученикам сказать результат вычисления, другим - объяснить прием счета, третьим - проверить, верно ли сосчитал предыдущий ученик. К ответам в процессе устного счета привлечено 16 учеников. Слабого по успеваемости ученика Р. учительница вызвала несколько раз.
Второй этап урока - решение задач на разностное сравнение чисел. Дети уже встречались с понятиями «на сколько больше» и «на сколько меньше» при решении задач с числами в пределе 20. Новым является сравнение чисел.
Учительница предлагает детям решить следующую задачу: «Брату 15 лет, сестре 10 лет. Кто старше и на сколько?» Ученики быстро решают задачу и объясняют, как они решали: «Я из 15 лет вычитаю 10 лет, получается 5 лет. Брат старше сестры на 5 лет». Учительница делает обобщение: «Чтобы решить эту задачу, вы из большего числа вычли меньшее число». Она не требует сразу заучить эту формулировку, а путем применения данного обобщения при решении задач на уроке стремится довести содержание этого правила до сознания всех детей. Учащимся предлагается решить еще несколько подобных задач и разъяснить, как решили.
Убедившись, что ученики хорошо справляются с работой, учительница несколько усложнила задание: она сообщила детям условие задачи, а вопрос они должны были поставить сами. Текст задачи: «В одной книге 50 страниц, в другой - 75 страниц».
Учительница предлагает детям повторить условие задачи, а затем проводится анализ.
Учитель: - О чем можно спросить в этой задаче?
Учащиеся: - На сколько страниц больше во второй книге.
- На сколько же больше?
- Во второй книге больше на 25 страниц.
- Как вы решали эту задачу?
- Я из 75 страниц вычел 50 страниц и осталось 25 страниц.
- Какое же число больше?
- Второе число больше.
- А какой еще вопрос можно поставить?
(Дети затрудняются ответить.)
- Можно ли спросить, на сколько страниц меньше в первой книге?
- Можно.
- Как это узнать?
- Нужно тоже вычесть.
- Мы из большего числа вычитаем меньшее число; действие останется такое же, а вопрос изменится.
- Как мы спросим?
- На сколько меньше страниц в первой книге?
- Правильно. Сосчитаем.
- Из 75 страниц вычесть 50 страниц получится 25 страниц.
От решения простых задач на разностное сравнение переходят к решению составной задачи.
Задача. Ученик купил 6 карандашей. Каждый карандаш стоит 10 копеек. Ученица купила 4 тетради. Каждая тетрадь стоит 20 копеек. Кто из детей заплатил денег больше и на сколько? Учащиеся не затрудняются в решении данной задачи, поскольку они подготовлены всем предшествующим ходом работы на уроке. Они решают ее в двух вариантах: сначала выясняют, на сколько больше денег заплатила девочка за свою покупку, а затем - на сколько меньше денег заплатил мальчик.
После этого дается задание записать решение задачи самостоятельно.
Решенную задачу еще раз объясняют.
Учитель: - Для чего мы узнавали, сколько денег заплатил ученик?
Учащиеся: - Для того чтобы узнать, у кого денег больше.
- Правильно. Чтобы сравнить числа и узнать, кто из детей истратил денег больше и на сколько.
- Как мы ответим на вопрос задачи?
- 80 больше 60 на 20.
- Как это узнать?
- Из 80 копеек вычесть 60 копеек получится 20 копеек.
- Значит, из большего числа нужно вычесть меньшее.
- А как узнать, на сколько меньше денег заплатил мальчик?
- Из 80 копеек вычесть 60 копеек получится 20 копеек. Значит, мальчик заплатил меньше на 20 копеек.
Проводится устный разбор задачи, которую дети будут решать дома (задача на разностное сравнение чисел).
Учащиеся уверенно рассказывают, как будут решать эту задачу, что свидетельствует о том, что они хорошо поняли новый учебный материал на уроке.
Наблюдая за ходом урока, можно было видеть насыщенность его учебным материалом. Задания требовали усиленной работы со стороны детей, но по степени трудности они были вполне доступны, поэтому дети активно участвовали в обсуждении хода решения задачи и могли самостоятельно произвести нужные вычисления.
Осуществляется индивидуальный подход к учащимся на уроке: учительница привлекает к активной деятельности весь класс, заботясь о том, чтобы не только сильные, но и средние и особенно слабые по успеваемости ученики осознали ход решения задачи. Ученик Р. несколько раз вызывался для ответа, и ему оказывалась дополнительная помощь со стороны учителя во время самостоятельной работы.
Е. И. Гумилева добивается осознания детьми содержания и приемов решения задачи. Она сразу не требует от детей точной фрмулировки («Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее число»), а постепенно вводит правило, выясняя смысл основных его частей (надо из большего числа вычесть меньшее). Только после того, как в течение нескольких уроков учащиеся поупражняются в практическом применении этого правила, Е. И. Гумилева предполагает сформулировать его полностью и добивается точного ответа.
От сознательного восприятия к прочному усвоению знаний путем упражнений - вот обычный ход работы данной учительницы над правилами и определениями.
Рассмотренные нами уроки одного учителя различны по содержанию, но имеют много общего.
Во-первых, они сходны по методам ознакомления учащихся с новым учебным материалом. И в том, и в другом случае восприятие шло от наблюдений к выводам; на уроке русского языка эти наблюдения проводились на наглядном материале, а на уроке арифметики - на отвлеченных числах, что обусловлено задачей данного урока.
Сходной является и организация умственной деятельности учащихся. Сочетание фронтальной и самостоятельной работы учащихся также характерно для обоих уроков.
Учитель четко ставит вопросы, умело привлекает внимание детей и вовлекает весь класс в активную работу на уроке; учащиеся с интересом следят за ходом разъяснения нового, отвечают на поставленные вопросы, добиваются правильного решения заданий, т. е. они учатся старательно и продуктивно.
Подобная организация учебной деятельности учащихся на уроке характерна для многих учителей, добивающихся сознательных и прочных знаний у детей.
Зависимость прочности знаний от качества первоначального восприятия их учащимися может быть обнаружена при изучении любого учебного предмета, однако более отчетливо она выступает в том случае, когда изучается материал, который не так часто встречается учащимся в их повседневной работе.
В этом отношении наибольший интерес представляют уроки объяснительного чтения. Учащиеся получают первоначальные знания о природе на уроках чтения и связанных с ними других занятиях - экскурсиях, организованных наблюдениях, предметных уроках и практических занятиях. В зависимости от содержания изучаемого материала учитель решает вопрос о характере подготовки к восприятию и о методах сообщения новых знаний.
Подготовка к сознательному чтению материала по природоведению проводится по-разному. В одном случае (если этого требует содержание материала) объяснительному чтению предшествует экскурсия в природу или предметный урок, в другом случае знания, необходимые для сознательного восприятия читаемого материала, сообщаются в ходе самого урока чтения. В целях создания конкретных представлений об изучаемых объектах, а также для сознательного усвоения учащимися новых понятий учитель привлекает наглядные средства, используя их или в качестве источника новых знаний, или в качестве иллюстративного материала, конкретизирующего содержание читаемой статьи.
От того, как учитель отбирает материал, подлежащий изучению, какими приемами он пользуется при сообщении новых знаний, как организует познавательную деятельность учащихся на уроке, в основном зависит и качество восприятия учащимися нового учебного материала.
В опыте передовых учителей можно видеть образцы правильно организованного процесса восприятия.
Так, например, учительница 554-й школы г. Москвы К. Н. Ефремова интересно провела предметный урок на тему «Овощи», используя в качестве наглядного материала предметы в натуре (морковь, репу, помидор, огурец, капусту и другие овощи). Учащиеся должны были назвать овощи, которые они видят, определить, какая часть растения у разных овощей идет в пищу и т. д. В течение всего урока ученики работали активно, поскольку им приходилось самостоятельно находить ответы на поставленные учителем вопросы, проводить наблюдения, подводящие к выводу, производить действия с предметами.
Сравнивая огурец и свеклу, дети сделали вывод, что эти овощи отличаются между собой по цвету и по форме. Сравнивая другие овощи (лук и репу), они установили, что овощи различаются еще по вкусу и по запаху. Учительница предложила детям попробовать кусочек моркови и репы (раздаточный материал был заготовлен ею заранее), понюхать луковицу. На данном уроке учащиеся познакомились с новым понятием «плод». Учительница наглядно выделила те существенные признаки, по которым можно определять плоды. Она разрезала помидор, огурец, перец, и дети видели, что у этих плодов есть семена. После этого сами дети называли известные им плоды и объясняли, почему названные ими предметы можно назвать плодами. Знания, полученные учащимися на уроке, прочно запечатлелись в их сознании.
Не менее интересную работу с учащимися II класса проводит учительница 626-й школы г. Москвы Л. Е. Яковлева. Чтобы подготовить детей к сознательному чтению статей на тему «Осень», она провела с ними экскурсию в лес и на материале экскурсии организовала предметный урок. Наглядными пособиями на уроке служили ветки, листья и кора деревьев - березы, клена, осины и дуба, - собранные самими учащимися на экскурсии. Урок начался с беседы о том, какие изменения в природе произошли осенью. Дети отметили, что листья на деревьях стали желтеть, трава тоже пожелтела и сохнет. В лесу уже много сухих листьев. Они шуршат под -ногами. Насекомых в лесу не видно, они попрятались. Стаи птиц летят на юг. Далее перешли к рассматриванию листьев деревьев, к изучению их формы.
По заданию учительницы дети открыли папки с листочками. Разложили листья. «Возьмите в руки и покажите листочек березы, - говорит учительница. - Как вы узнали его среди других?» (он маленький продолговатый, кверху остренький, края зубцами) Ученики с интересом рассматривали листья березы, дуба и других деревьев и упражнялись в различении деревьев по листьям. Затем проводилось сравнение деревьев по коре. В заключение учащиеся работали с иллюстрацией, помещенной на обложке книги «Родная речь» (с картины Левитана «Золотая осень»), которая дает яркое представление об осенней окраске деревьев. На уроке ручного труда учащиеся сделали гербарий «Листья деревьев осенью».

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +