Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Восприятие нового учебного материала на уроке (продолжение ...)


А. И. Елкина. "Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1956 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Многие учителя организуют длительные наблюдения учащихся в природе или в живом уголке, а потом уже приступают к чтению статей из учебной книги. Интересными и доступными для учащихся являются наблюдения за зимующими птицами. Задача этих наблюдений - пополнить, систематизировать и закрепить имеющиеся у детей сведения о зимующих птицах, а также укрепить навыки самостоятельных наблюдений.
На уроке учитель спрашивает, каких зимующих птиц знают дети и что именно о них знают. В ходе беседы выясняется запас конкретных представлений учащихся. Ответы детей чаще всего показывают, что дети многого не знают о самых известных птицах. Возникает необходимость организовать наблюдения, чтобы узнать о них больше. Учитель дает детям вопросы для наблюдений (их можно написать крупным шрифтом на листе бумаги и вывесить в классе). План наблюдений:
1. Внешний вид птицы (величина, окраска головы, грудки, спинки, крыльев, хвоста).
2. Где чаще всего птица бывает зимой?
3. Держатся стаями или в одиночку?
4. Прыгает или ходит по земле?
5. Чем питается?
6. Издает ли звуки? Какие?
Учащиеся, руководствуясь данным планом, проводят наблюдения самостоятельно во время подкормки птиц у школы и дома. Каждый ученик старается рассмотреть побольше птиц, но ответ должен подготовить только об одной птице, которую лучше удалось наблюдать.
Проводится экскурсия с учителем в парк. Предварительно договариваются о соблюдении определенных правил во время экскурсии: не разговаривать, не размахивать руками, чтобы не спугнуть птиц.
По приходе на место тотчас приступают к работе. Каждый учащийся выбирает для детального наблюдения какую-нибудь птицу. Учитель предлагает ничего не говорить о том, кто что заметил. Проверка будет проведена в классе, где каждый сделает краткое сообщение. Тем из учащихся, кто быстро выполнит задание, предлагаются дополнительные вопросы: какие следы оставляет птица на снегу, как птица летает, близко ли (на сколько шагов) подпускает к себе людей и др.
Положительные примеры из практики работы передовых учителей позволяют видеть, при каких условиях успешно осуществляется восприятие учащимися новых знаний. Нарушение этих условий приводит к снижению качества знаний, что особенно отчетливо проявляется при проверке через длительный промежуток времени после первоначального изучения учащимися нового материала. Проследим это на материале урока чтения статьи «Тигр». Учащиеся должны были усвоить встречающееся в тексте новое понятие «хищное животное». Урок приводился во II классе одной из школ г. Москвы.
Перед уроком были предварительно проверены знания учащихся с целью выявления готовности детей к восприятию нового материала. В индивидуальной беседе учащимся задавались следующие вопросы:
1. Каких животных называют домашними?
2. Каких животных называют дикими?
3. Почему тигра и льва называют хищными животными?
Ответы детей свидетельствовали о том, что они не различают понятий «дикие животные» и «хищные животные», называя одни признаки вместо других. Большинство учащихся дает такой ответ: «Хищные животные живут на воле и приносят человеку вред». Чтобы обеспечить усвоение учащимися нового понятия «хищные животные», необходимо было хорошо подобрать наглядный материал, продумать содержание и методы работы.
Урок предполагалось провести по следующему плану:
1. Вступительная беседа, в которой учитель уточняет понятия «домашние» и «дикие» животные и создает предпосылки для усвоения нового понятия «хищные животные» при рассмотрении знакомого детям объекта - кошки.
Вопросы: Чем питается кошка?
Как она ловит свою добычу? Какие лапы у кошки? Какие у нее зубы?
Эти вопросы должны подвести учащихся к выделению существенных признаков, позволяющих данное животное отнести к разряду хищных животных.
Выявив знания детей, учитель должен показать рисунки с изображением зубов и лапы кошки. При рассматривании рисунков учитель направляет наблюдения детей:
«Посмотрите, какие лапы у кошки. Обратите внимание на когти. Какие они? (предполагаемый ответ: острые, загнутые) Все ли зубы у кошки одинаковые? Как называются большие и острые зубы, которые мы видим по бокам? (Большие острые зубы - клыки)». Вводная беседа и повторение пройденного должны были подготовить переход к новому материалу.
2. Сообщение новых знаний начинается с наблюдений. При рассматривании картин «Тигр» и «Лев» учитель должен был обратить внимание детей на внешний вид этих животных, особенно на их зубы и лапы, потом провести сравнение. На рисунке показаны животные в естественной обстановке - в момент охоты, поэтому дети сами могут сделать вывод о способе их питания.
Для формирования понятия «хищные животные» важно отметить сходные признаки во внешнем виде животных: острые зубы-клыки, сильные лапы с острыми когтями и одинаковый способ питания (питаются мясом других животных).
В результате сравнения учащиеся подводятся к обобщению: какие же животные называются хищными. Если учащиеся не скажут, учитель сам дает определение, а термин «хищные животные» записывает на доске. Так предполагалось провести объяснение нового материала и перейти к чтению.
Таким должен быть урок по конспекту учителя.
Обратимся к анализу материала, отражающего действительный процесс работы учителя и учащихся на уроке, и попытаемся проследить влияние приема работы учителя на характер усвоения знаний учащимися.
В ходе урока были допущены значительные отклонения от намеченного плана. Прежде всего не было должной целенаправленности в уроке. Например, в самый ответственный момент урока, когда на основе выделения существенных признаков учащиеся должны были сделать вывод о том, какие животные называются хищными, учительница переключила их внимание на другие связи (зависимость между окраской тела животного и окружающей его средой), а затем снова вернулась к выяснению признаков хищности. Была допущена перегрузка урока деталями. Так, в беседе о кошке учительница рассказала детям, что у кошки хорошо развито чутье. Кошка слышит малейший шорох. У кошки на лапах есть подушечки, что дает ей возможность бесшумно подкрадываться к добыче. Кошка хорошо видит в темноте, зрачки у нее ночью расширяются. Все эти сведения, ценные сами по себе, на данном уроке были лишними, мешали отчетливому восприятию главного.
Вопросы:
- Из каких частей состоит тело тигра?
- Если мы будем сравнивать тигра и кошку, есть у них общее?
- Что же еще общего у тигра и кошки?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какой длины бывает тигр?
Ответы:
- Голова, лапы, хвост, туловище.
- Уши, глаза, рот, нос, усы.
- У кошки гибкое туловище и у тигра тоже; на лапах когти. Одинаковые подушечки. Оба хищные.
- У тигра все побольше.
- У кошки все поменьше.
- Около двух метров.
Вопросы учителя отводили детей в сторону от основного содержания материала, нужного для формирования понятия «хищное животное». Следовало при работе с наглядными пособиями фиксировать внимание на общих существенных признаках животных и таким путем привести детей к усвоению нового понятия. Учительница поступила иначе: работая с наглядным материалом, она увлеклась деталями, а вывод дала в готовом виде (животные, которые питаются мясом других животных, имеют острые зубы-клыки и сильные лапы с острыми когтями, называются хищными).
Были недочеты и в приемах демонстрации наглядных пособий: картины и рисунки мелькали перед учащимися, дети их не успевали рассмотреть; слово учителя выступало главным образом в качестве источника знаний, подменяя собой самостоятельные наблюдения учащихся.
Проследим, как же отразилась такая организация восприятия на качестве знаний учащихся.
Для этого сопоставим ответы детей до урока, непосредственно после урока и через длительный промежуток времени.
Выше уже отмечалось, что до урока учащиеся не знали признаков хищности. Непосредственно после урока те же учащиеся давали правильные ответы. На вопрос о том, каких животных называют хищными, большинство опрошенных правильно отвечает: «У хищных животных сильные лапы, острые когти и зубы. Они питаются мясом». Дети запомнили определение, данное учительницей, и правильно воспроизвели его в устной беседе непосредственно после урока. Однако проверка через полтора месяца после урока показала, что их знания непрочны. Проверка прочности знаний проводилась следующим образом: на доске были записаны названия животных (кошка, волк, корова, собака, лев, овца, лошадь, лиса, заяц, коза). Учащиеся должны были выполнить следующие задания:
Задание 1-е. Выпишите сначала названия домашних животных, а потом названия диких животных.
Задание 2-е. Подчеркните названия хищных животных.
Задание 3-е. Ответьте письменно на вопрос: почему тигра и льва называют хищными животными?
Два первых задания все учащиеся выполнили правильно. Ответы на третий вопрос показали, что многие ученики не сохранили достаточно отчетливых знаний о хищных животных, полученных ими на уроке. Задания выполнили 21 ученик.
Все признаки хищности отметили только 8 учеников (более успевающие ученики). Некоторые ученики, указывая основные признаки (сильные лапы, острые зубы), отмечали и другие, не имеющие отношения к характеристике хищности (у льва мохнатая грива, лев сам большой, сильный).
11 учеников указали только один признак хищности (питаются мясом), основная же характеристика животных дается ими по другим признакам: «Сами добывают себе корм», «Живут в лесу», «Приносят вред человеку», «Нападают на добычу».
Почему получилась столь резкая разница в знаниях учащихся при отсроченной проверке? Причин здесь несколько.
Прежде всего обилие материала, данного учителем на одном уроке, неблагоприятно отразилось на прочности усвоения знаний детьми.
Можно также поставить прочность усвоения знаний в зависимость от характера умственной деятельности учащихся при восприятии: на уроке дети больше слушали и запоминали готовые знания, а не пользовались самостоятельными наблюдениями.
Недочеты в организации восприятия нового материала неблагоприятно отразились на прочности знаний. Этот вывод подтверждается данными проверки знаний учащихся того же класса через шесть месяцев. Проверка производилась путем беседы и письменной работы со всеми учащимися в классе.
Остановимся прежде всего на результатах письменной проверки, характеризующих состояние знаний всего класса. Учащиеся должны были ответить на вопрос: по каким признакам мы узнаем хищных животных? Писали работу 28 учеников.
Все признаки хищности (острые зубы-клыки, острые когти и способ питания), назвали только двое сильных учащихся, два признака (сильные лапы с когтями, клыки) отметили четверо, остальные учащиеся не назвали ни одного из существенных признаков хищности (приносят вред, живут в лесу, живут в сараях, живут в степях, живут в пустыне, бросаются на людей). Интересно отметить, что о способе питания хищных животных говорили многие ученики. Этот признак сохранился в большей степени, очевидно, потому, что он наиболее ярко был представлен на картине, которая была использована на уроке.
(Изображение тигра в момент охоты: тигр разрывает убитое им животное. Видны окровавленные когти тигра и оскаленные зубы.) Ошибки, допущенные учащимися, имели различный характер.
Чаще всего абстрактное понятие смешивалось с конкретным представлением.
Вопрос. Каких животных называют хищными животными?
Ответ. Которые живут в пустыне, они ночью ловят добычу - кабанов, оленей.
Из ответа видно, что учащийся рассказывал о тигре.
Другая группа ошибок: понятие связывается с иным содержанием.
Вопрос. Каких животных называют хищными?
Ответ. Они живут далеко от человека и сами достают пищу. (Называет признаки диких животных.)
У многих учеников понятие «хищные животные» связывается не со всеми признаками, входящими в его содержание, а лишь с некоторыми.
Встречаются и такие ошибки, когда в содержание понятия включаются лишние признаки (у хищных животных сильные лапы с острыми когтями, зубы-клыки; они питаются мясом других животных; у хищных животных желтая шкура, глаза ночью расширяются; на лапах подушечки).
Чтобы избежать подобных ошибок, очевидно, не следует фиксировать внимание детей на деталях внешнего вида животных при формировании нового понятия, а выделять лишь общие признаки, входящие в содержание изучаемого понятия.
Следует избегать попутных замечаний, непосредственно не относящихся к излагаемому учителем материалу, так как учащиеся младших классов, не умея отобрать главное, устанавливают неправильные связи между сообщаемыми фактами. Особое внимание в ходе изложения новых знаний необходимо уделить тем учащимся, которые медленнее других усваивают учебный материал и нуждаются в дополнительных разъяснениях со стороны учителя.
В младших классах, где мышление учащихся носит преимущественно конкретно-образный характер, необходимой предпосылкой отчетливого восприятия является наглядность, служащая опорой мыслительных операций школьника. Однако не сама по себе наглядность, а способы ее использования на уроке обеспечивают создание четких представлений у детей.
Решающее значение для достижения прочности знаний имеет характер умственной деятельности учащихся на уроке. Наблюдения показывают, что знания о конкретных предметах не сохраняются прочно, если они основаны только на словесном объяснении учителя. Для достижения прочности знаний необходимо организовать активное восприятие учащимися новых знаний: наблюдение, сравнение воспринимаемого, обобщение и т. д.
Указанные положения касаются не только организации восприятия материала по природоведению, - они в равной мере относятся и к другим учебным предметам.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +