Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Предварительная трудовая подготовка и ее значение в воспитании и обучении слепого ребенка


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

Задачи предварительной трудовой подготовки в школе слепых

В представляемом докладе коллектив Молотовской школы слепых детей стремится показать цели, содержание и организацию первоначальной трудовой подготовки учащихся нашей школы.
В выполнении задач трудового воспитания и трудовой подготовки в работе со слепыми детьми решающую роль играет школа слепых детей. Именно в школе слепых детей, в процессе обучения, дети во всей глубине познают общественный смысл труда.
Педагогическое значение трудового воспитания в школе слепых весьма велико. Труд в этих школах стал, необходимым условием жизни детей, их воспитания и развития.
Учебные планы и программы школ слепых должны обеспечить предварительную и профессиональную подготовку слепых детей. Но в соответствии с поставленной нами целью доклада мы будем говорить лишь о предварительной трудовой подготовке.
Поставлен вопрос не только о том, какие виды труда должны быть внесены в предварительную трудовую подготовку слепых детей, но и превращении ее в могучее средство коммунистического воспитания. В основном наметились и пути и средства достижения этого. Только в правильно организованном труде у учеников школ слепых можно развить черты и свойства трудового человека нашей Родины.
Еще в предварительной трудовой подготовке наши дети должны выработать некоторые черты характера, умения и навыки трудового человека. Школа обязана развить в них такие качества, которые позволят им в будущем стать умелыми работниками, мастерами своего дела, передовиками производства. Профессор Б. И. Коваленко и доцент Н. Б. Коваленко в книге «Трудовая подготовка учеников школ слепых» говорят о том, что подлинная забота о человеке обязывает сделать все для включения слепых в труд. Только при этом условии для них возможна счастливая жизнь, так как свое право на труд слепые могут целиком использовать лишь при соответствующей подготовке к нему.
Для нас, работников школ слепых, нужны, прежде всего, принципиальная ясность и правильное представление о сущности и задачах воспитательной работы в предварительной трудовой подготовке в школе слепых детей. Прежде всего, нельзя забызать, что ребенок будет членом коммунистического общества, значит, его человеческая ценность, его авторитет будет зависеть от того, станет ли он деятельным полезным участником общественного труда.
Уже в процессе предварительной трудовой подготовки у учеников школы слепых вырабатызаются: физическое развитие, анализаторы, двигательная система, в частности, координация, точность и скорость движений, конкретные пространственные представления, устойчивость трудовых стимулов, выносливость, положительный целостный характер. В процессе предварительной трудовой подготовки наших учащихся развивается память, внимание, мышление и творческие способности слепого ребенка. Трудовая подготовка наших учащихся является важнейшим средством и нравственного воспитания. Она воспитывает в детях сознательное и ответственное отношение к труду как к высокой общественной обязанности, как к делу чести, делу славы, доблести и геройства.
Огромное воспитательное значение имеет то чувство наших детей, которое испытывают они, видя ощутительный результат своего труда. Они радуются и гордятся, когда сами собственными руками сделают вещь или выполнят какое-либо необходимое для школы дело. Эта радость оказывает самое благоприятное воспитывающее действие, она вернее любых наставлений и поучений. Воспитательное значение трудовой подготовки зависит от того, какие цели и как преследуются в ней. В предварительной трудовой подготовке учащихся труд должен быть разумным и творческим, а не механическим. Какую бы работу ни выполнял слепой ребенок, он должен вложить в нее живую мысль. Труд в школе слепых не должен иметь узкий ремесленный характер на низкой образовательной базе. Еще менее он должен быть оторван от нее. Труд слепых детей должен быть связан с широкой общественной средой, способствовать всестороннему развитию, будить познавательные интересы слепого ребенка.
Знания по основам наук, приобретаемые в школе, находят сознательное применение в труде, связываются с практикой. В процессе предварительной трудовой подготовки наши дети получают ряд сведений по технологии, технике производства, по агрономии, знакомятся с основами народного хозяйства и его развитием. Это обогащает их знания, расширяет умственный кругозор, подводит к пониманию общественно-политической жизни страны.
Из изложенного выше вытекают и задачи предварительной трудовой подготовки учащихся в нашей школе. Основными целями предварительной трудовой подготовки коллектив Молотовской школы слепых детей считает: дать воспитанникам общую предварительную трудовую подготовку в виде определенного минимума практических знаний, умений и навыков в области бытового, промышленного и сельскохозяйственного тр.уда; развить технические и организационные способности;
привить умение и некоторые навыки общей трудовой культуры, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни и профессиональному обучению. Это проводится на основе правильно выработанных видов труда, через надлежащую организацию предварительных трудовых процессов.
Это требует обеспечить: коммунистические моральные устои; умения и навыки работы в коллективе; бодрость и жизнерадостность; инициативность и активность; волю и характер; чувство красоты; развитие анализаторов, двигательной системы, укрепление здоровья и усвоение гигиенических навыков.

Виды работы и установки предварительной трудовой подготовки

В настоящее время мы имеем программу предварительной трудовой подготовки слепых учащихся, которая помогла нам перейти на новые пути более успешной работы.
Первоначальные элементы трудового обучения и воспитания в нашей школе складываются из учебного труда, бытового, общетехнического, сельскохозяйственного.
В процессе работы с различными материалами и инструментами, путем наблюдений, опытов, а когда они нужны — и экскурсий, дети приобретают целый ряд необходимых умений и навыков, конкретных представлений и понятий о явлениях неживой и живой природы; целый ряд пространственных и математических представлений — понятие о величине, форме, объеме, расстоянии, направлении. Понятие о цвете, весе, о времени и т. д. Труд для детей младшего возраста строится на использовании разнообразных, доступных для них материалов и инструментов.
Первоначально материалы даются в полуобработанном виде, а инструменты — самые элементарные: ножницы, игла, пила, нож, шило, молоток и т. д.
Ручной труд более старших детей строится на тех же материалах, присоединяются сюда работы из жести, проволоки, из инструментов добавляются строгальные, различные пилы, сверла, напильники и др. Во всех видах подбор образовательного материала и определение объема трудовых умений построены на принципах от легкого к трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к отвлеченному. Между девочками и мальчиками никакого существенного различия в отношении содержания трудовой подготовки не проводится.
Трудовые занятия тесно связываются с играми детей, с их учебной работой в школе, с их жизнью в школе, с сезонными явлениями в природе, с датами Красного календаря.

Бытовые работы

В программу предварительного трудового обучения входит раздел обучения хозяйственно-бытовому труду. Количество отведенных часов небольшое, поэтому, в основном, эта работа проводится во внеклассное время под руководством воспитателей групп.
Основными видами хозяйственно-бытового труда являются: уход за одеждой и обувью, уход за помещением и территорией школы, приготовление пищи. Основным видом работ детей I класса является личное обслуживание: уход за собой, за своей одеждой, за своей обувью, за своей постелью, за игрушками и личными вещами. Обучение этим навыкам мы начинаем с самого простого — умывания, надевания одежды, обуви, с зашнуровки ботинок. У детей I класса большое место занимает игра. Детей этого возраста 26 человек. Разделены они на две воспитательные группы. У группы имеется игровая площадка, оборудованная куклами, посудой и т. п. Несколько недельных часов. воспитатель отводит на время игры с куклами, где проводится стирка белья, пошивка нужного для кукол и т. д. Мальчики этой группы стирают носовые платочки, галстучки. Так в процессе игры дети постепенно приучаются к хозяйственно-бытовому труду.
Со второй половины года учащимся этой группы поручается уход за помещением группы. Здесь же намечаются дежурства по спальне. В своей группе они организуют полдник за отдельными маленькими столиками, и дежурный сам обслуживает группу.
К учащимся вторых классов предъявляются более высокие требования. Им поручается починка белья, стирка нательного белья легкого — 6 штук, глажение чугунным и электрическим утюгом. Здесь уже прививаются навыки мытья полов, дверей, протирки стекол. Отдельные комнаты-спальни находятся целиком на обслуживании детей. Дети следят не только за чистотой спальни, но и за уютом, за гигиеническими навыками всех учащихся своей спальни. Следят за правильным размещением одежды учащихся в нише; за чистотой в тумбочках, за аккуратной заправкой кроватей, за мешочками, где хранится полотенце, зубная паста, щетка и т. д. Следят за цветами. Стараются украсить комнату своими изделиями.
Начиная с III класса, ученики проводят обслуживание школы. Первым видом чего является обслуживание столовой и кухни. Мы придаем большое значение этому разделу работы, так как дети здесь, в основном, впервые приобретают навык работы для коллектива. Организация этой работы, поручена опытной воспитательнице Рылеевой. В работе участвуют все дети нашей школы, дежурит целиком класс — воспитательская группа. Воспитатель этой группы организует рабочее место и время для учеников, распределяет обязанности между ними во время дежурства в столовой и кухне. Воспитатель учит учеников выполнению этих обязанностей до тех пор, пока не увидит, что учащиеся овладели этими навыками. От того, как организует воспитатель это дежурство, зависит и то, как оно пройдет. Если дежурные делают плохо, обедающие выражают недовольство. Это учитывается дежурными.
В обязанности дежурного по столовой входит: подготовка к обеду столовой. Требуется, чтобы столы были накрыты хорошо, дежурные расставляют посуду, раскладывают ложки, вилки, ножи, разливают компот или кисель; организуют выход детей и обслуживают обедающих. Работа дежурных по столовой направляется на поддержание красоты и уюта в ней. Мы должны воспитать сознание, что наша школа как внутри, так и с внешней стороны должна быть образцом чистоты и порядка.
На кухне ученики проводят мытье посуды, чистку картофеля, распиловку и подноску дров — частично. Дежурства эти сравнительно редки. Они уже являются закреплением навыков, а- первые сведения и тренировка по этой работе проводятся в часы воспитательских занятий.
В нашей школе стирка белья проводится учениками один раз в неделю по расписанию. Стирают девочки и мальчики. Стирка проходит в удобном помещении и ванной комнате. Дети сами топят, стирают, сушат, гладят. Каждую субботу учащиеся дежурные в воспитательской группе отглаживают фартучки, платья, брюки, рубашки. Это все дается как обучение и закрепление умений и навыков.
Самым сложным в обучении детей хозяйственно-бытовому труду оказался раздел кулинарии. Долго приходилось задумываться над тем, как и где проводить это обучение. Решили проводить кружок кулинарии в пионерской комнате. Оборудовали ее электрическими плитками, кастрюлями, сковородками и т. д. Взялись за это пятые классы. Каждую пятницу мальчики и девочки с большим интересом готовили обед: они заготовляют все продукты по меню. По рецепту, составленному заранее, готовят обед. Стол накрывают в своей группе, и здесь дети, не стесняясь, приучаются пользоваться вилкой, ножом и т. д. Учатся обслуживать столы обедающих. Они разливают в тарелки суп, раздают второе и третье и т. д. Это дает хороший навык, дети этой группы хорошо и свободно обслуживают столовую.
В комнате-спальне у девочек стоит этажерка, где хранятся все хозяйственные вещи; все это закрыто, что приучает детей к правильному, аккуратному пользованию и содержанию посуды в условиях общежития. Ведут эту работу воспитательница Рылеева и учительница Ушакова.
Перечисленные в этом пункте работы содействуют развитию пространственной ориентировки и руки, а также обеспечивают выработку навыков, необходимых для самостоятельности в быту.

Работы по вязанию, плетению и шитью

В соответствии с программой предварительной трудовой подготовки в нашей школе мы проводим все работы, предусмотренные этой программой по плетению и вязанию. Эта работа у нас проводится, как и в других школах слепых, ввиду чего остановимся только на шитье, в обучении которому, как мы предполагаем, имеются некоторые своеобразия.
Учащиеся знакомятся со швейными инструментами (иглой, ножницами, наперстком), с материалами, употребляемыми при шитье (тканью, нитками), приучаются к правильной хватке инструментов и рабочей позе во время шитья.
Сначала у нас проводятся подготовительные упражнения — вдевание нитки в иголку при помощи конского волоса, завязывание узелка, управление иглой при помощи наперстка, шитье по наколотым дырочкам и т. п. Знакомим, как правильно нужно держать в руке иглу. Первые упражнения по управлению иглой проводим с ниткой без узелка. После упражнений в шитье без узелка детям предлагаем завязать узелок, предварительно объяснив, как это делается.
Детям даем шить по наколотым дырочкам. Дырочки накалываются учителем на бумаге по контуру какого-нибудь рисунка. Обшив контур один раз, вкалывая иглу, учащиеся идут по нему вторично, заполняя нитками всю линию контура. Контур рисунков можно постепенно усложнять: сначала давать прямолинейные рисунки, где дырочки можно накалывать реже, а потом криволинейные, которые требуют более частых проколов, так как иначе линия получится ломаной. Здесь же даем, при его применении в шитье, понятие о крупном и мелком стежке.
После того, как дети свободно уже шьют на бумаге, им объясняется, что стежки, прошитые цветными нитками в различных сочетаниях, могут служить для украшения изделий. Переходим на ткань. Здесь у детей сразу появляется желание такими стежками вышить какую-нибудь вещь. Например, Аля Ф. вышивает цветочек на своем носовом платочке, Галя Р. - на салфеточке, а Тамара Р. готовит диванную подушечку. Работу эту продолжают с воспитателем.
Затем приступаем к изучению швов. Вначале мы изучаем только три шва: два соединительных (вывернутый и шов через край) и один закрепляющий (подрубочный). Упражнения ведутся на отдельном лоскутке, а затем на простейших изделиях, имеющих прямолинейную форму: мешочки для галош, наволочки, сумочки для носовых платочков, вешалки и т. п. Затем работу постепенно усложняем, переходим к пошивке мягких игрушек, участвуем при подготовке белья к бане. Кроме того, изучаемые швы применяются при простейшей починке одежды.
Знакомим учащихся еще с одним швом — петельным. Его применяем не только при выметызании петель, при закреплении краев ткани, но и к вышивке. Здесь на помощь приходит проволока или тонкий шнур. На намеченный для вышивки рисунок накладывается и пришивается проволока.
Дети, зная технику выполнения этого шва, осязая рисунок, изображенный при помощи проволоки, свободно выполняют данную работу. Таким же способом дети, делают аппликационные работы. Первоначально рисунки берутся самые простые, затем постепенно усложняются. Эту работу продолжает воспитатель, приучая уже детей самих нашивать проволоку или шнур для рисунка.
Кроме вышеуказанного, мы стремимся обучить и вышивке, как-то: простым крестом и болгарским. Для этого готовим из плотной толстой бумаги трафарет, который заменяет слепому ребенку канву. Первоначальные работы ведутся по крупному трафарету, а когда учащиеся будут свободно ориентироваться по нему, переводим на более мелкий.
Таким образом, учащиеся не только могут сшить какую-либо вещь себе, но имеют возможность придать ей более красивый вид, украсив ее вышивкой своей же работы. Это доставляет им большое удовольствие.
Правильное выполнение шва требует распознавания в ткани лицевой стороны и изнанки и предварительной заготовки шва. Учащиеся должны научиться распознавать швы по внешнему виду, знать их назначение и применение, знать последовательность и технику выполнения шва, знать требования, предъявляемые к шву.
Работы по вязанию, плетению и шитью способствуют развитию гибкости и ловкости пальцев, дают учащимся ряд бытовых навыков и подготовляют их к обучению трикотажному и швейному делу.

Работы из бумаги и картона

Необычайное богатство и разнообразие применения бумаги и картона для художественных и технических целей, простота и доступность обработки, небольшое количество инструментов н материалов для работы дают возможность считать работу с бумагой и картоном одним из основных средств первоначальной трудовой подготовки детей младшего возраста.
Как известно, бумага является любимым материалом детей. Из бумаги ребенок без особых усилий выполняет большое количество самых разнообразных интересующих его предметов. Виды работ из бумаги мы применяем самые разнообразные.
1. Складывание и склеивание.
2. Плетение:
а) лент гладких и зубчатых;
б) звездочек из 4 полос;
в) ковриков различными рисунками.
3. Художественные работы из гармошек.
4. Аппликационные работы (декоративные и тематические).
5. Работа из папье-маше по готовой форме.
6. Окрашивание бумаги.
Первые и самые простые работы из бумаги не требуют применения инструмента. Это работы по складыванию бумаги. Затем вводятся работы, связанные с ее разрезанием, склеиванием, вырезыванием и наклеиванием.
Всем известные упражнения в складывании очень разнообразны и дают различные фигуры, которым дети присваивают определенные названия: шляпа, лодочка, солоночка, коробочка, кораблик и т. п. Все они образуются из квадратного листа бумаги, путем перегибания и отгибания углов. Затем переходим к прямоугольной форме листа и делаем шляпу-треуголку, кораблик.
Дальше идут работы, требующие применения инструментов (ножа, ножниц, иголки). Детям даются сведения об этих инструментах, их устройстве, рабочих частях, делаются указания к бережному обращению с инструментами, сообщаются правила их хранения. Они обучаются делать разные змейки и цепочки, которые идут в дальнейшем для украшений и отделки других работ из бумаги.
Гармошки — самые простые работы по сгибу бумаги. Когда учащиеся научатся делать их ровными и правильными из длинной полосы бумаги, тогда они применяются в художественных работах, например, плотно сложенную гармошкой полоску обрезают по шаблону, не обрезая перемычек. Сложив обрезанную гармошку, сжимают ее пальцами и по торцам смазывают густым клеем, затем кладут шпагах и, слегка разжав пальцы, дают гармошке свободно расправиться. Она примет объемную форму яблока. Таким же способом можно сделать по шаблонам другие «фрукты», «ягоды», «цветы» и даже «птиц». Затем, объединив их, можно сделать красивые картины, вазу с фруктами, вазу с цветами и т. п.
Из бумаги можно выполнять различные работы по плетению, например, плетение лент гладких и зубчатых. Из сплетенной таким образом ленты делаются сумочки, корзиночки и т. д. Кроме этого, из бумажных полос дети плетут красивые рельефные «звездочки», из которых готовят корзиночки, рамочки, сумочки, а отдельные звездочки идут на отделку других работ.
С увлечением занимаются дети и плетением ковриков из полосок цветной бумаги. Коврики делаются различной расцветки и различного рисунка. Из маленьких ковриков путем их комбинирования делаются сумочки, корзиночки и т. д. Здесь же учащиеся сами проявляют свое творчество.
Из бумаги делаются цветы. Кроме бумажных цветов, во внеклассное время обучаем детей делить цветы и из ткани. Эти цветы, в сравнении с бумажными, гораздо красивее и дольше не теряют своего внешнего вида.
В разнообразных корзиночках цветы создают уют в помещении.
Из бумаги также делают различной формы коробочки, которые употребляются для разных целей. Например, для собранных детьми коллекций насекомых, ракушек, шишек, для хранения личных мелких вещей и инструментов для рукоделия, шитья и т. п. Дети изготовляют папки, пакеты, конверты и т. п. Они с удовольствием работают и над изготовлением елочных игрушек, бус, цепей, флажков. Эта работа начинается за месяц до начала нового года.
Учащихся знакомим с простейшими формами: квадратом, треугольником, узкими и широкими полосами и т. п. Даем понятие об основных цветах: красном, желтом, зеленом, черном, фиолетовом и т. д.
Затем приступаем к декоративным аппликациям из различных форм, составляем узоры, построенные в виде дорожки, квадрата, круга. Изготовляем аппликационным способом простейшие учебные пособия по обучению грамоте и счету: лото, счетный материал, занимательные квадраты и т. п.

Работы из пластического материала, дерева, проволоки и жести

Разнообразно применение в предварительной трудовой подготовке пластического материала — глины и пластилина, а также проволоки и жести. На основе программы по предварительной трудовой подготовке в нашей школе в работе с детьми эти материалы использовались так же, как в других школах слепых. Работы по лепке требовали простейшего оборудования в виде картонных коробочек для пластилина, а также деревянных и жестяных ящичков и коробок для глины. Работы выполнялись учениками на крышках коробок и ящиков. Для работы по дереву, проволоке и жести потребовалось более сложное оборудование, и каждому ученику уже нельзя было обеспечить полный комплект всего необходимого.
Особо отметим, что в работах из этих материалов широко применялось коллективное начало — выполненное отдельными учениками монтировалось в общую работу. Примером этого является трамвайный вагон. Его делали многие ученики по заранее разработанному плану. Получилась заводная движущаяся модель трамвая, выполненная из дерева, жести и проволоки. В ней даже смонтировано электрическое освещение. Ученики были очень довольны своей работой, с удовольствием демонстрировали ее посещающим школу и с радостью направили ее для демонстрации на «Педагогических чтениях».
Работы из различных материалов, включая дерево и металл, широко проводились в нашей школе и в виде технических игр и особых занятий.
Игры-занятия со строительным материалом и техническими игрушками проходят во время уроков предварительной трудовой подготовки и во внеклассное время. Сооружая из песка, камней; веток, кубиков, кирпичиков и других подобных материалов разнообразные постройки на площадке школы, дети знакомятся с различными материалами, приобретают некоторые полезные умения и навыки. Играя с разнообразными техническими игрушками, делая из деталей металлических и деревянных конструкторов разнообразные игрушки, дети знакомятся с различными объектами техники, средствами передвижения, с отдельными механизмами и тем самым развивают свои конструкторские способности, расширяют технический кругозор, развивают интерес к технике и приобретают элементарные технические умения и навыки.
Эти занятия с техническими игрушками постепенно переходят в техническое моделирование. В основе технического моделирования лежит та же работа с различными материалами и инструментами, но основное внимание в нем направляется не на обработку материала, а на построение самих моделей, машин и механизмов, на основе ознакомления с их устройством.
Дети, начиная с младшего и кончая старшим возрастом, увлекаются и занимаются этим с большим желанием.

Сельскохозяйственные работы

Задача школы воспитать последователей мичуринского учения, подготовить к практической деятельности в совхозе или колхозе. В осуществлении этой задачи большую роль играет работа учащихся на пришкольном участке. Наш пришкольный участок существует 3 года и имеет 1 700 м2. Вся эта площадь делится на 4 участка:
1. Цветочно-декоративный — 700 м2
2. Плодово-ягодный сад — 600
3. Овощные культуры — 200
4. Полевые — 200
На участке полевых культур существует шестипольный севооборот:
1. Пар занятой.
2. Многолетние травы: клевер и тимофеевка с овсом.
3. Яровые-зерновые: овес, пшеница.
4. Бобовые: бобы, горох, фасоль.
5. Технические культуры: лен, конопля.
6. Пропашные культуры: картофель.
Ведение правильных севооборотов на участке дает возможность ознакомить учащихся с агротехникой возделывания различных культур.
Работа юных натуралистов проводится по отрядам. К каждому участку прикрепляется отряд, которому в работе помогают воспитатель и учитель. Всей работой руководит биолог.
Подготовка к работе на участке начинается с февраля-марта. Дети готовят рассадные ящики, делают скамейки для подставки ящиков и цветов, заготовляют колышки для огораживания декоративных растений, приготовляют стаканчики из прессованного торфа и бумаги, закупают недостающие семена, землю, горшки.
В середине марта огородники начинают яровизировать картофель и закладывать рассаду помидоров и капусты. Полеводы определяют всхожесть семян, яровизируют пшеницу. Садоводы сеют семена яблонь, апельсинов, лимонов.
Цветоводы сеют семена клена, акации, тополя. Ухаживают за своими посадками, наблюдают, пикируют рассаду в другие ящики, а затем сажают в стаканчики.
В конце-марта или в первой половине апреля цветоводы закладывают рассаду цветов-однолетников.
Вся работа на пришкольном участке ведется планово, благодаря чему каждый отряд добился успехов в работе.
Цветоводы весной 1950 г. засадили клумбы своей собственной рассадой однолетников, размножили многолетники. Посадили привезенные из леса 20 кустов рябины, 5 кустов черемухи, 5 кустов шиповника, 2 куста сирени, 30 кустов спиреи. Вырастили 5 липок-двухлеток и 10 кленов-однолеток. Садоводы развели ягодник, где выращивают малину, крыжовник, смородину, клубнику. Ведется уход за тремя взрослыми яблонями.
Огородники проводили ряд опытов, например, с картофелем. Сажали на две одинаковых площади одинаковое количество глазков от яровизированных клубней сорта Лорх. На первой площади удобряли навозом и два раза окучивали. На второй — только окучили два раза. На первой гряде уродился крупный картофель с клубнями до 750 г, а на второй — самые крупные клубни были 300—250 г. Выяснили влияние условий площади на питание растений. Для этого на одной гряде прореживали морковь, а на другой нет. На первой гряде морковь уродилась в 300—200 г, а на второй самая крупная была в 100 г, а остальные — одни «хвостики».
Вырастили грибовские кабачки из 10 семян 25 шт. Самые крупные были в 5 кг, мелкие — 2 кг. На площади 4 ма вырастили из своей рассады капусту. Кочаны достигали 4 кг. Были и по 1 кг. Пробовали сеять брюкву прямо в гр.унт. Результаты получились хорошие. Корнеплоды достигали 800 г веса.
В осеннее время садоводы проводили работу по рыхлению почвы под ягодники, произвели подрезку старых стеблей. Дополнительно посадили 20 кустов смородины, 10 — малины и 2 цривитых яблони. Цветоводы посеяли под зиму 2 грядки, равные 2 м2, турецкой гвоздики и 3 грядки, равные 2 м2, водосбора с целью выяснения зимостойкости этих растений и размножения их весной.
Произвели рыхление почвы под многолетниками.
Огородники собрали урожай с огорода и поля. Посеяли морковь под зиму с целью получения ранней моркови. Животноводство и птицеводство в школе только организуются.

Уроки предварительной трудовой подготовки

Первыми шагами трудового воспитания в школе слепых являются уроки предварительной трудовой подготовки. Поэтому им у нас придается большое значение в процессе предварительного трудового обучения детей. Уроки предварительной трудовой подготовки у нас ведет учитель, освобожденный от других предметов. Они проходят по твердому расписанию в первую смену.
Детский труд организуется на уроке так, чтобы он был посильным, т. е. соответствующим физическим возможностям и умственному развитию ребенка. Требуется, чтобы он был интересным, разнообразным, отвечающим детским запросам, связанным по содержанию с их игровой деятельностью, с учением в школе, с жизнью детей в школе, чтобы труд был сознательным, а не механическим и вызывал работу мысли, допускающим применение приобретаемых знаний в школе, требующим догадки, находчивости, иногда изобретательности и творчества.
Если детям дать готовый материал, сделать разметку, показать весь процесс во всех деталях и на этом закончить, то исключается самостоятельное обдумывание работы. Следует добиваться, чтобы дети не были просто исполнителями. Они должны быть и творцами и организаторами. Учитель ручного труда добивается, чтобы дети хорошо представляли себе вещь, которую они собираются делать. На уроке учитель ставит детей в такие условия, чтобы ребенок работал обдуманно, сознательно.
Однако это не значит, что учитель, предоставляя летям простор для проявления творчества, должен отойти в сторону, предоставить детей самим себе. Учитель ставит перед детьми задачи, требует продумывания, определения размеров вещей, конструкции ее, вносит поправки, дает советы, оказывает помощь, следит за правильностью приемов. Учитель труда разъясняет значение уроков ручного труда, который проводится наравне со всеми общеобразовательными предметами. Как и другие учителя, он требует от детей выполнения намеченной работы, дает задание на дом.
По расписанию уроки по труду — сдвоенные, так как в первый час занятий по труду ученики обычно дают меньшие результаты, чем во второй. Это объясняется тем, что они медленно включаются в работу. Одним из наиболее важных моментов при занятиях в рабочей комнате учитель считает раздачу и сбор материалов и неоконченных изделий. От правильной организации этого момента зависят успех дела и дисциплина учащихся, их отношение к труду. Устанавливается определенный порядок, к которому дети быстро привыкают и вполне сознательно стараются его поддержать.
Обычно занятия проходят фронтально с индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Каждый — точно выполняет задание учителя, и сам отчитывается в выполнении перед учителем.
При всех работах проводится тщательное ознакомление учеников с материалами, инструментами, выяснение различных видов их, свойств, сортов сырья, определение качества, раскладка по сортам и видам.
Всякая новая работа начинается с беседы, во время которой объясняется детям, что предполагается делать на данном занятии, как надо выполнять работу, какие для этого понадобятся инструменты, материалу, как ими правильно пользоваться. Младшие дети со свойствами материалов знакомятся в процессе практической работы. Со старшими же детьми проводятся отдельные краткие беседы. Беседы дополняются показом учебно-наглядных пособий, таблиц, коллекций материалов, моделей машин и пр.
По ознакомлению со свойствами материалов практикуем также проведение некоторых опытов, составление альбомов и т. п. Эти работы служат средством активного изучения и закрепления тех знаний, которые даются детям во время бесед, экскурсий, наблюдений или в процессе практической работы. Всему тому, что дается на уроках, учитель старается придать практическое значение, чтобы каждый учащийся видел пользу своей работы. Первые сведения и навыки даются учителем на уроках ручного труда. Привитие же прочных трудовых навыков удается только при повседневном упражнении.

Предварительная трудовая подготовка во внеклассное время

Для трудовой подготовки одних уроков мало, а поэтому необходимо упражнять и закреплять эти навыки во внеклассное время с воспитателем группы.
Велика роль воспитателя в организации трудовой предварительной подготовки детей.
Успех предварительной трудовой подготовки во многом зависит от того, как воспитатель продолжает работу, начатую учителем, как он организует труд детей, как сам участвует в трудовых процессах, как проявляет себя как руководитель. Воспитатель не безучастный наблюдатель. Он должен заранее продумать организацию труда — кто и что будет делать в группе, с учетом возраста, сил и разных особенностей слепых детей.
Учитель ручного труда согласует работу с воспитателем, но не подавляет инициативы его и учащихся, а наоборот, способствует их творчеству во внеклассное время.
Например: мы перешли к шитью. Ученики познакомились со швейными инструментами, с материалами, употребляемыми при шитье. Провели предварительные упражнения — вдевание нитки в иглу, завязывание узелка, управление иглой при помощи наперстка и т. п. Теперь дается навык шить по проколотым дырочкам. Контур рисунков предлагается самый простой (квадрат, прямоугольник, треугольник и т. д.).
Воспитатель И. И. Зыварь во внеклассное время закрепляет этот навык. Контур рисунков уже усложняется. Здесь она проявляет свою инициативу. Например, решили расширить ковер — корзину с цветами. Каждый учащийся выполнял отдельное данное задание. Тася Ч. расшивала корзинку, Дина А.— цветок розу, мальчик — листочки и т. д. Каждый старался выполнить чисто и аккуратно, чтобы его работа попала в общую группу. Когда все было готово, все вместе прикрепили работу каждого на общий материал, и получился таким образом ковер. Другие дети, проявив свое творчество, расшивали зайчат, кошечек и т. д. Таким образом, эта группа подготовила несколько работ, которые закрепляли навыки и украсили их спальни.
По программе массовых детдомов на трудовые мероприятия рекомендуется отводить по 1,5 часа в день. У нас же эта потребность в трудовой деятельности детей удовлетворяется на уроках и воспитательских часах (не ежедневно), в часы свободных занятий детям предоставляется возможность по своему усмотрению заниматься любыми видами труда, техническими игрушками, моделированием, шитьем, вязанием и т. п. Во внеклассное время для детей младшего возраста предусматриваются игры — занятия с техническими игрушками и строительными материалами. Для этого в групповой комнате создается игровой уголок, где находятся разные технические игрушки: паровозы, вагоны, платформы, семафоры, грузовики, мельницы и т. д., крупный и мелкий строительный материал, деревянный конструктор, чтобы дети сооружали различные постройки. Старшим ученикам необходимо предоставить возможность работать в рабочей комнате по труду.

Планировка и учет предварительной трудовой подготовки

Изучил и анализируя работу по предварительной трудовой подготовке, учительский коллектив школы убедился, что большое и ответственное место в привитии трудовых навыков занимает организация трудового процесса. От того, как организован этот детский труд, зависят не только результаты труда в его количественных и качественных показателях, но и педагогические успехи. Правильная организация работы требует большого внимания к планировке и учету работы.
Учителем ручного труда работа ведется по плану, со строгим учетом выполнения программного материала детского возраста и интересов ребенка. План составляется на четверть, конкретно разрабатываются виды работ, намечается объем зданий и умений, которыми должны овладеть дети. Указывается конкретная работа на данный период, формы и методы ее.
В повседневном плане учителем намечаются беседы, лабораторные работы, игры, прогулки, экскурсии, какие рассказы или стихи предполагается прочитать для ознакомления с трудовой деятельностью людей.
Воспитатель также ответственен за выполнение программы трудового обучения. У нас имеется полная увязка в работе учителя ручного труда, воспитателя и классного руководителя. План внеклассной воспитательной работы в группе один. Он составляется совместно классным руководителем, воспитателем, комсомольской, пионерской и школьной ученической организациями.
В планах воспитательной работы для организации трудовых процессов отводятся дни и часы. Это облегчает контроль за проведением той или иной работы.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +