Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Некоторые вопросы работы пионерской организации в школе слепых


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

1. Задачи пионерской Организации в школе слепых

В учебно-воспитательной работе школ существенную поддержку должны оказывать комсомольцы и пионеры. Эта задача является основной для работы пионеров в школе слепых, ибо пионерская работа в ней имеет свои особенности.
Слепые дети нуждаются в развитии навыков ориентировки, многие из них малоподвижны, и движения их неловки. Об окружающих предметах и явлениях природы дети не имеют ясного представления. Пионерская работа в ее различных многообразных формах должна всесторонне развивать слепого ребенка. Пионерские походы и экскурсии с преодолением препятствий физически развивают детей. У них исчезает вялость, боязнь пространства, развивается любознательность. Пионерская работа приучает слепого ребенка к общительности, вызывает живой интерес к общественной жизни, обогащает и расширяет умственный кругозор, развивает чувство коллективизма, способствует формированию личности советского человека.
Пионерская организация в школе слепых при целенаправленной работе на высоком идейно-политическом уровне, приносит огромную пользу. Эту пользу должен видеть учительский коллектив. Там, где пионерской работой пренебрегают, считают ее делом одного вожатого, там нет и не может быть настоящей пионерской работы, там не может быть и здорового детского коллектива. В пионерской организации дети получают первую политическую закалку.
Пионерская организация нашей школы ставила следующие задачи:
1. Борьба за отличное овладение пионерами и школьниками основами наук, за глубокие и прочные знания.
2. Развертывание краеведческой работы в школе для расширения кругозора детей, укрепления знаний, полученных в школе, и для развития ориентировки слепого ребенка в пространстве.
3. Практическая полезная работа пионеров, основанная на знаниях, полученных в школе.
4. Внедрение в работу и быт школы правил поведения школьника.

2. Структура и организационные формы работы пионеров в нашей школе

В пионерской дружине имени Н. Островского при Молотовской школе слепых насчитывалось 78 пионеров. Из них 43 человека имеют небольшое остаточное зрение. Дружина состоит из трех отрядов: отряды имени Олега Кошевого, Павлика Морозова, Зои Космодемьянской. Во главе дружины и пионерских отрядов стоят лучшие комсомольцы и пионеры школы. Они честно относятся к порученной им работе и оказывают большое положительное влияние на весь детский коллектив школы. Пионерский актив несет большую, ответственную работу по школе, организуя на это и рядового пионера и непионера, борясь за повышение успеваемости звена, отряда и всей дружины. В общественную работу вовлечены все пионеры.
Основной формой пионерской работы в школе слепых являются пионерские сборы, походы, экскурсии, конференции. Идейно насыщенные и красочно оформленные сборы помогают в воспитании пионеров и играют большую организующую роль. Они прививают патриотические чувства, помогают детям овладевать знаниями, расширяют их кругозор, развивают любознательность, содействуют выработке умений, навыков и ценных качеств характера.
К сбору у нас готовятся все: пионеры, комсомольцы, учителя школы. Пионерский сбор, особенно дружинный, рассматривается у нас как очень важное событие в пионерской жизни. Подготовка к нему бывает длительной. В основе каждого пионерского сбора лежит большая идейно-воспитательная тема, педагогически разработанная, со строгим учетом уровня развития детей, особенно их возраста. Каждый сбор преследует определенную воспитательную цель.
В походах и экскурсиях, несмотря на их трудность для слепых, при достаточной подготовке и организованности, как это будет показано ниже, слепые пионеры участвуют охотно и получают много.

3. Пионерские сборы

Основная задача учебного сбора — не копируя школьный урок, содействовать расширению и углублению знаний учащихся. По своей тематике сборы связаны со школьной программой и направлены на оказание помощи пионерам в познании ими Родины, ее материальных богатств, новых, социалистических форм труда, небывалого расцвета науки, техники, на привитие чувства национальной гордости за свою социалистическую Родину и др.
С большим интересом ребята принимают участие в учебных сборах, темы которых связаны с учебным материалом.
Тематика учебных сборов:
1. Люби и знай родной свой край.
2. Путешествие по родной стране.
3. Силы демократии растут.
4. А. С. Пушкин.
5. Сбор — на приз. Загадки и отгадки об имени существительном.
6. Первая женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская.
7. О самом главном.
Подробно остановимся на одном из этих сборов.
В 1950 г. первый отрядный сбор был проведен на тему «Люби и знай родной свой край».
Увлеченные большой краеведческой работой, пионеры отряда им. Олега Кошевого решили провести сбор на тему «Люби и знай родной свой край».
К сбору готовились, в основном, учащиеся IV и V классов. Они активно собирали литературный материал, обрабатывали его. Сбор был увязан с великим днем в стране — днем выборов в Верховный Совет СССР. Из собранного для краеведческого музея материала подготовили выставку.
Все пионеры отряда с большим увлечением готовились к сбору. Подготовка была длительная — более двух месяцев.
Работа была распределена между звеньями: звено № 1 — оформляло материал к выставке: делали коробочки, обрабатывали коллекции и гербарии. Пионеры звена № 2 подбирали литературный материал под руководством учительницы А. А. Кустовой. В звене № 3 подобрали экспонаты и подготовили макет стекольного завода. Весь отряд готовил описание походов и экскурсий, комсомольцы подготовили рельефные карты: зоны Урала, ископаемые Урала и Молотовская область.
Целевая установка сбора:
1. Возбудить интерес и стремление к познанию нашего края, его замечательного исторического прошлого, увлекательного настоящего и большого будущего.
2. Подвести кратко итоги краеведческой работы отряда за учебный год.
Много потрудились ребята, готовясь к этому сбору. И вот настал день.
...Зал красочно оформлен. Лес. Освещенные бюсты В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Справа и слева — рельефные вышитые карты: а) зоны Урала, б) ископаемые Урала и др.
1. Гербарии растений.
2. Коллекции насекомых.
3. Коллекции ископаемых.
4. Экспонаты с экскурсий.
5. Описание походов и экскурсий: самостоятельные детские работы по изучению родного края.
6. Журнал «Родной Урал», выпускаемый учащимися с 1948 г.
7. Альбом «Юный краевед».
8. Пионерские дневники и альбомы.
9. Рельефный рисунок-чертеж — КамГЭС.
На стене, в центре, карта Молотовской области, слева от нее — слова Горького, справа — слова Менделеева.
Ответственные за выставку — пионеры звена №1, преподаватель А. А. Кустова.
Порядок проведения сбора.
В 7 час. вечера подается сигнал — горн. Сбор начинается линейкой отряда. Сбор начинает учительница А. А. Кустова. Она говорит о величии и могуществе нашей Родины, о ее сказочных богатствах и призывает всех учащихся к изучению родного края:
— Дорогие ребята, изучайте свой родной край, больше путешествуйте, устраивайте походы, экскурсии. Путешествия помогут вам лучше познакомиться с замечательной природой нашего края, с его богатствами, историческим прошлым, увлекательным настоящим. Путешествия расширяют знания, развивают любознательность, укрепляют здоровье.
Учащиеся в линейке поют походную песню:
Готовы походные флаги,
К походу построен отряд.
Поляны, леса и овраги
Нас зеленью свежей манят.
Турист, следопыт и разведчик,
Любую тропу выбирай,
И утром, и днем, и под вечер
Чудесен твой солнечный край.
Выступают учащиеся со стихами о любви к нашей великой Родине. Под звуки мелодии песни «Широка страна моя родная» пионеры садятся около елок.
Учитель говорит о богатствах нашего края, о его историческом прошлом, какие великие люди жили и работали на Урале, призывает учащихся гордиться Уралом, любить и изучать свой родной край.
Полюбить же наш край есть за что. Синие горы, дремучие леса, могучие реки. Глубокие пещеры. Сколько в них скрыто всяких чудес и богатств.
Ученица Нина В. подходит к рельефной географической карте Урала. Она говорит о положении Урала и дает краткую характеристику Уральского хребта.
На рубеже Европы и Азии, от ледяных вод Карского моря до знойных сыпучих песков прикаспийских степей протянулись Уральские земли. Урал очень стар, его седые утесы хранят много-много тайн.
Пионерка Тамара П. спрашивает, почему же наш край называется Уралом. Что значит слово Урал? Гаснет свет. Преподаватель литературы Ю. Г. Чуркина рассказывает интересную легенду о том, почему наш край называется Уралом.
Дети впервые слышат эту легенду. С затаенным дыханием они слушают рассказ учительницы Ю. Г. Чуркиной. Легенда заканчивается словами:
«Этот желтый камень и есть знак золотой девушки. На языке нашего народа камень этот будет называться «Ал», так говорит древнее предание. С той поры и зовут люди горы эти «Урал» — что значит земля золотая» 1.
Затем начинаются выступления учащихся. Они рассказывают о богатствах Урала. Об исключительно богатых месторождениях железа, угля, нефти, золота, алмазов, камней-самоцветов и т. д.
Боря говорит о той оценке, которую дает Уралу И. В. Сталин, что Урал представляет такую комбинацию богатств, какой нельзя найти ни в одной стране: руда, уголь, нефть, хлеб, чего только нет на Урале...
Урал — это значит земля золотая,
Урал — это рек полноводных простор.
Это — леса, что, как волчьи стаи,
Кольцом окружили подножия гор.
Светом заводов искрятся дали,
-----------------------------------
1. Эта легенда принадлежит башкирской литературе.
-----------------------------------
Гремят поезда между глыбами скал.
Нашему краю недаром дали
Гордое имя — Урал.
Ребята говорят о гигантских заводах Урала, о его исключительной роли в годы Великой Отечественной войны, раскрывают его расцвет в годы 4-й пятилетки.
— На красавице-Каме вырастет самая мощная на Урале гидростанция — КамГЭС,— говорит Аля.
Поются песни уральских ребят:
Кто горы Урала,
строение новых
заводов уральских видал,
тот скажет: цвети,
наш красивый, суровый,
родной и любимый Урал.
Куда бы страна нас потом
ни послала,
уехав в любые края,
на всю жизнь запомним
красоты Урала,
большого, родного хребта.
Бодро и уверенно звучат слова боевой уральской песни:
Мы никогда не знали поражений.
Наш край цветущ, товарищ, погляди.
За этот край, за родину в сражении
Бойцы Урала будут впереди.
Дается характеристика природы Урала.
— Славен Урал не только своими сокровищами недр, но и роскошными строевыми лесами, пушным зверем, птицей, зеркальной гладью своих многочисленных озер.
Дети читают стихи о природе Урала. Поют любимую песню о Каме:
Мать-Кама синекрылая,
Как вороная сталь,
Манит, зовет, широкая,
на пароходах вдаль.
Кама, Кама, Камушка —
Крутые берега.
Спасибо тебе, матушка,
Сердечная река.
Затем дети рассказывают о своих походах и экскурсиях, о том, что при изучении родного края собрали большую коллекцию насекомых, ископаемых, составили гербарий.
С большим воодушевлением дети рассказывают об изучении города.
Мила: А как интересно было изучать наш город. Мы были на месте основания города Перми, где в 1723 г. был построен Егошихинский медеплавильный завод.
Маня: Мы прошли по Сибирскому тракту от Камы до завода им. Сталина. По этому тракту в далекую сибирскую каторгу шли мужественные декабристы, закованные в кандалы.
Нина: Были в саду имени Горького. Осмотрели березовую аллею. По этой аллее часто гулял Герцен, когда был в ссылке в Перми.
Боря: Познакомились с Молотовским районом. Поднимались на вышку к братской могиле — к жертвам революционного движения 1905 года. Познакомились с историей постройки завода имени Сталина. Провели экскурсию. Ведь всего 19 лет назад здесь был пустырь, а сейчас вырос новый прекрасный социалистический город.
Нина: Были на строительстве КамГЭС'а.
Мила: Ездили экскурсией на стекольный завод в город Сылву.
Петя: Были на метеорологической станции в Балатове, после чего у себя создали метеорологическую площадку и ведем наблюдения.
Маня: А как интересно прошла экскурсия в колхоз «Восход социализма». Тов. Няшин, председатель колхоза, орденоносец, депутат Верховного Совета СССР, подробно познакомил нас с хозяйством колхоза. Мы обследовали скотные дворы, птичники, крольчатник, пруд, мельницу, были на току, в зернохранилище, везде-везде.
Маня: Каждая экскурсия дала нам много нового. Мы раньше даже и не замечали, что вокруг нас, совсем рядом, так много интересного.
Пышно расцветает любимый Урал. Советские люди творят чудеса.
Дети говорят о лучших людях Урала и своего города Молотова, о героях труда, лауреатах Сталинской премии. Поздравляют присутствующего на сборе тов. Аликина — лауреата Сталинской премии — изобретателя наклонного бурения нефтяных скважин. Поздравляют завуча своей школы, награжденную орденом Ленина, и вручают ей подарок от имени пионеров отряда имени Олега Кошевого. Дети говорят, что уральцы хороши и в часы досуга. Хорошо они умеют работать. Хорошо умеют и отдыхать и веселиться.
Поются веселые песни. Несколько человек исполняют танец-полянка.
Общая пляска со словами:
Если Кама и Урал,
пароходы и металл —
наша жизнь и наша кровь,
грянем песню за любовь,—
За любовь к родным горам,
к изумрудным берегам,
чтобы всюду жизнь играла
самоцветами Урала,
серебром лесных ключей,
звонким золотом речей.
В заключительной части дети с восторгом и гордостью произносят слова:
Поезжай за моря, океаны
И над всею землей пролети,
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Мы слово свое пионерское дали
Достойными Родины быть
И Родину нашу, как Ленин и Сталин,
Всегда беззаветно любить.
Исполняется песня «Урал голубой»:
Могучий Урал, наш бессмертный герой,
В сказаньях живет властелином.
Руда вековая под черной корой,
Как сердце в груди исполина.
Урал голубой, золотою судьбой
Тебя наградила отчизна.
Вставай, огневой, на решительный бой
Под знамя победы и жизни.
На поле сражений уральский свинец
Врага наповал убивает.
Так было и будет —
Уральский боец
Всегда и везде побеждает.
С чувством глубокой искренней любви говорит ученица Р.:
Люблю Урал за мощь его крутую,
За красоту могучих гор,
За кровь камней,
За жилу золотую,
За смолевой сосновый бор.
Седой Урал, суровый богатырь,
Твоих лесов необозрима ширь.
Полна щедрот уральская земля,
Цветут, цветут безбрежные поля.
Все участники выстраиваются в пирамиду. Звучат их слова:
Напрасно враг
Грозит сынам твоим,
Урал могуч,
Урал непобедим.
Выстроившись в линейку, дети поют любимую походную песню:
Рано солнышко встает,
В небе тучки тают.
Мы опять идем в поход -
По родному краю.
Дорожками проходим мы,
Тропинками ходим мы,
Всюду наша Родина,
Земля, земля родимая.
Зеленый наш край, цвети,
Разливайся нивой,
В целом мире не найти
Ничего красивей.
Нам пока немного лет.
Только все мы знаем:
Ничего дороже нет,
Чем страна родная.
Литературная часть окончена, сбор продолжается. Интересно проходят игры, аттракционы, географическая викторина. Дети сбором остались довольны.
Этот сбор обогатил знания учащихся по географии по теме «Урал».
На уроках дети приводили примеры и целые выдержки иа литературной части сбора (об исключительных богатствах Урала, красоте его природы и т. д.).
Сбор вызвал интерес у всех учащихся школы к еще более углубленному изучению родного края.
Сборы являются важным средством воспитания пионеров, они помогают прививать им патриотические чувства, расшит ряют кругозор учащихся, содействуют выработке ценных качеств характера.
На этих сборах дети не только отдыхают, но и приобретают знания и желание активно участвовать- в строительстве коммунизма. Так как работа по организации интересного, эмоционально насыщенного сбора в нашей школе ведется на протяжении нескольких лет, то к одной и той же теме готовились, сборы с несколько иной тематикой. Всякий раз тематику расширялась и углублялась, постепенно раскрывая все новое и новое.
Вот темы некоторых этих сборов: «И сказка стала былью».
«Нынче всякий труд почетен, где какой ни есть, человеку по заслугам воздается честь» (посвящен выпускникам).
Сборы потребовали большой подготовки. Все ребята учились красиво, четко, уверенно ходить под звуки оркестра.
Исключительную настойчивость, твердость проявили пионеры в разучивании физкультурных движений, пирамид. Участниками пирамид были дети, совершенно невидящие. Большой подъем у ребят вызвала подготовка зала для сбора. Был создан и оформлен ребятами альбом «О нашей Родине».
Сборы, на которых проводятся чтения журналов и газет, наряду с другими, подготовляют пионеров к дням Красного календаря. Эта работа ведется во всех отрядах, включая и отряд самых младших пионеров — имени Зои Космодемьянской.
Пионеры отряда имени Олега Кошевого принимают участие в общественной жизни города, области. Пионеры этого отряда, как и других отрядов, все те знания, которые получают в школе, стараются применить в жизни, связать их с полезным делом в колхозе, в районе и своем городе.
В колхозе «Восход социализма» отряд ознаменовал День Конституции концертом, получил благодарность от колхозников. Навстречу выборам в Верховный Совет СССР туристы этого отряда провели агитационный поход в один из сельских избирательных участков в колхоз «Объединение» В.-Муллинского района. Они прошли несколько деревень, останавливаясь в пути и проводя там те или иные мероприятия. На избирательном участке № 217 дали концерт для избирателей. 12 марта в 6 час. утра на избирательном участке № 217 открыли выборы. Под звуки духового оркестра ребят первые избиратели подходили к урнам, чтобы отдать свои голоса за достойных кандидатов.
Трудовые практические навыки пионеров отряда им. Павлика Морозова вызвали большие чувства у работников школы в день 8 марта 1950 г., когда пионеры преподносили на сборе подарки их собственной работы: коробочки, цветы, коврикв, подушечки и пр. Все эти вещи были хорошо и красиво изготовлены.
Учительницы Р. С. Ушакова и К. А. Толпыго при участии комсомольцев помогают отряду имени Павлика Морозова и в проведении трудовых сборов, делая их интересными, увлекательными и полезными.
В своей школе пионеры отряда имени Олега Кошевого построили метеорологическую станцию, которой пользуется сейчас вся школа. Ими же собран богатый гербарий с разных концов нашей области, коллекции насекомых, образцы горных пород и полезных ископаемых. Этим был пополнен краеведческий музей школы.
Все юные натуралисты разделены на три группы: садоводы, цветоводы, огородники.
Садоводы ранней весной вырастили 15 яблонь, 17 лип, ко торые весной высадили в саду. Весной же посадили 360 корней декоративных и плодово-ягодных растений. За всеми деревьями ведется уход и наблюдения.
Осенью садоводы посадили 50 кустов смородины.
Цветоводы в апреле начали выращивать рассаду различных цветов. Летом высадили ее на клумбы и вели соответствующий уход, а осенью однолетние и многолетние цветы высадили в горшки и стали вести за ними наблюдение.
Огородники весной яровизировали 5 сортов картофеля. Проводили опыт с ускоренным разведением картофеля. В результате проведенных опытов из 53 глазков картофеля «Берлихинген» получили 30 кг картофеля. Из 23 глазков картофеля «Эпикур» получили 23 кг картофеля.
Огородники также посадили морковь, свеклу, тыкву, кабачки. Из семечков кабачков собрали 30 кг кабачков. Были посеяны пшеница, овес, фасоль, бобы. Осенью был снят богатый урожай.
Вся работа юных натуралистов отражена в их дневниках.

4. Походы и экскурсии

Краеведческая работа имеет огромное значение во всей учебно-воспитательной работе школы. Она развивает любознательность, повышает интерес и жажду понять окружающие явления, расширяет знания в области многих наук: естествознания, географии, истории и др. Прививает любовь к своему родному краю и вместе с ней и любовь ко всей великой нашей Родине, на конкретных близких примерах дети убеждаются в преимуществе нашего общественного строя. Они видят небывалый подъем в области развития промышленности и сельского хозяйства, повышение производительности труда, знакомятся с лучшими людьми нашего города, нашей области. Проводятся походы, экскурсии. Инициатором выступает пионерская организация. Ведущим является отряд имени Олега Кошевого (IV—V классы).
Изучение своего края мы начали с детьми со знакомства с школьным двором, кварталом. Затем перешли к изучению нашего города. Познакомились с его историческим прошлым, замечательным настоящим.
По городу были проведены следующие экскурсии:
Место основания города — Егошихинский медеплавильный завод.
По историческим местам г. Молотова:
а) Сад им. Горького (Березовая аллея), которую часто посещал Герцен, когда был в ссылке.
б) Домик, в котором дважды останавливался Радищев.
в) Театральный сад и Оперный театр, существующие с 1875 г.
г) Молотовский район, где поднимались на вышку к жертвам революции 1905 года.
д) Сибирский тракт прошли от реки Камы до завода им. Сталина.
Крупнейший орденоносный завод им. Сталина.
Домик, где жил Окулов, герой гражданской войны. Именем Окулова называется центральная площадь г. Молотова. Жена Окулова рассказала ребятам много интересного о подвигах героя в годы гражданской войны.
Центральная библиотека им. М. Горького.
Много было проведено походов и экскурсий в окрестностях г. Молотова.
Знакомство с грунтовыми водами в районе р. Егошихи. Походы в ближние леса. Поход на метеорологическую станцию в с. Балатово. Экскурсия на стекольный завод г. Сылва. Экскурсия на кирпичный завод в Н. Муллы. Экскурсия на строительство КамГЭС'а.
В предвыборную кампанию пионеры отряда им. Олега Кошевого также проделали большую работу. Они побывали на избирательных участках, обслужили концертами избирателей. Они провели большой агитационный поход — лыжный пробег в колхоз «Объединение» В.-Муллинского района и там для колхозников дали концерт.
Интересно прошел поход-экскурсия в Кунгурскую ледяную пещеру.
Отряд имени Павлика Морозова весьма увлекательно провел осенью однодневный пионерский поход в природу в окрестности г. Молотова с преодолением препятствий и трудностей. Поход проходил по маршруту: река Егошиха, Сталинский район, Егошихинская гора.
Несмотря на плохую погоду, поход все же был проведен, и дети получили много интересных впечатлений. Группой поднимались и спускались с крутой горы по глинистой скользкой тропинке с помощью веревки. Все это дало закалку и навыки в преодолении препятствий. Дети были очень довольны.
Поход отряда имени Зои Космодемьянской (II класс) был совершен в лес за саженцами. Этот поход тоже сопровождался преодолением препятствий и трудностей. Принесено 25 саженцев, 5 кустов смородины, 2 — черемухи.
Дети с огромным интересом участвуют во всех походах. С каждой экскурсии они приносят экспонаты, бережно их укладывают в коробочки и хранят в свеем небольшом школьном музее.
В дневниках и тетрадях они записывают свои впечатления и все то новое, что они узнали в походе или на экскурсии. В летнее время, самостоятельно дома и на даче, дети совершали походы и привезли богатый материал в школу.
Сколько веселых солнечных дней проводили дети в походах и экскурсиях. Как крепнет дружба среди них! Какую радость испытывают юные туристы, изучая родной край. С какой любовью изображают они родную уральскую природу, родной город. В каждом камешке собранной коллекции, в каждом растении приготовленного гербария отражается волнение, вызванное величием и богатством Родины, мощью Урала. Все это помогает развивать ориентировку слепого ребенка в пространстве, интерес и наблюдательность к познанию явлений природы.

5. Игры

Игре у нас уделяется большое внимание: ни один сбор не проходит без игры, дети любят игру. С удовольствием играют в литературные игры, как «30 знаменитостей», «Сто возможностей», «Телеграмма» и др. Используют игры из разделов «Вспомни и отгадай», «Отгадайте».
Много веселых минут приносят нашим ребятам игры,- требующие ловкости, ориентировки, быстроты. Ребята очень увлекаются веселыми аттракционами. Проводятся специальные игровые сборы по развитию черт характера, воспитанию смелости в пространстве, быстрой сообразительности и т. д.

6. Борьба за дисциплину и внедрение правил поведения учащихся

Отряд имени Павлика Морозова (учащиеся III класса) провел сбор по углублению и раскрытию содержания правил поведения. Цель этого сбора:
1. Раскрыть содержание правил поведения и довести их до учащихся.
2. Мобилизовать внимание детей на выполнение и внедрение правил поведения школьника в быту и в школе.
3. На показе хорошего, на осуждении плохого возбудить желание пионеров лучше учиться и активно участвовать в общественной жизни школы, бороться за выполнение правил поведения.
Учительницы Р. С. Ушакова и К. А. Толпыго на протяжении ряда лет воспитывали привычки у своих учащихся в вежливости поведения в классе, дома, на улице. Они работают в течение ряда лет и над привитием санитарно-гигиенических навыков учащихся в классе, школе, дома, на улице. Но все же отдельные нарушения этих основных правил учащихся наблюдаются и теперь. Пионеры обсуждали эти поступки на звеньевых сборах, проводились очередные нравоучения, скучные нотации.
На одном из сборов отряда имени Павлика Морозова было предложено провести дружинный сбор, на котором, после тщательной санитарной проверки, доложить о нарушениях правил поведения. Учителя инициативу детей поддержали, был проведен пионерский сбор: «В нашей школе есть закон — вход неряхам воспрещен».
На звеньевых сборах учителями, читались художественные Книги: Маршака «20 правил поведения», Чуковского «Девочка чумазая» и другие. На звеньевых сборах совместно с учителем собирался критический материал.
Литературная часть сбора была поручена инициатору — отряду имени Павлика Морозова.
Санитарной дружиной школы был проведен контрольный день проверки и смотра санитарного состояния школы — интерната, после чего прошел и сбор.
На стене в зале — лозунг «В нашей школе есть закон — вход неряхам воспрещен», под ним работы ребят: мешочки, щетки, сумочки, фартучки, шапочка для дежурных.
Сбор открылся линейкой, отдачей рапортов. Затем старшая вожатая сообщила, зачем и почему проводится этот дружинный сбор. Старшая вожатая: — Ребята, мы сегодня посвящаем сбор изучению «Правил поведения для учащихся». Сегодня мы разберем только четыре правила. Правила § 4, 5, 6, 18. Эти правила говорят о чистоте, опрятности и культуре поведения учащихся. Мы хотим, чтобы сегодня каждый пионер понял свои недостатки и дал слово исправить их.
Дается аккорд — пианино. Отряд поет песню «О слове пионерском»:
Ты слово попусту не трать,
Решив, подумай снова,
И стоит ли его давать,
И сдержишь ли ты слово.
Идем за комсомолом вслед,
Дорога наша вместе,
И надо помнить с ранних лет
О пионерской чести и т. д.
Последний куплет пионеры исполняют при одновременном движении к лесу.
Вожатая: — Ребята, наши пионеры пришли в лес, жаркий летний день, лесная полянка. Протекает речка. Возле речки чумазая девочка.
Песня «Девочка чумазая» исполняется в лицах пионерским отрядом имени Павлика Морозова.
Маня: Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала, черные дадошки, на локтях дорожки.
Зоя: Я на солнышке лежала,
Ручки кверху я держала.
Вот они и загорели и т. д.
Маня: Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли,
Ну-ка, дайте мыло.
Все: Мы ее ототрем. (Пионер подходит к девочке чумазой и трет ее мочалкой.)
Зоя: Не трогайте ладошки — они не будут белые. Они же загорелые.
Все: А ладошки-то отмылись и т. д. Девочку отмывают.
Пионер: — Это была грязь.
Поют: Всех полезней солнце, воздух и вода. От болезней помогают нам всегда.
Ваня (из-за елок вытаскивает грязного мальчика): — Ребята, смотрите, что это за чудовище...
Все: Это мальчик, какой он грязный.
Маня: — Ах, ты, грязный, неумытый поросенок...
Песня: Рано утром на рассвете,
Умываются мышата, и котята, и утята,
И жучки, и паучки и т. д. (Под музыку.)
Пионеры садятся на полянке.
Аля: — Вот, ребчта, видите, как неприятно смотреть на грязнуль а у нас тоже есть такие.
Например, Коля К.:
Он не любит умываться,
Подойдя к крану.
Он вертит кран туда, сюда
И смотрит, как течет вода.
Минуты три уныло разглядывает мыло,
И, вздох издав глубокий, он мочит нос и щеки.
Потом он зажимает кран, чтоб превратить струю в фонтан.
И т. д.
Ена: — Таких, как Коля, у нас порядочно. В субботу санитарная дружина нашего отряда провела санитарный поход по школе и сколько было обнаружено фактов неаккуратности, неряшливости среди пионеров!
Вскрываются факты нарушений чистоты тела, костюмов, постелей и т. д.
Факты перечисляются.
Зина: — Все эти факты говорят о нарушении правила поведения § 18, в котором сказано: «Каждый учащийся обязан поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь и постель».
Дальше раскрывается на ярких примерах другое правило. Указывают нарушителей, читают сочиненное детьми стихотворение:
Что за шум, что за рев,
Там не стадо ли коров?
Наш Г. опять ревет —
Тетради, книги не найдет.
Аля: — Это нарушение правила § 4, в котором записано: «Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками, письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить все необходимое для урока».
Хор: Вот дежурит в классе Люба —
Сразу шум, переполох,
Потому что ведь у Любы
Класс к уроку не готов.
Тася: — Правило § 6 гласит: «Содержать в чистоте и порядке свое место в классе».
Дуся: — У нас в школе наряду с неряхами имеются и очень хорошие, примерные пионеры:
Выходят матрешки, танцуют и поют:
В нашем классе Ш-а есть отличница одна,
У нее всегда в порядке
Доски, книги и тетрадки.
И зовут ее, друзья,
Маничка Д. ...
В школе в классе Ш-б сидят за партой Риты две и т. д.
Все: Пусть неряхам неприятно наше мнение. Мы кончаем песни наши, не забудьте их, друзья, и, учтя все недостатки, изживем их сообща.
Пирамида. В пирамиде называется тема сбора и лозунг «В нашей школе есть закон — вход неряхам воспрещен». Дальше вожатая говорит, что мы сегодня разобрали только четыре правила, а их всего 20, с ними мы познакомимся позднее. А сейчас мы расскажем, как Маршак написал нам о них.
ДВАДЦАТЬ ПРАВИЛ
Маршак
(Пионеры декламируют в лицах)
Рая: Парта — это не кровать
И нельзя на ней лежать,
Ты сиди за партой стройно
И веди себя пристойно.
Маня: Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс и т. д.
Литературная часть заканчивается призывом всех пионеров дружины на выполнение правил поведения. Ребята выкрикивают:
Правило § 4 (поднимает над головой номер «4»).
§ 5 (поднимает над головой номер «5»),
§ 6 (поднимает над головой номер «6»).
§ 18 (поднимает над головой номер «18»).
Все выстраиваются в линейку и держат цифры над головами.
После сбора развернулась большая работа в борьбе за чистоту костюма, рабочего места в классе, за чистоту и уют спален. Развернулась борьба за уплотнение рабочего часа (45 мин.). За порядок хранения книг и т. д. Все сшили мешочки для хранения зубной пасты, мыла, щетки и т. д.
Настроение создано, но работа еще не закончена, привычки закрепляются на длительном протяжении времени под наблюдением учителя и пионерского актива.

7. Роль педагогов в работе пионеров школы

Необходима самая тесная увязка между школой и комсомольской и пионерской организацией. Огромную роль в работе пионерской организации играет советский учитель. Роль учителя в работе пионерской организации в школе слепых весьма актуальна.
Мы должны направлять общественную жизнь пионеров умело и тактично, не подавляя их инициативы, но используя ее проявления в интересах учебно-воспитательных задач школы.
Учитывая важность и значение выше указанных положений, учительско-воспитательский коллектив Молотовской школы слепых детей считает вопрос пионерской работы в школе одним из важнейших участков учебно-воспитательной работы. Так, как велась эта работа у нас раньше, она не могла удовлетворять возросших требований к ней. Учитывая, что классный руководитель, учитель могут добиться больших результатов при тесном контакте с ученическими организациями, учителя и комсомольцы школы включились в работу пионерской организации как в большую работу среди детей, работу живую, действенную, целеустремленную, воспитывающую здоровый детский коллектив.
Вожатые, учителя, воспитатели и комсомольцы школы представляют нечто целое, имеющее одни цели, стремления и задачи. Каждый борется за честь своего звена, отряда. В отрядах, звеньях, дружине учителя — не гости, а лучшие советчики вожатых и пионерского актива. Каждый учитель, классный руководитель и воспитатель в своем отряде, звене оказывает активную помощь вожатому и всему пионерскому активу в руководстве работой пионерской организации, направляет и подчиняет ее общим учебно-воспитательным целям, не подавляя инициативы пионеров.
Учителя и воспитатели нашей школы живут вместе с пионерами увлекательной полезной работой, благодаря которой жизнь слепых детей становится более живой, интересной и красочной. Если в массовой школе участие учителя в пионерской работе признается необходимым, то роль учителя в пионерской работе школы слепых еще более значительна.
Во всех мероприятиях отряда имени Олега Кошевого принимали непосредственное участие классная руководительница А. А. Кустова и комсомольцы школы. Это, в частности, относится к краеведческой и культурно-массовой работе, а также приобретению умений и навыков по производственному и сельскохозяйственному труду. Все пионеры этого отряда — учащиеся V класса.
Учительницы Р. С. Ушакова и К. А. Толпыго с активностью и желанием включились в работу отряда имени Павлика Морозова, состоящего из учеников III класса. Они совместно с комсомольцами помогли пионерам провести сборы, посвященные «8 марта — Международному женскому дню», темам: «В нашей школе есть закон — вход неряхам воспрещен», «Учись учиться», а также в приобретении умений и навыков труда и в другом. Учительницы М. П. Васильева и Л. М. Валюк с увлечением помогают в работе отряда имени Зои Космодемьянской, в который входят ученики II класса. Ими интересно поставлена работа по ознакомлению с материалом «Пионерской правды». Пионеры этого отряда детально знакомятся с жизнью детей за рубежом и отражают эту работу в альбоме. В работе пионерам совместно с комсомольцами помогают и другие учителя и воспитатели.

8. Планирование, учет и результаты работы пионеров в школе

Совместно с учителем планируется работа в звене, отряде, дружине. Совместно с учителем в отряде, звене подбирается и систематизируется материал к сбору, педагогически разрабатывается. Темы более интересные, связанные с учебным материалом с целью углубления, повторения материала и расширения кругозора учащихся, выносятся на сборы дружины.
В начале каждой учебной четверти на совете при директоре собираются учителя и вожатые, прикрепленные к пионерским отрядам и звеньям. Они обсуждают тематику сборов, с учетом желаний детей, намечают походы, экскурсии звена, отряда, всей дружины. Намечают тематику литературных конференций по прочитанному материалу в звене и отряде, обмениваются опытом работы каждого звена, отряда. Учителя и воспитатели присутствуют на совете дружины. Планы дружины обсуждаются на педагогических совещаниях. Учитель, классный руководитель, помогающий в работе отряду или звену, считает эту работу своей работой и стремится сделать ее живой, интересной, активно участвуя в ней сам.
Для привития навыков учета пионерской работы, для систематизации материала в каждом звене, отряде, в дружине создаются дневники. В своих дневниках пионеры описывают сборы, экскурсии, походы, помещают свои сочинения, стихи.
Как итог какого-либо мероприятия (экскурсии, сбора) для закрепления учебного материала, расширения кругозора, для самостоятельного чтения учащимися материала, развития творчества мысли учащихся, для накопления опыта, освещения его пионерами издаются: журналы «Родной Урал» и «Юный краевед». Альбомы: «Юный цветовод», «Наш полезный труд» и др.

9. Заключение

Пионерская работа, проводимая в нашей школе при активном участии учительско-воспитательского коллектива, дала свои положительные результаты как в отношении успеваемости, дисциплины, так и в общей организованности детского коллектива. Отряд имени Зои Космодемьянской состоит из учеников II класса. Пионерская работа в этом отряде содействовала повышению успеваемости, дисциплины и организованности.
В отряде имени Павлика Морозова нет неуспевающих. В отряд входят ученики III класса. Большинство пионеров этого отряда учатся на «4» и «5» (из 25 человек 17). Повысили свою успеваемость ряд учеников.
Оба класса Ша и Шб являются дружным сплоченным коллективом. Некоторые ученики оказывают большую помощь слабым товарищам. III б класс является лучшим классом всей школы по своей организованности. Их спальня лучшая по чистоте, опрятности, уюту. В классе большой порядок, учитель не тратит времени на организацию урока.
В отряде имени Олега Кошевого в звене № 2 — 18 учеников V класса. Несмотря на то, что этот класс очень большой, все пионеры этого звена вот уже на протяжении 2 лет не имеют ни одного неуспевающего. Дружба, товарищеская взаимопомощь в этом звене исключительные. Создан здоровый детский коллектив. Здесь 4 учащихся по своему развитию слабые. Все же остальные пионеры дали слово, что и эти ученики будут успевающими.
Когда Надя О., имеющая по арифметике оценки только «3», получила за письменную работу «4», а на следующий день — «5», то весь класс был очень доволен. Пионеры-отличники хорошим оценкам слабых учащихся бывают очень рады.
На отрядном сборе пионеры звена № 2 дали обещание — не получить ни одной тройки, а звено № 1 — ни одной двойки. Слабые учащиеся находились все время под контролем сильных учеников. Им помогали и заставляли их работать более напряженно, и свое обещание отряд выполнил. Степа Т.— ленивый, расееянный мальчик — не прочь не выучить урок, но пионерское звено все время следит за ним, и он чувствует ответственность перед звеном, перед отрядом и является вполне успевающим учеником.
Дети стали любознательны. Они настойчиво просят учителей, воспитателя или классного руководителя провести с ними тот или иной поход или экскурсию. Их не страшат ни трудности походов, ни препятствия, ни большие расстояния. Тамара П.— в прошлом слабая, застенчивая девочка, необщительная, благодаря активному включению в пионерскую работу, совсем изменилась. Она стала живой, энергичной, стала принимать участие во всех экскурсиях и походах.
Значительно возросла активность детей. Они любят книги, следят за событиями не только своей страны, но и за рубежом. Любое мероприятие, которое хотел бы провести учитель с учащимися, через пионерскую организацию проходит исключительно организованно. Каждый пионер не допускает и мысли уклониться, если это общее дело звена или отряда. Каждый пионер живет общими интересами своего звена, своего отряда.
Можно привести много примеров, ярко показывающих огромное значение пионерской организации в воспитании и обучении слепого ребенка.
Пионерская организация имени В. И. Ленина помогает советской школе поставить на более высокую ступень учение и дисциплину. Она поднимает и объединяет на это дело весь коллектив учеников, делает задачи школы осознанными самими учениками как первоочередные задачи молодежи, обучающейся в школе, что повышает темпы и качество всей работы школы.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +