Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Коллектив


"Социальная психология. Краткий очерк"
Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина.
М., Политиздат, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Определение коллектива и его особенности

Основной сферой приложения способностей, реализации потребностей и интересов социалистической личности является коллектив. Здесь «формируются новые, социалистические качества трудящихся, складываются отношения дружбы и товарищеской взаимопомощи. Ответственность каждого перед коллективом и ответственность коллектива за каждого работника — вот неотъемлемая черта нашего образа жизни».
Слово «коллектив» происходит от латинского «collectivus», которое само возникло от слова «collegere» — собирать вместе. Однако в современном понимании коллектив — это вовсе не механическое соединение индивидов. Разумеется, без индивидов никакого коллектива быть не может, так же как не может быть воды без составляющих ее атомов водорода и кислорода. Но ведь изучение водорода и кислорода порознь не дает никакого представления о воде, точно так же ничего нельзя сказать о коллективе, изучая порознь составляющих его индивидов, вне их совместной коллективной деятельности.
Нельзя изучать коллектив и без выявления социально-экономических оснований данной общности людей, без анализа его конкретно-исторической сущности. Буржуазные идеологи часто называют коллективом любую группу людей. В действительности коллектив — это специфическое объединение людей, характеризующееся своими социальными и социально-психологическими особенностями.
Коллектив — это прежде всего совокупность людей, объединенных общей целью. В противном случае это было бы бесцельным, бессмысленным объединением. Коллектив, далее,— это объединение, цели которого признаются и поддерживаются социалистическим обществом, поскольку способствуют его функционированию и развитию. И наконец, коллектив — это добровольное объединение свободных от эксплуатации людей, это группа людей, объединенных для реализации общественно значимых целей на основе идейной общности, отношений товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.
Для различных целей используется различная классификация коллектива: по целям и содержанию (трудовые, учебные, боевые и т. д.), по форме организации и возникновения (организованные, стихийно сложившиеся, «незримые» и т. д.), по составу участников (детские, молодежные, женские и т. п.), по отношению к личности (первичные и вторичные) и т. д. Центральное место в социалистическом обществе занимает трудовой коллектив.
Исследователи-марксисты определяют трудовой коллектив как «ячейку социалистического общества, представляющую собой организованное производственное объединение свободных от эксплуатации работников, которые в процессе совместной трудовой деятельности связаны между собой и с социалистическим обществом единством экономических и политических интересов, обусловленных общественной собственностью на средства производства».
Первая особенность коллектива как специфического объединения людей состоит в том, что это объединение осуществляется для деятельности, полезной социалистическому обществу. Работники связаны не только общим трудом, но прежде всего общей заинтересованностью в результатах этого труда, возникающей на основе общественной социалистической собственности.
Вторая особенность коллектива — его целостность, вытекающая из организации отдельных участков деятельности и «переплетения» этих участков. В итоге результат, достигаемый в коллективной деятельности, значительно превышает тот, который мог бы быть достигнут при простом суммировании индивидуальных усилий, а индивид получает удовлетворение большее, чем он мог бы получить, работая индивидуально.
С этим связана и третья существенная особенность — члены коллектива оказывают постоянное влияние один на другого, включая стимулирующее влияние — соревнование — и поддержку — взаимопомощь.
В социалистическом обществе каждый коллектив (бригада, производственный участок, учебная группа и т. п.) является частью большего, чем он, коллектива (предприятия, учреждения, учебного заведения), каждый из которых составляет часть большой совокупности — советского общества. Основными функциями социалистического коллектива по отношению к личности являются: 1) включение ее в высокоэффективную общественно полезную деятельность; 2) вовлечение в общественно-политическую жизнь общества, привлечение к участию в управлении; 3) коммунистическое воспитание и (в отдельных случаях) перевоспитание.
Выполняя эти задачи, коллектив выполняет свой долг перед обществом. Личности же коллектив предоставляет возможность удовлетворения одних своих потребностей (в труде, общении, познании, самоутверждении и т. д.) и средства для удовлетворения других. Коллектив заботится о своих членах, и это создает у человека чувство собственного достоинства, защищенности и уверенности в завтрашнем дне. В зависимости от того, в какой степени коллектив выполняет свои функции, говорят об уровне развития социалистического производственного коллектива.
Каждый коллектив индивидуален; вместе с тем однотипные коллективы имеют некоторые сходные особенности. Ниже будет говориться лишь о таких социально-психологических закономерностях и проблемах, которые более или менее общи для большинства коллективов.

Направленность и сплоченность коллектива

Важнейшими качествами коллектива, характеризующими его специфику и дающими некоторое представление о степени его развития, являются направленность и сплоченность.
В понятии направленность отражается сложный комплекс признаков, начиная от направления деятельности коллектива (например, учебная деятельность) и уровня сочетания с ней других видов деятельности (труд, общественная работа и т. п.) и кончая индивидуальными представлениями членов коллектива о целях и смысле своего в нем участия. В более узком смысле понятие «направленность» служит для обозначения тех осознаваемых и подразумеваемых критериев (ценностей), которыми определяется поведение членов коллектива в проблемной ситуации. Оно отражает, таким образом, присутствующее в нормах коллектива представление о целях и средствах, которыми подобает руководствоваться индивиду.
В процессе предшествующей социализации у индивида формируются определенные социальные устремления и вырабатывается представление о доступных и требуемых способах достижения целей. Общество как бы предлагает индивиду добиваться определенных целей определенными средствами, вознаграждая его общественным признанием, которое является условием удовлетворенности собой.
Различпые особенности индивидуального жизненного пути иногда, однако, приводят к отклонениям — индивид может в той или иной степени уклониться от предложенных обществом целей и средств и предпочесть иные. Более того, вступая с такой ориентацией в коллектив, индивид попытается установить там нормы, соответствующие этой своей ориентации. Так, например, в колониях беспризорных 20-х годов случалось, что физически более сильный подросток с антисоциальной ориентацией терроризировал младших и подчинял жизнь группы нормам преступного мира.
Известно, что А. С. Макаренко сумел превратить одно из таких сообществ в коллектив, изменить его направленность. Одно из следствий заключалось в том, что терроризуемые прежде дети почувствовали себя «защищенными». Гуманистический подвиг Макаренко совершил вовсе не либеральными уговорами. Чтобы получить желаемую направленность коллектива, ему пришлось сломать существовавшую структуру «отношений зависимости» между подростками, построить новую структуру отношений ответственной зависимости, создать настоящий коллектив.
В процессе совместной деятельности и общения люди учитывают мнения, интересы, ценности каждого, но одного больше, другого меньше, в зависимости от влияния каждого, от положения его в структуре коллектива. Путем изменения положения отдельных лиц в коллективе можно влиять на его направленность.
Именно этим обстоятельством и воспользовался в свое время А. С. Макаренко. Перемещая определенных членов коллектива, повышая их статус, он добился положения, когда актив группы мог осуществлять направляющее воздействие на весь коллектив. Ведь именно актив, «идентификационное ядро» группы оказывает наибольшее влияние на определение целей группы и их достижение. Члены коллектива часто идентифицируют (самоотождествляют) себя с этим ядром на эмоциональном уровне и подчас неосознанно усваивают его нормы, ценности и правила поведения. Это воздействие в отдельных случаях может стать настолько консервативным (поскольку члены ядра заинтересованы в сохранении сложившейся структуры), что для развития коллектива понадобится ввести туда новых людей с несколько иными установками. В других случаях угроза раскола ядра может поставить перед необходимостью удалить часть его членов. Чем сплоченнее актив, тем эффективнее его воздействие на группу. И поскольку именно здесь вырабатываются групповые идеалы — эмоционально окрашенные представления об образцах характера, линии поведения и отношений с другими людьми, постольку становится возможным определенное управленческое воздействие с целью формирования желаемой направленности коллектива.
Взаимодействие и общение внутри коллектива охватывают целый ряд сфер: производственную, социально-экономическую, общественно-политическую, культурно-массовую и социально-личностную. Чем более активно участвует индивид в этих процессах, тем полнее он осознает и чувствует объективную необходимость существующих взаимосвязей, понимает ее значение для себя лично и для общества в целом. Возникает важнейшее для существования коллектива социально-психологическое образование — чувство «Мы», которым индивид охватывает себя и всех связанных с ним в процессах труда и общения индивидов. Теперь успехи коллектива становятся предметом его личной гордости, достижение коллективной цели приобретает глубоко личностный смысл. Формирование такого настроя в значительной степени зависит от сплоченности данного коллектива.
Сплоченность — термин, характеризующий единство коллектива, коллективную и индивидуальную защиту коллектива в целом и каждого его члена в частности, взаимопомощь и взаимоподдержку, обеспечивающую «чувство локтя» у членов коллектива.
Было бы наивным полагать, что это качество можно обеспечить приказом или постановлением, что люди, далекие друг другу в морально-психологическом смысле, могут устанавливать такие отношения «по долгу службы».
Сплоченность характеризуется высоким уровнем взаимной привязанности членов коллектива, их согласием в отношении важных объектов ориентации и осознанием этого согласия. Этот признак, однако, нельзя использовать в отрыве от направленности: сама по себе сплоченность характеризует лишь сходство нормативных и ценностных ориентации, но ничего не говорит о том, насколько принципиальна основа этого сходства. Может ведь быть и «ложное товарищество». Кроме того, отмечая важность согласия в отношении ценностей и норм, нельзя забывать и о таких признаках сплоченности, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимная ответственность в коллективе, психологическая совместимость.
Исследователи сплоченности обращают внимание и на то, в какой степени индивид удовлетворен своими товарищами по коллективу, а также в какой степени коллектив полезен индивиду в достижении его личных целей, развертывании его способностей.
Степень сплоченности обусловлена развитием кооперации и взаимопомощи, причем прежде всего в основной для коллектива сфере жизнедеятельности. Единство цели деятельности, понимание необходимости совместных усилий для ее достижения — предпосылка сплоченности, тесно связанная с первой. Чем более люди симпатизируют друг другу, чем выше их «психологическая» совместимость, тем более вероятно, что они могут составить сплоченный коллектив. Сплоченность зависит также от профессионального престижа коллектива, продолжительности его существования. Наконец, нельзя забывать, что любые внутриколлективные процессы не могут быть объяснены безотносительно к внешним группам. Часто выделение и противопоставление коллектива внешней группе повышает его сплоченность, связанную с чувством «Мы».
Большое значение имеют и сугубо психологические обстоятельства, в частности сопереживания участников. Общие переживания способствуют улучшению взаимопонимания и облегчают индентификацию участников друг с другом. Одним из источников коллективных сопереживаний могут быть ритуалы. В армии, например, в этих целях используются почитание знамени части, принятие военной присяги, строевые занятия, смотры оружия и техники, вечерние поверки, вручение боевого оружия, проведение праздников и т. д.
Важнейшим средством сплочения производственного коллектива являются общие собрания трудящихся, в подготовке и проведении которых большая роль принадлежит партийной организации. Организованное по-деловому, на основе ленинских принципов демократии, с развернутой критикой и самокритикой, собрание не только является источником сопереживания и общественного мнения. Его ценность многократно увеличивается тем, что здесь скрытое становится явным, обнажаются противоречия и трудности, наглядно вырисовываются общие цели и намечаются пути ликвидации недостатков. Хорошо подготовленное и проведенное собрание порождает такие коллективные чувства, как энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема. Хорошее настроение коллектива способствует повышению эффективности его деятельности. Единство идеологической и организаторской работы в коллективе позволяет использовать собрания не только как средство выявления существующих точек зрения. Принимая организационные решения, собрание вправе осуществить необходимые перестановки и там, где это целесообразно, изменить структуру коллектива, увеличить влияние одних лиц и ослабить влияние других и тем повысить сплоченность коллектива.

Сочетание личных и общественных интересов в коллективе

Понимание того, что дружная работа коллектива складывается в результате взаимодействия широкого комплекса социальных и психологических факторов, ориентирует административных и партийных работников на то, чтобы конкретно изучать положение дел в коллективе и находить оптимальпые средства интеграции личных и общественных интересов.
Источником активности человека, его мотивов, интересов и целей являются потребности. Заявить, будто у всех людей одни и те же потребности, было бы столь же абсурдно, как утверждать, будто пет двух людей с одинаковыми потребностями. Психология как наука исходит из того факта, что в некотором отношении все люди одинаковы, но в другом отношении одинаковы только люди определенных групп, и, наконец, в некоторых отношениях каждый человек неповторимо индивидуален.
Поскольку проблема личности и ее потребностей была специально рассмотрена выше, остается напомнить, что потребности группируются в несколько уровней. Базой являются биогенные потребности (питание, сон, секс и т. п.), которые в нормальных условиях выступают в очеловеченном, соответствующем образу жизни определенного общества виде. Центральная группа потребностей относится к самоутверждению (общение, уважение окружающих, социальный статус и его символы). Еще выше располагаются потребности в саморазвитии (научные, общественно-политические, эстетические, философские и т. д. интересы) и самореализации (творческая деятельность, борьба за реализацию осознанных идеалов). Здесь человек готов пожертвовать материальными благами, чтобы иметь возможность реализовать творческие замыслы. Закон возвышения потребностей заключается в том, что но мере насыщения потребностей низшего уровня активизируются потребности высших. Однако этот процесс всецело зависит от социальных условий.
Советское общество ныне вступило в такой период развития, когда при сохранении всего значения материальных потребностей все большее значение приобретают высшие мотивы.
Конкретные исследования показывают, что среди причин, привлекающих рабочего в трудовой коллектив, на первом месте оказывается содержание труда, а размер заработка — на втором.
Существуют, однако, значительные вариации, обусловленные, с одной стороны, содержанием предлагаемого труда, а с другой — возрастом и квалификацией (образованием) работника. Социологи отмечают, что «малоквалифицированный физический труд к настоящему времени практически утратил свое ценностное значение. Очень низко оценивается также и содержание конвейерного труда с жестким принудительным ритмом. Ценностно более значим сложный механизированный труд с полупринудительным ритмом, по особенно высоко оценивается сложный автоматизированный труд, а также сложный ручной труд с непринудительным ритмом. Именно развитие последних видов труда и служит основой реализации лозунга коммунистического общества — превратить труд в первую жизненную потребность человека!».
Выявление мотивационных характеристик индивида, определяющих его отношение к труду и поведение в коллективе, требует большой осторожности. Иногда поведение, вызванное определенной ситуацией, может быть ошибочно приписано свойствам личности, а это приведет к несправедливости. О человеке следует судить не по отдельным «вспышкам», а по устойчивым тенденциям его поведения.
Для понимания склонностей, влияющих на поведение человека в коллективе, полезно выделить три крайних типа. Один ориентирован на задачу: он добирается до сути вопроса, ищет оптимальное средство достижения поставленной перед ним цели, трудолюбив, инициативен, самостоятелен; он мало заботится о личном благе, но требует того же и от других; он «бесчеловечен» в том смысле, что каждый член коллектива выступает для него лишь как средство достижения производственных задач — на взаимоотношения он просто не обращает внимания. Второй, напротив, ориентирован на других людей — на взаимодействие с ними, на общение. С такими легко работать: они заботятся о товарищах, стремятся помочь, уважают чужое мнение, но выполнение поставленной задачи иногда отходит на второй план, и в критической ситуации они, чтобы не испортить отношений с товарищами, могут пожертвовать задачей. Третий тип — ориентированные на себя. Эти строптивы и агрессивны; они стремятся работать в одиночку, подозревая, что иначе кто-то будет мешать им или воспользуется их трудами; они болезненно реагируют на успехи других с точки зрения «неужели я хуже?». Они предъявляют повышенные претензии, хотя на самом деле не уверены в себе и в глубине души опасаются провала. Это трудный тип — он несет конфликты внутри себя, но, не в силах признать этого, ищет повода обвинить обстоятельства.
Разумеется, ярко выраженные, крайние типы встречаются в жизни редко. Обычно в человеке представлены все три ориентации, но все-таки преобладает какая-то одна из них. Но вот что любопытно. Когда социальные психологи постарались создать коллективы из людей только одной какой-то ориентации, выяснилось, что все они «хуже»: ориентированные на задачу ссорились между собой почти столько же, сколько и ориентированные на себя, а в коллективе, ориентированном на взаимодействие, ссор не было, но в заботах друг о друге люди забывали о необходимости еще и выполнять задание, работать. Сегодня можно считать доказанным, что в оптимальном коллективе должны быть представлены — в неодинаковой пропорции — все типы ориентации.
Каждый советский человек в разное время принимает участие в ряде коллективов. Кроме того, о многих других он получает сведения от друзей и знакомых. Престиж коллектива — это признаваемое близкими людьми или всеми согражданами превосходство данного коллектива по сравнению с другими. Господствующая в обществе система ценностей обусловливает высоту престижа коллектива и предопределяет критерии оценивания.
Определенный трудовой коллектив является основным для индивида в том случае, если именно здесь человек удовлетворяет значительную часть своих потребностей и получает средства для удовлетворения других потребностей в прочих — неосновных — коллективах. Чем больше потребностей личности (разумеется, не только материальных) удовлетворяется в данном коллективе, тем (при прочих равных условиях) он для нее более значим, тем важнее для нее его цели и успехи по их достижению.
Следовательно, значительная часть усилий руководителя коллектива должна быть направлена на то, чтобы люди получили здесь определенное удовлетворение своих потребностей. Это требует прежде всего ряда организационно-технических мероприятий, направленных на повышение содержательности труда, замену монотонных и нетворческих видов деятельности автоматами, дальнейшее улучшение санитарно-гигиенических условий и т. п.
Необходимо, далее, совершенствовать организационные механизмы, обеспечивающие связь личных и общественных целей. Это, во-первых, система материального вознаграждения. Наиболее эффективна она в тех случаях, когда результаты труда работника всецело зависят от его действий и поддаются строгому измерению. Вознаграждение должно соответствовать количеству и качеству труда, быть привлекательным для работника и непротиворечивым для него по совокупности своих последствий. Во-вторых, это система продвижения по службе. При правильной организации, свободная от поощрения карьеристских устремлений отдельных индивидов, она также способствует интеграции личных и общественных интересов.
Особая роль в объединении целей работников и придании им общественного смысла принадлежит социалистическому соревнованию. В основе этого процесса лежат такие социально-психологические механизмы, как социальное сравнение, соперничество и солидарность, стремление к активности, общественному признанию, утверждению социалистического образа жизни. Поскольку почетные звания и награды символизируют значимые, разделяемые в обществе ценности, их правильное распределение имеет большое значение. Недостатки в организации социалистического соревнования, в выдвижении передовиков могут привести к тому, что возникнет разрыв между представлениями коллектива о справедливости и практикой распределения социалистической символики, дискредитация ее и стоящих за нею ценностей. Важная роль в предотвращении подобных явлений принадлежит общественности. Как справедливо пишет директор Ленинградского станкостроительного объединения им. Я. М. Свердлова Г. Кулагин, «непросто, совсем непросто из сотни хороших работников выделить самых лучших, самых достойных; здесь без учета мнения общественности можно таких «дров наломать» и так расстроить тонкий и чуткий организм коллектива, что конфликты будут рождаться один за другим».
Вся система политико-массовой и разъяснительной работы в коллективах помогает людям осозпать связь своих личных интересов с интересами коллектива и общества в целом, понять свое место в коммунистическом строительстве, выработать качества социалистической личности.

Организованность коллектива

Коллектив организуется для достижения целей, в которых заинтересовано общество. Ради этого ему выделяются определенные материально-технические средства, создаются условия для успешной деятельности. Отсюда в коллективе неизбежны отношения ответственной зависимости. В определенных ситуациях один член коллектива имеет право требовать от другого определенных действий, которые выступают как обязанности другого. В производственном коллективе это обстоятельство фиксируется в следующих структурах.
Технологическая (иначе «функциональная») структура коллектива выражает различия и взаимосвязь участников, обусловленную необходимостью осуществления технологического цикла. По образному выражению Маяковского, один делает болты, а другой гайки, но работа каждого нужна одинаково. На конвейере стоит выпасть одному звену, и весь процесс остановится. Естественно, что представители смежных профессий, как и сменщики, имеют право предъявлять друг другу определенные требования.
С технологической связана, однгко никогда не совпадает полностью, профессионально-квалификационная структура, в основе которой лежат различия в специальной подготовке и навыках работников. Естественно, что более подготовленный человек имеет право претендовать на более сложную, содержательную работу.
Структура, где работники различаются в зависимости от размера вознаграждения, непосредственно отражает не столько содержание труда и подготовленность к нему, сколько количество и качество затрачиваемого труда, его значимость для коллектива. Работник, выпускающий изделия отличного качества и перевыполняющий нормы, имеет право на большее вознаграждение, чем другие.
Наконец, административная структура дает расположение работников по линиям и уровням руководства. В этой структуре основное деление людей — руководители и подчиненные. Хотя сами руководители обычно являются подчиненными вышестоящих руководителей, но по отношению к подчиненным они имеют право отдавать распоряжения, а те обязаны исполнять их.
Функционально обусловленные различия между членами коллектива и взаимоотношения ответственной зависимости закрепляются в уставах и служебных инструкциях, положениях и приказах, где оформляются взаимные права и обязанности.
Понятие «формальная организация», широко используемое в буржуазной социальной психологии и в значительной степени соответствующее ряду групп, присущих буржуазной действительности, мало приемлемо в социалистических условиях. Поэтому советские социальные психологи ввели термин внешняя или официальная организация. Он отражает момент официальной оформленности взаимных прав и обязанностей работников, вытекающих из различного их положения в упомянутых выше структурах. Официальная организация безлична: правами и обязанностями наделяется не какой-то определенный человек, а любой, занимающий данное рабочее место или должность («позицию»). Термин официальная роль означает тот набор действий, которого коллектив ожидает и требует от человека, занимающего определенное место. Официальные предписания представляют те рамки, внутри которых человек имеет право на выбор поведения.
Следует подчеркнуть, что любая официальная организация предписывает определенное ролевое взаимодействие исключительно для вполне определенных, связанных с целью данной организации ситуаций. Однако члены производственного коллектива являются одновременно членами других организаций (например, партийной, профсоюзной и т. д.), каждая из которых также предписывает свою оформленную уставами субординацию ролей, накладывает соответствующие «рамки» на поведение своих членов. Поэтому очень часто бывает, что тот же начальник цеха, имевший соотносительно больше прав и ответственности, чем рабочий Иванов, после окончания трудового дня окажется в ситуации, где тот же Иванов, но уже секретарь партийной организации, имеет больше, чем он, прав и несет большую ответственность. Именно в этой смене человеком ролей руководителя и исполнителя, а не в отсутствии единоличной ответственности подлинный демократизм социалистического образа жизни.
Ответственность каждого исполнителя за порученное ему дело оформляется в соответствующих документах и обеспечивается системой контроля. Последняя включает в себя как правила поведения, так и правила надзора за исполнением этих правил, а также правила поощрения и наказания, налагаемые коллективом или уполномоченными им лицами в соответствии с установленной процедурой.
Весьма важно, чтобы каждый работник четко знал свои обязанности и стремился выполнять их полностью и вовремя. Однако чрезмерно скрупулезное выполнение тем или иным работником служебно-должностных предписаний создает ему репутацию формалиста. О таких говорят: «С ним невозможно договориться», «С ним трудно работать». И сам работник тоже испытывает психическую напряженность и недоумение: дескать, стараюсь, а мною недовольны. Такая противоречивость возникает потому, что любая организация не может функционировать, а тем более интенсивно развиваться, если действия каждого регламентированы и исполняются слишком жестко. «Поэтому каждая организация должна допускать совмещение дисциплины с относительной свободой поведения, инициативой, подчинение с относительной независимостью».
Организационная роль всегда оставляет возможность для проявления индивидуальности исполнителя. Подобно тому как в театре роль Гамлета может быть сыграна талантливо или бездарно и в зависимости от этого мы восхищаемся актером или равнодушны, так и исполнение организационных ролей служит основанием для оценки личностных качеств исполнителя. Такие качества, как добросовестность, внимание к людям, инициатива, чувство юмора и т. д., вызывают симпатии окружающих.
Так возникает еще одна, но уже не оформленная ни в каких уставах внутренняя неофициальная структура. Взаимные симпатии и антипатии, влечения и отвержения оказывают существенное влияние на жизнь коллектива в целом и на каждого его участника. Эти отношения регулируются неофициальным кодексом правил, которые не формулируются вслух и в большинстве случаев угадываются лишь интуитивно.
Проблема расхождения между требованиями «официальной» и «неофициальной» организаций весьма существенна для понимания жизни любого коллектива. Несовпадение этих двух систем требований, как общая закономерность, схвачено старой пословицей: дружба — дружбой, а служба — службой. Однако для того, чтобы быть изученной, закономерность должна «развернуться» в зрелом виде. В капиталистическом обществе в силу кристаллизации присущих ему антагонизмов, противоречия между внешней — официальной (и подчас действительно формальной) и неофициальной организациями выступают в предельно наглядной форме. Социальные психологи США, ФРГ и других стран собрали по этой проблеме огромный материал. Они отмечают, что обычно неофициальные кодексы поведения активно развиваются там, где официальные требования оказываются неадекватны признаваемым группой целям, или в «расщелинах», образующихся между официально предписанными линиями поведения. При этом конфликт между официальными и неофициальными представлениями тем острее, чем дальше интересы участников от интересов организации.
Яркий пример такого конфликта дает американская армия. Исследование ее подразделений показало, например, что между солдатами существовало молчаливое соглашение относительно уместной степени усердия. В тех случаях, когда поручалась обычная задача, считалось неуместным проявлять рвение: те, кто вели себя в соответствии с уставами, иногда получали благодарность офицеров, но товарищи обвиняли их в том, что они «намыливаются». Однако, если на карту ставились человеческие жизни, поведение солдат менялось: неофициальными нормами было установлено, что в таких ситуациях каждый должен приложить все силы.
Если нормы, в других случаях обеспечивающие согласованное действие, в данпой ситуации осуществить невозможно или если их проведение в жизнь связано с неоправданными, неразумными лишениями, люди вырабатывают внутренние соглашения и подкрепляют их неофициальными санкциями. Так же как уставы, инструкции, они призваны приводить поведение индивидов в соответствие с нормами, но, в отличие от уставных санкций, они подчиняют поведение не официальным законам и предписаниям, а кодексу принятых и поддерживаемых группой правил.
Один из наиболее распространенных типов неофициальных санкций и сводится к тому, что нарушителя такого кодекса правил поведения изводят насмешками, обидными прозвищами, пренебрежительным отношением, по его поводу распространяются сплетни. Ехидные подмигивания, «шпильки», подчеркнутая холодность в обращении — все это выражения неодобрения. Насмешки особенно эффективны, поскольку они подрывают убеждение человека в собственной ценности. Сверх того, от насмешек очень трудно защищаться, поскольку любые аргументы вызывают новый смех и выставляют человека в еще более смешном свете.
Социальные санкции иногда включают в себя применение силы, причем в формах, запрещенных законами. Иностранный рабочий на предприятии в ФРГ или Швейцарии, готовый с большим рвением работать за низкий заработок, вызывает неприязнь других рабочих. Если этот рабочий не обратит внимания на насмешки и другие «предупредительные» санкции со стороны товарищей, некто может подставить ему подножку, и под хохот других рабочих он растянется на бетоне. Его инструменты могут неожиданно «исчезнуть», или же люди, стоящие рядом с ним на конвейере, могут сделать его работу напрасной, подсовывая бракованные заготовки.
В тех случаях, когда нормы первичной группы вступают в противоречие с официальными нормами, в присутствии посторонних люди обычно делают вид, будто альтернативы не существует. Однако в тех случаях, когда опасность быть замеченным невелика, ожидается, что «славный парень» не будет придерживаться официальных установлений. Если кто-то будет уличен в нарушении правил, молчаливо условлено, что он не выдаст никого другого и что другие члены группы сделают все возможное, чтобы облегчить его положение. Напротив, если человек не знает или игнорирует нормы группы, он может пунктуально исполнять официальные правила и все же на каждом шагу испытывать неприятности.
В буржуазном обществе, где формальные предписания обычно вступают в противоречие с интересами самых различных социальных групп, роль неформальных соглашений чрезвычайно велика. Защищаясь от возведенной в закон воли господствующего класса, трудящиеся стихийно вырабатывают правила поведения, позволяющие действовать в этих условиях. Ведь если о краже можно заявить в полицию, то рабочие бастующего предприятия вряд ли дождутся, чтобы полиция арестовывала штрейкбрехеров. Следовательно, пролетарский коллектив вынужден сам проводить в жизнь свои нормы.
Повсюду среди трудящихся распространены такие принципы межличностных отношений (иногда их называют «первичные идеалы»), как честность, благопристойность, сохранение верности даже в условиях сильного давления. Человека, который обидел беспомощного или извлек пользу путем предательства, почти единодушно презирают. Нарушение этих принципов вызывает стремление наказать подлеца. Индивид, который обворовал слепого, обидел ребенка или донес на своего товарища, обычно рассматривается как нечто недостойное имени человека.
Существование неофициальных отношений в капиталистических странах вносит существенные коррективы в попытки добиться «контроля над мыслями» с применением широкого диапазона средств — от «демократического» воздействия через средства массовой коммуникации до политической диктатуры фашистского типа. Наличие многообразных межличностных отношений и связанных с ними систем «взаимопонимания» позволяет коммунистам вести политическую работу даже в условиях самых реакционных режимов.
В условиях социалистического общества подобного расхождения официальной и неофициальной структуры не наблюдается.
Исследования мнений рабочих коллективов в СССР показали, что в основном, в самом главном, нормы, существующие в рабочем коллективе, соответствуют нормам социалистического общества и требованиям морального кодекса строителя коммунизма. Однако единство в главном не исключает временных противоречий по частным вопросам. И иногда эти противоречия обусловлены не столько деловыми соображениями, сколько межличностными отношениями. Поэтому и при социализме проблема неофициальных взглядов коллектива и межличностных отношений не должна ускользать от внимания партийного работника и пропагандиста.
Эта проблема имеет значение и для школьных коллективов, где учащиеся иногда противопоставляют требованиям педагогов, причем требованиям далеко не всегда обоснованным, свои правила поведения. В педагогической практике подобные случаи иногда огульно обозначаются как «ложное товарищество», «круговая порука», и делается это подчас без достаточных оснований. Нередко в подобных случаях сказывается плохое знание социальной психологии педагогами.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +