Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Личность и коллектив как педагогическая проблема


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Рассматривая человека не только в сфере общественных отношений, но и в сфере развития его духовных сил, Н. К. Крупская еще в дореволюционный период развивала идею о диалектическом единстве развития личности и коллектива. Для Н. К. Крупской расцвет личности, развитие ее индивидуальных качеств и воспитание в коллективе — это две стороны одного процесса.
В советской педагогике и психологии вопрос о коллективе исследован как о мощном факторе воспитания.
В трудах Н. К. Крупской фундаментально и конкретно исследовано развитие в коллективе индивидуальных способностей и склонностей формирующейся личности и ее влияние на коллектив, причем она всегда рассматривает эти стороны развития в сочетании. Проблема человека, борьбы против отчуждения личности, борьбы за эмансипацию человеческой личности, за создание условий для ее развития всегда занимала Н. К. Крупскую. «Наша воспитательная работа должна сочетать умение растить коллектив и в то же время умение дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка».
Еще в дооктябрьский период своей деятельности Н. К. Крупская утверждала, что весь общественно-политический уклад в капиталистическом обществе подавляет интересы и развитие отдельной личности, приводит к утрате собственного «я», приводит к тому, что К. Маркс и Ф. Энгельс называли отчуждением человека: «Отчужденный труд отчуждает от человека его собственное тело, как и природу вне его, как и его духовную сущность, его человеческую сущность». Разъясняя это положение, они указывали, что в условиях капитализма собственная деятельность человека становится чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его вместо того, чтобы он господствовал над ней. В капиталистическом обществе отчуждение личности проявляется в игнорировании ее индивидуальных интересов и способностей, в стремлении к стандартизированным формам жизни. «В современном капиталистическом обществе,— писала Н. К. Крупская в 1911 г., — где все зиждется на купле-продаже, и человек расценивается с точки зрения дохода, который приносит его рабочая сила. Не только человеческая личность — человеческая жизнь ставится ни во что. А личность человека ежечасно заушается, топчется в грязь, коверкается: с ней не считаются».
Отчуждение человека в капиталистическом обществе не может не сказаться и на ущемлении личности ребенка, его творческих сил и интересов.
В 1909 г. в статье «К вопросу о свободной школе» Н. К. Крупская писала, что личность ребенка с ее сложной внутренней жизнью совершенно не принимается во внимание, что она недостаточно уважается. Буржуазия через школу «глушит самостоятельную мысль, калечит развивающуюся личность».
Эта критика сохраняет свою силу и сейчас, идет ли речь о прагматизме, неопозитивизме или экзистенциализме. Буржуазные педагоги проповедуют такие идеи, такую организацию, которая «подавляла бы общественные инстинкты и способствовала бы всячески развитию собственнических, индивидуалистических инстинктов».
Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности ребенка, цели же, которые ставит школе рабочий класс, ведут к духовному расцвету личности ребенка, к развитию его сознания, к обогащению'его переживаний. Трудовая школа «дает простор индивидуальности ребенка».
Отчуждение человека, игнорирование его индивидуальности в буржуазной этике и основывающейся на ней педагогике сочетается с апологией эгоизма, буржуазного индивидуализма. Критика Н. К. Крупской буржуазного индивидуализма, эгоизма сохраняет свою силу и в настоящее время. Экзистенциализм, который изолирует человека от общества и видит цель в нем самом, рассматривает эгоизм как основу блага, как закономерное явление. К этому ведет и ситуационная этика прагматизма, связанная с личным успехом, личным интересом, характеризующаяся сведением морального опыта к интересам отдельной личности. Эгоизм, эгоцентризм защищаются и неофрейдизмом. Борьбу с буржуазным индивидуализмом и эгоизмом Н. К. Крупская рассматривала как часть борьбы за социалистический строй: «Переход от капитализма к социализму означает не только обобществление средств производства, но параллельно с этим и переработку всей психики людей, превращение людей из индивидуалистов, каковыми их воспитал капитализм, в коллективистов, умеющих свое «я» спаять с коллективом, находить совершенно новые радости, новое счастье в этом слиянии, умеющих к каждому вопросу подходить с точки зрения целого».
Советское воспитание, подчеркивала она многократно после завоевания власти рабочим классом, направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить его способности, его личность, индивидуальность.
Ответственная роль в этом деле принадлежит школе. Советская школа стремится воспитать общественные чувства, создать такую обстановку, чтобы заглушить собственнические инстинкты, полагала Н. К. Крупская.
Выдвигая перед советской педагогикой и школой в качестве задачи первостепенной важности воспитание детского коллектива и разработав методы и приемы его сплочения, Н. К. Крупская всегда подчеркивала, что «коллектив это не обезличка», что именно «в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться». Задача школы: «Возможно полное, всестороннее развитие учащегося; она должна не подавлять его индивидуальности, а лишь помогать ей формироваться».
В настоящее время, когда в нашей стране созданы объективные реальные условия для всестороннего развития личности, а в связи с этим в философии, социологии, педагогике и психологии повысился интерес к этой проблеме, полезно иметь в виду следующие разъяснения Н. К. Крупской. «Ориентироваться на индивидуальность... вовсе не значит воспитывать... индивидуализм». Она считала необходимым разграничение таких различных понятий, как индивидуализм в смысле духовного богатства и гармонического сочетания личного и общественного и индивидуализм, противопоставляющий человеческую личность обществу. «Буржуазия старается выработать индивидуалистов, противополагающих себя массе, коллективу, умеющих властвовать над массой».
Такое разграничение этих понятий важно и сейчас в борьбе против буржуазных течений, которые индивидуализм мыслят именно как противопоставление личности обществу.
Н. К. Крупская также предлагала учитывать характер функции индивидуализма в разные исторические периоды. В XVIII—XIX столетиях, в период буржуазно-демократических революций, стремление освободить личность от гнета средневековья было прогрессивным; в педагогике, отмечала она, это стремление нашло выражение в трудах педагогов-демократов — Руссо, Песталоцци. Но в эпоху империализма, упадка буржуазии стремление к полной независимости, изоляции личности от общества, к свободе от моральных норм было и остается реакционным.
Злободневно звучит следующее высказывание Н. К. Крупской о буржуазном индивидуализме: «И хотя в отдельных случаях носителями его (индивидуализма.—Е. Р.) являлись крайне яркие личности, но в общем отрыв личности от общества вел к необычайному убожеству мысли и чувства, к скудности переживаний».
Убедительно и четко в трудах Н. К. Крупской раскрыты взаимозависимость и взаимовлияние в развитии личности и коллектива. Она отправлялась от положения марксистско-ленинской теории о том, что общение людей — основной путь формирования личности, проявления ее возможностей и индивидуальных особенностей. Полезно иметь в виду и в настоящее время утверждение Н. К- Крупской, что марксистской концепции по этому вопросу противостоит, прежде всего, буржуазный индивидуализм. Определив человека как социальное существо, классики марксизма-ленинизма обнаружили, что только в процессе общения с другими людьми он становится личностью и решающая роль в этом процессе принадлежит воспитанию. «...Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...».
Только в сопоставлении с другими людьми человек осознает себя, собственные качества. Н. К. Крупская не раз ссылалась на замечательное по глубине и силе высказывание Маркса о роли коллектива в самопознании: «Так как он (человек. — Е. Р.) родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». О диалектическом единстве личности и коллектива Н. К. Крупская писала А. М. Горькому: «Расти люди должны и умом, и сердцем. И на базе этого индивидуального роста каждого в наших условиях сложится в конце концов какой-то новый по типу мощный социалистический коллектив, где «я» и «мы» будут.сливаться в неразрывное целое».
Именно в коллективе развиваются индивидуальные творческие черты ребенка, полагала Н. К. Крупская. Индивидуальность не может развиться вне коллектива с его отношениями, обогащающими личность ребенка и выявляющими его задатки и возможности.
Коллектив дает возможность личности «развиваться» и «выявлять» себя.
Еще в своих дореволюционных работах Н. К. Крупская отмечала, что свойственные детям общественные потребности должны найти выход в общении со сверстниками и взрослыми в школе и вне ее. А между тем в буржуазной школе, указывала она, «все направлено на то, чтобы разъединять учеников, а не сближать их». Она мечтала о такой школе, которая «дает простор индивидуальности ребенка, будит его творческие силы».
В статье «Ленин о просвещении и народном учителе», подчеркнув мысль В. И. Ленина, что только социалистическая школа может быть орудием развития личности, Н. К. Крупская отметила, что в первые годы революции «наша советская школа, увлекаясь, по вполне понятным причинам, вопросом коллективистического воспитания, оставляла в тени вопрос о воспитании человеческой личности»... «Чтобы коллектив мог хорошо работать, необходимо всестороннее развитие личности, развитие индивидуальности». Коллективно работать, разъясняла она, не значит выполнять одну и ту же работу. Это — самая простая форма сотрудничества.
Забота о формировании индивидуальности — условие развития коллектива, взаимообогащения его участников. Во всех видах деятельности школьников учитель должен стремиться «помочь развернуться индивидуальности ребенка», добиваться, чтобы каждый школьник «в общую работу вносил свою живую мысль, свой подход, свое углубленное понимание дела». В дидактике, в анализе процесса обучения, его методов и приемов, Н. К. Крупская с исчерпывающей полнотой показала, как стимулировать развитие способностей, индивидуальных склонностей и интересов.
Любая деятельность школьников должна быть направлена в общественное русло, но в процессе проведения ее должны формироваться интересы, склонности каждого участника. «Надо вносить в работу пионеротрядов больше содержания, индивидуализировать ее, давать больше простора самодеятельности ребят». Не должна быть «затушевана» роль каждого школьника при выполнении той или иной работы коллективом. Каждый школьник должен уметь работать самостоятельно и работать совместно с другими, а «тот, кто не умеет индивидуально работать, будет плохим работником в коллективе».
Н. К. Крупская не только определила сложный диалектический характер самого процесса взаимовлияния личности и коллектива, но отразила это в содержании деятельности коллектива, в структуре и педагогических принципах, на которых он строится. В понимание воспитательных функций коллектива она вкладывает богатое содержание, отмечая, что коллектив, в том числе и школьный, рождает новую силу. Это «не просто сумма людей, не слагаемое их сил, а совершенно новая, гораздо более мощная сила».
В 1932 г. она писала А. М. Горькому о своем желании перевести на русский язык главу из «Капитала» «О кооперации», где Маркс выражает мысль о том, что коллектив рождает новую силу. Н. К. Крупская показала, какую силу в воспитании коммунистического сознания и привычек создает взаимодействие детского коллектива и отдельной личности. Подчеркивание природы коллектива как общественной силы было направлено против биологизаторства, имевшего место в 30-е годы среди некоторых педагогов (Залужный). «Колоссальная ошибка рассматривать коллектив как организм», — говорила Н. К. Крупская. Такое толкование она рассматривала как «спенсеровщину», механическое перенесение учения Дарвина на развитие общества. Но не всякое объединение, говорила Н. К. Крупская, создает эту новую силу, а объединение детей, связанных общей целью, общей работой общественного значения, причем достижение общей цели требует сложного разделения труда, что исключает обезличку, штамп, однообразие в деятельности членов коллектива.
Эта психолого-педагогическая проблема, связанная с вопросом о формах организации и методах деятельности коллектива, представляет исключительно большой теоретический и практический интерес.
Высказывания Н. К. Крупской по этому важнейшему вопросу теории коммунистического воспитания направлены на «самобытное» развитие личности и на тесное объединение детей. Уровень развития личности в смысле богатства ее внутреннего мира и своеобразия, подчеркивала она, зависит от богатства отношений. Чем шире круг общения личности, чем разнообразнее эти отношения, тем богаче духовный мир. Она имела в виду отношения школьников не только с рабочей и крестьянской молодежью, но и со взрослыми в процессе строительства социализма. «Школа должна быть связана с жизнью ближайших фабрик, заводов, мастерских и совхозов и принимать то или иное участие в жизни таковых.
Интересна мысль об отношениях между школьниками и в обычной, так сказать, неделовой обстановке, «вне отрядных и звеньевых сборов».
Коллектив объединяет детей общей ответственностью, совместной разнообразной деятельностью (учение, трудовая, общественно полезная работа) не только в учебное, но и во внеучебное время, объединяет в сфере деловых и бытовых отношений. Надо, чтобы школа была связана не только с жизнью молодежи, но и с жизнью взрослых, и в первую очередь с жизнью рабочего класса, советовала она.
Нельзя не отметить мысль Н. К. Крупской о том, что в развитии личности наряду с общением нельзя исключать и временное обособление. Например, в 1919 г., когда некоторые видные деятели Наркомпроса (Лепешинский, Познер, Мицкевич и др.) настаивали на круглогодичной работе школы, она выступила против этого предложения, мотивируя тем, что для нормального развития школьника необходимо и время, когда он находится вне коллектива, «когда может пожить по-своему».
Расцвет духовного мира личности определяется, по мнению Н. К. Крупской, не только интеллектуальным развитием, но и силой чувств, переживаний, эмоциональным отношением к миру. Отправляясь от этой мысли, она неоднократно выдвигала общность переживаний, чувств как форму отношений, важную для сближения детей в коллективе и для формирования морально ценных индивидуальных качеств личности. В очень кратком определении коллектива она выразила богатство его деятельности и отношений: «Коллектив, — писала она,— группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой».
И не случайно большую воспитательную роль во взаимодействии коллектива и личности она отводит искусству. «Искусство должно обогатить духовный мир ребенка рядом образов, давать им возможность в творчестве выражать свои переживания». Принудительную силу влияния искусства она видела в его непосредственности, естественности, искренности, благодаря чему оно является способом самовыражения. А умение выражать свои мысли и чувства сближает, сплачивает коллектив. Искусство дает возможность творчески выражать себя, «познавать себя». Нужно, по словам Н. К. Крупской, «познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом». Школьникам свойственна потребность в общении. Она советовала не сдерживать свойственного детям, особенно детям младшего возраста, стремления выражать себя в интонации, мимике, жесте, танце, песне, не заслонять формами, являющимися подражанием взрослым, что обычно культивируется школой и семьей. Однако она отнюдь не отрицала необходимости эстетического образования под предлогом, что оно убивает непосредственность, индивидуальное своеобразие, как это утверждали буржуазные теоретики — Мейман, Бакушинский. Кстати, именно благодаря Н. К. Крупской и под ее руководством в 20—30-е годы в эстетическом воспитании в школе были достигнуты известные успехи.
Говоря об искусстве как способе самовыражения, выявления личности она отмечала, что это идет навстречу стремлению к самоутверждению, самоуглублению, к выявлению своей индивидуальности, присущим подростку.
Взаимодействие и взаимовлияние коллектива и личности предполагает не только умение «выражать себя», но и понимать другого. В очень простых словах Н. К. Крупская привлекла внимание к психолого-педагогической проблеме большой важности — воспитание способности у школьника адекватно воспринимать и понимать других людей. Поэтому она рекомендовала в школьной и внешкольной работе с подростками уделять искусству как можно больше внимания, причем не глушить и у школьников этого возраста безыскусственные формы выражения своих чувств и мыслей, что важно, по ее мнению, не только для раскрытия своей индивидуальности, но и для понимания других людей, для сближения с коллективом. «Не только надо научиться слушать речь другого, но надо научиться слушать и его интонацию, его песню, читать на его лице, читать его движения, жесты, рисунки». Таким образом, коллектив и развитие личности при разнообразном содержании деятельности выступают как две стороны единого процесса, диалектически между собой связанные и взаимообогащающие.
Мысли Н. К. Крупской о взаимодействии и взаимосвязи коллектива и личности были воплощены в ее многочисленных статьях об общественных организациях школьников: комсомольской, пионерской и ученической организации.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +