Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Научные основы содержания школьных предметов естествознания


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В разработке принципиальных, методологических основ предметов естествознания Н. К. Крупской решались следующие задачи: 1) отразить в содержании предметов этого цикла достижения естествознания, стремительно развивавшегося, начиная со второй половины XIX в.; 2) раскрыть в содержании связь этих предметов с созданием материально-технической базы социализма, единение теории с практикой и взаимосвязь между отдельными предметами; 3) осветить методологические проблемы, специфичные для отдельных предметов, например, роль географической среды в развитии общества; 4) показать возможности воспитания через содержание этих предметов диалектико-материалистического мировоззрения и мыслительной активности.
Высказывания Н. К. Крупской по методологическим вопросам школьного естествознания, хотя относятся к 20-м и 30-м годам, во многом могут быть использованы школой и в настоящее время.
Преподаванию предметов естествознания — математики, биологии, физики, химии, географии, имеющих большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, научно-атеистических взглядов, для развития продуктивного мышления, она уделяла много внимания. Среди методистов и части учителей в 20-х и 30-х годах еще сильны были традиции старой школы: предметы естествознания, особенно биологию, они относили к числу второстепенных предметов. По этому поводу Н. К. Крупская писала, что к числу основных наук относится естествознание, дающее материалистическое понимание явлений природы, возможность использовать целесообразно силы природы, подчинить их себе.
Коренной пересмотр содержания школьных курсов по предметам естествознания, по ее мысли, вызывался тем, что в дореволюционной школе преподавание этих предметов строилось на идеалистических концепциях, в ряде случаев сохранялись знания, уже давно отвергнутые наукой. Для примера она ссылалась на школьный курс биологии, в котором сохранялась устаревшая система Линнея, хотя на смену ей в науке давно уже пришла эволюционная теория Дарвина. Н. К. Крупская отмечала, что и учебники по физике по некоторым вопросам отстали от развития этой науки, а химия в средней школе, за исключением реальных училищ, вовсе не была представлена как самостоятельный учебный предмет. Не удовлетворял ее и уровень развития методики по циклу предметов естествознания. В одном из отзывов на методическое пособие по географии она писала: «Методика дышит отрывом от науки и техники». Критика Н. К. Крупской не была негативной, она сочеталась с позитивной работой. С большой обстоятельностью она указала пути материалистического построения школьных курсов биологии, математики, физики, химии и географии.
В освещении этих вопросов она отправлялась от основополагающих высказываний классиков марксизма-ленинизма. В статье «Советская школа и естествознание» она писала, что развитие естествознания подтвердило мысли Энгельса о том, что для диалектико-материалистического понимания природы «необходимо знакомство с математикой и естествознанием», что «естествознание подвинулось настолько, что оно не может уже избежать диалектического обобщения» и что законы диалектики существуют в самой природе, их нужно познать и использовать в практической деятельности, что она и раскрыла в содержании отдельных предметов естествознания.
С особой силой и убежденностью она подчеркивала, что успехи естествознания принесли блестящее подтверждение марксистской философии, ее принципам и законам, теории познания. Говоря о диалектико-материалистическом естествознании и его значении для педагогической науки, Н. К. Крупская неизменно говорила о рефлекторной теории И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Ряд открытых ими закономерностей развития высшей нервной деятельности был ею использован в ее статьях о формировании личности школьника, о процессе обучения и др. Все эти успехи естествознания, подчеркивала Н. К. Крупская, открывают перспективу более глубокого проникновения в тайны природы, более полного использования мощных сил ее в интересах человека и являются важным фактором формирования цельного диалектико-материалистического миросозерцания.
Немалую борьбу пришлось выдержать Н. К. Крупской для укрепления позиций школьного естествознания. Сказывалась сила традиций. Она отмечала, что если в Западной Европе отношение буржуазии к естествознанию было двойственным и противоречивым, то в царской России отрицательное отношение к естествознанию подкреплялось отсталостью промышленности и сельского хозяйства. Передовая же часть русской интеллигенции со времен Д. И. Писарева, говорила Н. К. Крупская, всегда выступала в защиту биологии, рассматривая это как форму борьбы против общественного строя. Задача формирования диалектико-материалистического мировоззрения, поставленная с самого начала перед советской школой, требовала «уделять особое внимание эволюционной теории, учению Дарвина...». «... Нужно было обратить особое внимание на преподавание биологии», причем ставить преподавание ее таким образом, чтобы давать самое основное, существенное, не загружать его ненужными мелочами, тесно увязывать теорию с практикой, писала она в статье «Учение Маркса для советского педагога — руководство к действию».
Внедрение предметов естествознания в школьное обучение проходило в обстановке борьбы, дискуссий. Такая борьба происходила, в частности, на съездах преподавателей естественных дисциплин в 1921 г., на Московской конференции в 1922 г. и особенно на Всероссийском съезде по естественно-историческому образованию в 1923 г.
Н. К. Крупская резко раскритиковала предложение съезда об исключении курса эволюционной теории из учебного плана средней школы под предлогом «отсутствия учителей-специалистов». По этому поводу она писала: «Съезд торжественно выдал себе свидетельство о бедности, заявив, что по такому важному вопросу естествознания он предлагает оставаться в нетях... и скрещивает руки на бессильной груди».
Решения съезда послужили толчком для дальнейшей борьбы за материалистическое естествознание. Н. К. Крупская писала, что съезд показал, насколько глубоки традиции дореволюционной школы и какую упорную борьбу нужно вести за внедрение материалистического естествознания в школу.
Сопротивление со стороны некоторых научных работников Н. К. Крупской пришлось преодолевать и в работе ГУСа, где она при поддержке большинства членов ГУСа настойчиво боролась за включение в учебный план средней школы эволюционной теории и вообще за расширение курса биологии. При обсуждении в декабре 1926 г. на заседании ГУСа программ средней школы Н. К. Крупская предложила расширить материал по естествознанию. В «Замечаниях на план в школах ФЗУ» она настаивала на введении в учебный план курса биологии: «Это в старинку в классических гимназиях естествознание было в загоне, этого не должно быть у нас, и особенно в ФЗУ».
Заметим, что борьба между дарвинистами и антидарвинистами в конце XIX и начале XX столетия носила ярко выраженный мировоззренческий характер.
Кроме биологии, Н. К. Крупской пришлось отстаивать преподавание и других естествоведческих дисциплин. Она «взбунтовалась», по ее собственному выражению, против отказа ввести преподавание физики о неполной средней школе для взрослых.
Важнейшим требованием к школьным курсам естествознания она считала раскрытие научных закономерностей. Это требование она часто выражала в критических отзывах на учебную литературу.
Н. К. Крупская утверждала, что понимание закономерностей развития природы возможно тогда, когда познанные законы проверяются практикой. В качестве основополагающего принципа в преподавании предметов естествознания она выдвинула сочетание теории с практикой, подчеркнув, что в естественных науках этот принцип выступает особенно отчетливо и результативно.
Естествознание, многократно заявляла Н. К. Крупская, создает базу для развития техники производства, для развития всего народного хозяйства: «Вся социалистическая промышленность, все сельское хозяйство преобразуются на основах современной физики и химии».
Уже в 1918 г. на съезде по внешкольному образованию она говорила, что физика и химия должны занять подобающее место в учебном плане рядом с литературой и языком. Со всей определенностью должно быть отмечено, что в выступлениях Н. К. Крупской по вопросам естествознания пробивается мысль о науке как о непосредственной производительной силе.
Физика и химия — это та часть естествознания, изучение которой должно быть особенно тесно связано с экономическими проблемами, с производством, так как только прн этом условии учащиеся смогут серьезно усвоить эти предметы и научиться пользоваться ими, говорила она преподавателям этих предметов на совещании в 1937 г. «По физике и химии нужна более тесная связь с производством. Тут увязка теории с практикой особо необходима».
Малоизвестные высказывания Н. К. Крупской о химии, о ее значении для сельского хозяйства очень интересны и звучат злободневно.
В 20—30-х годах, на заре развития химии как науки и химической промышленности в нашей стране, она призывала к изучению химии, к тому, чтобы «преподаватели химии заражали учащихся любовью к химии, пониманием всего значения этого предмета». Заметим, что еще в молодые годы, задолго до Великой Октябрьской социалистической революции, Н. К. Крупская знала о научных находках, о замечательных экспериментах одного из зачинателей агрономической химии и почвоведения Энгельгардта, имя которого в последние годы упоминается в нашей стране в связи с широкими мероприятиями по химизации сельского хозяйства.
Н. К. Крупская была знакома с работой Энгельгардта «Письма из деревни» и другими, которые, как теперь стало известно благодаря публикации ЦПА ИМЛ, в свое время привлекли внимание Маркса. С уважением и сочувствием писал об Энгельгардте и В. И. Ленин.
Отводя химии важное место в социалистическом хозяйстве, Н. К. Крупская считала, что во всех школах нужно обстоятельно знакомить школьников с преобразующей ролью химии: «С каждым годом химия будет играть в мировом хозяйстве все большую и большую роль, и нельзя, чтобы ребята, кончившие ФЗС, не знали химии, не понимали ее значения». Помимо, учебной работы по химии она советовала организовать широкую внеклассную работу — кружки, посещение музеев, издание специальной литературы.
География так же, как и физика и химия, не только дает естественнонаучное объяснение явлений природы, но играет большую роль в преобразовании природы, в социалистическом строительстве, отмечала она. География — это предмет, который может наглядно и конкретно осветить ряд мировоззренческих вопросов. Ее роль в развитии народного хозяйства многократно отмечалась Н. К. Крупской: «Какой богатый материал дает географу овладение воздушным пространством, проникновение на Северный полюс, проведение каналов, соединяющих реки, научные исследования, помогающие находить новые источники нефти, новые залежи железа, угля».
В основе полных глубокого смысла высказываний Н. К. Крупской о преподавании географии лежит марксистское понимание ею важной методологической проблемы — роли географической среды, составляющей предмет географии. Четкая точка зрения Н. К. Крупской в этом вопросе была очень важна. Заметим, что большинство методистов и авторов учебников по географии 20—30-х годов недооценивали значение природных условий, географической среды, не видели ее тесной связи с развитием общества, рассматривали ее только как внешнее окружение. Нужно сказать, что проблема эта и до сих пор остается дискуссионной. В механистическом понимании географической среды Н. К. Крупская упрекает авторов одного учебника по географии: «В книжке, где говорится об ошибке Плеханова, снисходительно допускается, что природные условия до известной степени влияют на характер производства». «О росте возможностей овладевать силами природы, изменять лицо земли не говорится по-настоящему». В понимании географической среды она исходила из марксистского тезиса о взаимодействии природы и человека. Географическая среда оказывает влияние на развитие общества, но сами природные условия изменяются в результате воздействия человека на них. Понимание Н. К. Крупской согласуется с новейшими исследованиями этого вопроса. «Исследуя закономерности общественной жизни, нельзя не считаться с влиянием природы на человека. В свою очередь, исследуя явления природы, нельзя игнорировать активное влияние человека на окружающую его природную среду». Вопрос о роли природных условий в развитии экономики, о преобразовании их человеком и сейчас является актуальным.
Решение главной экономической задачи, определенной Программой КПСС, — создание материально-технической базы коммунизма предполагает всестороннее и рациональное использование природных, материальных и трудовых ресурсов.
Создание материально-технической базы коммунизма связано и с наиболее рациональным размещением производительных сил, с учетом и использованием особенностей географической среды.
Взаимозависимость между теорией и практикой, между природными условиями и социалистическим строительством учитель должен показывать, полагала Н. К. Крупская, в физической, экономической и политической географии.
Изучение физической географии, указывала она, должно сочетаться с показом учащимся, как можно при помощи науки овладевать силами природы. Завоевание недоступных ранее земель — Арктики, пустынь, горных районов, овладение воздушными пространствами даст возможность, по ее словам, ставить интересно преподавание географии, «связать изучение природных сил с пробуждением интереса к изучению своего края, района, к овладению его силами». Значение науки как непосредственной производительной силы легче проследить на экономической географии, которая тесно связана с практикой. В статье «Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин» Н. К. Крупская писала, что экономическая география вместе с геологией могут вскрывать богатства и производственные возможности каждого края, района, перспективы его развития в связи с геологическими изысканиями.
Связь экономической географии с жизнью, с практикой осуществляется через изучение экономики и системы руководства современным производством, составляющее часть содержания политехнического образования.
Экономическая география, говорила Н. К. Крупская, и есть оценка сил природы с точки зрения производства. Школьный курс экономической географии, подчеркивает она в отзыве на учебное пособие М. П. Потемкина, не только должен освещать вопросы планового хозяйства, размещения отдельных отраслей производства, но и должен помочь в рационализации его. Действенная роль экономической географии достигается путем связи с экономикой района, области: «Необходимо постоянно иметь в виду особенности края».
Краеведческий принцип ориентирует на жизнь, на местные условия, дает понимание задач, стоящих перед местными работниками. У каждой губернии должен быть свой паспорт, т. е. характеристика губернии в целом и каждого района и уезда, которой должны пользоваться учителя географии. Составленный Н. К. Крупской паспорт — описание госплановского района, включающий географическое положение, природные условия, экономику района, население, культурный уровень, общественные организации, является практически полезным документом и в настоящее время не только для учителей географии, но также обществоведения и предметов специального политехнического цикла. Нужно такое краеведение, утверждала она, которое давало бы всесторонний профиль края и было бы увязано с изучением природных производительных сил.
Роль науки в развитии народного хозяйства, в социалистическом преобразовании его, связь между теорией и практикой очевидна и в биологических дисциплинах. Естествознание создает базу для коренных улучшений техники, производства и народного хозяйства, в частности сельского хозяйства. В 1923 г. на конференции школ с сельскохозяйственным уклоном Н. К. Крупская говорила: «В массовых школах учитель, конечно, не может преподавать специальных агрономических предметов, но он должен иначе поставить естествознание и проходить его в связи с жизнью, чтобы учащиеся понимали, какую роль эти знания играют в трудовой жизни». Она утверждала, что агрономия является составной частью естествознания, и упрекала исследователей и методистов-биологов, возглавлявшихся профессором Б. Е. Райковым, в том, что они «боязливо» сторонятся агрономических знаний. Биология является научной основой агрономических знаний, помогает их усвоению и применению, на практике. По этому вопросу борьба шла между двумя течениями. Одно течение отстаивало «чистоту» науки, академическое, словесное преподавание биологии, оторванное от задач социалистического строительства; другое течение, московское, упрощенно понимало связь естествознания с производством. Подводя итоги борьбы двух направлений в построении школьного курса биологии, она писала: «У нас была борьба с ленинградскими естественниками из-за материала по естествознанию в программах. Ленинградцы брали материал вне связи с производством. В наших программах получился в итоге дефект другого рода — естествознание как научная дисциплина исчезает, получился перегиб в сторону утилитаризма».
Об этом же она говорила на пленуме ЦК ВЛКСМ в 1931 г. С горечью она констатировала недооценку теории, подчинение ее що многих случаях узко понятой практике. Сейчас, при стремительных темпах развития естественных наук, предостережение Ц. К. Крупской об опасности недооценки теории звучит весьма своевременно: «Мы должны знать о природе, о ее сущности намного больше, — говорил президент Академии наук СССР Келдыш М. В., — чем можем в данный момент использовать». «Объем наших научных знаний неизбежно должен быть гораздо больше, чем мы используем в непосредственной практике».
Принципиальные и последовательные выступления Н. К. Крупской по методологическим проблемам науки отвечали назревшим потребностям жизни и были свободны от какой бы то ни было косности, рутины и штампа.
Она с особой силой критиковала недооценку воздействия человека на природу, возможностей ее преобразования. Например, в 1933 г. в отзыве на рукопись трех учебников по естествознанию она писала: «Надо сказать, что во всех трех учебниках авторы говорят о воздействии человека на природу в какой-то полуприкрытой форме». «Где же сказано, как изменяет лик Земли человек, как его может изменить техника», — спрашивает она. Эту нерешительность, созерцательность авторов она решительно осуждала.
Методологическое положение об овладении при помощи науки и техники силами природы Н. К. Крупская распространяла и на математику. Если в экспериментальных науках — физике, химии, биологии соединение теории с практикой очевидно, то в дедуктивных науках, какой является математика, эту связь установить труднее.
В последние 10—15 лет благодаря кибернетике, в первую очередь благодаря вычислительным машинам, базирующимся на математике, связь математики с практикой, с производством выступает более отчетливо. В настоящее время математика все больше проникает в различные области материальной жизни (машинное программирование, статистика, теория информации и др.).
Но в 20—30-е годы, когда выступала Н. К. Крупская, математика рассматривалась как «чистая наука» и была далека, в понимании большинства, от жизни, от производства.
Н. К. Крупская полагала, что, не снижая теоретического уровня, уделяя должное внимание логической структуре курса математики, нужно не упускать и практическую, прикладную сторону. В математической науке наряду с проблемами «чистой» математики необходимы и прикладные исследования: «Надо вскрыть, что могут дать высшие звенья математики для понимания сил природы и овладения ими». Из прикладных математических наук Н. К. Крупская выдвигала прежде всего статистику, которая подводит к пониманию и умению планировать, контролировать качество продукции, учитывать, что так важно для управления социалистическим хозяйством. «Надо, чтобы изучение статистики было включено в программу школ взрослых», — писала Н. К. Крупская в 1937 г. В связи с широким проникновением математики не только в технику, естественные науки, но и общественные она предлагала пополнить программу по математике элементами статистики, теории вероятности, дифференциального и интегрального исчисления. Все это она рассматривала и как средство реализации связи в преподавании математики с жизнью, с производством.
Отмечая, что знание высшей математики помогает в овладении прикладными математическими науками, она вместе с тем советовала проявлять осторожность в вопросе о методологических основах их: «Теория вероятностей» и «математическая статистика» — области математики, к которым надо относиться с большой осторожностью, ибо они могут смыкаться с разными идеалистическими теориями».
Одним из важнейших методологических принципов, раскрытым Н. К. Крупской в содержании образования, является идея о взаимопроникновении, о взаимосвязи между отдельными науками, между отдельными учебными предметами. Связь между отдельными науками она рассматривала как объективную закономерность, отражающую связь между явлениями в природе и обществе.
Энгельс писал: «Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел». В статье «Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин» Н. К. Крупская ссылается на слова В. И. Ленина: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения».
Поскольку учебные предметы включают в себя ведущие положения наук, отражающие важные законы развития природы и общества, тезис материалистической диалектики о взаимных связях должен рассматриваться как объективная закономерность в обучении и должен быть отражен в содержании образования. Н. К. Крупская не только декларировала эту закономерность, не только осветила ее мировоззренческое и познавательное значение, но и показала ее конкретное отражение как в общественных, так и естественных учебных дисциплинах, причем особенно подробно именно в предметах естествознания.
Следует отметить, что идея о взаимозависимости различных областей человеческого знания отстаивалась Н. К. Крупской в обучении еще в 20—30-е годы. Особенно она подчеркивала воспитательное значение этой проблемы. Она полагала, что нельзя добиться формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения, если не синтезировать на основе единого метода знания, добытые отдельными науками.
В исследованиях по математике должны быть, по словам Н. К. Крупской, «перекинуты прочные мосты между математикой и астрономией, физикой и химией, с одной стороны, между математикой и общественными науками, с другой». Изучение произведений Маркса и Энгельса, писала она, «научило меня понимать, какое значение имеет математика для общественных наук», и «какое важное значение имеет математика для выработки... не просто материалистического миросозерцания, а диалектико-материалистического».
Нужно отметить, что мысль о связи математики с общественными науками была в те годы новой. Что касается других предметов естествознания — биологии, физики, химии и географии, то Н. К. Крупская также не только показала специфику каждого из них, но и связь их с общественными науками. С точки зрения методической она считала необходимым отразить связь в изучении отдельных математических дисциплин. Математик должен знать, писала она, основные отрасли математики, понимать, как они связаны между собой, как одна отрасль дополняет другую. Необходимо знать проблемы, которые она разрешает. Геометрию она советовала связывать с изучением арифметики, с обучением черчению, с изучением основ топографии. Обучение арифметике она рекомендовала как можно раньше связать с элементами алгебры и геометрии, а обучение биологии с основами гигиены и агрономии, обучение геологии связать с географией и почвоведением.
В статье «Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин» она писала, что экономическую географию надо рассматривать в связи с другими естественными науками — с геологическими изысканиями, с биологией, а также в связи с развитием техники, в частности с реконструкцией энергетической базы, с социалистической экономикой в целом.
Физическая география должна изучаться в связи с астрономией, физикой и химией. В 1937 г. в отзыве на учебник географии В. Д. Крупина она писала: «Крупину не нравится, что география связывается с другими смежными науками... Это неизбежно в географии, надо только, чтобы связь была реальна». Физика и химия, кроме курса математики, должны, полагала Н. К. Крупская, сочетаться с биологией. Все эти науки обеспечивают развитие биологии, а она в свою очередь помогает развитию этих наук.
Все эти диалектические положения — о взаимосвязи наук, о связи теории с практикой — должны, по мнению Н. К. Крупской, найти отражение в построении курсов и самом преподавании. Диалектический подход к изучению предметов требует рассмотрения их в «самодвижении», в развитии, что поможет определить узловые пункты, осознать наиболее трудные и важные моменты в преподавании, стимулирует развитие мыслительной деятельности. Такой подход не обозначает, поясняла она, что «надо пускаться в историю математики и тем более в рассказы биографий великих математиков».
Анализируя особенности общественных и естественных наук, Н. К. Крупская останавливалась на идеях, объединяющих их. Это — взаимосвязь явлений и фактов, сочетание теории с практикой. «Такой подход связывает все науки воедино одной общей целью, создает между ними внутреннюю связь громадной силы», — писала она.
Трудно переоценить значение высказываний Н. К. Крупской по вопросам содержания образования для развития мышления, формирования диалектико-материалистического мировоззрения, для всей теории коммунистического воспитания молодого поколения. Работы Н. К. Крупской по вопросам содержания образования составляют научный фундамент для обоснованного решения вопросов методики обучения и воспитания, что будет освещено в последующих главах.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +